Дополнительная общеобрзовательная программа социально-гуманитарной направленности "Лидер"
рабочая программа (9 класс)
Программа направлена на развитие гражданской активности детей и подростков, ориентированных на самоутверждение и самореализацию в системе детского общественного движения, что поддерживается государственной политикой в сфере образования и молодежной политики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 381.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лидер» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПин 2. 4. 4. 3172 – 14 от 20. 08. 2014г;Уставом МБОУ «СОШ №6» г. Сафоново.
Направленность программы – социально-патриотическая.
Школа создаёт благоприятные условия для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность, стимулирует учащихся к социальной активности и творчеству, воспитывает гражданина с высокой демократической культурой.
Рабочая программа подразумевает повышение информированности и компетентности учащихся в области коммуникативной культуры, совершенствование навыков общения и совместной деятельности, развитие личностных компетентностей ребенка: психологической, коммуникативной, социальной, культурной, профессиональной.
Актуальность программы
Программа направлена на развитие гражданской активности детей и подростков, ориентированных на самоутверждение и самореализацию в системе детского общественного движения, что поддерживается государственной политикой в сфере образования и молодежной политики.
В современном мире важными качествами человека стали социальная мобильность, коммуникабельность и конкурентоспособность. В связи с этим, одной из важнейших задач образовательно-воспитательного процесса в настоящее время стало развитие социальной активности.
Новизна заключается в том, что активная позиция лидера общественной организации воспитывается посредством практикоориентированной деятельности.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
- В рамках изучаемого курса подростки получают навыки эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с другими на основе взаимного уважения и сотрудничества.
- Благодаря обучению по программе у учащихся формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
- Занимаясь в кружке, учащиеся учатся азам ученического самоуправления, которые обеспечивают позитивную социализацию каждого; определяют творческий личностный потенциал для развития навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыки коллективной и руководящей деятельности; развивают навыки и способы конструктивного общения со сверстниками и взрослыми
Результативность дополнительной общеразвивающей программы «Лидер »
Диагностика сформированности компетентностей обучающихся
- способность работать в группе;
- способность высказывать свое мнение;
- способность к самоконтролю и рефлексии;
- способность управлять своим эмоциональным состоянием.
- умение публично выступать;
- способность работать в группе;
- проявление социальной активности;
- стремление к конечному результату;
- умение отстаивать свои взгляды и убеждения, аргументировано и грамотно вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
- проявление организаторских способностей;
- умение успешно выполнять задания;
- умение своевременно разрешать конфликтные ситуации.
- проявление организаторских способностей, управленческой культуры;
- проявление толерантности;
- умение договариваться в конфликтной ситуации;
- эмоциональная устойчивость;
- умение сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения.
- знания лидерской терминологии;
- основ толерантного общения;
- основных качеств лидера;
- умение контактировать с аудиторией;
- проводить различные игры, КТД, акции.
- знания: правил составления проекта, особенностей работы в команде, основ психологии общения;
- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию в различных источниках, планировать и проводить массовое мероприятие.
Беседы, тестирование, анкетирование, проведение игры, КТД, создание проекта, дебаты, упражнения, тренинги. Проекты (игровые и конкурсные программы, социальные проекты) дебаты, конкурсы, тренинги.
В результате работы по программе обучающие научатся:
- Использовать теоретические знания для анализа и решения проблем в коллективе;
- Сотрудничать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками;
- Самостоятельно организовывать творческую деятельность в рамках КТД;
- Проявлять качества лидера в различных жизненных ситуациях.
- осуществлять публичные выступления
- планировать и организовывать своё время
Воспитанники получат возможность научиться:
- Взаимодействовать со сверстниками, педагогами, младшими школьниками в ходе реализации коллективных творческих проектов;
- Выражать своё отношение к проблеме лидерства в коллективе.
В программе формируются следующие компетентности:
- презентационная
- познавательная
- социальная
Благодаря прохождению программы старшеклассник:
- определится со своей жизненной позицией, установит свое жизненное пространство;
- научится преодолевать жизненные трудности и препятствия;
- овладеет технологиями самоорганизации, самовоспитания, самовоспитания, самооценки;
- научится жить, работать взаимодействовать в коллективе;
- овладеет приемами и методами бесконфликтного общения;
- усвоит законы лидерства, успеха; познакомится поближе с успешными людьми;
- научится эффективно распределять свое время, с пользой проводить свой досуг.
Адресат программы:
программа рассчитана для детей среднего и старшего школьного возраста (11–17лет). Программа доступна для детей, проявивших выдающиеся способности (одаренные), детей ОВЗ и детей находящихся в трудной жизненной ситуации, а также родителей. Имеется возможность использования дистанционных образовательных технологий при реализации программы.
Срок освоения программы:
продолжительность обучения 1 год. Форма обучения – очная.
Объем программы:
годовая нагрузка - 68 часов.
Режим занятий:
Учебная программа предусматривает проведение занятий в творческом объединении 1 раз в неделю, продолжительность занятий 2 учебных часа.
Учебная группа - до 15 учащихся.
Цель программы:
содействие подрастающему поколению в реализации инициативы, самостоятельности и ответственности в социально значимой общественной деятельности по созиданию и защите интересов Отечества, самореализации и гражданском становлении детей на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с основными понятиями: лидерство, лидер, администратор, организатор, власть, риск, мотивация, конфликт, КТД;
- научить аргументировать свою точку зрения;
- сформировать умение планировать свою деятельность;
- познакомить учащихся с понятием, типами, причинами возникновения и развития конфликтов и возможными формами завершения конфликтов;
- обучить разрабатывать, оформлять и проводить КТД;
- познакомить учащихся с технологией создания и защиты проекта по теме.
Развивающие:
- развивать внимание, наблюдение, воображение, память, мышление;
- развивать коммуникативные навыки и организаторские способности;
- развивать умение представить себя;
- развивать умение устанавливать контакт в различных ситуациях общения (как благоприятного, так и неблагоприятного;
- развивать навык распознавания эмоций и чувств;
- развивать навык публичного выступления;
- развивать навыки рефлексии и обратной связи;
- развивать творческое мышление учащихся;
- развивать навыки контроля и регуляции эмоционального состояния;
- развивать потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
- развивать лидерские качества личности;
- развивать навыки, направленные на способы оказания помощи другим людям, сотрудничества, содействия и уважения к ним.
Воспитательные:
- формировать внутреннюю ценностную позицию личности по отношению к себе, собственному жизненному пути, окружающим людям,
- воспитывать чувство товарищества, чувства личной ответственности;
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, терпимость и др.);
- формировать самостоятельность в выработке собственного мнения;
- формировать устойчивые навыки конструктивного социального взаимодействия;
- формировать активную гражданскую позицию;
- формировать нравственный, эмоциональный и волевой компоненты мировоззрения детей;
- формировать потребность заниматься полезной деятельностью, умение включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.
Планируемые результаты
Личностные:
- освоение активного стиля общения;
- развитие лидерских качеств;
- умение работать в коллективе, помогать друг другу и быть внимательным по отношению к сверстникам;
- умение конструктивно разрешать конфликты;
- развитие самостоятельности, творческого подхода к заданиям;
- потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
- мотивация в дальнейшем расширять свои знания в этой области.
Метапредметные:
- развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
- развитие наблюдательности, настойчивости, усидчивости;
- развитие коммуникативных навыков и организаторских способностей;
- развитие уверенности в себе;
- развитие навыков самопрезентации и публичного выступления;
- развитие навыка рефлексии и обратной связи;
- развитие навыков контроля и регуляции эмоционального состояния;
- морально-психологическая устойчивость в преодолении трудностей.
Предметные:
- представление об основных понятиях: лидерство, лидер, администратор, организатор, власть, риск, мотивация, конфликт, КТД;
- умение устанавливать контакт в различных ситуациях общения (как благоприятного, так и неблагоприятного;
- умение аргументировать свою точку зрения;
- умение планировать свою деятельность;
- владение технологией проведения КТД (коллективного творческого дела);
владение технологией создания и защиты проекта по теме.
Формы контроля:
- Входная диагностика
- Промежуточная аттестация (проводится по итогам обучения за полугодие. К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся, занимающиеся по дополнительной общеобразовательной программе, вне зависимости от того, насколько систематично они посещали занятия);
- Итоговый контроль (представляет собой оценку качества усвоения обучающимися содержания дополнительной общеобразовательной программы по итогам учебного года. К итоговой аттестации допускаются все обучающиеся, закончившие обучение по дополнительной общеобразовательной программе и успешно прошедшие промежуточную аттестацию. Форма проведения итоговой аттестации - творческий проект.
Уровни освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Ниже среднего уровень (учащийся овладел менее чем половиной объёма знаний, предусмотренных программой).
Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более половины).
Высокий уровень (учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой)
Условия реализации программы
Для занятий необходимы: общая тетрадь, цветные карандаши, ручка, альбом. Компьютеры, сканер, принтер, проектор, который используется для подготовки к конференциям и конкурсам, для оформления исследовательских проектов и презентаций.
При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы, дидактические и методические материалы, определители, энциклопедии, таблицы.
Тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов | Формы контроля, аттестация | ||
теоретические | практические | Всего | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | анкетирование | |
2 | Формула успеха. | 3 | 3 | 6 | Беседа, наблюдение, опрос, анкетирование |
3 | Организаторская техника лидера | 3 | 4 | 7 | Беседа, наблюдение, анкетирование |
Школьное самоуправление. | 2 | 4 | 6 | ||
4 | Основные приемы формирования команды. | 2 | 4 | 6 | Беседа, наблюдение, анкетирование |
5 | Основные идеи методики коллективно- творческой деятельности | 3 | 4 | 7 | Беседа, наблюдение |
6 | Психология общения | 3 | 3 | 6 | Беседа, наблюдение, |
7 | Конфликтная компетентность | 3 | 5 | 8 | Беседа, наблюдение, |
8 | Портфель лидера | 2 | 6 | 8 | Беседа, наблюдение, |
Игровое моделирование действительности | 2 | 4 | 6 | Беседа, наблюдение, анкетирование | |
Здоровый образ жизни | 2 | 4 | 6 | Беседа, наблюдение, анкетирование | |
10 | Итоговая аттестация | 1 | 1 | Проект | |
Итого: | 26 | 42 | 68 |
Содержание учебного плана
Вводное занятие (1 ч)
Теоретическая часть Знакомство с группой, ознакомление с программой.
Форма контроля: анкетирование.
Формула успеха.(6)
Теоретическая часть Структура личности лидера. Типы лидеров.
Практическая часть Тест по выявлению лидерских качеств. Работа с результатами теста. Упражнения на развитие лидерских качеств. Составление портрета лидера. Тренинг "Я – лидер».
Форма контроля: анкетирование.
Организаторская техника лидера.(7)
Теоретическая часть Принципы организаторской деятельности.
Практическая часть Деловая игра «Выборы», Тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение.
Форма контроля: анкетирование.
Основные приемы формирования команды.(6)
Теоретическая часть Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива.
Практическая часть Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие. Лидерство в детской организации. Практикум "Как вести за собой".
Форма контроля; анкетирование.
Школьное самоуправление.(6)
Теоретическая часть Самоуправление в детской организации. Устав ученического самоуправления. Структура ученического самоуправления. Практическая часть Разработка модели ученического самоуправления, составление плана-сетки.
Форма контроля: анкетирование.
Основные идеи методики коллективно- творческой деятельности (7)
Теоретическая часть Коллективно-творческое дело. Виды КТД. Методика организации и проведения КТД: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение дела, коллективное подведение итогов.
Практическая часть Работа над ролью-заданием, проведение коллективно- творческого дела, разработка своего КТД по стадиям. Игра-тренинг "Мой первый сценарий«
Форма контроля: анкетирование.
Психология общения.(6)
Теоретическая часть Овладение способами эффективного общения. Общение в группе. Коммуникативные умения и навыки
. Практическая часть Игры на взаимодействие сплочение команды. Тренинг "Развитие коммуникативных навыков".
Форма контроля: анкетирование.
Конфликтная компетентность.(8)
Теоретическая часть Различные стратегии поведения человека в конфликтных ситуациях. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их причины и возможности преодоления.
Практическая часть Упражнения по конфликтной компетентности подростка. Тренинг "Разрешение конфликтов«.
Форма контроля: анкетирование.
Портфолио лидера(8)
Теоретическая часть Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.
Практическая часть Игры на взаимодействие, сплочение. Подготовка своего портфолио.
Форма контроля: анкетирование.
