Познавательно-игровая программа «Азбука бережливости»
методическая разработка

Кубарь Светлана Викторовна

Цели и задачи: пропагандирование бережного отношения учащихся к природным и энергетическим ресурсам, формирование чувства ответственности, уважения к природе и труду человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_programma._azbuka_berezhlivosti.docx199.24 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-игровая программа «Азбука бережливости»

Цели и задачи: пропагандирование бережного отношения учащихся к природным и энергетическим ресурсам, формирование чувства ответственности, уважения к природе и труду человека.

Ход мероприятия

  1. Звучит мелодия

Дида Геля. Среди загадок и чудес,
Хранящих зов тысячелетий,
Главнее главных чудо есть – 
Жизнь на Земле, родной планете!

Но помнить мы должны всегда,
Что сохраняют жизнь извечно
Повсюду свет, тепло, вода!
Запасы ж их не бесконечны!

Как их подольше сохранить,
Дары бес ценнейшие эти,
Пора настала говорить
Как взрослым людям, так и детям!

02.Звучит песня на мелодию «От улыбки»

1.Экономь, чтоб было всем теплей, 
И не жди, пока зима к тебе ворвется, 
Окна плотно на зиму заклей. 
Пусть тепло у нас всё в доме остается!
Припев:
И тогда наверняка вдруг запляшут облака, 
      И, конечно, улыбнется нам природа. 
С голубого ручейка начинается река 
Экономность начинается с расхода.

 

2.Экономно свет используй ты,
Ведь энергия недёшево даётся.

Будет в мире больше красоты,
И успешней новый день у вас начнется!

3.Бережливость в жизнь войдет пускай,
И для каждого привычкой доброй станет.
Правил этих ты не забывай.
Пусть любовь к природе в душах не завянет!

Ведущий. Ребята, сегодня мы совершим небольшое путешествие в ваши квартиры и дома. Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом,  настоящие ли вы хозяева. И какая вещь в доме самая нужная! Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, послушаем разговор двух старушек.

Сценка

(Входят  две  старушки: Костя и Денис в платочках)

Д. 1-я старушка. - До  чего  дошёл  прогресс?

До  невиданных  чудес.

Шар  земной  туда-сюда

Окрутили  провода.

К. 2-я старушка.Нету  ламп, свечей  давно,

Свет  горит, когда  темно.

Телевизор, телефон,

Радио, магнитофон(хватается за голову).

Д. 1-я старушка.Ой и правда...

Микроволновка, холодильник,

Утюг и миксер, морозильник.

Всё  включено  в  таком  количестве!

Как  хватает  электричества?

К. 2-я старушка. А  ты  ещё  себе  мобильник  не  купила?

Вот  уж, ей-Богу, где  бесовская-то  сила!

Д. 1-я старушка. - Ага! Ведь  в  никуда  как  будто  говоришь,

И  без  труда  в  Америку  звонишь.

К. 2-я старушка. - Ой, заболталась  я, Семёновна, с  тобой.

Спешить  мне  надобно  скорей  домой.

Мои, наверное, с  утра  все  разбежались,

А  электричество  включённым  всё, небось, осталось.

Д. 1-я старушка. - Да  и  мне  пора  квартиру  осмотреть:

Мои-то  тоже  могут  бросить  свет  и  газ  гореть.

Спят  до  последнего. Потом, как  на  пожаре, суетятся,

Всё  подключат  и  оставят, на  работу, в  школу  мчатся.

Вчера  соседей  снизу  во-он  как  затопили!..

Эх, что  тут  говорить…

Порядка  нет у нас в квартире!

Ведущий. Да, мы живем в благоустроенных квартирах, домах с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Ребята, а кто мне скажет какие это машины?

(Дети отвечают: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен, стиральная и посудомоечная  машина и т.д.)

Ведущий.  Благодаря чему они совершают свою работу, вы, конечно,  знаете. Это….

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это...
(электричество)

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. Она необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

Давайте представим, что ваш дом остался без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)

Мы уже привыкли  жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход. А какой это выход мы узнаем, выполнив первое задание

Конкурс №1 «Собери слово»

Ведущий.  Я приглашаю 2 команды по 12 человек. Нужно из карточек с буквами составить слово.(Ответ - «Бережливость»)

Ведущий.  Итак, наши команды собрали слово «Бережливость». А ведь действительно, мы с вами должны быть экономными хозяевами, должны беречь всё, что нас окружает. Иначе – быть беде.

07.На мелодию «Русские народные частушки»

1.Сочинили мы частушки,

Как ресурсы сохранять,

Ставьте ушки на макушки

Мы не будем повторять!

2.Кошелек чтоб был потолще,

С экономикой сдружись.

Выключай-ка все приборы,

Да пораньше спать ложись.

3.Вместо лампочки большой,
Ты включи торшер ночной.

Воду зря не разливай,

Деньги в доме сохраняй.

4. Чтобы лес не вырубали

Ты бумагу собирай.

А потом ты в пункт приёмный

Стопочкой её сдавай.

5.Истощаются ресурсы
Не хватает их сейчас,
Берегите все природу

Будет здорово у нас!

Словами.  Большое уважение
Ресурсосбережению

Ведущий.  Ребята,  дома у каждого из вас есть электрические приборы.

А ведь они тоже расходуют  электроэнергию. Сейчас мы проведем следующий конкурс блиц-опрос и узнаем, какие электроприборы вы знаете. Можете отвечать дружно  хором

Конкурс № 2 «Блиц – опрос»

Мама может стирать белье в… (стиральной машине)

 Папа может пылесосить ковер… (пылесосом)

 Дочь может гладить белье… (утюгом)

 Бабушка достает продукты из… (холодильника)

 Суп готовят на… (плите)

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть и посмотреть… (телевизор)

 Поговорить по… (телефону)

 Почитать книгу, сидя около… (настольной лампы)

Ведущий.  А сейчас узнаем,  умеете ли вы экономить электричество. Для этого вы должны отвечать на мои вопросы только с моего разрешения. То есть хоровые ответы не принимаются. За каждый правильный ответ вы можете заработать жетон для своего отряда.

  1. Новая сберегающая лампочка лучше, потому что….  (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу и т.)
  2. Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие, потому что….
  3. Электроэнергию надо беречь, так как…
  4. Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что….
  5. Если не выключать свет днем и ночью, то…
  6. Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то…

Ведущий. Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено. Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провода, ток может дёрнуть тебя за руку!

Он  как бы  сдачи даёт. Недаром говорят: «Меня током ударило». Особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснёшься мокрой рукой к выключателю – ток пробежит через воду и ударит тебя. Поэтому с электричеством  и электроприборами нужно обращаться осторожно.

Следующий наш конкурс «Кроссворд». Все  слова  в  этом  кроссворде  связны с энергосбережением.  Давайте вместе найдем ответы, проверим свои знания. (Приглашаются 2 команды по 10 чел. За правильный ответ получаете жетон)

Конкурс №3 «Кроссворд»

По горизонтали:

1. Предприятие, вырабатывающее электричество (электростанция)

2.Часть светильника, куда вкручивается электрическая лампочка (патрон)

3. Она используется для того,  чтобы заставить работать все виды машин, для освещения и нагревания домов, для варки и хранения еды  (энергия)

4.  Предмет на стене необходимый для включения электроприборов (розетка)

5. Наука о живых организмах, об их взаимосвязи с окружающей средой (экология)

6.Что даёт нам обогреватель и  печь? (тепло)

7. Бывает дневным и искусственным (свет)

8.Предмет, который необходимо выключать первым при возникновении пожара (рубильник)

9. Экономия электроэнергии позволяет сберечь (деньги)

10.Источник тепла в квартире (батарея)

11. Устройство для включения и выключения электрического тока (выключатель)

12. Рациональное расходование электроэнергии позволяет экономить семейный (бюджет)

13. Без чего не возможно выучить уроки вечером? (освещение)

14.Прибор, позволяющий осветить нужное пространство (светильник)

15. Устройство, на котором можно распечатать ваш реферат (принтер)

16. Беречь электроэнергию  должны (все)

 

 

 

 

 

 

 

 

э

л

е

к

т

р

о

с

т

а

н

ц

и

я

 

п

а

т

р

о

н

 

 

э

н

е

р

г

и

я

 

 

р

о

з

е

т

к

а

 

 

э

к

о

л

о

г

и

я

 

 

т

е

п

л

о

 

 

с

в

е

т

 

 

р

у

б

и

л

ь

н

и

к

 

 

д

е

н

ь

г

и

 

 

б

а

т

а

р

е

я

 

в

ы

к

л

ю

ч

а

т

е

л

ь

 

 

б

ю

д

ж

е

т

 

 

о

с

в

е

щ

е

н

и

е

 

 

с

в

е

т

и

л

ь

н

и

к

 

 

п

р

и

н

т

е

р

 

 

 

 

 

 

 

в

с

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Ведущий. Ребята я предлагаю отправиться к вам на кухню. Здесь очень много вещей, требующих нашего внимания.

Вот полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет

Что это? (Холодильник) 

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.

Ведущий. Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). 

Не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая «шуба» в морозильнике. Поэтому помогайте взрослым, не поленитесь холодильник  лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

Какие электрические приборы еще находятся на кухне? ( Чайник.

электроплита, микроволновка, мультиварка, мясорубка и т. Д.)

Ведущий. А я сейчас предлагаю всем вместе станцевать танец «Помогатор» и ещё раз вспомнить о бытовых предметах – помощниках, которые живут  на кухне.

Танец «Помогатор»

Ведущий. Ребята вы хорошо изображали бытовые приборы в танце,  а сейчас

вам предстоит найти бытовую технику, разгадав ребусы.

Конкурс №4 «Ребусы»

Ведущий. В наших домах и квартирах нас окружает большое количество предметов, без которых мы не можем обойтись. Одни нужны для уборки, другие для освещения и т.д. Очень часто в доме имеются предметы одного и того же действия. Вот например, для того чтобы быть в курсе всех событий, мы используем телевизор, радио или газету.

Вам нужно будет  найти по 3 предмета подобного действия, имеющиеся на карточках. Приглашаю 2 команды по 8 человек. Участника игры предлагаю разбиться парами. (Каждая пара детей получает карточку с заданием и по очереди пары будут выполнять его)

Конкурс №5 «Предметы подобного действия»

1. Для освещения: настольная лампа, торшер, светильник.

2.Для работы в соцсетях: телефон, планшет, компьютер.

3.Для приготовления пищи: микроволновка, печь, мультиварка.

4.Для переноски вещей: сумка, чемодан, рюкзак.

5.Для хранения продуктов длительное время: холодильник, погреб, морозильная камера.

6.Для  принятия водных процедур: кран, душ, ванна.

7.Для ухода за бельем: стиральная машина, сушилка, утюг.

8.Для уборки пыли: пылесос, веник, влажная тряпка.

Ведущий.   Молодцы ребята, замечательно справились с заданием. А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Для всех вас необычная  физминутка.

Физминутка

Предлагаю всем встать. Я буду описывать ситуации из нашей жизни. Если вы считаете, что герой поступает «хорошо» - хлопайте в ладоши, если плохо - топайте ногами.

1.Саша в своей квартире свет везде включает.

А что светит Солнце, он не замечает (топают).

2.Папа на диване задремал немножко.

Вместо него смотрит телевизор кошка (топают).

3.Горит ли свет напрасно мама проверяет.

Все электроприборы из розетки на ночь выключает (хлопают).

4.Уходя из комнаты, дед свет не выключает (топают).

А внучок  Ванюшка ему напоминает (хлопают).

А теперь для вас задание сложнее. В окружении человека существуют предметы, которые сами  выделяют тепло.  А также есть предметы, которые сохраняют человеческое тепло.

Я буду по очереди называть эти предметы. Так вот, если они  сами выделяют тепло, то нужно хлопать  в ладоши, а если  эти предметы просто сохраняют человеческое тепло, то нужно  топать ногами.

(Печь, шуба, камин, свитер, шарф, огонь, солнце, одеяло, батарея, шапка.)

Ведущий. А сейчас для вас следующий конкурс» Буквы потерялись». Приглашаю 2 команды по 8 человек. Вам необходимо будет из предлагаемого набора букв назвать слова на тему «Предметы домашнего обихода»

Конкурс №6 «Буквы потерялись»

C:\Users\User\Desktop\7 Азбука бережливости\Дида Азбука бережливости\images.jpg

C:\Users\User\Desktop\7 Азбука бережливости\Дида Азбука бережливости\images.jpg

Ведущий. А сейчас мы мысленно отправимся в ванную комнату.

Воду, водицу, водичку мы любим.

Кран повернём и беспечностью губим.

Знай, что напрасно её проливая.

Ресурсы воды мы с тобой уменьшаем.

Предлагаю следующий конкурс – собрать пазлы про героя произведения Корнея Ивановича Чуковского, который   являлся начальником в ванной комнате. Приглашаю 2 команды по 10 человек.


Конкурс №7 «Мойдодыр»

Ведущий. Вода нам нужна, человек даже дня не может прожить без воды.   А знаете, что из открытого крана в квартирах за одну минуту выливается 2 ведра воды, за год может вылиться целое озеро. Поэтому: закрывайте кран, когда чистите зубы, пользуйтесь стаканчиком, а не струёй воды. Следите за неисправным, текущим краном.

АГИТБРИГАДА

 (Выходит «Вода» в костюме голубого цвета)

Вода. Я дар природный очень важный,
Всем я нужна, ведь я – вода!
А ну представьте, что однажды
Я вдруг исчезну навсегда!
Ну, как? Представили? Ни мыться,
Ни пить, ни есть, ни в лодке плыть…
Так вот цените, берегите
То, без чего вам не прожить!
(Выходит Газ в костюме светло-серого, дымчатого цвета)
Газ.Я – Газ! И я пришёл по трубам
К вам в Киселевск издалека.
И в том, что здесь тепло всем людям,
Моя заслуга велика!

Обед сготовить помогу я,
Мотор в движенье приведу
И сварку сделаю любую – 
Привык я к разному труду.
(Выходит Электричество в костюме блестящего цвета)

Электричество. Я – Электричество! Ну разве
Вы без меня смогли б прожить?
О том, как труд для всех мой важен,
Не стоит много говорить.

И в телевизор, и в компьютер
Мгновенно я вдыхаю жизнь,
Тепло и свет дарю я людям,
И мною надо дорожить!
(На сцену вбегает взъерошенный, растрёпанный мальчишка)
Вася Транжиркин.
Привет! Вот я – Транжиркин Вася!
Друзья! Зачем нам напрягаться?!
Зачем нам жадничать, когда
Есть в изобилии вода,
И электричество у нас
Не в дефиците, как и газ?

Я рассуждаю так всегда:
Горит пусть свет, течёт вода,
А мне ни холодно, ни жарко.
И пусть! Ни чуточки не жалко!
Разнылись тут: «Тепло!», «Вода!»
Ой, хватит их на всех! Да-да!
(гримасничая, уходит)

(Герои, обидевшись, отходят в сторону. Выходят члены агитбригады)

1 чтец. Но вот приснился Васе сон,
Что ночью вдруг проснулся он.
(Выходит Вася, протирает глаза)
2 чтец. Хотел свет в комнате включить,
Чтобы пойти воды попить.
Но свет мигнул да и погас.
Тогда решил зажечь он газ.
(Вася подходит к газовой плите)

Вася Транжиркин. А ну-ка, милый, посвети,
Чтоб кран с водой я смог найти!

3 чтец. Но что же это?! Так же газ
В одно мгновение погас!

С трудом огромным мальчуган
Нашёл во тьме желанный кран.
(Вася проходит к крану)

4 чтец. Он… вправо, влево покрутил,
Воды – ни капли
! (Выходит кран, издавая звуки, становится рядом с водой)
И с Васей кран заговорил.

Кран.(грубым голосом) А ну послушай-ка, невежа,(Вася от страха отступает назад)
Нас! То есть – Воду, Свет и Газ!
За то, что с нами был небрежен
И не берёг ничуть ты нас,

Наказан будешь: будешь мёрзнуть,
От жажды будешь изнывать,
Ходить немытым и голодным,
В постели грязным будешь спать!
(грозя кулаком, Кран уходит)

5 чтец. И задрожал от страха Вася,
И закричал:

Вася Транжиркин. «Простите, братцы!
Не буду больше! Вам клянусь я!...»
6 чтец. Тут Вася в ужасе проснулся.(Вася протирает глаза)

Транжиркин Вася с той поры
Вот так повсюду говорит:
(указывает рукой на Васю)

Вася Транжиркин. Я по школе прохожу
И за всем всегда слежу,
Всё вокруг я замечаю,
Свет, где лишний, выключаю.

Если хочешь жить богато,
То беречь ресурсы надо:
Воду, газ, тепло и свет – 
Ведь важней богатства нет!

Все. Чтоб хозяином прослыть,
Экономным надо быть!
6 чтец. И вторит Васе вся дружная команда.

7 чтец. Я со всеми здесь общаюсь,
К нужной теме обращаюсь,
Кто напрасно свет не жжёт,
Тот копейку бережёт!

Вася Транжиркин. Чтобы жизнью быть довольным,
Научись быть экономным,
Всё всегда везде считай,
По-хозяйски примечай!

8 чтец. Берегите в доме свет,
Он нам нужен – спору нет!
Но, чтоб дом сберечь от бед,
Уходя, гасите свет!

1 чтец. Берегите свет и газ –
Будет дом теплей у вас!

2 чтец. Будешь капельку беречь –
Сэкономишь речку!
Не давай же крану течь,
Помни это вечно!

Будешь газ всегда беречь –
Сможешь пирожок испечь.
Коль не утеплил окно,
Удерёт твоё тепло!

Газ. Я – всем очень нужный газ,
Есть готовлю я для вас.
Но меня вы зря не жгите, 
Берегите и любите!

3 чтец. Чтобы был в семье достаток,
Был в домах и газ, и свет,
Наведи в делах порядок,
Экономь! Вот мой совет!

4 чтец. Много рек у нас, но всё ж
Помни твёрдо ты отныне:
Зря сегодня воду льёшь –
Завтра будешь жить в пустыне.

5 чтец. И это не просто слова,
За ними живые дела.
И в школе, конечно, и дома
Мы учимся жить экономно!

6 чтец. Мы – поколенье молодое,
Нам вместе будущее строить!
И как хозяева страны
Мы бережливы быть должны!

7 чтец. Свои богатства сберегать
Нам надо с детства начинать!
Свет не дадим напрасно жечь
И крану днём и ночью течь!

8 чтец. Ведь капля к капле – будут реки!
Без них нельзя жить человеку!
Мы экономим также газ,
Ведь покупной он весь у нас!

Все. Вместе мы все   сможем
Страны богатства приумножить!


Вместе - ярче!

1.Сколько подарков нам дарит Земля, чтобы согреть теплом,

Чтобы свет и уют приходили всегда в каждый наш с вами дом.

К заботе ее о нас как о детях привыкли мы все давно,

Но благодарные дети должны уметь  и ценить тепло.

Припев: Только вместе с Планетой мы сможем сделать мир ярче,

Только вместе друг с другом мы сможем его сохранить.

Только думая, друг о друге, можно двигаться дальше.

И только вместе! И только ярче! И только друг друга любить!

2.Энергия ветра, воды и солнца, энергия недр земных.

Дана человеку для жизни комфортной, для целей его благих.

Мы научились использовать Землю и все, что дает она,

Теперь о заботе нашей взывает матушка-Земля.

3.Пусть каждый из нас, просыпаясь утром, здоровается с Землей.

И помнит о ней, умываясь прозрачной и теплою водой.

Заботься о ней, свет, тепло зря не тратя, помни об этом всегда.

Тогда и Земля помогать нам будет долгие года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровая программа «Предолимпийский забег»

Цель:помочь сформировать активную и здоровую жизненную позицию.Задачи: - знакомство с символикой Универсиады 2013 года; - развитие мышления,познавательных  и творческих способностей...

Познавательно-игровая программа "Семь - Я"

Цель: формирования у учащихся уважительного отношения к семье. Задачи: Образовательная: расширить знания учащихся по теме семья. Воспитательная: воспитание уважительного отношения к семье и семе...

Сценарий познавательно-игровой программы "Браво, актер!"

Программа разработана с целью познакомить детей с основами театрального искусства, а также выявить их актерские способности. Игра проводится с участием команд, состоящих из 10-12 человек. В процессе п...

"Сокровища старого пирата" познавательно-игровая программа для детей 7-10 лет

Познавательно-игровая программа "Соковища старого пирата" предназначена для организации игр с детьми 7-10 лет. Детям предлагается план поиска сокровищ, которые будут найдены после преодоления препятст...

"Секреты бабушкиного сундука" познавательно-игровая программа для детей младшего школьного возраста

Познавательно-игровая программа "Секреты бабушкиного сундука" раскрывает секреты изготовления обрядовых кукол. В программе выстроен алгоритм изготовления куклы "мартинички"....

Квест как альтернативная форма организации образовательного процесса на примере познавательно-игровой досуговой программы «Петербургские окраины» по Шуваловскому парку Санкт-Петербурга

Данная методическая разработка содержит опыт проведения познавательно-игровой досуговой программы для учащихся восьмых классов «Петербургские окраины», которая реализуется с 2009 года в ра...

Применение мультимедийного игрового поля для проведения познавательно-игровой программы «Великие битвы великой войны».

Особенностью данной познавательно-игровой программы «Великие битвы великой войны» является использование игрового поля, с...