РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Игры народов Севера» 4А класса
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из центральных линий Стандартов второго поколения выступают задачи формирования разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизация трудовой деятельности и организация активного отдыха.
Рабочая программа «Игры народов Севера» в начальной школе выполняет особую роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика программы состоит в том, что она строится на психологической и дидактической базе, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и физического развития. Игры народов Севера имеют многовековую историю, они всегда были очень важны при воспитании, так как способствуют максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых для всех видов деятельности. Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующая точным и своевременным выполнением задания, связанного с обязательными для всех правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры пробуждает ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.
Эмоционально насыщенные, яркие и разнообразные по содержанию, игры социальны по своей сущности, так как отражают опыт человеческих отношений, формируют нравственность ребёнка и укрепляют его здоровье.
В играх познаются различные свойства предметов, разнообразные стороны жизни. При помощи игры ребята получают информацию. Она поступает к ним без насилия и нажима. Основными мотивами является интерес, положительные эмоции, сопровождаемые чувством радости.
Психология ребёнка такова, что он видит и переживает, отражается в его поступке, действии. Ребёнок постоянно стремится к деятельности, к общению, не имея возможности удовлетворить эту потребность в другой форме, кроме как в игре. Это - один из факторов, привлекающих детей к игре.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих обучающихся.
Данная программа является наиболее актуальной, так как способствует развитию разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, физическому развитию, укреплению здоровья оказывает влияние на воспитание ума, характера, воли, развивает нравственные чувства и творческие способности, создаёт определённый духовный настрой, интерес к истории, культуре своего края. Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. По степени новизны программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах, или дополняет их.
Цель программы: содействие укреплению здоровья, приобщению детей к культуре народов Севера в процессе активного их участия в играх и состязаниях.
Задачи:
- укреплять здоровье младших школьников;
- активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить слабослышащих обучающихся с разнообразием подвижных игр народов Севера;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость,
- воспитывать культуру игрового общения, целеустремлённость, самостоятельность, ценностное отношения к подвижным играм как
наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Материал Рабочей программы «Игры народов Севера» разделен по блокам, которые выдаются последовательно.
1. Игры с бегом.
2. Подвижные игры на развитие ловкости, выносливости.
3. Подвижные игры на развитие внимания.
4. Силовые игры народов Севера.
Это связано с тем, что слабослышащие обучающиеся таким образом легче запоминают и перерабатывают полученную информацию.
Особенности реализации программы.
Рабочая программа «Игры народов Севера» рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочной деятельности и рассчитана на слабослышащих обучающихся 4А класса, объёмом 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня по 45 минут. Место проведения занятий – пришкольная площадка. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 10-11 лет.
II. Предполагаемые результаты:
Реализация данной Рабочей программы предполагает:
- понимание подвижной игры как средства организации здорового образа жизни;
- умение применять игры самостоятельно;
- понимание подвижной игры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- восприятие спортивного соревнования как культурно–массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения;
- владение умением вести диалог в доброжелательной форме, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
Программа реализуется через следующие формы:
На занятиях применяются разные формы подвижных игр: сюжетно ролевые игры (участники сами определяют цель и правила игры); игры-
забавы; имитирующие игры; игры-соревнования, эстафеты. Основные формы проведения занятий: групповая и коллективная.
III. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов | Кол-во часов | Универсальные учебные действия | |
Ауд. | Внеауд. | ||||
I. | Игры с бегом. | 9 | 1 | 8 | Познакомить с играми народов Севера |
1 | Какой народ живёт на Севере? | 1 | 1 | Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно. Донесение своей позиции до других, владея приёмами монологической и диалогической речи, понимание позиции других взглядов, интересов, умение договариваться с другими, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что -то сообща. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний. Предоставить детям возможность узнать о важности активного образа жизни. Увеличить перечень активных игр для детей. Учить работать по предложенному учителем плану. | |
2 | Игра : «Тюленьи бега» | 1 | 1 | ||
3 | Игра: «Каюр и собаки» | 1 | 1 | ||
4 | Игра: «Охота на оленей» | 1 | 1 | ||
5 | Игра: «Важенка и оленята» | 1 | 1 | ||
6 | Игра: « Охота на куропаток» | 1 | 1 | ||
7 | Игра: « Волк и олени» | 1 | 1 | ||
8 | Игра : «Догонялки» | 1 | 1 | ||
9 | Соревнования. | 1 | 1 | ||
II. | Подвижные игры на развитие ловкости, выносливости. | 7 | 0 | 7 | Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; Ценностные установки, нравственная ориентация, личностная саморефлексия. Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. |
10 | Игра: «Жмурки» | 1 | 1 | ||
11 | Игра : «Птицелов» | 1 | 1 | ||
12 | Игра : «Северный и южный ветер» | 1 | 1 | ||
13 | Игра : «Ловкий оленевод» | 1 | 1 | ||
14 | Игра : « Успей поймать» | 1 | 1 | ||
15 | Игра : «Быстрый оленевод» | 1 | 1 | ||
16 | Соревнования. | 1 | 1 | ||
III. | Подвижные игры на развитие внимания. | 10 | 1 | 9 | Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно. Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину. Поиск и выделение необходимой информации; Учет разных мнений выполнение действий по алгоритму. |
17 | Развиваем внимание. | 1 | 1 | ||
18 | Игра : «Куропатки и ягодки» | 1 | 1 | ||
19 | Игра : «Звери и птицы» | 1 | 1 | ||
20 | Игра : «Охота на куропаток» | 1 | 1 | ||
21 | Игра : «Лук и стрелы» | 1 | 1 | ||
22 | Игра : «Льдинки, ветер и мороз» | 1 | 1 | ||
23 | Игра : «Луна и солнце» | 1 | 1 | ||
24 | Игра : «Оленьи упряжки» | 1 | 1 | ||
25 | Игра : «Бой лосей» | ||||
26 | Самостоятельная организация детьми игр по выбору под руководством воспитателя. | ||||
IV. | Силовые игры народов Севера | 8 | 1 | 7 | Учет разных мнений, координирование разных позиций. Разрешение конфликтов; Учиться работать по определенному алгоритму. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции. Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний. |
27 | Что такое силовые игры народов Севера? | 1 | 1 | ||
28 | Игра : «Перетягивание на руках» | 1 | 1 | ||
29 | Игра : «Кто бросит дальше?» | 1 | 1 | ||
30 | Игра : «Кто быстрее встанет?» | 1 | 1 | ||
31 | Игра: « Перетягивание на палках» | 1 | 1 | ||
32 | Игра «Бой оленей» | 1 | 1 | ||
33 | Игра «Перетягивание каната» | 1 | 1 | ||
34 | Коллективные игры – соревнования. | 1 | 1 |
IV. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
I. | Игры с бегом. | 9 | Знакомство с общим содержанием курса «Игры народа севера». | ||
1 | Какой народ живёт на Севере? | 1 | Рассказать о народах Севера их быте, традициях, играх. | ||
2 | Игра : «Тюленьи бега» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Беседа «Профилактика простудных заболеваний». Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
3 | Игра: «Каюр и собаки» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
4 | Игра: «Охота на оленей» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
5 | Игра: «Важенка и оленята» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Беседа «Осанка». Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
6 | Игра: « Охота на куропаток» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
7 | Игра: « Волк и олени» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
8 | Игра : «Догонялки» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Беседа «Учимся самостоятельно подводить итог игры». Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
9 | Соревнования. | 1 | Игровые командные состязания с использованием изученных игр. | ||
II. | Подвижные игры на развитие ловкости, выносливости. | 7 | |||
10 | Игра: «Жмурки» | 1 | Познакомить детей с понятием ловкость, провести игры. Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
11 | Игра : «Птицелов» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
12 | Игра : «Северный и южный ветер» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
13 | Игра : «Ловкий оленевод» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
14 | Игра : « Успей поймать» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Беседа: «Правила поведения во время игры». Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
15 | Игра : «Быстрый оленевод» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
16 | Соревнования. | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Беседа: «Правила поведения во время игры». Подведение итогов 3 четверти. Спортивные состязания «Выше, дальше и быстрее» с использованием выученных игр. | ||
III. | Подвижные игры на развитие внимания. | 10 | |||
17 | Развиваем внимание. | 1 | Познакомить детей с понятием внимание с его видами. Провести игры на внимание. | ||
18 | Игра : «Куропатки и ягодки» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Беседа «Как закалять свой организм». Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
19 | Игра : «Звери и птицы» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
20 | Игра : «Охота на куропаток» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Беседа «Жизненно важные правила» (правила оказания первой помощи пострадавшему от травмы). Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
21 | Игра : «Лук и стрелы» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Беседа: «Правила поведения во время игры». Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
22 | Игра : «Льдинки, ветер и мороз» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разучивание считалок. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
23 | Игра : «Луна и солнце» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Беседа «Развиваем грацию и пластику»» Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
24 | Игра : «Оленьи упряжки» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание считалок. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
25 | Игра : «Бой лосей» | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Беседа «Как правильно ходить и бегать». Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление изученных игр: «Охота на волка», «Льдинки, ветер и мороз» | |||
26 | Самостоятельная организация детьми игр по выбору под руководством воспитателя. | Инструктаж по технике безопасности. Самостоятельная организация детьми игр по выбору под руководством воспитателя. | |||
IV. | Силовые игры народов Севера | 8 | Познакомить с понятием силовые игры. | ||
27 | Что такое силовые игры народов Севера? | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
28 | Игра : «Перетягивание на руках» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
29 | Игра : «Кто бросит дальше?» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Беседа: «Правила поведения во время игры». Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
30 | Игра : «Кто быстрее встанет?» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разучивание считалок. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
31 | Игра: « Перетягивание на палках» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
32 | Игра «Бой оленей» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Беседа «Как правильно ходить и бегать». Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление изученных игр: «Кто дальше бросит», «Перетягивание на палках» | ||
33 | Игра «Перетягивание каната» | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Беседа «Вода и питьевой режим». Разучивание игры. Проведение игры. Закрепление игры. | ||
34 | Коллективные игры – соревнования. | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Подведение итогов за год»Чему мы научились». Весёлые игры, забавы и состязания. |
V. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Библиотечный фонд (для учителя)
1.Городенко Д. Устное народное творчество народов ханты и манси.// Югра.- №9-10,2000.
2.Жедик Ю. Куклы Нерым-ях. //Югорское детство.-№4, 2012.-С.22
3.Мифологическое время: альбом-каталог. Государственный музей Природы и человека Ханты-
Мансийск/сос.Е.В.Перевалова, С.В.Лезова, А.В.Головнев- М.: Эпифания, 2003.
4. Няруй В.Н, Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: ООО «Миралл», 2005.
5.Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера.
6. Степанова Г.А. «Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера»
Из-во «Институт повышения квалификации и развития регионов образования», 2003г
7.Фёдорова Л.В..- «Ямальский калейдоскоп: Учеб. пособие по литературному краеведению: 2 класс Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003
Библиотечный фонд (для обучающихся)
1. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
2. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198
3. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
4. Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
5. Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001
6. Степанова Г.А. «Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера»
Из-во «Институт повышения квалификации и развития регионов образования», 2003г
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- компьютер
- медиапроектор
- интерактивная доска
- спортивные сооружения и спортивный инвентарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка » в рамках ФГОС для 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению«Общая физическая подготовка »в рамках ФГОС для 5 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка » в рамках ФГОС для 5 класса
Программа общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом и...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 5-9 классов
Актуальность программы заключается в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореа...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для 5А и 5Б классов на 2018-2019 учебный год.
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТИВНЫЙ МАРАФОН» В РАМКАХ ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Физкультура для всех » 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Физкультура для всех » 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика» Для 5-6 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика»Для 5-6 ...