Организация работы по воспитанию духово – нравственных качеств личности
проект
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В связи с этим в школе реализовывался проект «Духовно–нравственное развитие и воспитание учащихся».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_po_vospitaniyu_duhovo_-_nravstvennyh_kachestv_lichnosti.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Яук Наталья Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Организация работы по воспитанию духово – нравственных качеств личности
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В связи с этим в школе реализовывался проект «Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся».
Участниками проекта были учащиеся 5 - 9 классов , родители учащихся, специалисты Центральной районной библиотеки, специалисты Центра русской традиционной культуры. Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой. Форма продуктов проектной деятельности: творческие конкурсы, экскурсии, беседы, детские проекты: презентации, видеофильмы, мини – спектакли, альбомы, исследовательские работы. Проект основывался на программах: «Диалектизмы. Обряды и обрядовый фольклор»; «Литературное краеведение».
Проблемный вопрос проекта: Способствует ли изучение культурного наследия родного края духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся?
Цель проекта: Изучение обрядов и обрядового фольклора, литературного и языкового наследия родного края; знакомство с литературной картой Омской области.
Задачи: 1.Обогащать и систематизировать знания детей о культурном наследии Седельниковского района и Омской области.
2.Развивать эмоционально-ценностное отношение к фольклорному, языковому и литературному наследию родного края. 3.Совершенствовать у детей уровень практических навыков: побуждать к проектно - исследовательской деятельности. 4.Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации. 5. Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
Этапы работы: Диагностический (сентябрь 2012 – октябрь 2012) На данном этапе проходила разработка диагностического инструментария для изучения образовательных потребностей участников проекта, была проведена диагностика и сделан анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по проекту.
2. Организационный (ноябрь 2012- декабрь 2012). Изучение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897. Утверждение проекта «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся».
3. Практический (январь 2013 - март 2017). Реализация основных мероприятий.
4. Итогово-аналитический (2017 – апрель - май 2017). Анализ и обобщение результатов проекта; рекомендации по использованию позитивных результатов в педагогической практике.
Работа осуществлялась в рамках проекта «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся», который был представлен на Х районном Фестивале инновационно - педагогических проектов. По итогам фестиваля был присвоен статус «Муниципальная экспериментальная площадка» по теме «Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся». В процессе работы сотрудничали с Центром русской традиционной культуры. На школьной сцене представляли праздники народного календаря, знакомили ребят начальной школы с народными традициями и фольклором. Принимали активное участие в школьных, районных и областных мероприятиях.
Ученицы пятого класса приняли участие в областном конкурсе проектов «Хочу всё знать», представили проект «Календарные обряды», учащиеся 6 класса участвовали в 4 областной Интернет – конференции исследовательских и проектных работ «Мир моих увлечений по теме «Летняя календарная обрядность», команда 6а класса в телекоммуникационном учебном проекте по русскому языку «Живой словарь» для 5 – 6 классов заняла 2 место.
Ученица 8 класса написала исследовательскую работу «Семейно – бытовая обрядность жителей Седельниковского района», стала участником НОУ на муниципальном уровне, победителем районного этапа конференции «Летопись сибирских деревень», заняла 3- е место на областной конференции «Летопись сибирских деревень». По итогам конференции в 2016 – 2017 учебном году была приглашена на 10 областной слёт талантливой молодёжи, стала победителем заочного этапа и участницей очного тура. Также она выступила на межрайонной научно – практической конференции в рабочем посёлке Муромцево. В 2015 году она стала победителем регионального конкурса чтецов 3 Фестиваля «Родная Омская земля».
Учащиеся 9 класса в 2016 – 2017 году участвовали в районном конкурсе стихов, посвящённых 300 – летию Омска.
Группа учащихся участвовала в областном конкурсе «Моя малая родина», представляли проект «Традиции и обычаи нашего края», стали победителями муниципального этапа.
Ученица 9 класса участвовала в областном конкурсе «Таланты земли омской» в номинации «Хранители памяти», представила работу «Чатушка – летопись народной жизни», по итогам конкурса она является победителем районного этапа конкурса.
По данной тематике «Литературное краеведение» и «Обряды, обрядовой фольклор» группа учащихся 9 класса готовила итоговые проекты. Индивидуальный проект был представлении по теме «Воспет поэтами мой край родной», продукт её работы – сборник статей о седельниковских поэтах. Групповой проект был подготовлен по теме «Зимняя календарная обрядность и обрядовый фольклор». Все учащиеся 9 класса приготовили групповые мини - проекты «Литературная карта Омской области».
Результаты проектной деятельности представляем на школьном сайте в разделе «Инновационная работа». Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на воспитание нравственно воспитанной личности, поэтому в ходе реализации проекта мы создавали творческую среду для развития у учащихся нравственных качеств.
В качестве критериев результативности уровня сформированности нравственной воспитанности была взята диагностика нравственной воспитанности обучающихся по методике М.И. Шиловой.
Пять основных показателей нравственной воспитанности школьника были в центре нашего внимания: отношение к обществу, патриотизм. Отношение к умственному труду. Отношение к физическому труду. Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности). Саморегуляция личности (самодисциплина).
Итоговая диагностика, проведенная у учащихся в конце 9 класса, показала следующие результаты: высокий уровень - 26%, средний – 74%. Считаю, что изучение культурного наследия малой родины способствует духовно – нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы по теме "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".
В данной работе представлен материал, который был подготовлен мной для участия в районном конкурсе "Самый классный классный -2012 г". Вы можете познакомиться с описанием опыта "Ра...
Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы
Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям. В приложениях даны разработки занятий "Делать добро спешите", "Совесть",...
Воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством ценностей мировой художественной литературы.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политическо...
«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»
Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...
Воспитание духовно-нравственных качеств личности на уроках словесности
Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования у обучающихся нравственных основ личности на уроках русского языка и литературы....
День славянской письменности и культуры - источник для воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Опыт работы по проведению ежегодной недели русского языка, посвященного Дню славянской письменности и культуры...
Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов
Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памя...