Внеклассное мероприятие "Вклад ученых в победу ВОВ"
материал
Это внеклассное мероприятие посвятили вкладу советских ученых-биологов, химиков, физиков; конструкторов, исследователей в Победу в ВОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vklad_uchenyh_v_pobedu_v_vov.docx | 26.23 КБ |
8_fevralya_-_den_rossiyskoy_nauki.pptx | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Вклад советских ученых в победу в Великой Отечественной войне»
Цель мероприятия:
- вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке;
- воспитывать патриотизм, интернационализм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно кующего в тылу материальную основу Победы; воспитывать волю к победе на исторических примерах
Ход мероприятия
8 февраля, День российской науки – праздник ученых, исследователей, всех тех, кто всерьез занимается наукой (слайд 1)
День российской науки, как и многие другие праздники в РФ, приурочен к историческому событию — Академия наук России была образована 295 лет назад именно 8 февраля.
Ценность науки состоит в способности изменить жизнь человечества, сделать ее полнее, комфортнее, безопаснее. Соответственно, научный прогресс не должен стоять на месте, так как человек постоянно развивается и для комфортной жизни ему нужно все больше новых приспособлений и технологий.
9 мая 2020 года исполнится 75 лет со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм
На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали как могли» все, но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны. Сегодня мы посвящаем очередное внеклассное мероприятие Победе и вкладу ученых и конструкторов в дело Победы над фашизмом.
Боль войны - неподъёмная кладь.
И большая людская беда!
Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда
Какие научные открытия сделаны учеными-физиками (слайд 2)
О технике, которая во многом определила Победу
Командование, конструкторы, ученые понимали, как сильно исход войны зависит от технического оснащения нашей армии! Нужно было в кратчайшие сроки не только организовать выпуск нужного количества военных машин разного назначения, но и создать новые, превосходящие аналоги противника.
Небывало быстрыми темпами совершенствовались наши воздушные корабли.
Нам нужно было иметь лучшие, чем у врага, самолеты, а для этого требовалось увеличить высоту их полета, скорости подъема и движения, улучшить маневренность машин, их огневую мощь. Технических задач было много, и все они были сложные. Авиаконструкторы использовали результаты исследований, выполненных в предвоенные годы нашими учеными, в частности:
С. А. Христиановичем по теории обтекания тел потоком воздуха, имеющим скорость, близкую к скорости звука;
М. В. Келдышем о причинах и теории сильного самовозбуждения колебаний крыльев и хвостового оперения самолета, которые приводят к разрушению машины в полете.
Академик Ю.Г. Мамедалиев в 1941 г. выполнил работу по синтезу толуола Толуол — метилбензол. Его использовали для получения тротила. Тротил со щелочами образует соли, которые легко взрываются при механических воздействиях. Материал использовали для производства взрывчатых веществ, зарядов к разрывным снарядам, подводным минам, торпедам. Во время Второй мировой войны его было произведено около 1 млн. т.
11 февраля 1943 г. Сталин подписал постановление Правительства СССР об организации работ по использованию атомной энергии в военных целях. Возглавил это дело В.М. Молотов. По рекомендации А.Ф. Иоффе общее научное руководство было поручено И.В. Курчатову. Ю.Б. Харитон возглавил исследования по созданию конструкции ядерного заряда.
Как отечественные физики спасали флот (слайд 3)
Фашисты понимали, какую ценность для государства представляет его флот. Один из первых и жесточайших ударов врага был обрушен именно на Военно-Морской флот нашей страны. Фашисты приступили к установке мин и минных заграждений всюду. Удалось обнаружить, что новые мины — магнитные: они приводились в действие магнитным полем проходящего вблизи корабля. Потом удалось выяснить, что магнитное поле проходящего корабля «улавливал» специальный прибор; он же управлял ее взрывателем. Стало ясно, что помочь флоту могут только высококвалифицированные научные специалисты.
В ленинградском Физико-техническом институте под руководством профессора А.П. Александрова группа ученых, в том числе Ю.С. Лазуркин, начали исследования, направленные на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами. В процессе был создан обмоточный метод размагничивания кораблей. Замысел ученых заключался в том, чтобы это поле было противоположно по направлению собственному магнитному полю корабля. После сложения обоих полей магнитное поле корабля становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины.
К августу 1941 года ученые защитили от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Этот подвиг ученых увековечен памятником им в Севастополе. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной обработке» и выходили в море размагниченными. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков.
Магнитный механизм для подрыва танков (слайд 4)
В начале войны к ученым обратились представители инженерных войск с просьбой: выяснить, нельзя ли разработать подобную мину не для кораблей, а для танков. Эта работа была сделана на Урале. Физикам предоставили несколько танков. Провели измерения магнитного поля под ними на разных глубинах.
Оказалось, что поле довольно заметное, и можно было попробовать применить магнитный механизм для подрыва танков. Однако ставилось важное дополнительное требование: сама мина должна содержать как можно меньше металла. Ведь к тому времени уже были разработаны миноискатели.
Потребовалось придумать специальный сплав для своеобразной стрелки «компаса», замыкающего цепь, содержащую небольшую батарейку, сплав, легко намагничивающийся под действием поля танка. В результате работы суммарное количество металла ограничивалось 2-3 граммами на одну мину, а магнитик из сплава был настолько хорош, что позволял подорвать не только танк, но и автомашину.
Дни и ночи у мартеновских печей, не смыкала наша Родина очей…(слайд 5)
В этой всем известной песне говорится о Дне Победы над фашизмом. Металлурги наряду с другими специалистами внесли свой большой вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне.
Для изготовления брони танков и пушек применялась сталь (сплав железа, вольфрама с углеродом до 2% и другими элементами), для производства корпусов самолетов использовался алюминий. Сплав меди и 50 % цинка — латунь — хорошо обрабатывается давлением и имеет высокую вязкость. Использовался для изготовления гильз, патронов и артиллерийских снарядов, так как обладает хорошим сопротивлением ударным нагрузкам, создаваемым пороховыми газами.
«Дорога жизни» (слайд 6)
Научный сотрудник Ленинградского физико-технического института Павел Павлович Кобеко попросил поручить ему изучение вопроса замерзшего Ладожского озера, который связан с «Дорогой жизни». Он разработал методику колебаний льда в разных условиях. Надо было создать аппаратуру, которая могла бы фиксировать все то, что происходит со льдом в разную погоду. Все это выявило ряд закономерностей:
- степень деформации льда зависит от скорости движения транспорта — это был главный вывод;
- критической оказалась скорость, близкая к 35 км/ч; большое значение имела интерференция волн сотрясения, возникающая при встрече двух машин или при обгоне: сложение амплитуд колебаний вызывало разрушение льда;
- особенно опасной становилась ситуация, когда транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны; в этом случае даже одна машина могла вызвать резонанс и разрушение ледяного покрова.
На основе полученных результатов ученые выработали правила безопасного движения по ладожской трассе; составили таблицы и формулы для расчета допустимой скорости передвижения с разными грузами Ледовые аварии прекратились, «Дорога жизни» функционировала.
Наша промышленность выпустила за годы войны 137 тысяч самолетов, 104 тысяч танков, 488 тысяч орудий. В январе 1945 года мы имели в 2,8 раза больше танков, чем гитлеровцы, в 7,4 раза больше самолетов! В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей армии, но и ее полное перевооружение; таких фактов история до этого не знала!
Творческая смекалка в условиях суровых будней
Как много значили научно-технические знания и творческая смекалка в условиях суровых партизанских будней! Большая надежда возлагалась на самодельные средства – простые, надёжные, которые можно было легко изготовить из имеющихся под рукой материалов, замаскировать и спрятать. Много среди партизан умельцев, мастеров на все руки.
Когда кончились запасы взрывчатки, партизаны действовали вручную: ломами, гаечными ключами, различными рычагами портили железнодорожные пути, устанавливали рельсовые клины и пускали под откос составы. Именно для бойцов «невидимого фронта» создал свой «партизанский котелок» академик А.Ф. Иоффе. В этом котелке из нескольких десятков термопар сурьмянистый цинк – константан был смонтирован простейший термогенератор.
И хотя разность температур спаев составляла всего 250 – 300 °С, этого было достаточно для выработки электроэнергии, необходимой для питания радиопередатчиков. Такие «котелки» помогали обеспечить партизанам радиосвязь.
Много сотен тысяч сделанных артиллерийских снарядов, считавшихся браком, были признаны годными после проверки физиком С.В. Вонсовским при помощи магнитного дефектоскопа. Брак оказался ложным; ученым удалось сэкономить для страны дефицитный труд и материалы.
С началом войны кончились поставки фильтров для переливания крови из Англии, а необходимость в них увеличилась в десятки тысяч раз. Фильтров отечественного производства еще не было.
В кратчайшие сроки П.Г.Стрелков разработал технологию производства бактериологических фильтров для крови, создав их на основе асбеста, через ультратонкие каналы которого фильтровалась кровь. Производство было достаточно простым и очень технологичным, благодаря чему их стали производить во многих городах. За эту работу ученому была присуждена Сталинская премия.
Особые Технические Бюро (слайд 7)
Вклад ученых в достижение Победы над фашизмом был бы более значителен, если бы начиная с конца 20-х гг. глава страны И.В. Сталин шаг за шагом не «подрубал» возможность независимого мышления и творчества. В 1937—1938 гг. по стране прокатилась волна массовых репрессий, направленная и против интеллигенции, ученых, конструкторов, инженеров.
В результате погибло много светлых умов, в том числе «отцы» знаменитого реактивного миномета «катюша» Георгий Эрихович Лангемак и Иван Терентьевич Клейменов. Десятки и сотни талантливых ученых-физиков работали в «шарагах» (тюрьмах для талантов), которые назывались вполне пристойно «Особое техническое бюро».
Через стены ОТБ прошли: Андрей Николаевич Туполев — конструктор самолетов марки Ту и Сергей Павлович Королев — конструктор первых отечественных ракетно-космических систем.
Академик Сергей Иванович Вавилов писал: «Советская техническая физика ... с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки. Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы».
Открытия ученых-биологов и химиков в годы войны (слайд 8-10)
В годы войны для лечения раненых использовался лекарственный препарат под названием пенициллин, открытие которого принадлежит английскому учёному Александру Флемингу
В те годы ученый уже знал о существовании «антибиоза», процесса при котором одни бактерии могут уничтожать другие вредоносные бактерии.
После многочисленных исследований, ученый смог выделить антимикробное вещество из плесени. Образовавшаяся плесень имела название Penicilium notatum, поэтому и вещество Флеминг назвал пенициллином. Указанное событие произошло в 1929 году, именно этот год считается годом рождения пенициллина.
Ученый не стал брать патент на полученный препарат. Этим воспользовались американцы и наладили промышленный выпуск лекарства. В это период была война. Советский Союз попросил поделиться чудодейственным препаратом. Однако образец оценили сначала в 10 миллионов долларов, потом в тридцать.
Именно тогда микробиолог Зинаида Ермольева заявила, что советские ученые сами могут изготовить пенициллин
З.В. Ермольева, возглавлявшая Всесоюзный институт экспериментальной медицины, задалась целью получить пенициллин из отечественного сырья. И в 1942 г., она его получила. Ермольева активно участвовала в организации и налаживании промышленного производства этого первого отечественного антибиотика.
Советский биолог Г.Ф, Гаузе вместе с женой – ученым-химиком М.Г. Бражниковой – в годы войны синтезировал первый оригинальный советский антибиотик – грамицидин С.
Срочно было налажено производство нового препарата и отправка его на фронт.
А.А. Краснюк, в последующем член-корреспондент ВАСХНИЛ (Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина), создал знаменитую озимую рожь Волжанку, урожай которой на 2.7 ц/га превышал урожаи районированных ранее сортов.
Выдающийся ученый-селекционер академик В. С. Пустовойт, работая в годы войны в Казахстане, вывел ценные сорта подсолнечника, которые к концу войны в производственных посевах занимали свыше 200 тыс. гектаров в Саратовской, Волгоградской и Оренбургской областях.
Н.Д. Зелинский – советский химик изобрел противогаз, улучшил качество бензина, что позволило увеличить мощность двигателя.
Самоотверженной и героической, была работа ученых-биологов в блокадном Ленинграде. 8 сентября 1941 года немецкие войска вышли на южный берег Ладожского озера. Началась блокада, а в городе были ограниченные запасы продовольствия. Забота о питании населения и защитников Ленинграда легла на плечи ученых Всесоюзного Научно-исследовательского витаминного института.
Из-за скудного питания и нехватки витаминов могла развиться цинга. В условиях блокады было решено освоить упрощенный метод получения витамина С из единственного доступного источника – хвои, в виде водного настоя. Эту задачу поручили группе биохимиков и инженеров под руководством Алексея Дмитриевича Беззубова.
Аскорбиновая кислота — вещество, является одним из основных в рационе человека, участвует в обменных процессах, необходима для нормального функционирования соединительной и костной ткани, недостаток приводит к заболеванию цингой. (Слайд цинга). Не синтезируется в организме человека. В природе аскорбиновая кислота содержится во многих фруктах и овощах.
Цинга (скорбут), заболевание, обусловленное отсутствием в пище витамина С. Для неё характерны анемия, слабость, апатия, рыхлость десен, подкожные кровоизлияния и нарушения развития костной и хрящевой ткани. В блокадном Ленинграде из-за скудного питания люди испытывали недостаток витамина С, его можно было получить из хвои сосны. Известно, что хвоя сосны, по своим антицинготным свойствам, может быть приравнена к лимонам и апельсинам.
Витаминный напиток получали следующим образом:
1. Хвою заготавливали в лесу;
2. Сортировали, мыли, измельчали;
3. Хвойную крошку экстрагировали (извлекали) в 0,5% растворе кислоты (лимонной, уксусной);
4. Настой фильтровали и расфасовывали.
Ученые витаминного института рекомендовали для госпиталей, больниц, детских учреждений еще одно противоцинготное средство – суп из проросшего гороха.
Заключение.
Великая Отечественная война явилась серьезной проверкой творческих сил нашей науки. Чем дальше по времени уходят годы войны, тем ярче становятся воспоминания о тех людях, которые ценой своей жизни, боролись на фронте и в тылу за честь и независимость нашей Родины.
Нам же надо с благодарностью вспоминать тех, кто помог человечеству выжить.
Память… что дает она нам? Право на жизнь? На счастье? Да, наверно. Пока живы мы, жива и память. Память о тех, кто отдал свою жизнь, защищая родные просторы, нас с вами, борясь за светлое и счастливое будущее.
Покуда сердца стучатся,- помните! Война, бушевавшая над нашей планетой шесть лет, в ходе которой были убиты свыше 55 миллионов человек и ранены 9 миллионов, закончилась 9 мая 1945 года победой Советского Союза над гитлеровской Германией.
Эта победа означала спасение человечества от ужасов фашизма. Она спасла народы от порабощения и уничтожения. Оставшиеся в живых должны помнить, а их внуки и потомки - знать, какой ценой она была завоевана. Память о сотнях тысяч замученных в концентрационных фашистских лагерях, о миллионах погибших в сражениях, призывает всех нас беречь мир, как самую большую ценность, как залог жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«О технике, которая во многом определила Победу» Командование, конструкторы, учёные понимали, как сильно исход войны зависит от технического оснащения нашей армии! С первых дней войны начался величайший в истории поединок воздушных армий, битва конструкторских умов. С.А . Христанович – советский ученый в области механики, горного дела и энергетики. В годы войны проводил исследования по теории обтекания тел потоком воздуха, имеющим скорость, близкую к скорости звука. М.В. Келдыш – советский ученый в области математики и механик. Работы Келдыша в области аэродинамики больших скоростей имели важное значение для развития реактивной авиации.
Разработки теории взрыва, получения пороха и взрывчатых веществ Академик Ю сиф Г ейдар оглы Мамедалиев в 1941 г. выполнил работу по синтезу толуола — метилбензол. Его использовали для получения тротила. Тротил с щелочами образует соли, которые легко взрываются при механических воздействиях. Создатель «коктейля Молотова»
Как ученые физики спасали флот Фашисты понимали, какую ценность для государства представляет его флот. Один из первых и жесточайших ударов врага был обрушен именно на Военно-Морской флот нашей страны. В ленинградском Физико-техническом институте под руководством профессора А.П. Александрова группа ученых, в том числе Ю.С. Лазуркин , начали исследования, направленные на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами. В процессе был создан обмоточный метод размагничивания кораблей.
Магнитный механизм для подрыва танков В начале войны к ученым обратились представители инженерных войск с просьбой: выяснить, нельзя ли разработать подобную мину не для кораблей, а для танков. Эта работа была сделана на Урале. Физикам предоставили несколько танков. Провели измерения магнитного поля под ними на разных глубинах.
«Дорога жизни» Научный сотрудник Ленинградского физико-технического института Павел Павлович Кобеко попросил поручить ему изучение вопроса замерзшего Ладожского озера, который связан с «Дорогой жизни». Он разработал методику колебаний льда в разных условиях. Степень деформации льда зависит от скорости движения транспорта — это был главный вывод. Советский физик и физикохимик , член-корреспондент АН СССР.
Творческая смекалка в условиях суровых будней Именно для бойцов «невидимого фронта» создал свой «партизанский котелок» академик А.Ф. Иоффе . В этом котелке из нескольких десятков термопар сурьмянистый цинк – константан был смонтирован простейший термогенератор . Такие «котелки» помогали обеспечить партизанам радиосвязь.
Особые Технические Бюро Вклад ученых в достижение Победы над фашизмом был бы более значителен, если бы начиная с конца 20-х гг. глава страны И.В. Сталин шаг за шагом не «подрубал» возможность независимого мышления и творчества. В 1937—1938 гг. по стране прокатилась волна массовых репрессий, направленная и против интеллигенции, ученых, конструкторов, инженеров: Г.Р. Лангемак , И.Т. Клейменов, А.Н. Туполев, С.П. Королев и многие другие.
Открытия ученых-биологов и химиков в годы войны З.В. Ермольева , возглавлявшая Всесоюзный институт экспериментальной медицины, задалась целью получить пенициллин из отечественного сырья. И в 1942 г., она его получила. З.В. Ермольева активно участвовала в организации и налаживании промышленного производства этого первого отечественного антибиотика.
А.А. Краснюк , в последующем член-корреспондент ВАСХНИЛ (Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина ) , создал знаменитую озимую рожь Волжанку, урожай которой на 2.7 ц/га превышал урожаи районированных ранее сортов Выдающийся ученый-селекционер академик В. С. Пустовойт , работая в годы войны в Казахстане, вывел ценные сорта подсолнечника . Н.Д . Зелинский – советский химик изобрел противогаз, улучшил качество бензина, что позволило увеличить мощность двигателя .
Самоотверженная и героическая работа ученых-биологов в блокадном Ленинграде Из-за скудного питания и нехватки витаминов могла развиться цинга. В условиях блокады было решено освоить упрощенный метод получения витамина С из единственного доступного источника – хвои, в виде водного настоя. Эту задачу поручили группе биохимиков и инженеров под руководством Алексея Дмитриевича Беззубова. Ученые витаминного института рекомендовали для госпиталей, больниц, детских учреждений еще одно противоцинготное средство – суп из проросшего гороха.
Заключение Великая Отечественная война явилась серьезной проверкой творческих сил нашей науки. Чем дальше по времени уходят годы войны, тем ярче становятся воспоминания о тех людях, которые ценой своей жизни, боролись на фронте и в тылу за честь и независимость нашей Родины. Нам же надо с благодарностью вспоминать тех, кто помог человечеству выжить. Память… что дает она нам? Право на жизнь? На счастье? Да, наверно. Пока живы мы, жива и память. Память о тех, кто отдал свою жизнь, защищая родные просторы, нас с вами, борясь за светлое и счастливое будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по теме: "Победа! Славная Победа!"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе ( урок памяти, посвященный 65-летию Победы русского народа над фашизмом)Тема: " Победа! Славная Победа!"...
Вечер, посвященный Дню Победы «Вклад ученых в Победу в Великой Отечественной войне».
Одной из задач школы всегда была и остается – воспитание патриотических чувств, трепетного отношения к людям, чей подвиг в годы Великой Отечественной войны бессмертен. И кто как не учитель, и не важно...
Внеклассное мероприятие-журнал "Вклад ученых в Победу Великой Отечественной войне"
Цель: Показать роль математики, физики, химии в военном деле через вклад советских учёных в Победу в Великой Отечественной войне 1945-го года....
Внеклассное мероприятие «Ученье - свет»
Методическая разработка внеклассного мероприятия Интеллектуальное кафе «Ученье - свет» (математика и информатика)...
Внеклассное мероприятие "Мы - наследники Победы" , посвященное празднованию Дня Победы в ВОВ
По ссылке https://disk.yandex.ru/d/VxniLmuj_Y4Myw можно скачать сценарий, музыкальное оформление, презентацию, видесюжеты мероприятия, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной в...
Внеклассное мероприятие "Ученые- химики в годы ВОВ"
Вклад ученых химиков в годы ВОВ. Ученые должны были создавать новые способы производства самых разных материалов: взрывчатых веществ большой взрывной силы, топлива для реактивных снарядов «катюш...
Внеклассное мероприятие "Учение с увлечением"
Презентация для внеклассного мероприятия по русскому языку для 5 - 9 классов...