Урок Мужества, посвященный Дню Героев Отечества (9 декабря) «Отчизны верные сыны» (для среднего и старшего школьного возраста)
план-конспект
Урок Мужества, посвящённый Дню Героев Отечества (9 декабря) "Отчизны верные сыны" (для среднего и старшего школьного возраста)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Луганской Народной Республики
ГОУ ЛНР «Лиманская средняя школа»
Урок Мужества,
посвящённый
Дню Героев Отечества
(9 декабря)
«Отчизны
верные сыны»
(для среднего и старшего школьного возраста)
Подготовила и провела:
советник директора по воспитанию
и взаимодействию с детскими
общественными объединениями
Слюсарева Надежда Анатольевна
2023 – 2024 уч.г.
Цель: на примере героических судеб соотечественников создать в представлении учащихся исторически сложившийся образ героя Отечества, достойный памяти и уважения потомков.
Задачи:
- дать понятие о герое Отечества;
- познакомить с историей праздника;
- вспомнить и почтить память героев – защитников Отечества в истории страны, родного края, школы, семьи;
- воспитывать в учащихся чувство патриотизма, интерес к истории страны, уважительное отношение к исторической памяти своего народа.
Форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование фотоматериалов, включает в себя анализ текстовой информации и иллюстраций.
Ход урока:
Эпиграф к уроку:
Стоим мы на посту, повзводно и поротно.
Бессмертны, как огонь, спокойны, как гранит.
Мы — армия страны. Мы — армия народа.
Великий подвиг наш история хранит.
Р. Рождественский
1. Вступительная беседа:
- Как вы понимаете слово «Отечество»?
- Кого мы считаем героями Отечества?
- Сегодня, накануне празднования Дня героев Отечества, мы проводим Урок Мужества, посвященный героям разных поколений. В ходе истории нашего государства в народе сложился свой образ защитника родной земли: бесстрашного, горячо любящего свою родную землю воина, который готов отдать жизнь за Отечество. Этот человек совершает подвиг не ради высокого звания и наград, но по велению своего сердца. Он готов встать на защиту своего народа и биться до последнего. Он готов помочь, тем, кто слабее, кто терпит несправедливость и нуждается в помощи. Он защищает свою родину не только в битвах, но и в мирное время, стоя на страже безопасности родной земли. Сегодня мы вспомним таких героев, чтобы на примере их подвигов, понять, кто же такой настоящий герой Отечества. В нашей стране издавна помнили и почитали своих героев, увековечивали память о них. Именно в нашей стране появился этот замечательный праздник, который празднуется 9 декабря.
2. История праздника Дня героев Отечества (9 декабря)
– Как и когда появился праздник День героев Отечества? (Ответы детей)
Из истории праздника
Информационное сообщение (доклад учащихся )
День героев Отечества в России выпадает на 9 декабря, что является продолжением вековой традиции, существовавшей в российском государстве до 1917 года. Именно в эти дни в Российской Империи праздновали День георгиевских кавалеров. День георгиевских кавалеров стали отмечать с учреждением императрицей Всероссийской Екатериной Великой 26 ноября (7 декабря) 1769 года высшей воинской награды – Императорского Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Орденом, имевшим четыре степени, было награждено в царской России более десяти тысяч человек.
Сороковые годы двадцатого века и Великая Отечественная война всколыхнули национальные чувства и патриотическое самосознание руководителей Советского государства. В 1943 году учреждается Орден Славы, близкий по своему значению к ордену Святого Георгия. Полный статус ордена, как и День героев Отечества в России, вернули лишь в 2007 году. Современным Орденом Георгия могут награждать людей не военных профессий, внесший заметный вклад в дело мира и общей безопасности. Имена героев увековечиваются на мраморных досках в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца.
3. «Вспомним эти имена»
(сообщения обучающихся)
Советник: В истории нашей страны есть имена защитников Отечества, которые мы должны знать и помнить. Они, в трудное для нашего народа время, когда ему угрожала опасность, вставали на защиту Отечества и вели за собой других на бой с врагом (на доске портреты защитников Отечества разных времён).
Александр Ярославович Невский – великий русский князь, знаменитый полководец. В 1242 году одержал великую победу в «Ледовом побоище» на Чудском озере над Ливонским орденом. Александр Ярославович за победу и личную храбрость в сражении на реке Неве между новгородским войском под командованием князя и шведским отрядом получил почётное прозвище «Невский».
Учитель. Какие известные слова, актуальны и сейчас, принадлежат великому русскому полководцу - Александру Невскому (Кто на Русь с мечом пойдёт, тот от меча и погибнет), (цитату на доску).
Дмитрий I Иванович - князь Московский и великий князь Владимирский, прозванный Донским за победу в Куликовской битве в 1380 году над полчищами татаро-монгольского хана Мамая. На битву получил благословение Сергия Радонежского. Памятник Дмитрию Донскому установлен в городе Коломне рядом с кремлём. В честь него назван один из Московских монастырей.
В 1612 году в Смутное время, когда на Руси не было царя, этим воспользовались
враги. Польско - литовские войска захватили Московский Кремль и посадили на трон
своего короля Сигизмунда. Кузьма Минин и князь Дмитрий Михайлович
Пожарский - два русских героя – организовали в Нижнем Новгороде народное
ополчение против польских захватчиков и повели его на Москву. Тем самым они
освободили столицу русского государства от польской интервенции. Памятник
Минину и Пожарскому стоит на Красной площади в Москве.
Александр Васильевич Суворов – выдающийся полководец, не испытавший ни одного поражения в своей военной карьере. Героический поход совершил Суворов, пройдя из Италии через швейцарские Альпы. Этот поход вошёл в военную историю как высочайший образец героизма, мужества, верности долгу и настоящий подвиг русского народа. Народ помнит и ценит Суворова, восхищается его подвигами, мудростью, общением с солдатами. Его «Наука побеждать» до сих пор помогает солдатам освоить военное искусство. Имя Суворова носит военное училище в Москве.
«Тяжело в учении – легко в бою» - знаменитая фраза Александра Васильевича Суворова.
Михаил Илларионович Кутузов прославил себя как государственный деятель, военный стратег во время Отечественной войны 1812 года.
Он возглавил народную войну против иноземных захватчиков. Бессмертный подвиг Кутузова в Отечественной войне с Наполеоновской армией навсегда останется в истории русского государства как пример великого патриотизма. Михаилу Илларионовичу Кутузову принадлежат слова: «Нет выше чести, как носить российский мундир!».
Советник: Много лет назад у нас в стране была большая война: Великая Отечественная война. Это была жестокая и разрушительная война. Когда она началась? Когда закончилась? (Ответы детей).
(фотоматериал)
Одним из выдающихся военачальников Великой Отечественной войны был маршал Советского Союза Константин Георгиевич Жуков (сообщение обучающихся)
Константин Георгиевич Жуков - советский военачальник, маршал Советского Союза, министр обороны СССР, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа» и множество других орденов и медалей. Под его командованием во время Великой Отечественной войны советские войска одержали победу во всех главных сражениях. В настоящее время в армии учреждена медаль имени Жукова за мужество и героизм.
4. Рассказ о подвиге русского солдата
Советник: Советские солдаты самоотверженно и мужественно сражались за свою Родину во время Великой Отечественной войны. Послушайте рассказ о подвиге русского солдата в то страшное время.
Наша армия дошла до Берлина, шли последние дни войны, бои шли на улицах Берлина. 30 апреля 1945 года старший сержант Николай Масалов, рискуя своей жизнью, вынес из-под огня немецкую девочку... Это событие стало сюжетом памятника Воину-освободителю в Берлине. История произошла в самом конце войны в Тиргартене — одном из центральных районов германской столицы, во время боёв за взятие Берлина. Солдаты 79-й гвардейской стрелковой дивизии под началом Василия Чуйкова обнаружили вражеские войска, которые защищали бункер Гитлера. Незадолго до решающей атаки воцарилась тишина. И вдруг в этой тишине прозвучали крики маленькой девочки, которая звала маму. Их услышал Николай Масалов и бросился на помощь. Укрываясь от осколков и пуль, он дополз до ребёнка, взял на руки и понёс. Девочка начала кричать ещё громче, тогда, чтобы крик ребёнка не выдал его немецким солдатам, он попросил своих прикрыть его, и советские воины ответили шквальным огнём. Под прикрытием этого огня сержант Масалов невредимым добрался до своих и передал спасённого ребенка в штаб полка.
Советник: Какие качества проявил русский солдат? Думал ли солдат о благодарности и наградах? (Ответы детей).
Советник: Почему люди из других стран помнят поступок этого солдата? Почему этот поступок так запал в память людей? Что вызвало такой добрый отклик в их сердцах? (Ответы детей).