Игровое моделирование действительности (6)
Теоретическая часть Игровые методики. Интеллектуальные игры. Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и лидерских качеств у молодежи.
Практическая часть Отработка социальных навыков в игре. Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры.
Форма контроля: анкетирование.
Здоровый образ жизни.(6)
Теоретическая часть Понятие «здоровый образ жизни». Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни. Составляющие ЗОЖ. Понятие «здоровый человек». Игры и упражнения на взаимодействие. Подвижные игры.
Форма контроля: анкетирование.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Форма занятия | Коли чество часов | Тема занятия | Форма контроля | |
1 | Сентябрь | Комбинированное | 1 | Вводное занятие Знакомство с группой, ознакомление с программой. | Входной Анкетирование | |
6 | Формула успеха. | |||||
2-7 | Сентябрь | Комбинированное | 1 | Структура личности лидера. | Текущий Беседа, анкетирование. | |
Комбинированное | 2 | Типы лидеров. | Текущий Беседа, наблюдение, | |||
Комбинированное | 3 | Тест по выявлению лидерских качеств. Упражнения на развитие лидерских качеств. Составление портрета лидера. Тренинг "Я – лидер». | ||||
7 | Организаторская техника лидера | |||||
8-14 | Сентябрь Октябрь | Комбинированное | 2 | Принципы организаторской деятельности | Текущий | |
Комбинированное | 1 | Тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение. | Текущий | |||
Комбинированное | 4 | Деловая игра «Выборы», | Анкетирование Текущий | |||
6 Школьное самоуправление. | ||||||
15-20 | Октябрь Ноябрь | Комбинированное | 1 | Самоуправление в детской организации. | Текущий Анкетирование | |
Комбинированное | 1 | Устав ученического самоуправления. | Текущий | |||
Комбинированное | 4 | Структура ученического самоуправления. Разработка модели ученического самоуправления, составление план-сетки. | Текущий | |||
6 | Основные приемы формирования команды. | |||||
21-26 | Ноябрь | Комбинированное | 2 | Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. | Текущий | |
Комбинированное | 2 | Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие. Лидерство в детской организации | Текущий | |||
Комбинированное | 2 | Практикум "Как вести за собой | Текущий анкетирование. | |||
7 | Основные идеи методики коллективно- творческой деятельности | |||||
27- 33 | декабрь | 1 | Коллективно-творческое дело. Виды КТД. | Текущий | ||
Комбинированное | 2 | Методика организации и проведения КТД: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение дела, коллективное подведение итогов | Текущий | |||
Комбинированное | 4 | Работа над ролью-заданием, проведение коллективно-творческого дела, разработка своего КТД по стадиям. Игра-тренинг «Мой первый сценарий» | Промежуточный | |||
6 | Психология общения | |||||
34- 39 | январь | Комбинированное | 1 | Овладение способами эффективного общения. Общение в группе. | Текущий | |
Комбинированное | 1 | Коммуникативные умения и навыки | Текущий Анкетирование | |||
Комбинированное | 2 | Тренинг "Развитие коммуникативных навыков". | Текущий | |||
Комбинированное | 2 | Игры на взаимодействие сплочение команды. | Текущий | |||
8 | Конфликтная компетентность | |||||
40- 47 | Февраль | Комбинированное | 3 | Различные стратегии поведения человека в конфликтных ситуациях. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их причины и возможности преодоления. | Текущий | |
Комбинированное | 3 | Упражнения по конфликтной компетентности подростка. | Текущий Анкетирование | |||
Комбинированное | 2 | Тренинг «Разрешение конфликтов». | Текущий | |||
8 | Портфель лидера | |||||
48- 55 | Март- | Комбинированное | 2 | Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс. | Текущий | |
Комбинированное | 2 | Игры на взаимодействие, сплочение. | Текущий Анкетирование | |||
Комбинированное | 4 | Подготовка своего портфолио | Текущий | |||
6 | Игровое моделирование действительности | |||||
56- 61 | Апрель | Комбинированное | 1 | Игровые методики. Интеллектуальные игры.
