Познавательно-игровая программа "Семь - Я"
методическая разработка (6 класс) по теме

Пидалина Марина Альбертовна
Цель: формирования у учащихся уважительного отношения к семье. Задачи: Образовательная: расширить знания учащихся по теме семья. Воспитательная: воспитание уважительного отношения к семье и семейным традициям, чувства гордости за свою семью и благодарности её членам. Развивающая: развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности, навыка работы в группе. Ребята, сегодня у нас необычная встреча, в ходе которой мы постараемся узнать лучше о том, что уже имеем. А имееем мы с вами самое главное в жизни –семью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-igrovaya_programma._sem-ya.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирования у учащихся уважительного отношения к семье.

Задачи:

Образовательная: расширить знания учащихся по теме семья.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к семье и семейным традициям, чувства гордости за свою семью и благодарности её членам.

Развивающая: развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности, навыка работы в группе.

Ребята, сегодня у нас необычная встреча, в ходе которой мы постараемся узнать лучше о том, что уже имеем. А имееем мы с вами самое главное в жизни –семью.

Мы сегодня будем говорить  о семье. Звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина?».)

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается…
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

Воспитатель : Ребята, понравилась вам эта песня? О чём она?

Дети: О Родине, о маме, о товарищах, о доме …

Воспитатель: почему вы часто вспоминаете о своём доме?

Дети: Потому что мы любим свой дом, свою семью.

В: Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом – это и детство в нём, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.

Когда строят дом?

Д: Дом строят, когда надо где-то жить.

Дом строят, когда создаётся семья.

На доске нарисовано солнце, а у вас на партах лежат лучики от него. Напишите на лкаждом лучике, как вы понимаетн, что такое семья? И все ваши лучики мы приклеим к солнышку. (Дети пишут) Судя по вашим ответам можно сделать вывод: семья-это…( воспитатель читиет ответы учащихся). И неслучайно мы с вами выбрали солнце как символ семьи, так как когда люди любят, понимают и  уважают друг друга, им тепло вместе, как т солнца.

В: Назовите слова, которые помогают нам представить слово ДОМ.

Д: (слайд) Дом – изба – квартира – жилище.

В: А изначально дом – жилище, изба. В древнем русском языке слово (слайд) ИСТБА означало “БАНЯ, ТЁПЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ”. Знаменитые лингвисты, составители словарей Даль Владимир Иванович, Ожегов Сергей Иванович и трактуют эти слова так: (читаю со словарей):

ИЗБА – деревянный крестьянский дом;

Сравните слова (слайд) ИСТОПИТЬ, ТОПИТЬ, ТЕПЛО .

ИСТОПИТЬ – топкой нагреть, закончить топить;

ТОПИТЬ – поддерживать огонь в очаге, в печи;

ТЕПЛО – нагретое, тёплое состояние чего- нибудь, помещения; тёплое, нагретое место, помещение; сердечное, доброе отношение между людьми.

Кто в доме живёт?

Д: Семья.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место твоя семья,дом.

Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 Я ?

Поднимите, пожалуйста, руки, у кого сейчас такая семья.

Как появилось слово «семья» ? (читает Иватулин Динар)

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя ?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье ?

Ответь на вопрос подруга моя..?

-«Я,я,я» - Ева молвила – «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

Так в какой семье растете вы, мои друзья?

(Все дружно отвечают: « В счастливой семье».)

А наш класс можно назвать семьёй? Почему ?

Класс делится на 2семьи выбирает себе хозяина семьи.

1 конкурсСемьям  необходимо придумать прилагательные к слову «семья»:

Мы сейчас определим, какие семьи бывают .

Придумать прилагательные к слову «семья»:

  1. «С» - счастливая, славная, спортивная,современная,симпатичная,…
  2. «Е» - единая,единственная, единомыслящая,..
  3. «М» - маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная,…
  4. «Я» - ясная, языковедческая, яркая,…

2 конкурс  «Все дороги ведут к дому» До начала 20 века семья состояла не из одного поколения. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших.

Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.

Давайте вспомним пословицы и поговорки, где  говорится о семье. Ваша задача собрать эти пословицы и объяснить их значение.

Пословицы:

- В гостях хорошо … (а дома лучше)

- Не нужен клад … (когда в семье лад)

- Когда семья вместе … (так и душа на месте)

- Мой дом …(моя крепость).

Одному человеку нелегко прожить. И что бы ни говорили, а семья – главное богатство в жизни. В наше время семьи небольшие, в них часто по одному ребенку.

А вот интересно, какой семье легче прожить на свете!

Думаю, легче той семье, где не унывают, не падают духом, радуются жизни.

Конкурс «Родственные связи».

Разглядывая фотографии в семейном альбоме, понимаешь, что в родственниках разбираться не легко, но нужно, что бы сохранить основу крепости каждого дома. А наш следующий конкурс «Родственные связи». Представьте, что к вам  в гости пришли следующие люди. Кто они?

Задание: назвать, кто это:

- тесть ( отец жены);

- тёща (мать жены);

-свёкор (отец мужа);

- свекровь (мать мужа);

- зять ( муж дочери, сестры);

- невестка, сноха ( жена сына);

4 конкурс Упражнение в классификации: подобрать карточки к двум понятиям: «полная семья», «неполная семья».

Карточки:муж, жена, дети, бабушка, ребёнок, собака кошка, дедушка, тётя, дядя, двоюродный брат, сестра и т.д.

Наш класс – тоже особая семья. Мы с Вами вместе уже шестой год. За это время вы научились понимать друг друга с полуслова, вы стали настоящей СЕМЬЕЙ.

Конкурс «Деревенские посиделки»

Дом в старой русской деревне был не только жилищем, но и клубом. Молодёжь в нём пела, плясала, отгадывала загадки, рассказывала всякие истории, рукодельничала. Такие встречи назывались посиделками или вечёрками. И наш следующий конкурс «деревенские посиделки».

1. Книга - раздвига о четыре листа, а серёдка пуста. (Изба)

2.Два братца в избе друг на друга глядятся, а не сойдутся. (Пол и потолок)

3.Хвост  во дворе, а нос в конуре (Ключ)

4. Что за зверь? В зиму ест, а летом спит. Тело тёплое, а крови нет. Сесть на него сядешь, а с места не сведёт. (Печь)

5. В избу идут - плачут, а из избы - скачут. (Вёдра)

6. Побегал бегунок, да шмыг в уголок. (Веник)

7. Стоит столбом, горит огнём, ни жару, ни пару, ни углей. (Свеча)

8. Медный бес на стол залез. (Самовар)

9. Чёрный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

10.  Кто от дыма питается? (Трубочист).

11.  Сидит на окошке кошка: и хвост как у кошки, и нос как у кошки, и уши как у кошки, а не кошка. (Кот)

12.  Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышка).

13.    Бросаем в землю, не жалеем, - на тот год разбогатеем. (Зерно)

14.    Сам не берёт и воробьям не даёт. (Пугало)

15.    Висит калач, укусить нельзя и пройти нельзя. (Замок)

16.   Стоит столбом, горит огнём, ни жару, ни пару, ни углей. (Свеча)

17.   Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьёт, а всё в небо глядит. (Труба)

18.   То худеет, то толстеет, на всю деревню голосит. (Гармонь)

19.   Медный бес на стол залез. (Самовар)

20.  В брюхе баня, в носу решето, одна рука, да и та на спине. (Чайник)

21.  Хожу на голове, хотя я на ноге, хожу я босиком, хотя я в сапоге. (Гвоздь)

22.Птица-юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама  с места не летит. (Мельница)

Конкурс «Духи дома»

Наш дом, по старым верованиям, населён различными духами. Давайте вспомним их. Наш следующий конкурс носит название «Духи дома».

Задание – назвать, что это за духи:

1.Домовой (покровитель дома и живущих в нём людей)

2.Дворовый (хозяин двора)

3.Банник (дух бани).

4.Бабай (злой ночной дух, пугает капризных детей)

5.Барабашка (домашний дух – хулиган)

6.Воструха ( предшественник Домового, живёт за печкой и бережёт дом от воров)

7.Чур (охраняет человека и всё его добро от бед)

8.Дрёма (вечерний и ночной дух, приходит к детям, поправляет им одеяло, гладит по волосам)

9.Жировик ( домашний дух, живущий в тепле; любит вертеться возле хозяйки, готовящей пищу, а по ночам возится с немытой посудой и вылизывает её).

Пожелание своей семье.

Что бы вам больше всего хотелось пожелать своей семье?

Я вам раздам листочки, но не простые, а листочки-свитки, на которых вы напишите пожелание своей семье. вАжно написать его с душой, с любовью в сердце. Я думаю, что все ваши пожелания непременно сбудутся.

Вот закончилась игра «Семь-я». Благодарим участников за активную игру. Я надеюсь, что вам понравилась игра. В завершении хочу вам сказать, что сегодняшняя игра показала вашу сплоченность, ваши знания, вашу ловкость, умения.

Сегодняшнее мероприятие хочу завершить песней «Это Родина моя», в исполнении Нуртаева Руслана.

Пусть в вашем доме будет мир,

 Пусть невзгоды туда не заглянут,

 Пусть семья ваша дружбою будет сильна,

 И тогда все беды отстанут.

 До новых встреч друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровая программа «Предолимпийский забег»

Цель:помочь сформировать активную и здоровую жизненную позицию.Задачи: - знакомство с символикой Универсиады 2013 года; - развитие мышления,познавательных  и творческих способностей...

Сценарий познавательно-игровой программы "Браво, актер!"

Программа разработана с целью познакомить детей с основами театрального искусства, а также выявить их актерские способности. Игра проводится с участием команд, состоящих из 10-12 человек. В процессе п...

"Сокровища старого пирата" познавательно-игровая программа для детей 7-10 лет

Познавательно-игровая программа "Соковища старого пирата" предназначена для организации игр с детьми 7-10 лет. Детям предлагается план поиска сокровищ, которые будут найдены после преодоления препятст...

"Секреты бабушкиного сундука" познавательно-игровая программа для детей младшего школьного возраста

Познавательно-игровая программа "Секреты бабушкиного сундука" раскрывает секреты изготовления обрядовых кукол. В программе выстроен алгоритм изготовления куклы "мартинички"....

Классный час «Знатоки природы» Познавательная игровая программа

Классный час«Знатоки природы»Познавательная игровая программа...

Познавательно - игровая программа «Кто не мечтает стать генералом».

Познавательно-игровая программа посвященная 23 февраля...

Применение мультимедийного игрового поля для проведения познавательно-игровой программы «Великие битвы великой войны».

Особенностью данной познавательно-игровой программы «Великие битвы великой войны» является использование игрового поля, с...