Программа дополнительного образования "Патриот"
рабочая программа
Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patriot.doc | 319.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Патриот»
Возраст обучающихся: 13-17 лет
68 часов
Содержание
7. Формы аттестации и контроля 24
10. Список литературы ……………………………………………………………....28.
11. Календарный учебный график 29
1.Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа обучения «Патриот» имеет военно-патриотическую направленность и способствует формированию у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
Программа направлена на:
1) участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации;
2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;
4) сохранение и приумножение патриотических традиций.
Программа обучения воспитанников юнармейских отрядов может реализоваться на базе любого общеобразовательного учреждения, домовых клубов и учреждений дополнительного образования.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юнармия» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493).
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- Письмо Министерства образования науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
- СанПин 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41.
- Актуальность программы
- Актуальность программы обусловлена рядом факторов:
- нацеленностью на развитие патриотизма;
- целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;
- формированием здорового образа жизни;
- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.
Программа разработана с учетом задач поставленных в «Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации в 2016-2020гг.», Национальной доктрине образования в Российской Федерации о воспитании гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...» и нормативных документов Всероссийского детско-юношеского военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ».
Содержание программы направлено также на формирование физической культуры обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей, определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе. Отличительные особенности программы
Программа обладает отличительными чертами по форме организации учебного процесса:
1) Особенность, которая касается участников:
Участниками юнармейских отрядов могут быть:
- обучающиеся от 8 до 18 лет;
- юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям Движения и (или) его конкретным акциям, признающие Устав Движения и выполняющие программные документы, акты руководящих органов Движения, участвующие в деятельности Движения;
- иностранные граждане и лица без гражданства законно находящиеся в Российской Федерации.
Участие в юнармейских отрядов и выход из него является добровольным.
Участие в юнармейском отряде физических лиц осуществляется на основании письменного заявления гражданина с согласием его законных представителей (для несовершеннолетних членов) и оформляется решением Местного, Регионального отделения или Главного штаба Движения на ближайших заседаниях простым большинством голосов от количества присутствующих на заседании, с постановкой на учет в Региональном, Местном отделении Движения.
2) Особенность, которая касается принципов реализации программы:
Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности, а также требованиями СанПина и могут быть усложнены или упрощены.
Программа может быть дополнена различными видами мероприятий и дисциплин согласно возрастным особенностям юнармейцев. Программа может быть адаптирована для учеников 1-4 классов; 5-7 классов; 8-11 классов.
Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).
- Адресат программы
Данная программа предназначена для детей и подростков 8 - 16 лет. В этом возрасте учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.
В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера.
В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту психологическую установку в их обучении, которая дает им возможность преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их жизненном пути.
- Срок освоения, уровни и объем программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Юнармия» рассчитана на 3 года обучения.
Продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель. Число часов в неделю при 34 учебных неделях может составляет от 4 до 12 часов в зависимости от возрастной категории членов юнармейского отряда.
- Формы обучения и виды занятий
Форма обучения - очная.
Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения.
Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).
- Режим занятий
Занятия проводятся согласно норм СанПина 2.4.4.3172-14.
Занятия проводятся по группам.
Продолжительность учебного часа – 40 - 45минут (в зависимости от возрастной категории).
- 2. Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ - совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую общественную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего Отечества.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- реализация государственной молодежной политики Российской Федерации;
- воспитание у молодежи чувства патриотизма, приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма;
- воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и всесторонняя подготовка юношей к исполнению воинского долга;
- изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины;
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости, организация здорового досуга учащихся;
- активное приобщение подростков и молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству;
- развитие в подростковой и молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;
- 3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теория | Практика | Форма контроля | |
1. | Основы военной службы и военного дела | 10 | 7 | 3 | Наблюдение, опрос | |
2. | Физическая подготовка | 28 | 2 | 26 | Физическая подготовленность | |
3. | Основы туристической техники. | 8 | 6 | 2 | опрос | |
4. | Основы военно-исторического образования | 9 | 6 | - | тест | |
6. | Основы медицинских знаний. | 5 | 3 | 2 | аттестация | |
7. | Культурное воспитание и гражданско- патриотические мероприятия | 8 | 2 | 6 | ||
Итого: | 68 |
Вводное занятие:
Задачи на новый учебный год. Меры безопасности при проведении различных занятий и мероприятий.
Раздел I. Основы военной службы и военного дела. Общая тактика:
Тема : Основы общевойскового боя.
Теория: Российские Вооруженные Силы на современном этапе, назначение, состав, виды Вооруженных Сил. Сухопутные войска, их состав и предназначение.
Сущность и виды современного общевойскового боя, их краткая характеристика. Способы ведения общевойскового боя (в условиях применения обычного, ядерного, химического и высокоточного оружия).
Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач. Огонь и его назначение в бою. Виды огня (по отдельным целям, сосредоточенный, заградительный, подвижный и неподвижный, фронтальный, фланговый, перекрестный, кинжальный). Понятие о маневре в бою. Виды маневра.
Организация, вооружение, тактические возможности мотострелкового отделения (взвода) в обороне и в наступлении. Боевые возможности отделения (взвода) в обороне и в наступлении.
Тема: Действия солдата в бою.
Практика: Обязанности солдата в бою. Наблюдатель и его обязанности. Способы изучения местности. Выбор места для наблюдательного поста, его оборудование и оснащение. Действие при обнаружении противника в заданном секторе наблюдения, доклад об обнаруженных целях. Определение расстояний до ориентиров и целей. Передвижение солдата на поле боя. Движение ускоренным шагом и бегом. Перебежки и переползания под огнем противника. Преодоление препятствий и заграждений в бою. Солдат в обороне. Подготовка к обороне. Выбор и оборудование окопа для стрельбы и его маскировка. Приспособление местных предметов к обороне. Действия в обороне с началом огневой подготовки атаки противника. Уничтожение противника перед передним краем обороны огнем и гранатой. Бой с противником, ворвавшимся в траншею. Солдат в наступлении. Подготовка к атаке и атака: пополнение боеприпасов, заряжание оружия, снаряжение гранат, выбор пути движения в атаку, наблюдение за сигналами командира и действия по ним. Выскакивание из траншеи. Движение в атаку в боевом порядке отделения. Преодоление различных заграждений и препятствий. Атака переднего края обороны противника, уничтожение его огнем в упор и гранатой. Бой в траншее и ходах сообщения.
Тема: Ориентирование на местности без карты.
Практика: Сущность ориентирования, определение сторон горизонта по компасу, часам, солнцу, местным предметам.
Тема: Ориентирование на местности по карте.
Практика: Назначение и краткая характеристика топокарт, топографические знаки. Порядок подготовки карты к работе.
Тема : Характеристика современных средств поражения, последствия их применения и основные принципы, и способы защиты.
Теория: Ядерное оружие и его характеристика. Поражающие факторы ядерного оружия и их краткая характеристика.
Очаг ядерного поражения. Правила поведения (проживания) на местности с повышенным радиоактивным фоном. Оказание само и взаимопомощи при радиоактивных поражениях. Основные способы защиты личного состава и техники от поражающих факторов ядерного оружия и при действии на зараженной местности.
Химическое оружие. Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ) и их краткая характеристика, поражающие свойства, основные способы и средства защиты от СДЯВ.
Практика: Действие личного состава на местности, зараженной отравляющими веществами. Оказание первой помощи при поражении отравляющими веществами. Действия населения при оповещении о химическом заражении. Правила поведения в зоне химического заражения.
Теория: Биологическое (бактериологическое) оружие. Способы и признаки его применения. Краткая характеристика основных видов биологического (бактериологического) оружия. Очаг биологического поражения. Понятие о карантине и обсервации. Защита от биологического (бактериологического) оружия. Современные обычные средства поражения, осколочные, шариковые, фугасные боеприпасы. Боеприпасы объемного взрыва. Зажигательное оружие иностранных армий и защита от него. Пожарно-профилактические мероприятия.
Тема: Индивидуальные и коллективные средства защиты.
Практика: Фильтрующие противогазы, назначение, устройство общевойского противогаза. Особенности устройства противогазов ГП-5, ГП-7. Пользование поврежденным противогазом. Респираторы. Назначение, устройство и правила пользования респиратором Р-2. Противопыльная тканевая маска (ППТМ-1), ватно-марлевая повязка и пользование ею.
Средства защиты кожи. Назначение, характеристика, устройство и защитные свойства общевойскового защитного комплекта (ОЗК). Подбор, проверка и подготовка к использованию. Порядок пользования ОЗК.
Объекты коллективной защиты и правила пользования ими при радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении.
Отработка нормативов по надеванию индивидуальных средств защиты.
Тема : Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контрол.
Практика: Измеритель мощности дозы (ДП-5А, ДП-5Б, ДП-5В). назначение, принцип действия, устройство, техническая характеристика. Работа с прибором. Допустимые дозы зараженности. Индивидуальные дозиметры (ДП-22В). назначение, устройство, техническая характеристика и правила пользования. Возможные последствия радиоактивного облучения людей. Безопасные дозы радиоактивного облучения. Групповой и индивидуальный метод контроля. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР). Назначение, устройство. Определение отравляющих веществ в воздухе в опасных и малоопасных концентрациях, определение отравляющих веществ при низких температурах и в сыпучих материалах.
Тема: Основы медицинских знаний.
Теория: Понятие об инфекционных болезнях, причинах их возникновения и механизм передачи. Профилактика инфекционных болезней. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Практика: Понятие об ушибе, вывихе, растяжении связок и первая медицинская помощь. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнение. Травматический шок и его профилактика. Способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей: черепа, плечевого пояса, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, позвоночника и костей таза. Понятие об острой сердечной недостаточности, инсульте. Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания. Способы искусственного дыхания сердца и непрямого массажа сердца.
Теория: Профилактика возможных заболеваний в условиях автономного существования. Лекарственные растения и их использование. Само и взаимопомощь при пищевых отравлениях, укусах ядовитых змей и насекомых.
Практика: Первая медицинская помощь при радиационном, химическом, биологическом (бактериологическом) поражении в сочетании с травматологическими повреждениями. Правила оказания само и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях. Транспортировка пострадавших.
Назначение, устройство средств медицинской защиты аптечки индивидуальной (АИ), пакета противохимического (ИПП-8, ИПП-9) и пользование ими.
Тема: Здоровье и образ жизни молодежи.
Теория: Личная заинтересованность и ответственность каждого человека о здоровье. Меры укрепления здоровья и профилактика заболеваний. Факторы риска основных инфекционных заболеваний. Возрастные особенности подростка. Юноши и девушки в период полового созревания. Физиологическая и психологическая перестройка организма. Режим труда и отдыха подростка. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на организм подростка. Нравственность и здоровье. Понятие о правильном взаимоотношении полов. Психогигиена. Нормы поведения и их значение для охраны физического и психологического здоровья подростков. Социальные последствия вредных привычек.
Огневая подготовка:
Тема : Материальная часть стрелкового оружия и ручных гранат.
Теория: История развития отечественного стрелкового оружия.
Практика: Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Правила поведения в тире и на линии огня.
Теория: Назначение, устройство и взаимодействие частей и механизмов пневматической и малокалиберной винтовки. Назначение и боевые свойства ручных гранат и запала. Работа частей и механизмов гранаты при броске. Подготовка гранаты к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.
Практика: Метание имитационной гранаты РГД-5 и Ф-1 в цель.
Тема: Основы и правила стрельбы.
