Роль гражанско-патриотического воспитания школьников обществоведческого образования в уроках и внеурочных формах.
методическая разработка по обществознанию на тему

Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Роль гражанско-патриотического воспитания школьников обществоведческого образования в уроках и внеурочных формах.

Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

        В среднем школьном возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) определяющую роль играет общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая.

В данный период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным.

Как субъект учебной деятельности подросток склонен утверждать позицию своей исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.

Важным элементом в воспитании гражданина является патриотическое воспитание.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.

Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Коллективное творческое воспитание – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Данная методика предполагает участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел при личном самоопределении характера участия и ответственности.

КТД позволяют создать широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. КТД предполагает достижение в социальном творчестве детей воспитательных результатов второго уровня (по Григорьеву Д.В.) – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества, таким как «семья», «школа», «Родина», «природа», «дружба», «уважение к старшим». 

На основе технологии «Коллективное творческое дело» мною было разработано мероприятие для учащихся пятых классов «Вечный огонь памяти», приуроченное к 70-летию Великой Победы в ВОВ. Актуальность проведения такого мероприятия в том, что детям предоставляется возможность  не только демонстрировать свои творческие способности, но и осуществлять организаторскую, познавательную деятельность, выступить в различных социальных ролях (интервьюеры, организаторы, редакторы, оформители). Пятиклассники успешно справились с организацией композиции оформленной в фойе МАОУ «СОШ № 16».

Цель мероприятия: формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

Задачи:

  • познакомить детей с историей праздника День Победы
  • организовать взаимодействие среди параллели пятых классов по организации композиции в МАОУ «СОШ № 16»
  • содействовать учителя в совместном проведении мероприятия
  • провести анализ эффективности мероприятия и совместной деятельности.

Этапы коллективного творческого дела

Этапы КТД

Содержание этапов

I этап. Совместное решение о проведении дела

Беседа учителя на уроке краеведения с учащимися о празднике Великой Победы

-Ребята, скоро приближается знаменательная для нашей страны дата – 9 мая. А знаете ли вы, что в этот день мы празднуем?

- А о какой Победе идет речь?

- Многие из ваших родных и близких ушли на фронт, кто-то работал в тылу, но мало кто о них знает, а ведь никто не должен быть забыт!

-Как вы думаете, что можно сделать, чтобы как можно больше людей узнало о подвиге ваших прапрадедушек и прапрабабушек?

 

-Далеко не все наши учащиеся знают о родственниках-участниках ВОВ. Что мы можем сделать для них, так чтобы их заинтересовать?

-Кто нам может помочь  в подготовке и проведении торжественного мероприятия?

-Когда соберёмся, чтобы начать подготовку к этому полезному и интересному делу?

Дети отвечают – День Победы

Победа в войне, победа в ВОВ, победа над фашистами.

Ребята предлагают написать рассказы о своих  прапрабабушках и прапрадедушках, участвовавших в ВОВ, а затем объединить все в одну композицию.

Ребята предлагают создать в фойе школы композицию с поделками, письмами- рассказами учащихся, а в заключении провести митинг с участием ребят как символ памяти об участниках ВОВ.

Помочь нам может педагог дополнительного образования.

За месяц до мероприятия

II этап. Коллективное планирование

При планировании на уроках краеведения отвечали на вопросы:

Что будем делать?

Как организовать композицию?

Какое название придумать для композиции        

Из чего должна состоять композиция? (элементы композиции решили сделать своими руками с учениками 5-ых классов)

С кем вместе это будем делать?

Кто будет организатором? Кто и кому будет помогать?

III этап. Коллективная подготовка

Организовано творческое деление на группы, распределение поручений по группам в соответствии с интересами обучающихся.

1 группа: разработка макета композиции «Вечный огонь памяти»

2 группа: изготовление поделок и написание писем-рассказов для композиции

3 группа: разработка сценария для митинга, распределение ролей

4 группа: подбор песенного репертуара для фонового сопровождения митинга и композиции

5 группа:  подготовка и оформление композиции «Вечный огонь памяти», договор с педагогом дополнительного образования.

IV этап. Проведение самого дела

Композиция устанавливается за 5 дней до 9 мая. В качестве фона звучат песни военных лет.

Митинг для учащихся 5-х классов. См. Приложение

V этап. Коллективный анализ

(после круглого стола - чаепитие с ребятами)

Подведение итогов происходит за круглым столом, организует педагог:

-Ребята, мы все поучаствовали в очень важном деле – создали полотно памяти о наших родственниках-участниках войны, почтили память погибших в ВОВ.

 Расскажите о своих впечатлениях. Сидя по кругу с зажженной свечой, ребята берут  ее в руку и рассказывают о своих впечатлениях, передавая свечу следующему ученику. На доске висит полотно, куда ребята крепят красную звезду, если они считают, что композиция удалась.

-Как много звезд вы повесили на полотно, это говорит о том, что вы довольны своей работой! Далее беседу ведём о достоинствах и недостатках мероприятия.

-Что бы вы изменили в мероприятии, если бы можно было провести снова?

-Почему что-то не удалось?

-Что лучше всего получилось, почему? Что возьмём на заметку?

VI этап.

Ближайшее последействие

Организация и проведение  КТД «Мы этой памяти верны»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании школьников младших классов

Данная консультация рассказывает родителям о главенствующей роли семьи в жизни и формировании личности ребенка....

Статья "Роль искусства в воспитании школьника."

Искусство - эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ выражения. Задача совремнной школы   и педагога  - на только предоставлять образовательные услуги, но и научиться приобщать ...

Доклад «Роль семьи в воспитании школьника»

Право ребенка на семейное воспитание провозглашено Конвенцией ООН о правах ребенка и признано национальным законодательством: Конституцией России. Семейным кодексом РФ и другими актами.Каждому ребенку...

«Роль театра в воспитании школьников»

Статья на тему: «Роль театра в воспитании школьников»...

статья на тему "Роль игры в воспитании школьников"

Статья для учителей и воспитателей группы проделенного дня....