| Текущий | |
Комбинированное | 1 | Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и лидерских качеств у молодежи | Текущий | |||
Комбинированное | 4 | Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры. | Текущий Анкетирование | |||
6 | Здоровый образ жизни | |||||
62- 67 | Май | Комбинированное | 1 | Понятие «здоровый образ жизни». Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни. | Текущий Анкетирование | |
Комбинированное | 1 | Составляющие ЗОЖ. Понятие «здоровый человек». | Текущий | |||
Комбинированное | 4 | Игры и упражнения на взаимодействие. | Текущий | |||
68 | май | Комбинированное | 1 | Подвижные игры. | Итоговый | |
Итого | 68 |
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Основной формой проведения занятий является социальный тренинг, так как тренинговая форма обучения является наиболее эффективной для того, чтобы сформировать у обучающихся практические навыки. На тренинге участники обучающего процесса имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. В тренинге информация усваивается быстрее, участники активно вовлекаются в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.
Особое место в программе отводится играм, представляющим собой целостное, законченное действо, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил. Игровые формы снимают внутренние зажимы и запреты. А при таких условиях обучение становится самой жизнью с яркими эмоциональными переживаниями, активным мыслительным процессом, мощной динамикой личностного роста.
Она позволяет участникам получить опыт для их настоящей, реальной жизни. В программе используется несколько видов игр:
Игровые «ободочки». Игровой сюжет выступает обрамлением, фоном, на котором решаются развивающие задачи.
«Игры-проживания». Индивидуальное и групповое освоение игрового пространства, построение его в рамках межличностных отношений, осмысление ценностей личного бытия в создавшейся жизненной ситуации.
«Игры-драмы». Самоопределение каждого участника в игровой ситуации, совершение им ценностно-смыслового выбора и проживания его последствий.
«Деловые игры». В играх данного вида происходит освоение и осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений с другими людьми.
Групповая дискуссия представляет собой совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить мнения, позиции и установки) участников группы в процессе непосредственного общения.
В программе также используется проектная технология, основной целью которой является создание условий для развития умения старшеклассников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки проекта. Проект представляет собой деятельность одного учащегося или группы, в которой они самостоятельны и активны на протяжении всего цикла: сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, выполняют поставленные задачи и облекают результат работы в явную значимую форму, которая может быть представлена
Формы подведения итогов реализации программы
- Вводный контроль – проводится в начале года с целью определения уровня готовности обучающихся к обучению (тест, беседа, педагогическое наблюдение).
- Текущий контроль – проходит на каждом занятии. Педагог следит за правильностью усвоения нового материала (мини-опрос, наблюдение, тестирование, коллективный анализ, самоанализ, выполнение упражнений).
- Комплексный контроль – проходит после изучения каждого раздела программы (тестирование, викторины, участие в конкурсах, проведение игр, КТД.
- Презентация творческих работ, защита рефератов, участие в творческих конкурсах, разработка конкурсных и игровых программ).
- Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, для того, чтобы выявить уровень полученных знаний и умений, приобретенных в данном учебном году. (Итоговое занятие, защита проекта, самостоятельная организация и проведение КТД, игровой программы, портфолио лидера).
Основными способами оценки реализации программы являются:
- Начальная диагностика
- Итоговая диагностика
- Психологические тесты.
- Проектная деятельность.
Оценочные материалы
Методы диагностики результатов работы:
- Метод опроса (беседа, анкетирование);
- Метод тестов (методика «КОС», тест-опросник «Могу ли я быть лидером?» Е. Жариков, методика самооценки лидерских качеств А. Н. Лутошкина);
- Проективная методика «Автопортрет» Е. С. Романовой, С. Ф. Потемкиной (цель – диагностика свойств личности);
- Диагностика «Психологическая оценка организаторских способностей в рамках организуемой группы» Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышов, П. Н. Фетиский (с целью оценки организаторских способностей);
- Метод статистического анализа полученных данных (наблюдение – в ходе занятий, эксперимент – в ходе тренингов, игровой деятельности, общения со сверстниками);
- Методика «Лесенка» на выявление уровня самооценки
Формы аттестации
Для определения результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы «Лидер» предполагается использовать следующие формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: педагогическое наблюдение, защита творческих проектов, анкетирование, тестирование, публичное выступление, опрос, диагностики.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- аналитический материал по результатам проведения диагностик,
- участие в проектной деятельности,
- оценочные листы,
- защита творческих работ,
- участие в конкурсах.