Советник: Солдаты проявляли и смелость, и отвагу, и терпели немыслимые тяготы военной жизни. И за это люди им благодарны. Но доброта и сочувствие к маленькой девочке, которая беспомощна, оказались даже важнее. В Берлине поставлен памятник. Его знают во всем мире: «Воин-освободитель со спасённой девочкой на руках» (фотоматериал).
Советник: Памятник советскому солдату с маленькой девочкой стал символом доброты и человечности. Сам герой – старший сержант гвардии Николай Иванович Масалов – о памятнике в Берлине узнал случайно уже после войны. Ему довелось там побывать: бывшему солдату вручили грамоту почётного гражданина Берлина. Такой поступок можно назвать бескорыстным.
- Что может человека побудить его совершить? Как вы думаете?
(Ответы детей: Любовь к человеку. Желание помочь. Человек не может спокойно видеть страдания других. Чужих детей не бывает.)
Советник: Бескорыстный поступок – это добрый поступок, совершаемый из любви к другим людям. Человек не стремится к личной выгоде, не ждёт наград и похвал. Он искренне хочет помочь другим. И иногда при этом приходится рисковать или чем-то жертвовать. И традициями солдата российской армии всегда были и остаются: любовь к Отчизне, защита детей, стариков и женщин, желание помочь и защитить другого.
Советник: - Имена этих героев-защитников Отечества навсегда останутся в истории нашего государства. Это - герои-победители!!!
5. Подведение итогов урока
- Что можно сказать о героях, которые в разное время истории нашей страны защищали своё Отечество? (Ответы детей).
- Чему может научить их пример? (Ответы детей).
- Какой образ героя-защитника Отечества сложился в вашем представлении? (Ответы детей).
6. Создание кластера «Качества героя-защитника Отечества»
Советник: - Перед вами список разных качеств характера человека. Прочитайте их и выберите те, которые присущи защитнику Отечества. Сейчас вместе создадим образ героя – защитника Отечества.
- Итак, какими же качествами должен обладать защитник Родины?
7. Заключительное слово
- В русской истории издавна существует образ защитника Отечества. В народных преданиях, былинах это богатырь Илья Муромец, который со своими соратниками Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем охраняет русскую землю от «ворогов» (фотоматериал).
- Исторически сложилось так, что защитник русской земли – это мирный воин. Он не нападает на другие народы, не захватывает чужие земли. Он пахарь, труженик, мастер и т. д. Но, если его родной земле, его народу угрожает опасность, он встает на защиту Отечества, не задумываясь, и, не жалея себя, сражается с врагом. А если нужно, то окажет помощь другим народам. Он не ждет наград, славы и почестей. Главная его награда – это память и уважение потомков, которым он сохранил Родину. Иногда - ценой своей жизни.
Послушайте наставление, которое передали своим потомкам мужественные защитники земли русской (обучающиеся-мальчики читают стихотворение):
Славные наши потомки!
Надеемся, знаете, помните нас:
Голос российской истории - громкий!
С нас начинался великий сей глас!
Мы по крупицам Русь собирали,
Где уговором, где силой пришлось
Державу Великую мы создавали,
Немало врагов повидать нам пришлось
- Славны были наши деды,
Помнит их и швед и лях,
И царит орёл победы
На далёких на морях.
Флаг Российский осеняет
Наш корабль боевой
Он и нам напоминает
Как ходили деды в бой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим
Данная статья посвещена способам усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях ...
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Весёлые нотки» вокально-эстрадного творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста
АВТОРСКАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Весёлые нотки»вокально-эстрадного творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста срок реализации программы - 4 года...
«Учет психологических особенностей обучающихся, воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста в работе педагога»
Методические рекомендации...
Педагогическая диагностика освоения программного материала по математике у учащихся среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс)
Педагогическая диагностика освоения программного материала по математике у учащихся среднего и старшего школьного возрастас интеллектуальной недостаточностью(5-7 класс)«По программе обучени...
Педагогическая диагностика уровня освоения программного материала по письму учащимися среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс)
Педагогическая диагностикауровня освоения программного материала по письмуучащимися среднего и старшего школьного возрастас интеллектуальной недостаточностью(5-7 класс)«По программе обучения глу...
презентация "Натюрморт" для среднего и старшего школьного возраста
Презентация посвящена раннему голладскому натюрморту, Рассказывает подробно об его возникновении, особенностях и делении по темам - Завтрак, Ученый натюрморт, цветочный натюрморт и др....
Урок мужества,посвященный Дню Героев Отечества (презентация)
Урок мужества является наиболее эффективной формой обсуждения с обучающимися представлений о способностях человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в уме...