Внеурочное мероприятие "Саамы-коренной народ Севера"
методическая разработка

Румянцева Анастасия Александровна

Саамы - удивительный коренной народ северных земель, племена Лапландии, о которых знали ещё античные историки. Сегодня среди его представителей немало известных личностей. Это люди с особенной внешностью северян, необыкновенными верованиями и традициями, которые саамы обязательно сберегут для своих потомков. Давайте получше узнаем об этом удивительном, малочисленном народе Мурманской области!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_saamy_-_korennoy_narod_severa.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного мероприятия

Учитель

Румянцева Анастасия Александровна

Класс

2 класс

Тема занятия

 «Саамы - коренной народ севера»

Форма проведения  

 Урок-игра

Время проведения

40 мин

Цель мероприятия

Формирование интереса к культурному наследию Мурманской области, развитие вовлеченности в судьбу родного края ; воспитание уважительного отношения к малочисленным народам России.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к культуре и традициям народов России;

- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира;

- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развивать умения работать с информацией;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

- формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формировать уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.

Заинтересованность учащихся в тематике предлагаемого внеурочного мероприятия  

высокая

Направление внеурочной деятельности

общекультурное

Вид внеурочной деятельности   

познавательно-игровая

Оборудование занятия:

Проектор, ПК, колонки для воспроизведения презентации, видео и аудио материалов, цветные карандаши и распечатки флага Саамов (черно-белые).

 

Сценарий проведения внеурочного мероприятия по теме: «Саамы - коренной народ севера»

 

Юнармеец 1: Здравствуйте ребята! Помните нас?

(Ответы обучающихся)

Юнармеец 2: Верно, мы юнармейцы отряда________________ школы_____________.

Юнармеец 1: А знаете ли вы, кто такие Саамы?

(Ответы обучающихся)

Слайд 1

Юнармеец 2: Саамы, также известные как саамы или сапми, являются коренным народом Северной Европы, населяющим территории Норвегии, Швеции, Финляндии и России. У них богатое и разнообразное культурное наследие, сформированное столетиями жизни в тесной гармонии с арктической окружающей средой.

Слайд 2

Юнармеец 1: Саамы имеют историю, насчитывающую тысячи лет, свидетельства их присутствия найдены в археологических памятниках, относящихся к доисторическим временам. В начале 9  века они столкнулись с колонизацией, ассимиляцией и дискриминацией, что повлияло на их образ жизни и традиционные территории. В 20-м веке были предприняты усилия по возрождению и сохранению саамской культуры, языка и прав, что ознаменовало новую главу в их истории. Начали появляться Саамские поселения, о культуре этого народа стало известно в широких массах населения по всей Мурманской области.

Слайд 3

Юнармеец 2: Саамы имеют глубоко укоренившиеся обычаи оленеводства, рыбалки, охоты и ремесел, которые являются неотъемлемой частью их образа жизни. Исторически они вели кочевой или полукочевой образ жизни, адаптируясь и процветая в суровых арктических условиях.

Слайд 4

Юнармеец 1: Саамы имеют свой язык. Саамский язык, имеющий несколько диалектов, является одним из языков коренных народов Европы, на котором до сих пор говорят. Их богатое литературное наследие включает мифы, сказки и поэзию, передаваемые из поколения в поколение устно, что отражает их глубокую связь с природой и духами.

Слайд 5

Юнармеец 2:  Ремесла Саамов также очень разнообразны: от красочных дуоджи (ремесленных изделий) и традиционной одежды с замысловатыми узорами до ярких изобразительных искусств — саамское искусство отражает их уникальную культурную самобытность. Саамские художники часто черпают вдохновение из окружающей их природы, включая в свои произведения мотивы животных и природы.

 Юнаармеец 1: Саамы, которые жили в условиях долгой зимы и полярной ночи очень любили яркие цвета. Вот и их флаг сочетает в себе яркие краски!

Слайд 6

Юнармеец 2: Сейчас мы предлагаем воссоздать Саамский флаг.

(Раздают, подготовленные материалы. Приложение 1. Дети раскрашивают флаг соответствующими цветами.)

Слайд 7

Юнармеец 1: Но и по сегодняшний день, Сааамы испытывают трудности.Они продолжают сталкиваться с борьбой за землепользование и владение землей, часто противоречащей промышленным и государственным интересам.Глобализация и модернизация создают проблемы для сохранения их традиционного образа жизни и культурных практик.

Слайд 8

Юнармеец 2: Для сохранения культуры Саамов делается многое. Прилагаются активные усилия по защите прав, земель и культурного наследия саамов как на местном, так и на международном уровне. Программы возрождения направлены на сохранение и продвижение саамского языка, традиций и систем знаний для будущих поколений. Увеличение представительства в политической сфере и сотрудничество с руководящими органами имеют важное значение для продвижения интересов

Слайд 9

Юнармеец 1: У народа саамов есть непреходящее наследие устойчивости, адаптивности и культурной активности, которое глубоко переплетено с их уникальной арктической средой. Крайне важно признать и решить проблемы, с которыми сталкиваются саамы, включая угрозы их культуре, землям и правам.Крайне важно признать и решить проблемы, с которыми сталкиваются саамы, включая угрозы их культуре, землям и правам.

Юнармеец 2: А теперь мы предлагаем вам встать со своих мест и станцевать вместе с нами национальный Саамский танец.

( дети смотрят видео и повторяют движения)

https://disk.yandex.ru/i/ZKatXYftAX1QeQ

Слайд 10

Юнармеец 1: Вот такая необычна и интересная жизнь у коренного народа севера -Саамов.

Благодарим за внимание!

Приложение 1

IMG_256


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы к олимпиаде по "Культуре народов Севера"

В данной работе представлены вопросы к олимпиаде по предмету "Культура народов севера" для учащихся 5- 7 классов....

Авторская программа "Искусство народов Северо-Востока"

Программа для учащихся 5-8 классов включает в себя сведения о культуре,искусстве,вероисповеданиях, предметах быта, жилище народов Северо- Востока. Рассчитана на 17 часов/0,5 часа в неделю....

Искусство народов Севера Тема: Эскиз игольницы «НАМТ»

Знакомство учащихся с изготовлением игольницы. Последовательность выполнения работы, украшение середины и краев игольницы. Развивать чувство ритма и  цвета. Словарная работа: «намт»- игольн...

Методическая разработка по физической культуре "Путешествие по играм народов Севера"

Цель:Приобщение учащихся к традиционной народной празднично-игровой культуре.Задачи: Познакомить с играми народов СевераРазвивать физические качества детей среднего школьного возраста(быстроту двигате...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры народов Севера" 1 - 4 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры народов Севера" 1 - 4 классы...