«Детство, опаленное войной...»
методическая разработка (11 класс)

Нарижная Ольга Борисовна

Открытое мероприятия, посвященное Дню Победы о судьбах детей во время Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка.20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие «Детство, опаленное войной...»

Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших людей во время Великой Отечественной войне.

 Задачи: Развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества.  Пропаганда песен военных лет и стихотворений военной тематики. Воспитание чувства сопереживания и сострадания.

  1. «Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами…

           И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были  

             когда-то, горечь детства забыть не дает…»

  1. Плечистый немец, выбритый до лоска,

  Вел по деревне русского подростка.

  Повизгивая жалобно и тонко,

  За мальчиком бежала собачонка.

Они свернули за сугроб проулка.

Два выстрела рванули воздух гулко.

И показался над сугробом смятым

Белесый немец с черным автоматом.

Застыл в сугробе мальчик. А у ног

Уткнулся носом в черствый снег щенок.

Хозяину кудлатый верен был.

За это немец и его убил.

  1. По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила миллионы детских судеб, отняла светлое и радостное детство.

  1. Снаружи зарычал замок,

Открылась настежь дверь.

Врач внёс пробирок кузовок,

Резинку, шприц и гель.

Так методично день за днём,

Выкачивали кровь,

Пол-литра за один приём,

Наутро брали вновь...

Ребёнок в муках умирал...

Хрипел, теряя речь,

И даже если он дышал,

Его бросали в печь...

Других детей несли ко рву,

Чтоб сбросить в штабеля,

Смотрело небо на беду,

И падала слеза!

Кровь шла для раненых солдат,

Точнее, для врага,

По праву силы этот ад,

Не дрогнула рука.

А кто-то погребён живьём,

И ангел не помог.

Там всё вертелось колесом,

Всё вовремя и в срок!

Болезни, голод, холода,

Таков был их удел,

Смертельных опытов рука

И пыток беспредел!

  1. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито … Сожжено заживо… Заживо похоронено потому что на них не тратили патроны, а просто закапывали. Есть записи воспоминаний о таких захоронениях, о том, как сутки шевелилась земля…

  1. Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней, — молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Вдруг сразу словно ветер свежий

Пройдет по детскому лицу,

И, оживленная надеждой,

Она бросается к бойцу.

Защиты ищет у него:

— Убей их всех до одного!

  1. Кроме этого, немцы в тылу совсем не стеснялись, и со всей жестокостью расправлялись с детьми. "...Часто из-за развлечений группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба, дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди. Сколько детей погибло из-за таких забав немцев по всей стране! Опухшие от голода дети могли что-то взять, съестное у немца не смысля, и тут же очередь из автомата. И наелся ребенок навек!"

 

  1. Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок,

Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,

Обломки печки и трубы —

И это все, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес!

При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

  1. Проходящие, по местам оккупированным фашистами части Советской Армии чутко относились к детям и часто забирали их с собой. Сыны полков – дети военных лет воевали против немецких оккупантов наравне со взрослыми. Маршал Баграмян вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат. Самому юному сыну полка было всего 6 лет, звали его Сергей Алешков. Маму и старшего брата Сережи расстреляли немцы, а ему самому удалось бежать. Мальчонка убежал в лес, где прожил несколько дней. Спал под кустом и вздрагивал от каждого шороха боясь не зверей, а фашистов. Питался ягодами, грибами, желудями. Там и набрел на наших разведчиков, те привели его в свою часть.
  1. Пятнадцать лет ему, иль десять,

иль, может, меньше десяти,

Его фашистам не повесить,

не опознать и не найти.

То к партизанам он пристанет,

то, ночью рельсы развинтив,

С пургой в два голоса затянет

ее пронзительный мотив.

Он возмужает понемногу,

что делать дальше разберет.

А сказка с ним шагает в ногу

и возмужает в свой черед.

Она идет все время рядом,

поет, и в землю бьет прикладом,

И смотрит вдаль недетским взглядом,

и гонит мстителя вперед.

  1. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной                               детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них  недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины,  во имя Победы.

  1. Вся ночь пролетела, как страшный бред.