Теория: Явление выстрела и его периоды. Начальная скорость пули и ее влияние на стрельбу. Отдача оружия и угол вылета. Образование траектории. Прямой выстрел, прикрытое, поражаемое и мертвое пространства и их практическое значение. Меткость стрельбы. Выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с места по неподвижным и появляющимся целям. Влияние на стрельбу угла полета цели, ветра и температуры воздуха. Корректирование стрельбы.
Тема: Техника стрельбы из пневматической винтовки.
Практика: Основные элементы техники выполнения выстрела из пневматической винтовки. Изготовка, прицеливание, дыхание, спуск курка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку (сидя, стоя).
Тренировка технике стрельбы без пуль. Тренировка в удержании винтовки, прицеливание, нажатие на спусковой крючок. Соблюдение режима дыхания.
Стрельба по квадрату 10х10 см. на листе белой бумаги.
Задание: попасть в квадрат, найти среднюю точку попадания по пяти пробоинам и научиться определять точку прицеливания.
Стрельба по мишени N 8 из положения, сидя за столом с опорой локтями о стол. Дистанция - 5 м. Количество выстрелов - 5.
Задание: совершенствовать навыки стрельбы. По часу на каждое. Стрельба по мишени N 8 из положения, сидя за столом с опорой локтями о стол. Дистанция - 10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов-5.
Задание: совершенствовать навыки стрельбы.
Цель - мишень N 8. Расстояние до цели 10 м. Количество выстрелов - 10. Время стрельбы неограниченное. Пули "ДЦ", "Диабло". Положение для стрельбы сидя за столом с опорой локтями о стол.
Задание: личное первенство взвода.
Стрельба по мишени N 8 из положения, сидя за столом с опорой локтями о стол. Дистанция - 10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов - 10.
Задание: совершенствовать навыки стрельбы.
Выполнить упражнение из пневматической винтовки (единой спортивной классификации). Цель-мишень N 8. Дистанция до цели - 10 м. Количество выстрелов - 25 (5 пробных, 20 зачетных). Время на стрельбу – не ограничено. Пули "ДЦ". Положение для стрельбы - сидя за столом с опорой локтями на стол. Задание: выполнить нормативы юношеского третьего и второго разрядов.
Стрельба по мишени N 8 из положения с колена. Дистанция - 10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов - 10.
Задание: совершенствовать навыки стрельбы.
Стрельба по мишени N 8 из положения, стоя без упора. Дистанция-10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов -10.
Задание: совершенствовать навыки стрельбы.
Стрельба по мишени N 8 из положения стоя без упора. Дистанция -10 м. Пули "Диабло", "ДЦ". Количество выстрелов - 10.
Задание: совершенствовать навыки стрельбы.
Выполнить упражнение из пневматической винтовки (единой спортивной классификации). Цель - мишень N 8. Расстояние до цели - 10 м. Количество выстрелов - 25 (5 пробных, 20 зачетных).
Задание: личное первенство взвода.
Стрельба по мишени N 8 из трех положений:
- сидя за столом или лежа с упора;
- с колена;
- стоя.
Задание: личное первенство взвода.
Скоростная стрельба по силуэтным падающим мишеням из положения, сидя за столом с опорой локтями на стол.
Тема: Ведение огня из малокалиберной винтовки с места по неподвижным целям.
Практика: Подготовка малокалиберной винтовки к стрельбе. Принятие положения, лежа с упора. Прицеливание, наводка, нажатие на спусковой крючок, режим дыхания.
Определение средней точки попадания. Регулировка прицела. Стрельба по мишени N 6б. Дистанция - 25 м. Количество патронов-6 (3+3).
Задание: совершенствование навыков стрельбы.
Стрельба по мишени N 6б. Дистанция - 25 м. Количество патронов - 5.
Задание: совершенствование навыков стрельбы.
Стрельба по мишени N 6б. Дистанция - 25 м. Количество патронов - 8 (3пробных, 5 зачетных). Положение для стрельбы, лежа с упора. Оценка (выбить очков): "Отлично" - 40, "Хорошо" - 33, "Удовлетворительно"- 30. Задание: совершенствование навыков стрельбы.
Цель - мишень N 6Г (грудная без кругов). Расстояние до цели - 25 м. Количество патронов - 3. Положение для стрельбы: лежа с упора. Оценка: "Отлично" - поразить фигуру с первого выстрела, "Хорошо"- поразить фигуру - со второго, "удовлетворительно"- третьим.
Задание: совершенствование навыков стрельбы.
Цель - мишень N 6Г (грудная без кругов). Расстояние 25 м. Количество патронов-3. Положение для стрельбы, лежа с упора. Оценка: "Отлично"- поразить фигуру тремя выстрелами, "Хорошо" - двумя, "Удовлетворительно" - одним.
Задание: совершенствование навыков стрельбы.
Цель - мишень N 8г (бегущая фигура - мишень N 8, уменьшенная в 8 раз). Расстояние до цели - 25 м. Количество патронов -3. Положение для стрельбы, лежа с упора.
Оценка: "Отлично" - поразить мишень тремя выстрелами, "Хорошо" - двумя, "Удовлетворительно" - одним. Задание: совершенствование навыков стрельбы.
Тема : Материальная часть автомата Калашникова.
Практика. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата.
Общевоинские уставы:
Тема : Общевоинские Уставы - свод законов регламентирующих жизнь и быт ВС РФ.
Теория: Воинские Уставы, история их создания. Значение воинских Уставов в жизни и деятельности военнослужащих.
Тема : Военная присяга и Боевое знамя воинской части. Военнослужащие и взаимоотношения между ними.
Теория: Права, общие обязанности военнослужащих. Обязанности солдата. Воинские звания и знаки различия. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Чему обязывает и чем достигается крепкая воинская дисциплина. Порядок отдачи и выполнения приказаний. Воинское приветствие. Обращение к начальнику и старшему.
Поощрения, применяемые к военнослужащим. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на военнослужащих. Начальники и подчиненные, старшие и младшие, их права и обязанности. Ответственность военнослужащих.
Практика: Военная присяга и порядок ее принятия. Боевое знамя воинской части. Сбережение Боевого знамени.
Тема: Распределение времени и повседневный порядок. Обязанности лиц суточного наряда роты (батареи), его состав.
Теория: Укрепление и сохранение здоровья военнослужащих. Распорядок дня части. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия. Завтрак, обед, ужин. Увольнение из расположения части.
Содержание помещений. Хранение личных вещей военнослужащих. Правила пожарной безопасности. Соблюдение правил личной и общественной гигиены.
Практика: Назначение, состав и вооружение суточного наряда роты. Обязанности дневального по роте. Оборудование и оснащение места, на котором очередной дневальный выполняет свои обязанности.
Тема: Воинские коллективы.
Теория: Внутри коллективные отношения. Понятие о психологической совместимости личного состава боевого отделения и ее значение при выполнении боевых задач. Воинская вежливость и поведение военнослужащих на службе и в общественных местах.
Офицерские кадры Вооруженных Сил России. Военно-учебные заведения. Правила и условия приема.
Строевая подготовка:
Тема :Строевые приемы и движения без оружия.
Теория: Строи, их элементы. Предварительная и исполнительная команды. Обязанности солдат перед построением и в строю. Ответ на приветствие на месте.
Практика: Строевая стойка. Выполнение команд: "Становись", "Равняйсь", "Смирно", "Вольно", "Заправиться", "Головные уборы снять", "Головные уборы надеть".
Строевая стойка. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно.
Строевой шаг.
Повороты в движении направо и налево.
Повороты кругом в движении.
Строевой шаг. Повороты на месте и в движении.
Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй.
Тема : Строевые приемы и движения с оружием.
Практика: Строевая стойка с автоматом. Выполнение приемов "На ремень", "На грудь", "За спину".
Тема: Строи отделения, взвода в пешем порядке и на машинах.
Практика: Развернутый строй, походный строй. Команды, подаваемые для построения и перестроение отделения, взвода в развернутый и походный строй на месте и в движении. Воинское приветствие. Сигналы управления строем.
Раздел II. Физическая подготовка: Общая физическая подготовка (ОФП).
Тема : Гимнастика
Теория: Общеразвивающие упражнения - упражнения без предметов, с предметами, на снарядах, с партнером.
Практика: Упражнения на гимнастических снарядах - перекладина - вис углом, поднимание ног в висе, подтягивание подъем правой (левой), подъем переворотом, из упора махом назад соскок; брусья - упор углом, поднимание ног в упоре, сгибание и разгибание рук в упоре, кувырок вперед из упора сидя ноги врозь, соскок махом вперед (назад).
а) перекладина - подъем силой, подъем разгибом, оборот вперед правой (левой), соскок дугой; брусья - подъем махом вперед (назад) из упора на предплечьях, стойка на плечах силой из упора сидя ноги врозь, соскок махом вперед с поворотом кругом.
б) перекладина - оборот назад в упоре, мах дугой в вис, махом назад соскок; брусья - подъем махом вперед из размахивания в упоре (назад) на руках, подъем разгибом, соскок ноги врозь через одну жердь на концах брусьев.
в) перекладина - комбинации из ранее изученных элементов; брусья - стойка на плечах из размахивания в упоре, соскок ноги врозь через две жерди на концах брусьев.
Опорные прыжки - прыжок согнув ноги (козел в длину), высота - I год - 115 см, II год-120 см, III год-120 см, IV год-125 см.
Занятие 4. Акробатические упражнения - кувырок вперед, назад, длинный кувырок вперед, кувырок боком, кувырок назад с выходом в стойку,"мост",переворот боком, стойка на лопатках, стойка на голове.
а) длинный кувырок вперед через препятствие, стойка на руках, подъем разгибом.
б) переворот вперед с разбега с опорой на прямые руки, рондат, фляк.
в) сальто вперед с разбега, комбинации из ранее разученных элементов.
Прикладные упражнения - упражнения в равновесии; лазанье по канату; различные лазанья и переползания; преодоление нестандартных препятствий.
а) переноска тяжестей, лазание по канату без помощи ног, упражнения в равновесии, преодоление нестандартных препятствий;
б) лазание по двум канатам без помощи ног, упражнения в равновесии, переноска тяжелых и неудобных предметов, преодоление нестандартных препятствий;
в) различные лазанья и переползания, преодоление нестандартных препятствий, переноска тяжестей, упражнений в равновесии.
Тема: Легкая атлетика
Практика: Бег 100 м из положения лежа. Бег 1000 м.Бег 3000 м.Челночный бег 10х10 м.Прыжки в высоту с разбега способом "перешагивания" и в длину с разбега способом "согнув ноги" на максимальный результат. Метание гранат с разбега на дальность (500-700 гр.). Метание гранаты в цель. Преодоление полосы препятствий.
Тема: Кроссовая подготовка
Практика: Ходьба и бег по пересеченной местности. Бег в гору и под гору. Чередование ходьбы и бега. Марш-бросок 5 км.
Ходьба и бег по пересеченной местности. Бег в гору и под гору. Чередование ходьбы и бега. Марш-бросок 5 км.
Преодоление препятствий на местности бегом, прыжком, наступая, перешагивая. Спрыгивание с препятствий. Марш-бросок 5 км.
Бег по пересеченной местности с изменением направления. Марш-бросок 5 км.
Тема : Лыжная подготовка
Практика: Строевые приемы, попеременный двухшажный ход. Одновременный одношажный ход. Подъем "лесенкой", "полуелочкой", "елочкой". Спуск в высокой, средней, низкой стойке. Торможение падением. Повороты переступанием.
Одновременный безшажный ход. Одновременный двушажный ход. Переходы с одного классического лыжного хода на другой. Подъемы и спуски. Торможение и поворот "плугом".
Полуконьковый ход. Одновременный двушажный коньковый ход. Подъемы и спуски. Торможение и поворот "упором".
Одновременный одношажный коньковый ход. Переход с одного конькового хода на другой. Подъемы и спуски. Торможения и повороты. Поворот на параллельных лыжах.
Тема : Спортивные игры
Практика: Баскетбол - штрафной бросок; вырывание и выбивание мяча; передача мяча на месте, при встречном движении и отскоком от пола; игра в защите, опека игрока; учебная игра.
а) передача мяча в движении; ведения мяча попеременно правой и левой рукой; нападение быстрым прорывом; персональная защита; бросок мяча двумя и одной рукой сверху и в прыжке; двухсторонняя игра.
б) ловля мяча после отскока от щита; ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости; позиционное нападение; зонная защита; двухсторонняя игра.
в) ловля мяча после отскока; передача мяча одной рукой; вырывание и выбивание мяча; взаимодействие игроков в нападении и защите; двухсторонняя игра.
Футбол - ведение мяча внутренней и внешней частью подъема с изменением скорости и направления; удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба по летящему мячу; вбрасывание мяча из-за боковой линии с места, учебная игра.
а) Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема; обманные движения; остановка мяча внутренней стороной стопы; удар по мячу головой; вбрасывание мяча из-за боковой линии с шагом; двухсторонняя игра.
б) Удар по летящему мячу средней частью подъема, головой в прыжке и с разбега; отбор мяча у соперника толчком плечо в плечо; двухсторонняя игра.
в) Остановка мяча грудью; обманные движения; отбор мяча у соперника подкатом; обводка соперника; зонная и персональная защита; двухсторонняя игра.
Ручной мяч - повороты на месте; ловля и передача мяча при встречном движении;7-метровый штрафной бросок; выбор позиции вратарем при отражении бросков; учебная игра.
а) Скрытая передача; броски из опорного положения с отклонением туловища; ловля и передача в движении в парах и тройках с параллельным смещением; взаимодействие вратаря с защитником; обманные движения с уходом в сторону; двухсторонняя игра.
б) Передача и ловля мяча в тройках; скрестное движение; движение восьмеркой; передача и ловля мяча отскоком от площадки; бросок из опорного положения с сопротивлением защитника; подстраховка в защите; зонная защита; двухсторонняя игра.
в) Нападение контратакой; позиционное нападение; взаимодействие игроков в нападении; двухсторонняя игра.
Волейбол (Пионербол) - чередование способов перемещения (лицом, боком, спиной, вперед); передачи мяча над собой, во встречных колоннах; отбивание мяча кулаком через сетку; нижняя прямая подача из-за лицевой линии; прием подачи; учебная игра.
а) сочетание ручных перемещений с передачей мяча сверху и прием снизу; передача мяча у сетки и в прыжке через сетку; передача мяча сверху стоя спиной к цели; прием мяча, отраженного сеткой; нижняя подача в правую и левую часть площадки; игра в нападении в зоне 3; игра в защите; двухсторонняя игра.
б) Прием подачи, первая передача к сетке в зону 3, вторая передача в зоны 4 и 2 стоя лицом и спиной к цели; нападающий удар из зон 4,2, и 3; верхняя прямая подача; блокирование одиночное и групповое (вдвоен.); страховка; двухсторонняя игра.
Раздел III. Основы военно-исторического образования:
История Вооружённых сил Российской Федерации.
Тема :Государственные символы РФ. Флаг, герб и гимн РФ
Теория: Эволюция государственных символов РФ.
Тема :Русская слава Русских дружин и ополчений.
Теория: Военная организация славян VI-XVII в.в.
Дни воинской славы: Ледовое побоище, Куликовская битва, освобождение Москвы от польских интервентов Мининым и Пожарским.
Тема : Век русской воинской славы.
Теория: Русская армия и флот в XVIII веке.
Дни воинской славы: Полтавская битва, Победа российского флота у Гангута, взятие крепости Измаила, битва у острова Тенди.
Тема :Великий год России.
Теория: Отечественная война 1812 г.
Дни воинской славы: Бородинское сражение.
Тема: Армия и флот России XIX – начало ХХ в.в.
Теория: Армия и флот России в войнах XIX – начало ХХ в.в. Великая Октябрьская социалистическая революция. Создание Красной Армии.
Тема : Великая Отечественная война 1941-1945 г.г.
Теория: Важнейшие военные операции 1941-1945 г.г. Дни воинской славы. Оренбургская область в годы ВОВ.
Тема : ВС на современном этапе.
Теория: ВС СССР после ВОВ до 1991 г. ВС РФ (1991-2002 г.г.)
Тема : Ордена и медали.
Теория: Ордена и медали с XVIII в. до 1991 г. Ордена и медали РФ.
Тема: История России, СССР и Российской Федерации.
Теория: Исторические факты создания Российской Государственности и роль России на современном этапе.
Тема: Выдающиеся военные деятели.
Теория: Военные деятели России с XVIII века до 1940 г. ХХ века.
Военные деятели СССР и РФ.
Основы правовых знаний:
Тема: Права, обязанности и ответственность военнослужащих за защиту Родины
Теория: Закон РФ о воинской обязанности и военной службе. Конституция РФ об охране страны. Основы обороны. Значение и характер военной доктрины России. Право и мораль, как регуляторы поведения. Право и мораль в жизни каждого из нас. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1959 г. Занятие 5. Причины и условия правонарушений.
Тема: Законы об охране общественного порядка и защите Отечества.
