«Метод проектов как средство развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями в здоровье»
материал

Носова Лариса Николаевна

Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Рыбновская школа – интернат

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

«Метод проектов как средство развития творческих способностей у

детей с ограниченными возможностями в здоровье»

Подготовила:

воспитатель 2 семьи

Носова Л. Н.

г. Рыбное, 2025 г.

Творчество, – пишет В.В.Давыдов, – является уделом всех,… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.

Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей, открывает каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности. Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью. Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне.

Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребенка.

Мы говорим, что творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Школа сегодня старается идти в ногу со временем. Очень актуально сегодня звучат слова А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к нему приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».

Значит, чрезвычайно важно было показать детям, что приобретаемые знания им могут и должны пригодиться в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, проблема, для решения которой ему необходимы новые знания – те, что еще предстоит приобрести.

Формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков основывается на системно - деятельностном подходе, включающем в процесс корректировки современные образовательные технологии. Возникает проблема поиска методов и форм коррекционного воздействия, которые помогут ребёнку овладеть способами действий, необходимых для его развития и самосовершенствования.

Одно из ведущих мест среди таких методов принадлежит методу проектов. Метод проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Преимущества метода проекта:

• Он даёт возможность организовать учебно - воспитательную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

• Успешно интегрируется в воспитательный процесс;

• Обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;

• Позволяет приобретать воспитанникам опыт социального взаимодействия. Сплачивает детей, развивает коммуникативность.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая рефлексию результатов деятельности. Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что воспитанники школ - интернатов не всегда могут применить свои знания и умения, в самостоятельной жизни.

Участвуя в проектной деятельности, каждый воспитанник может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор. Занятия методом проектирования – это удел не только учителей – иноваторов, но и воспитателей. Особо важно заниматься творческой, научно – поисковой деятельностью начиная с младшего школьного возраста, когда идёт активное формирование различных процессов и их личностное и социальное становление.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность воспитанников - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Основными этапами проектной деятельности являются:

• мотивационный (я, как педагог заявляю общий замысел, создаю положительный мотивационный настрой; воспитанники обсуждают, предлагают свои идеи) ;

• планирующий – подготовительный (определяем тему и цели проекта, формулируем задачи, вырабатываем план действий, согласовываем способы совместной деятельности) ;

• информационно-операционный (воспитанники собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; я наблюдаю, координирую, поддерживаю, сама являюсь информационным источником) ;

• рефлексивно-оценочный (воспитанники представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, я выступаю участником коллективной оценочной деятельности).

Для развития творчества у детей с ОВЗ - педагоги главная движущая сила. В настоящее время активно используются различные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность. Не все воспитанники в силу их индивидуальных особенностей (уровня интеллектуального и физического развития) могут самостоятельно выполнить задание, поэтому воспитатель совместно с воспитанниками в обсуждении определяет тему проекта, ставит цели и задачи предстоящей работы, определяет направления работы.

При организации проектной деятельности встречается много трудностей, но положительные стороны очевидны:

– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения) ;

– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил) ;

– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПУ)

– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

При правильно подобранных методах и поставленных целях при создании проекта, дети с ограничениями в развитии могут ничем не отличаться, а может даже и слиться с нормально развивающимися сверстниками.

Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни.

Конечно, учитывая особенности таких детей, накладываются естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать и младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.

Список литературы:

1. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов – М., АРКТИ, 2003г.

2. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся – М., 2006г.

3. Шаповалова О. Е. Моделирование проблемных ситуаций в процессе

воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната. / Дефектология. – 1995г. – № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка.

Объектом моей работы является метод проекта, как один из методов обучения английскому языку. Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактора успешной организации проектной ...

Метод проектов как средство развития творческих способностей глухих учащихся на уроках трудового обучения

Творческая проектная деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл....

Статья "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями"

Статья "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями" является результатом опыта  моей работы с учащимися данной категории. Эту работу я веду с  2010 года. За этот ...

Презентация «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела»

Доклад по теме "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на уроках швейного дела"...

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях

Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встае...

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучени

Гуманистический подход к образованию требует от педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка .Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии  ( проблемы слуха, зрения, речи, задержк...