Внеурочное занятие "Знакомство с шахматами"
план-конспект

Сущенко Константин Иванович

Внеурочное занятие "Знакомство с шахматами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Верхнемакеевская СОШ

ПЛАН-КОНСПЕКТ

внеурочного занятия по шахматам  «Знакомство с шахматами»

2 класс

учитель: Сущенко К.И.

Цель: познакомить учащихся с новым учебным предметом –шахматами, целями и задачами занятий; рассказать легенды о происхождении шахмат.

Тип урока: урок открытия нового знания на основе практических умений

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.)

Микроцель:

обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.

Учитель: Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в сказочную шахматную школу. Не потеряться в сказочной шахматной школе смогут только самые внимательные дети.

Пожелание успеха друг другу и учителю.

II

Актуализация знаний.

Цели:

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Есть тихий спорта вид —
Спортсмен всегда сидит,
Соперник перед ним
Безмолвный, словно мим.
Слова им не нужны,
Раздумья здесь важны.
Умы воюют тут.
Часы идут, идут.
Нет хуже для ребят
Двух слов, чем «шах» и «мат».
(Шахматы)

.

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, имеет свою историю. Шахматы появились в Индии в 5-6 веках. Первоначальное название шахмат – ЧАТУРАНГА. В игре в то время принимали участие четыре человека.

Когда-то великий индийский шах воевал с другими, погибло много людей. Один мудрец подарил ему шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные.

Зовётся шахматной страной –
двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой –
двухцветная война.

Может, кто-нибудь уже знаком с шахматной игрой? Отлично, будете моими помощниками.

- Что нам нужно, чтобы играть в шахматы? (шахматные фигуры и шахматная доска).

Ответы детей

Ответы детей

III «Открытие нового знания»

Открываем волшебную книгу (Методички). 1 Жили- были когда-то давным – давно король и королева. Король был черный, с черными волосами, черными глазами, и носил постоянно черную одежду, внешностью он был весьма не плох. А Королева была белая, (1слайд)

с русыми волосами, белыми ресничками, и в белом платье, такой красы, что ни в сказке сказать ни пером описать!  Они жили очень дружно, и каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. (2слайд) Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей.

Однажды, старая колдунья, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье.

-Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Но если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие бездушные фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно.

Король и Королева с удовольствием согласились. И у них появились детки. (слайд 3)

Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя».Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе. Так и случилось- (слайд 4) они стали делиль королевство по квадратикам, делили их на кусочки делили все на полянки, черный принц красил все в черные, а белый принц в белые цвета. Каждый имел , своих коней, свою армию …Случилось страшное, они, стали черствыми, злыми. Ну и как обещала Колдунья в одно утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть. Исполнилось предсказание старой колдуньи прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки. (слайд 5)

А королевство, которое они делили и красили,на черные и белые поля навсегда осталось черно-белым( слайд 6)

С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей. (слайд 7)

(Шахматная доска)

- Ребята, а кто раньше видел игровые шахматные доски?

- А в какие игры можно играть на таких досках?

- Смотрите, какие у меня есть доски. (Показываю шахматные доски - разных размеров: большая, обычная, маленькая от дорожных шахмат.) Это, ребята, дорожные шахматы. Как вы думаете, для чего они нужны?

- А это – большая демонстрационная шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем.

Шахматную доску ещё называют шахматным полем.

В шахматы играют два соперника.

Они садятся за шахматную доску лицом друг к другу.

Доску правильно клади,

На углы всегда гляди,

Чтоб у правого угла

Клетка белая была!

- Расположите шахматные доски перед собой правильно.

- Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки – квадратики, которые называются полями. Светлые клетки – это белые поля. Темные клетки – это черные поля.

Покажите на своих настольных досках белое поле? Черное поле?

И снова к нам пришла сказка.

Беседа по мультфильму

- Какие поля на шахматной доске?

- А каких полей больше черных или белых?

-. А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей? ( 32).

- А черных? ( Тоже 32.)

- Что можем сказать про эти поля? (Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных)

- Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля.

- Что больше шахматная доска или шахматное поле?

- Какая форма у шахматных полей и шахматной доски?

Просмотр презентации

Ответы детей

Просмотр Мультфильма «Учимся, играя в шахматы». 5 серия

Ответы детей

IV физминутка

-Давайте ка мы с вами немного снимем усталость, взбодримся!

И поиграем! Если в наших движениях что то напоминает горизонталь, мы говорим –« ГОРИЗОНТАЛЬ!»

( учитель показывает движения зеркальным способом)

- правую руку в верх,

-левую руку в верх,

- руки в сторону ( хором ГОРИЗАНТАЛЬ)

-руки в перед,

-руки назад,

Руки в сторону( ГОРИЗАНТАЛЬ!)

-руки на пояс,

-руки к плечам,

-руки в верх,

_руки в стороны( ГОРИЗОНТАЛЬ)

Хорошо, молодцы рассаживаемся на места.

Выполнение физминутки

V Включение нового знания в систему знания и повторение.

Практическая работа

1. Дидактическая игра «Дождик»

- А сейчас мы будем играть в игру «Дождик». Представим, что пошёл сильный дождь и смыл все клетки. Клетки исчезли. Нам необходимо восстановить белые и черные клетки.

Вот вам листочки и карандаши.

1 ученик красит белые, сосед - чёрные.

-А теперь сверьте ваши работы с записью на экране.

2. Веселые человечки решили сыграть в шахматы. Положили перед собой шахматную доску, но черные и белые поля сбежали с доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1 вариант будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто нашел – подымает руку.

– Молодцы!

В конце занятия можно провести блиц - викторину:

1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)

2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)

3. В каких клетках не держат зверей? (В шахматных.)

4. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? (шахматное поле)

5. Какие поля на шахматной доске больше – белые или чёрные (они равны)

6. Сколько всего полей на шахматном поле?

Работа в паре.

Ответы учащихся.

Ответы детей

VI. Подведение итогов, оценки, рефлексия.

Микроцель:

-дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль.

Узнали, что такое шахматная доска?

Я: Узнал и могу показать, нарисовать шахматную доску.

Запомнил

Повторил

Затрудняюсь

-Оцените свою работу на уроке.

Я понял и могу рассказать другим

  • Я понял, но не могу объяснить
  • Я не понял

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Был ли он интересен?

Вы, ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными.

Спасибо вам за хорошую работу

Учащиеся продолжают начатое высказывание,

На листках заполняют «лесенку успеха»

VII. Информация о домашнем задании.

Задание на дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа + КТП внеурочной деятельности "Шахматы"

СамоанализВнеурочной деятельности учителя дополнительного образования Седип Э.Э.Внеурочную деятельность осуществляю ежегодно, как начала работать учителем. В начале это были кружки, элективные курсы, ...

внеурочная деятельность 2 класс шахматы

внеурочная деятельность. шахматы. курс 2 класса является продолжением курса 1 класса....

Методическая разработка внеурочного занятия по шахматам.

Шахматы. Начальные Шаги.Открытый урок....

Программа внеурочной деятельности "Мир шахмат"

Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного ...

"Конь". Внеурочное занятие по шахматам. 1 класс.

Знакомство с шахматной фигурой «конь», её местоположением в начальной позиции, с правилами перемещения коня, с правилами взятия, закрепление полученных знаний с помощью выполнения дидактич...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир шахмат»

Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного ...