Роль гражанско-патриотического воспитания школьников обществоведческого образования в уроках и внеурочных формах.
методическая разработка по обществознанию на тему
Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль гражанско-патриотического воспитания школьников обществоведческого образования в уроках и внеурочных формах.
Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
В среднем школьном возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) определяющую роль играет общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая.
В данный период ребенок приобретает значительный социальный опыт, начинает постигать себя в качестве личности в системе трудовых, моральных, эстетических общественных отношений. У него возникает намеренное стремление принимать участие в общественно значимой работе, становиться общественно полезным.
Как субъект учебной деятельности подросток склонен утверждать позицию своей исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.
Важным элементом в воспитании гражданина является патриотическое воспитание.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.
Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Коллективное творческое воспитание – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Данная методика предполагает участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел при личном самоопределении характера участия и ответственности.
КТД позволяют создать широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. КТД предполагает достижение в социальном творчестве детей воспитательных результатов второго уровня (по Григорьеву Д.В.) – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества, таким как «семья», «школа», «Родина», «природа», «дружба», «уважение к старшим».
На основе технологии «Коллективное творческое дело» мною было разработано мероприятие для учащихся пятых классов «Вечный огонь памяти», приуроченное к 70-летию Великой Победы в ВОВ. Актуальность проведения такого мероприятия в том, что детям предоставляется возможность не только демонстрировать свои творческие способности, но и осуществлять организаторскую, познавательную деятельность, выступить в различных социальных ролях (интервьюеры, организаторы, редакторы, оформители). Пятиклассники успешно справились с организацией композиции оформленной в фойе МАОУ «СОШ № 16».
Цель мероприятия: формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
Задачи:
- познакомить детей с историей праздника День Победы
- организовать взаимодействие среди параллели пятых классов по организации композиции в МАОУ «СОШ № 16»
- содействовать учителя в совместном проведении мероприятия
- провести анализ эффективности мероприятия и совместной деятельности.
Этапы коллективного творческого дела
Этапы КТД | Содержание этапов | |
I этап. Совместное решение о проведении дела | Беседа учителя на уроке краеведения с учащимися о празднике Великой Победы | |
-Ребята, скоро приближается знаменательная для нашей страны дата – 9 мая. А знаете ли вы, что в этот день мы празднуем? - А о какой Победе идет речь? - Многие из ваших родных и близких ушли на фронт, кто-то работал в тылу, но мало кто о них знает, а ведь никто не должен быть забыт! -Как вы думаете, что можно сделать, чтобы как можно больше людей узнало о подвиге ваших прапрадедушек и прапрабабушек?
-Далеко не все наши учащиеся знают о родственниках-участниках ВОВ. Что мы можем сделать для них, так чтобы их заинтересовать? -Кто нам может помочь в подготовке и проведении торжественного мероприятия? -Когда соберёмся, чтобы начать подготовку к этому полезному и интересному делу? | Дети отвечают – День Победы Победа в войне, победа в ВОВ, победа над фашистами. Ребята предлагают написать рассказы о своих прапрабабушках и прапрадедушках, участвовавших в ВОВ, а затем объединить все в одну композицию. Ребята предлагают создать в фойе школы композицию с поделками, письмами- рассказами учащихся, а в заключении провести митинг с участием ребят как символ памяти об участниках ВОВ. Помочь нам может педагог дополнительного образования. За месяц до мероприятия | |
II этап. Коллективное планирование | При планировании на уроках краеведения отвечали на вопросы: Что будем делать? Как организовать композицию? Какое название придумать для композиции Из чего должна состоять композиция? (элементы композиции решили сделать своими руками с учениками 5-ых классов) С кем вместе это будем делать? Кто будет организатором? Кто и кому будет помогать? | |
III этап. Коллективная подготовка | Организовано творческое деление на группы, распределение поручений по группам в соответствии с интересами обучающихся. 1 группа: разработка макета композиции «Вечный огонь памяти» 2 группа: изготовление поделок и написание писем-рассказов для композиции 3 группа: разработка сценария для митинга, распределение ролей 4 группа: подбор песенного репертуара для фонового сопровождения митинга и композиции 5 группа: подготовка и оформление композиции «Вечный огонь памяти», договор с педагогом дополнительного образования. | |
IV этап. Проведение самого дела | Композиция устанавливается за 5 дней до 9 мая. В качестве фона звучат песни военных лет. Митинг для учащихся 5-х классов. См. Приложение | |
V этап. Коллективный анализ (после круглого стола - чаепитие с ребятами) | Подведение итогов происходит за круглым столом, организует педагог: -Ребята, мы все поучаствовали в очень важном деле – создали полотно памяти о наших родственниках-участниках войны, почтили память погибших в ВОВ. Расскажите о своих впечатлениях. Сидя по кругу с зажженной свечой, ребята берут ее в руку и рассказывают о своих впечатлениях, передавая свечу следующему ученику. На доске висит полотно, куда ребята крепят красную звезду, если они считают, что композиция удалась. -Как много звезд вы повесили на полотно, это говорит о том, что вы довольны своей работой! Далее беседу ведём о достоинствах и недостатках мероприятия. -Что бы вы изменили в мероприятии, если бы можно было провести снова? -Почему что-то не удалось? -Что лучше всего получилось, почему? Что возьмём на заметку? | |
VI этап. Ближайшее последействие | Организация и проведение КТД «Мы этой памяти верны» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в воспитании школьников младших классов
Данная консультация рассказывает родителям о главенствующей роли семьи в жизни и формировании личности ребенка....
Статья "Роль искусства в воспитании школьника."
Искусство - эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ выражения. Задача совремнной школы и педагога - на только предоставлять образовательные услуги, но и научиться приобщать ...
Доклад «Роль семьи в воспитании школьника»
Право ребенка на семейное воспитание провозглашено Конвенцией ООН о правах ребенка и признано национальным законодательством: Конституцией России. Семейным кодексом РФ и другими актами.Каждому ребенку...
Статья "Роль театра в воспитании школьника"
Статья на злобу дня...
«Роль театра в воспитании школьников»
Статья на тему: «Роль театра в воспитании школьников»...
статья на тему "Роль игры в воспитании школьников"
Статья для учителей и воспитателей группы проделенного дня....