Организация работы по воспитанию духово – нравственных качеств личности
проект

Яук Наталья Васильевна

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В связи с этим в школе реализовывался проект «Духовно–нравственное развитие и воспитание учащихся».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           Яук Наталья Васильевна,

                                                       учитель русского языка и литературы

                                                           

Организация работы по воспитанию   духово – нравственных качеств личности

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В связи с этим в школе реализовывался проект «Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся».

Участниками проекта были  учащиеся 5 - 9 классов , родители учащихся, специалисты Центральной  районной  библиотеки,  специалисты Центра русской традиционной культуры. Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой. Форма продуктов проектной деятельности: творческие конкурсы, экскурсии, беседы, детские проекты: презентации, видеофильмы, мини – спектакли,  альбомы, исследовательские работы. Проект основывался на программах: «Диалектизмы. Обряды и обрядовый фольклор»; «Литературное краеведение».                       

Проблемный вопрос проекта: Способствует ли  изучение  культурного наследия  родного края  духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся?

Цель проекта: Изучение обрядов и обрядового фольклора, литературного  и  языкового наследия родного края; знакомство с литературной картой Омской области. 

            Задачи: 1.Обогащать и систематизировать знания детей о культурном наследии  Седельниковского района и Омской области.

2.Развивать эмоционально-ценностное отношение к фольклорному, языковому и литературному наследию родного края. 3.Совершенствовать у детей уровень практических навыков: побуждать к проектно - исследовательской деятельности. 4.Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации. 5. Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.

Этапы работы: Диагностический (сентябрь 2012 – октябрь 2012) На данном этапе проходила разработка диагностического инструментария для изучения образовательных потребностей участников проекта, была проведена диагностика и  сделан анализ ее итогов с целью  разработки комплекса мероприятий по проекту.

2. Организационный (ноябрь 2012- декабрь 2012). Изучение Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования,  утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897. Утверждение проекта «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся».

3. Практический (январь 2013 -  март 2017). Реализация основных мероприятий.

4.  Итогово-аналитический (2017 – апрель - май 2017). Анализ и обобщение результатов проекта; рекомендации по использованию позитивных результатов в педагогической практике.

Работа осуществлялась в рамках проекта  «Духовно-нравственное развитие и воспитание   учащихся», который   был представлен на Х районном Фестивале инновационно - педагогических проектов.  По итогам фестиваля был присвоен статус «Муниципальная экспериментальная площадка» по теме «Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся».   В процессе работы  сотрудничали с Центром русской традиционной культуры.  На школьной сцене представляли праздники народного календаря, знакомили ребят начальной школы с народными традициями и фольклором. Принимали активное участие в школьных,  районных и областных мероприятиях.

            Ученицы пятого класса приняли участие  в областном конкурсе проектов «Хочу всё знать», представили проект «Календарные обряды», учащиеся  6 класса участвовали в  4 областной Интернет – конференции исследовательских и проектных работ «Мир моих увлечений по теме «Летняя календарная обрядность», команда 6а класса в телекоммуникационном учебном проекте по русскому языку «Живой словарь» для 5 – 6 классов заняла 2 место.

         Ученица  8 класса  написала исследовательскую работу «Семейно – бытовая обрядность жителей Седельниковского района», стала  участником  НОУ на муниципальном уровне, победителем  районного этапа конференции «Летопись сибирских деревень»,  заняла 3- е место на областной конференции «Летопись сибирских деревень». По итогам конференции в 2016 – 2017  учебном году была приглашена на 10 областной слёт талантливой молодёжи, стала победителем заочного этапа и участницей очного тура. Также она выступила на межрайонной научно – практической конференции в рабочем посёлке Муромцево. В 2015 году она стала победителем регионального конкурса чтецов 3 Фестиваля «Родная Омская земля».

                Учащиеся 9 класса в 2016 – 2017 году участвовали в районном конкурсе стихов, посвящённых 300 – летию Омска.

Группа учащихся участвовала в областном конкурсе «Моя малая родина», представляли проект «Традиции и обычаи нашего края»,  стали победителями муниципального этапа.

               Ученица 9 класса  участвовала в областном  конкурсе  «Таланты земли омской» в номинации «Хранители памяти», представила работу  «Чатушка – летопись народной жизни», по итогам конкурса она является  победителем районного этапа конкурса.

По данной тематике «Литературное краеведение» и «Обряды, обрядовой фольклор» группа учащихся 9 класса готовила  итоговые проекты. Индивидуальный проект был представлении по теме  «Воспет поэтами мой край родной», продукт её работы – сборник статей о седельниковских поэтах. Групповой проект был подготовлен по теме  «Зимняя календарная обрядность и обрядовый фольклор». Все учащиеся 9 класса приготовили групповые мини - проекты «Литературная карта Омской области».

                Результаты проектной деятельности  представляем на школьном сайте в разделе «Инновационная работа». Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на воспитание нравственно воспитанной личности, поэтому в ходе реализации проекта мы создавали   творческую среду для развития у учащихся нравственных качеств.

В качестве критериев результативности уровня  сформированности нравственной воспитанности  была взята диагностика нравственной воспитанности обучающихся по методике М.И. Шиловой.

Пять основных показателей нравственной воспитанности школьника были в центре нашего внимания: отношение к обществу, патриотизм. Отношение к умственному труду. Отношение к физическому труду. Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности). Саморегуляция личности (самодисциплина).

           Итоговая диагностика, проведенная у учащихся в конце 9 класса, показала следующие результаты: высокий уровень - 26%, средний – 74%. Считаю, что изучение культурного наследия малой родины способствует духовно – нравственному развитию и воспитанию  обучающихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".

В данной работе представлен материал, который был подготовлен мной для участия в районном конкурсе "Самый классный классный -2012 г".  Вы можете познакомиться с описанием опыта "Ра...

Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы

Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям.   В приложениях даны разработки занятий "Делать добро спешите", "Совесть",...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности посредством ценностей мировой художественной литературы.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политическо...

«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности на уроках словесности

Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования у обучающихся нравственных основ личности на уроках русского языка и литературы....

День славянской письменности и культуры - источник для воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Опыт работы по проведению ежегодной недели русского языка, посвященного Дню славянской письменности и культуры...

Воспитание духовно-нравственных качеств личности через изучение истории малой родины и традиций народов

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся. Он является носителем исторической памя...