            Расстрел назначили рано.

            А было ему шестнадцать лет,

            Разведчику-партизану.

         В сенях умирал заколотый дед,

         Сестренке ломали руки.

         А он все твердил упрямое: «Нет!»,

         И стоном не выдал муки.

         Вдоль сонной деревни его вели

         В пустое, мертвое поле.

        Морозные комья стылой земли

        Босую ступню кололи.

        Мать вскрикнула тонко, бела, как мел,

        И в поле вдруг стало тесно.

        А он подобрался весь и запел

        Свою комсомольскую песню.

        На залп он качнулся лицом вперед

        И рухнул в холодный пепел.

        Ты понимаешь? Такой народ

        Нельзя заковать в цепи.

  1. Детей, воевавших с немецко-фашистскими захватчиками было очень много, и большинство из них остались безымянными героями.

  1. Возможно бы, стал Рафаэлем,

            А может, Колумбом планет

           Мальчишка в солдатской шинели

           Неполных пятнадцати лет.

          Неделями без передышки,

         Шагая за знаменем вслед,

         Сражался бесстрашно мальчишка

         Неполных пятнадцати лет.

        Зажав, как заветную книжку.

        Гранат смертоносный пакет,

        На танки рванулся мальчишка

        неполных пятнадцати лет.

       Давно уж бои отгремели,

       Но время не вычеркнет, нет,

       Мальчишку в солдатской шинели

       Неполных пятнадцати лет.

  1. Сколько их с оружием в руках помогавших взрослым сражаться за родину. Сколько уходило в партизаны, гибло при бомбежках и обстрелах или от голода и болезней. Сколько их угнали в Германию и обескровили в концлагерях, сколько их умертвили. Сколько, не дожив до Победы, были похоронены в блокадном Ленинграде. Всех их мы вспоминаем накануне великого Дня победы. Вечная память маленьким звёздочкам чёрного неба войны!

  1.     Победа шагала, Победа гремела,

           Победа рекой полноводной звенела!

           Победу несли вы в детских руках,

           Сквозь голод, сквозь слезы и сквозь жуткий страх!

15 Юные безусые герои,

     Юными остались вы навек.

     Перед вашим вдруг ожившим строем

     Мы стоим, не поднимая век.

     Боль и гнев сейчас тому причиной,

     Благодарность вечная вам всем,

     Маленькие стойкие мужчины,

     Девочки, достойные поэм.

    Сколько вас? Попробуй перечислить,

    Не сочтёшь, а, впрочем, всё равно,

    Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

    В каждой песне, лёгком шуме листьев,

    Тихо постучавшихся в окно.

    Вместе с нами вам шагать и дальше

    И дороге этой нет конца…

    Рядом с вами не выносят фальши

    Наши беспокойные сердца.

    И сильнее, кажется, мы втрое.

    Словно тоже крещены огнем…

   Юные, безусые герои,

   Перед вашим вдруг ожившим строем

   Мы сегодня мысленно идем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Детство, опаленное войной"

дать знания о ВОВ, познакомить учащихся  сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе  в годы ВОВ....

Урок математики в 6 классе "Детство, опаленное войной"

Данный урок-путешествие в историю, посвященный  Великой Отечественной войне может проводиться в конце учебного года, как урок повторения материала за курс математики 6 класса. В этот урок  в...

"Детство, опаленное войной"

Разработка сценария выступления учащихся  к 9 маю....

Детство, опаленное войной

Презентация может использоваться как дополнительный материал на уроках истории и на классных часах....

Детство, опаленное войной

В старой анкете друзей наряду с вопросами «Твой любимый цвет?, Лучший друг? Любимая книга?» - был и такой вопрос «Чего ты боишься больше всего? И мы , дети 80-х отвечали: «Войны». Вы – дети, очередное...

Устный журнал "Детство, опаленное войной"

Война и дети… Как несовместимы эти понятия! Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Трудно представить, чт...

Классный час в рамках проекта "Я помню, я горжусь!" на тему:" Дети и война. Детство, опаленной войной""

Мероприятие разработано с целью развития и воспитания патриотических чувств учащихся на ярких примерах героизма и жизни их сверствников...