Роль библиотеки в патриотическом воспитании школьников
статья

Черепушкина Светлана Витальевна

Воспитание патриотических чувств у детей всегда было в центре внимания библиотек. Формирование у читателей  - детей любви к Отечеству, своей истории, личной ответственности за происходящее вокруг – одно из приоритетных направлений работы школьной  библиотеки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_biblioteki_v_patrioticheskom_vospitanii_shkolnikov.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль библиотеки в патриотическом воспитании школьников»

Воспитание патриотических чувств у детей всегда было в центре внимания библиотек. Формирование у читателей - детей любви к Отечеству, своей истории, личной ответственности за происходящее вокруг – одно из приоритетных направлений работы школьной библиотеки.

Библиотеки сегодня – это основные площадки для всякого вида

творческой деятельности, для развития талантов, для реализации инициатив,для помощи и поддержки различных акций и мероприятий. Здесь могутпроходить масштабные мероприятия, конкурсы, сборы и т. д. И, конечно,сегодня мы все чаще употребляем термин «волонтеры». Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

С чего все началось?

Одной из форм патриотического воспитания школьников является волонтерство.

В любой библиотеке есть актив, который выбирается из числа учеников, желающих помочь библиотеке. Такой актив есть и в нашей библиотеке.

В 2023-2024 учебном году в актив библиотеки вошли учащиеся 6 класса. В течении года ребята оказывали помощь в приеме учебной литературы, расстановке художественной литературы, проводили, совместно со мной рейды по проверке учебников, принимали участие в подготовке мероприятий, проводимых библиотекой.

Жизнь не стоит на месте. И, шагая в ногу со временем, посоветовавшись с активом библиотеки, решили расширить рамки своей деятельности и выйти за пределы школы. Мы решили называться волонтерами и создали отряд «Тимуровцы»(А.Гайдар Тимур и его команда», который будет оказывать помощь не только школьному библиотекарю и школе, но и оказывать помощь селу, его жителям.

Первым нашим шагом стало участие в акции «Помоги природе», целью которой было уборка мусора возле местной речки(заняли 1 место по району). Это оказалось прекрасной мотивацией для волонтеров. Ребята с удовольствием стали принимать участие в различных акциях, проводимых как внутри школы, так и за ее пределами. И на следующий год волонтеры решили серьезно заняться . В нашей школе был старый стенд с изображением земляков- ветеранов ВОВ, но там были не все ветераны. Волонтеры решили пополнить информацию(найти фотографии ветеранов, которых не было на стенде). Начали изучать литературу, которая есть в библиотеке, через сайт «Подвиг народа», нашли информацию о наградах ветеранов. Обратились в совет ветеранов села, который помог с фотографиями фронтовиков, обратились в администрацию села, где нам помогли с информацией, где проживал фронтовик в годы войны. Так, в 2015, всеобщими усилиями реализовали проект «Мы помним всех поименно…», цель которого изготовление стенда с изображением ветеранов ВОВ(наградах, годы жизни, где воевал). На основе материалов создали электронный банк данных о фронтовиках-односельчанах, который хранится в библиотеке. Забегая вперед хочу сказать, что в этом году у нас возникла идея создания печатной книги «Помним всех поименно…), куда войдет весь материал о ветеранах, который мы разместили на стенде.Дальше-больше. Стали оказывать посильную помощь ветеранам труда, одиноким бабушкам. На праздники поздравляли с Новым годом, Днем Победы. Но главное для ветеранов, стареньких бабушек и дедушек-внимание, умение выслушать. С каким воодушевлением, со слезами на глазах рассказывают о своем тяжелом детстве, о годах войны, о детях, внуках, правнуках. На основе собранных материалов нашими волонтерами, совместно с педагогами были написаны исследовательские работы: «Игры, в которые играли наши бабушки», «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют», «Великая Отечественная война в истории одной семьи». Эти работы заняли призовые места на районных учебно-исследовательских конференциях.

В прошлом году отряд решил не только принять участие в весеннем субботнике по уборке территории вокруг памятника, но и благоустроить территорию памятника. Написали проект «Чтобы помнили», целью которого было благоустройство памятника погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войныпогибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны. Вскопали клумбы, высадили рассаду цветов, побелили ограждение(за помощью обратились к главе администрации сельсовета). А для того, чтобы летом на территории памятника можно было посидеть, отдохнуть, написали проект «Лавка-Звезда», с которым принимали участие на конкурсе проектов «Территория 2020» и выиграли сумму, необходимую для строительства лавочек.

В прошлом году волонтеры были организаторами акции «Письмо солдату». Создали на базе школы площадку, где работало несколько локаций:

  1. «Письмо солдату» - стол для написания писем военнослужащим;
  2. «Армейский калейдоскоп» - раскраска комиксов на военную тематику и подготовка рисунков для письма;

«Открытое письмо солдату»- баннер для написания открытых пожеланий для военнослужащих и будущих защитников Отечества.

Сейчас волонтеры выросли, учатся в 11 классе. Стали гражданами с активной жизненной позицией. Командир отряда в этом году избран президентом республики «Бригантина» за свою активность и целеустремленность.На следующий год будут выпускниками. Хотят найти себе замену. Уже без моей помощи, принять в отряд юных волонтеров и научить их навыкам волонтерской деятельности.

Накопленный мною опыт за годы руководства волонтерским движением позволяет говорить о том, чтоорганизация волонтерского движения - это один из путей приобщения подростков к общечеловеческим ценностям: гуманизму, человеколюбию, состраданию, милосердию, патриотизму.

Педагог-библиотекарь С.В. Черепушкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место активных социально-психологических методов в гражданском и патриотическом воспитании школьников.

Роль и место активных социально-психологических методов (элементов тренингов, психологических игр, групповых дискуссий)  в гражданском и патриотическом воспитании....

Патриотическое воспитание школьников.Незабываемые встречи в библиотеке.

Статья о взаимодействии  школы, комитета ветеранов, учреждений допобразования по патриотическому воспитанию учащихся....

Роль школьного музея в системе патриотического воспитания школьников.

Главное, ради чего создаётся школьный музей – дети: их обучение и воспитание, развитие и социализация....

Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы

Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева....

Курс лекций "Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС второго поколения"

Для учителя гуманитарно-социальных предметов и предметов естественно - научного цикла общеобразовательных учреждений, классные руководители, педагоги дополнительного образования, организаторы внекласс...

«РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ» (творческая работа)

«РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ» (творческая работа)...

Роль гражанско-патриотического воспитания школьников обществоведческого образования в уроках и внеурочных формах.

Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использо...