Методические материалы
При обучении используются следующие методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, анализ текста);
- эвристические («нахожу», «открываю»);
- наглядные (демонстрация схем, таблиц, образцовых работ, видеоматериала, наблюдение, работа по образцу и т.д.);
- практические (упражнения, задания, тренинги т.д.);
- игровые (ролевые, деловые, интеллектуальные, творческие, подвижные и др.);
- частично-поисковый, исследовательский, проблемный, дискуссионный;
- методы проектов;
- методы контроля и коррекции.
Методы воспитания: методы мотивации и стимулирования: поощрение, порицание, методы эмоционального стимулирования, убеждение.
В процессе обучения запланированы различные формы совместной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся: беседы, лекции, ролевые, интерактивные, деловые, психологические игры, «свободный микрофон», тренинговые занятия, мастер-класс, тестирование, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах, участие в конкурсах, фестивалях и др. Большое внимание в программе уделяется различным видам игр и тренингам, т.к. игра – это средство формирования лидерских качеств, организаторских навыков. Творческие способности, возможность реализовать собственный потенциал подростков раскрываются посредством участия в социальных проектах.
Формы организации образовательного процесса.
В основе обучения лежат групповые занятия, используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы, микрогруппы.
Педагогические технологии.
На основе личностно-ориентированного подхода при обучении по данной программе используются следующие педагогические технологии:
- личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
- технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, метод проектов);
- педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
- технология КТД;
- технология ТРИЗ;
- проблемное обучение;
- коммуникативная технология;
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения;
- здоровьесберегающая технология,
- технология портфолио,
- технология - дебаты, технология исследовательской и проектной деятельности.
Список литературы
Литература для педагога
- Викулова, М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка / М. А. Викулова. – М.: Автореферат кандидат пед. Наук, 1990. – с. 54 – 64
- Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – с.115 – 120
- Лутошкин, А. Н. Как вести за собой / А. Н. Лутошкин. – М.: «Просвещение» , 1986. – 206 с.
- Немов, Р. С. Психология: учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов.- 4 изд.-М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- Н. 3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- с. 227 – 255.
- Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. – М.: 1995. – с. 25 – 32
- Папир, О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореферат канд. Пед. Наук / О. О. Папир. – М.: 1993. – с. 15 – 17
- Маркеева М. В., Исайчева А. В. Психологическая помощь подросткам по развитию лидерских качеств в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 109-111.
- Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие / М. Ю. Савченко/ под ред. Л. А. Обуховой. – М.: «ВАКО», 2008. – 240 с.
Литература для обучающихся
- Зинченко, В. П. Как построить свое «Я»/ под ред. В. П. Зинченко. - М.: «Педагогика». 1991. – 136 с.
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день/ Н. И. Козлов. – М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 1999. – 336 с.
- Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008.
- Селевко Г.К. Управляй собой – сборник развивающих занятий для учащихся 10 классов/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2006. -112 с.
- Селевко Г.К. Познай себя/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2006. – 96 с.
- Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2000. – 112 с..
- Селевко Г.К. Научи себя учиться/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2007.
- Селевко Г.К. Найди себя/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2003.
- Селевко Г.К. Сделай себя сам/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2004.
- Петровский А.В. Быть личностью/А. В. Петровский. - М.: Педагогика, 1990. - 112 с.
- Цукерман Г.А. Психология саморазвития/ Г. А. Цукерман. - М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТИН-КЛУБ»
Аннотация к программе дополнительного образования «Тин-клуб» Программа составлена на основе концепции развития дополнитель...

Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Основы волонтерской деятельности»
Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Основы волонтерской деятельности» для детей 14-18 лет. Добровольчество - один из основных ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности направленности "Школа раннего развития"
Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности направленности "Школа раннего развития"...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Звёздный английский» для обучающихся 7 класса.
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Звёздный английский» для обучающихся 7 класса направлена на обеспечение допо...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Мир цвета и чувств"
В результате освоения программы «Мир цвета и чувств» обучающиеся получат комплекс знаний в области регуляции эмоциональных состояний средствами арт-терапии, приобретут определённые умения ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Уроки красоты"
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Уроки красоты"...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Основы финансовой грамотности»
Освоение финансовой грамотности имеет большое значение в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное...