Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья через участие в детских организациях
статья

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными

возможностями здоровья через участие в детских организациях

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

В процессе обучения таких детей возникает несколько технологий, которые можно использовать не только на уроках, но и в воспитательной деятельности.

Основываясь на Конвенции о правах ребенка, Законе «Об образовании», политика государства взяла курс на интеграцию детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) в общеобразовательные учреждения. Современная концепция образования и воспитания также в качестве важнейшего элемента включает в себя проблему воспитания творческой личности каждого ребенка. Так как традиционная система образования перестает удовлетворять современным требованиям, выполнять социальный заказ общества. В настоящее время назрела  необходимость  смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности. Это в полной мере может быть отнесено к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема творчества всегда вызывала интерес у ученых и исследователей. «Творчество является уделом всех, …оно является нормальным и постоянным спутником детского развития» (В.В. Давыдов). Творческая деятельность индивидуальна. А её формирование и развитие является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.

Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает  его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность. Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью.

Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить со зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств в социально-приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не всегда самостоятельны. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

В целях развития творческого потенциала учащихся проектирую и организую систему работы, основывая на учете следующих принципов:

  1. принцип учета структуры дефекта;
  2. деятельностный принцип;
  3. принцип создания ситуации успеха;
  4. принцип доступности материала;
  5. принцип эмоциональной насыщенности;
  6. принцип взаимосвязи разных видов деятельности;
  7. принцип реализации потребности в социальной принадлежности;
  8. принцип создания ситуаций, способствующих формированию
  9. социальных навыков и умений.

Исходя из своего опыта, можно определить следующие условия  развития творческой способности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Первое условие – материальная, ресурсная, психологическая готовность образовательных учреждений принять детей с ограниченными возможностями здоровья, готовность распознать и развивать творческую одаренность (или творческие способности) ребенка.

Второе условие – адекватная позиция родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, их вера в возможности и способности ребенка к преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей и современные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников и обучающихся.

Не стоит описывать состояние каждого ребенка с ОВЗ, но стоит отметить, что таким детям труднее даются массовые мероприятия (если мы говорим о детях с диагнозом «проблема речи», так как их очень сложно с организовать на ведущие роли, но в тоже время такие дети отдают свой творческий потенциал вдвое больше, чем простые школьники.

Основанием для построения своей работы с ребенком с ОВЗ, прежде всего,  выступает работа со школьным психологом, логопедом и родителями, что позволяет определить объем работы ученика, темп, критерии оценки, которые к нему предъявляются.

Из опыта работы,  пришла к выводу, что при педагогической работе с детьми с ОВЗ необходимо учитывать не только наличие соответствующих рекомендаций по выбору образовательного маршрута, но и в условиях общеобразовательного процесса строить индивидуальный подход.

Я заметила, что  наиболее ярко особенности  творческого развития   обнаруживаются в небольших группах, где ребята не зациклены на своей внешности, образованности, но в тоже время их связывает одно общее дело.

Так же для успешного  развития учащихся с  ОВЗ необходимо:

  1. охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, физкультминуток на уроках, проведение занятий на свежем воздухе и др.,
  2. создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в ее фронтальной и индивидуальной формах;
  3. реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п.

Формы внеурочной деятельности

Задачи

Формирование УУД

Кружки

Развитие творческих способностей учащихся.

Развитие интеллектуальных способностей.

Развитие социально - личностных способностей (коммуникативности, развитие лидерства).

Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Личностные: самопознание, самоопределение; (мотивация).

Познавательные:

логические; постановка и решение проблем; умение работать с информацией.

Коммуникативные:

участие в диалоге; доносить свою позицию до других, понимать другие позиции; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы; сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья  трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.

Тарабыкина Е.С.

Тьютор МАОУ Гуманитарный лицей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей с ограгиченными возможностями здоровья

- Краткое содержание образовательной программы;- Формы и методы работы с детьми-инвалидами;- Фотоочет о проделанной работе....

Статья "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями"

Статья "Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями" является результатом опыта  моей работы с учащимися данной категории. Эту работу я веду с  2010 года. За этот ...

Памятка для родителей "Развитие познавательных способностей у детей с ограниченными возможностями через дидактические игры"

Игра является источником умственного, речевого развития. С её помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребёнком знаний, необходи...

Презентация «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела»

Доклад по теме "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на уроках швейного дела"...

Тема: Формирование социально - трудовой компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья через творческий час.

В качестве научных подходов, являющихся основой методологической и мировоззренческой направленности процесса формирования социально трудовой компетентности учащихся нами выделены: компетентностный, си...

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях

Мы знаем, что детям с нарушением интеллекта непросто заниматься любой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встае...

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучени

Гуманистический подход к образованию требует от педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка .Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии  ( проблемы слуха, зрения, речи, задержк...