Теория: Право и общественный порядок. Об ответственности граждан за общеуголовные преступления. Воинский долг граждан Российской Федерации. Об ответственности граждан за воинские преступления. Выступление перед юнармейцами работников правоохранительных органов.
Тема: Социально-правовая защита военнослужащих.
Теория: Закон РФ о статусе военнослужащих .Общие положения.
Права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
Обязанности военнослужащих. Ответственность военнослужащих. Защита чести, достоинства и прав граждан.
Познавательные походы и экскурсии.
Практика: Походы по местам трудовой и боевой славы , посещение музеев и выставочных залов ,различных мероприятий патриотической направленности.
Раздел IV Культурно-эстетические и гражданско-патриотические мероприятия:
Тема: Фестивальные движения.
Участие и проведение фестивалей художественного творчества среди юнармейских отрядов различного уровня.
Тема: Конкурсное движение.
Участие и проведение творческих конкурсов среди воспитанников юнармейского отряда образовательного учреждения.
Ежегодные конкурсы творческих работ, посвящённые памятным датам и дням воинской славы России. Конкурсы проводится среди воспитанников юнармейского отряда поэтапно.
Первый этап - теоретический - в одновозрастных группах проводятся уроки-беседы, посвященные памятным датам и дням воинской славы.
Второй – практический – презентация творческих работ по номинациям: рисунок, эссе, презентация, рефераты и исследовательские проекты.
Третий этап – подведение итогов конкурса. Жюри, состоящее из преподавателей юнармейского отряда, администрации учебного заведения и актива отряда, определяют победителей в номинациях.
Ежегодный конкурс-выставка творческих работ «День Великой Победы!». Конкурс проводится в канун годовщины празднования Дня Победы, апрель-май текущего года.
Рисунки и изделия декоративно–прикладного творчества, выполненные воспитанниками юнармейского отряда, представлены в виде экспозиции (выставки) в фойе образовательного учреждения. Подведение итогов и награждение победителей и участников выставки-конкурса – вторая декада мая.
Участие в городских, региональных конкурсах среди воспитанников юнармейских отрядов согласно плану мероприятий межрегионального Центра юнармейских отрядов.
Волонтёрское движение. Движение волонтерского отряда призвано объединить и согласовывать работу педагогов, учащихся, родителей по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами. Это движение способно эффективно противодействовать бродяжничеству и беспризорности через включение всех детей в активную внеурочную деятельность.
Формирование здорового образа жизни. Пропаганда ЗОЖ.
Подбор положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности.
Организация и проведение спортивных соревнований «В здоровом теле здоровый дух!»
Разработка агитационных флаеров, буклетов, листовок, рекомендаций и презентаций о здоровом образе жизни.
Организация мероприятий к международному дню отказа от курения(17 ноября). Изготовление буклетов, социальной рекламы о вреде злоупотребления ПАВ и популяризации здорового образа жизни.
Организация и проведение рейдов «Внешний вид учащихся», «Книге – долгая жизнь!», дежурств на мероприятиях образовательного учреждения.
Совместная работа с городскими волонтёрскими организациями. Тренинги специалистов Городского волонтёрского Центра для учащихся юнармейского отряда.
Участие юнармейцев в городских волонтёрских акциях и мероприятиях, согласно плану мероприятий Городского волонтёрского Центра.
Организация и проведение мероприятий ко Дню Защитника Отечества и Международному женскому дню – конкурсы, соревнования среди юношей и девушек, поздравления, концертные программы.
Организация и проведения мероприятия, посвящённому международному дню толерантности (16 ноября). Демонстрация презентаций, эссе на тему межнациональных отношений, понимания, сочувствия и уважительного отношения к пожилым, детям и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
«Экологический десант». С 5 класса учащиеся начинают шефствовать над пожилыми людьми, которым требуется помощь и поддержка. Ребята ходят к своим подшефным и оказывают им посильную помощь
Организация работы добровольческого отряда по расчистке территории учебного заведения от мусора и снега, расчистка дорожек, уход за насаждениями, домашними цветами.
Экскурсии на предприятия, занимающиеся озеленением города.
Гуманитарные, гражданские, социальные акции.
Учащиеся среднего звена общеобразовательной школы начинают шефствовать над пожилыми людьми, которым требуется помощь и поддержка. Ребята ходят к своим подшефным и оказывают им посильную помощь
Посещение реабилитационных центров для детей и подростков, Домов детства, домов для престарелых. Подготовка концертных / развлекательных, обучающих программ. Сбор книг, игрушек, необходимых вещей, доставка до адресата.
Оказание практической помощи пожилым людям, детям
Изготовление и демонстрация социальных роликов, проектов.
Акция «Георгиевская ленточка».
Творческо-поисковая работа. Оформление семейных фотоальбомов «След войны в моей семье».
Оказание помощи пожилым, ветеранам и нуждающимся в подготовке к шествию «Бессмертный полк».
Ученическое самоуправление.
Цель работы: Формирование активной гражданской позиции. Задачами деятельности данного органа являются:
- Реализация творческого потенциала каждой личности;
- Обеспечение отношений сотрудничества между педагогами и юнармейцами;
- Развитие отношений заботы друг о друге, о школе/клубе, о младших.
В «правительство» входят самые активные и инициативные учащиеся юнармейского отряда. Именно они являются инициаторами многих добрых и полезных дел: экологические, профилактические и гуманитарные акции, субботники, Дни пожилого человека, посещение детей-инвалидов, оказание любых видов помощи пожилым людям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и многое другое.
Одним из важных направлений работы ученического самоуправления является шефство над младшими членами отряда. Старшие ребята оказывают помощь учащимся среднего звена, те, в свою очередь, школьникам младшего возраста.
Пост № 1.
Вахта Памяти. Работа с ветеранами.
Лидерский актив.
Психология общения .Психология лидерства.
Тайм-менеджмент. «Причины нехватки времени» - задание выполняется самостоятельно, результат разбирается на практическом занятии. «Как научится управлять своим временем» - практическое занятие с решением кейсов
Проведение военно-патриотических соревнований:
«Зарница» ; «Орленок» ;«А ну ка парни»
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучающиеся, оканчивающие среднее общее образование, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации обучающегося. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения внеурочного предмета «Юнармия» выпускники средней общеобразовательной школы должны овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими им адекватно воспринимать окружающий мир, подготовится к службе в армии РФ.
Требования к уровню усвоения знаний:
Знать/понимать:
- историю создания Вооружённых сил РФ;
- основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
- состав и предназначение Вооружённых сил РФ;
- права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе;
- особенности прохождения военной службы по призыву, контракту;
- особенности альтернативной гражданской службы;
- боевые традиции Вооружённых сил;
- символы воинской чести.
Уметь:
- применять положения законов в практической деятельности;
- перечислять основные положения военной доктрины Российской Федерации;
- характеризовать основные особенности военной службы по призыву и контракту.
Использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни:
- готовиться к профессиональной деятельности военнослужащего;
- грамотно действовать в опасных ситуациях;
- соблюдать положения законов Российской Федерации.
5. Условия реализации программы
Психолого-педагогические условия
Субъектное взаимодействие педагога и учащегося, построенное на сотворчестве, оптимизме.
Организация педагогом ситуаций успеха, авансирование успеха, особенно для юнармейцев, неуверенных себе, с низким уровнем мотивации и адаптации.
Развитие у учащихся способности к рефлексии своей деятельности
Организация занятия, направленного на создание условий для самостоятельности и самореализации каждого учащегося, на раскрытие его субъектного опыта. Взаимодействие со школой и семьёй.
Валеологические условия
В соответствии с рекомендациями валеологии педагог должен строить занятия с учётом возрастных и физиологических особенностей учащегося.
Валеологическим сопровождением образовательного процесса в «Юнармейском отряде» служат эффективные средства и методы работы по оздоровлению учащихся:
- смена видов деятельности юнармейцев;
- комплекс упражнений для релаксации и снятия усталости;
- контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм на занятиях.
Санитарно-гигиенические условия
Воздушно-тепловой режим в помещении:
- температура воздуха в помещении 17-19 С;
- относительная влажность воздуха 30-70%;
- минимальная площадь на ребёнка 2,5 кв. м.
Световой режим в учебном помещении:
- мощность искусственного освещения – 150 - 250 люкс.
- 6. Формы аттестации и контроля.
Практические занятия проводятся в подразделениях с целью закрепления и совершенствования юнармейцами ранее приобретенных навыков и умений, отработки коллективных действий, а также для сплочения коллектива. В практике обучения применяется известный принцип: «Делай, как я». Следовать образцовому примеру, проявляя творческий подход, - самый короткий путь овладения воинским мастерством.
Тактико-строевые занятия, как правило, предшествуют тактическим занятиям и проводятся с целью отработки воспитанниками техники выполнения приемов и способов действий личного состава (подразделений) в определенных условиях обстановки. Приемы и способы действий могут отрабатываться путем их повторения. Переход к выполнению очередного вопроса осуществляется только после того, как отрабатываемые приемы и способы действий поняты и выполняются четко и правильно. Для каждого учебного вопроса создается тактическая обстановка.
Тактические занятия – имеют целью отработать приёмы и способы боевых действий в составе отделения, а также научить командиров уверенно командовать подразделениями. В ходе занятий учебные вопросы отрабатываются в единой тактической обстановке, строгой последовательности во времени и темпе, присущем характеру изучаемого вида боевых действий.
При организации образовательного процесса программа предусматривает рациональное сочетание традиционных форм и методов проведения занятий и инновационных технологий.
При формировании теоретических знаний используются следующие виды занятий: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, беседы, показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая и самостоятельная работа, встречи, с использованием видеоматериалов.
Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении юнармейцев с основными положениями уставов и других документов, тактико-техническими данными, устройством вооружения и военной техники, организацией, вооружением и тактикой действий подразделений вероятного противника. Устное изложение бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.
Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления, закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях по специальной подготовке. Оно осуществляется в ходе бесед, классно-групповых занятий.
Беседа представляет собой способ усвоения знаний юнармейцами путём ответов на вопросы. Она является для обучаемых процессом решения логически связанных между собой теоретических и практических задач.
Классно-групповое занятие во многом напоминает развёрнутую беседу. Однако теоретические и практические вопросы обсуждаются на нём более основательно, чем в ходе беседы. Обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщение и выводы, углубляют и расширяют свои знания.
Кроме этого, используются активные игровые формы деятельности состязательного характера: турнир, КВН, викторина, дискуссия, игра на развитие внимания, памяти, наблюдательности, глазомера, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, а также создают на занятиях обстановку соревнования и состязательности.
Показ (демонстрация) – наиболее эффективный путь обучения юнармейцев разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приёмов и действий, с помощью которых у обучаемых создаётся наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и военной техники. Показ применяется при изучении строевых приёмов, физических упражнений, действий с оружием.
Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых приёмов и действий в целях выработки и совершенствования у юнармейцев навыков и умений. В ходе упражнений юнармейцы овладевают практическими приёмами использования и обслуживания вооружения и военной техники, способами решения тактических, огневых задач, выполнения строевых приёмов и действий в пеших строях.
Практическая работа выполняется, как правило, после того, как будет усвоен определённый объём знаний, навыков и умений. В ходе работы усвоенное ранее закрепляется, компенсируется, совершенствуется. Практическая работа проводится в составе отделения и взвода и поэтому играет решающую роль в слаживании подразделений.
Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом учёбы юнармейцев. Метод самостоятельного изучения материала – это совокупность приёмов и способов, с помощью которых обучаемые без непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретённые знания, навыки и умения, а также овладевают новыми. Основными видами самостоятельной работы являются работа с печатными источниками, самостоятельные тренировки, коллективный просмотр учебных видеофильмов.
- 7. Методические материалы
Методические рекомендации по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» подробно описаны в Практических пособиях к программе:
1. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» (военно-патриотическое воспитание).
2. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец», культурно-эстетический блок I часть.
3. Практическое пособие по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармеец» культурно-эстетический блок II часть (сборник сценариев военно-патриотических мероприятий). Печатные пособия
Комплект плакатов «Ордена и медали», «Военная форма», «Боевая техника», «Знаки различия», «Текст военной присяги», «Огнестрельное оружие», «ГО и ЧС», «Оказание первой помощи».
Оборудование и приборы:
Аптечка первой медицинской помощи, шины, резиновый жгут, бинты.
Макет инженерных сооружений коллективной защиты населения.
Макеты АКМ. Пневматическое оружие.
Учебные гранаты.Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор, настенный экран.
Экранно - звуковые пособия видеофильмы по темам курса.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки обучающихся.
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях | http:// www.hardtime.ru |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Технические средства обучения,
учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование
Для обучения предоставлен 1 кабинет , кабинет снабжен учебниками, методическими материалами.
8.Оценочные материалы.
В ходе преподавания , работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретается опыт:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена
общества и учебного коллектива.
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
Нормативные документы:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- »
Пособия:
1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы «Подросток». 2004г.
2. Брюнин А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и оперативной памяти юнармейцев. Оренбург – МАУДО «ЦВР «Подросток». 2008г.
3. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.
4. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке. 2009г.
Список литературы для юнармейцев:
1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
2.Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. – Чита.:2014. – 100с.
3. Мохунов Г.А. Герои Оренбуржья.- Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2013. – 375.
4. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1977.
5. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.
6. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с.
7. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с.
8. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.
10. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | факт | |||
1 | С чего начинается Родина? Ратная история России и Советского Союза, история их Вооруженных Сил | 1 | ||
2 | Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | 1 | ||
3 | Дни воинской славы России. | 1 | ||
4 | Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств. Командные игры. | 1 | ||
5 | Профессия – Родину защищать. | 1 | ||
6 | Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | 1 | ||
7 | Закон «О воинской обязанности и военной службе». | 1 | ||
8 | Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | 1 | ||
9 | Полководцы и народные герои Великой Отечественной войны | 1 | ||
10 | Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств. Командные игры. | 1 | ||
11 | Дети-герои Великой Отечественной войны | 1 | ||
11 | Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | 1 | ||
13 | Герои Афганской войны | 1 | ||
14 | Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | 1 | ||
15 | Герои мирного времени | 1 | ||
16 | Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств. Командные игры. | 1 | ||
17 | «Войсковые звания». | 1 | ||
18 | Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | 1 | ||
19 | «Государственные награды РФ». | 1 | ||
10 | Упражнения на развитие гибкости. Командные игры. | 1 | ||
11 | Вооружение и боевая техника ВС РФ | 1 | ||
11 | Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | 1 | ||
13 | Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия. | 1 | ||
14 | Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств. Командные игры. | 1 | ||
15 | Материальная часть стрелкового оружия и ручных гранат | 1 | ||
16 | Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | 1 | ||
17 | Техника стрельбы из пневматической винтовки | 1 | ||
18 | Приемы и правила стрельбы . | 1 | ||
19 | Производства стрельбы. | 1 | ||
30 | Упражнения на развитие гибкости. Командные игры. | 1 | ||
31 | Правила стрельбы из малокалиберной винтовки. | 1 | ||
31 | Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | 1 | ||
33 | Совершенствование навыков стрельбы. | 1 | ||
34 | Ученые и конструкторы оружия Победы | 1 | ||
35 | Лыжная подготовка. | 1 | ||
36 | Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. | 1 | ||
37 | Лыжная подготовка. | 1 | ||
38 | Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. | 1 | ||
39 | Лыжная подготовка. | 1 | ||
40 | Строевой Устав Вооруженных Сил Р.Ф | 1 | ||
41 | Лыжная подготовка. | 1 | ||
41 | Строевой шаг. Выполнение воинского приветствия. | 1 | ||
43 | Лыжная подготовка | 1 | ||
44 | Развернутый строй отделения. | 1 | ||
45 | Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | |||
46 | Одиночная строевая подготовка | 1 | ||
47 | Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств. Командные игры. | 1 | ||
48 | Строевая подготовка отделения. | 1 | ||
49 | Строевые приемы и движения без оружия | 1 | ||
50 | Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | 1 | ||
51 | Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы и движение по азимуту. | 1 | ||
51 | Упражнения на развитие гибкости. Командные игры. | 1 | ||
53 | Топографическая карта. Условные знаки | 1 | ||
54 | Определение азимутов по карте | 1 | ||
55 | Ориентирование на местности без карты | 1 | ||
56 | Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | 1 | ||
57 | Индивидуальные и коллективные средства защиты | 1 | ||
58 | Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля | 1 | ||
59 | Основы медицинских знаний | 1 | ||
60 | Личная и общественная гигиена | 1 | ||
61 | ПМП при травмах и несчастных случаях | 1 | ||
61 | Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | 1 | ||
63 | Понятие раны. Виды ран. | 1 | ||
64 | Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения. | 1 | ||
65 | Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила | 1 | ||
66 | Ушибы, растяжения связок и ПМП при них. Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. ПМП при переломах. | 1 | ||
67 | Понятие о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств. | 1 | ||
68 | Предупреждение травматизма. Подбор заданий для самостоятельных занятий. Гигиена и закаливание | 1 | ||
ИТОГО | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...