Внеурочное занятие "Знакомство с шахматами"
план-конспект
Внеурочное занятие "Знакомство с шахматами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Верхнемакеевская СОШ
ПЛАН-КОНСПЕКТ
внеурочного занятия по шахматам «Знакомство с шахматами»
2 класс
учитель: Сущенко К.И.
Цель: познакомить учащихся с новым учебным предметом –шахматами, целями и задачами занятий; рассказать легенды о происхождении шахмат.
Тип урока: урок открытия нового знания на основе практических умений
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
I Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.) Микроцель: - обеспечение мотивации и организация внимания учащихся. | Учитель: Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в сказочную шахматную школу. Не потеряться в сказочной шахматной школе смогут только самые внимательные дети. | Пожелание успеха друг другу и учителю. | |
II Актуализация знаний. Цели: -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Есть тихий спорта вид — . Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеет свою историю. Шахматы появились в Индии в 5-6 веках. Первоначальное название шахмат – ЧАТУРАНГА. В игре в то время принимали участие четыре человека. Когда-то великий индийский шах воевал с другими, погибло много людей. Один мудрец подарил ему шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные. Зовётся шахматной страной – Может, кто-нибудь уже знаком с шахматной игрой? Отлично, будете моими помощниками. - Что нам нужно, чтобы играть в шахматы? (шахматные фигуры и шахматная доска). | Ответы детей Ответы детей | |
III «Открытие нового знания» | Открываем волшебную книгу (Методички). 1 Жили- были когда-то давным – давно король и королева. Король был черный, с черными волосами, черными глазами, и носил постоянно черную одежду, внешностью он был весьма не плох. А Королева была белая, (1слайд) с русыми волосами, белыми ресничками, и в белом платье, такой красы, что ни в сказке сказать ни пером описать! Они жили очень дружно, и каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. (2слайд) Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей. Однажды, старая колдунья, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье. -Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Но если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие бездушные фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно. Король и Королева с удовольствием согласились. И у них появились детки. (слайд 3) Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя».Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- (слайд 4) они стали делиль королевство по квадратикам, делили их на кусочки делили все на полянки, черный принц красил все в черные, а белый принц в белые цвета. Каждый имел , своих коней, свою армию …Случилось страшное, они, стали черствыми, злыми. Ну и как обещала Колдунья в одно утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть. Исполнилось предсказание старой колдуньи прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки. (слайд 5) А королевство, которое они делили и красили,на черные и белые поля навсегда осталось черно-белым( слайд 6) С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей. (слайд 7) (Шахматная доска) - Ребята, а кто раньше видел игровые шахматные доски? - А в какие игры можно играть на таких досках? - Смотрите, какие у меня есть доски. (Показываю шахматные доски - разных размеров: большая, обычная, маленькая от дорожных шахмат.) Это, ребята, дорожные шахматы. Как вы думаете, для чего они нужны? - А это – большая демонстрационная шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем. Шахматную доску ещё называют шахматным полем. В шахматы играют два соперника. Они садятся за шахматную доску лицом друг к другу. Доску правильно клади, На углы всегда гляди, Чтоб у правого угла Клетка белая была! - Расположите шахматные доски перед собой правильно. - Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки – квадратики, которые называются полями. Светлые клетки – это белые поля. Темные клетки – это черные поля. - Покажите на своих настольных досках белое поле? Черное поле? И снова к нам пришла сказка. Беседа по мультфильму - Какие поля на шахматной доске? - А каких полей больше черных или белых? -. А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей? ( 32). - А черных? ( Тоже 32.) - Что можем сказать про эти поля? (Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных) - Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля. - Что больше шахматная доска или шахматное поле? - Какая форма у шахматных полей и шахматной доски? | Просмотр презентации Ответы детей Просмотр Мультфильма «Учимся, играя в шахматы». 5 серия Ответы детей | |
IV физминутка | -Давайте ка мы с вами немного снимем усталость, взбодримся! И поиграем! Если в наших движениях что то напоминает горизонталь, мы говорим –« ГОРИЗОНТАЛЬ!» ( учитель показывает движения зеркальным способом) - правую руку в верх, -левую руку в верх, - руки в сторону ( хором ГОРИЗАНТАЛЬ) -руки в перед, -руки назад, Руки в сторону( ГОРИЗАНТАЛЬ!) -руки на пояс, -руки к плечам, -руки в верх, _руки в стороны( ГОРИЗОНТАЛЬ) Хорошо, молодцы рассаживаемся на места. | Выполнение физминутки | |
V Включение нового знания в систему знания и повторение. Практическая работа | 1. Дидактическая игра «Дождик» - А сейчас мы будем играть в игру «Дождик». Представим, что пошёл сильный дождь и смыл все клетки. Клетки исчезли. Нам необходимо восстановить белые и черные клетки. Вот вам листочки и карандаши. 1 ученик красит белые, сосед - чёрные. -А теперь сверьте ваши работы с записью на экране. 2. Веселые человечки решили сыграть в шахматы. Положили перед собой шахматную доску, но черные и белые поля сбежали с доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1 вариант будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто нашел – подымает руку. – Молодцы! В конце занятия можно провести блиц - викторину: 1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.) 2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.) 3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.) 4. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле) 5. Какие поля на шахматной доске больше – белые или чёрные (они равны) 6. Сколько всего полей на шахматном поле? | Работа в паре. Ответы учащихся. Ответы детей | |
VI. Подведение итогов, оценки, рефлексия. Микроцель: -дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль. | Узнали, что такое шахматная доска? Я: Узнал и могу показать, нарисовать шахматную доску. Запомнил Повторил Затрудняюсь -Оцените свою работу на уроке. Я понял и могу рассказать другим
- Понравился ли вам сегодняшний урок? Был ли он интересен? Вы, ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу | Учащиеся продолжают начатое высказывание, На листках заполняют «лесенку успеха» | |
VII. Информация о домашнем задании. | Задание на дом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа + КТП внеурочной деятельности "Шахматы"
СамоанализВнеурочной деятельности учителя дополнительного образования Седип Э.Э.Внеурочную деятельность осуществляю ежегодно, как начала работать учителем. В начале это были кружки, элективные курсы, ...
внеурочная деятельность 2 класс шахматы
внеурочная деятельность. шахматы. курс 2 класса является продолжением курса 1 класса....
Календарно-тематические планы внеурочной деятельности по шахматам
Шахматы 1-4, 5-8 классы...
Методическая разработка внеурочного занятия по шахматам.
Шахматы. Начальные Шаги.Открытый урок....
Программа внеурочной деятельности "Мир шахмат"
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного ...
"Конь". Внеурочное занятие по шахматам. 1 класс.
Знакомство с шахматной фигурой «конь», её местоположением в начальной позиции, с правилами перемещения коня, с правилами взятия, закрепление полученных знаний с помощью выполнения дидактич...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир шахмат»
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного ...