"Конь". Внеурочное занятие по шахматам. 1 класс.
презентация к уроку
Знакомство с шахматной фигурой «конь», её местоположением в начальной позиции, с правилами перемещения коня, с правилами взятия, закрепление полученных знаний с помощью выполнения дидактических заданий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_po_shahmatam_1_klass_1.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по шахматам 1 класс
1.Постановка учебной проблемы.
Вступительное слово учителя. (Слайд 3)
Ребята! Отгадайте шахматную загадку:
Он в шахматах, можно сказать, чемпион,
И шаг у него широк.
Умеет ходить как ладья, и как слон -
И прямо, и наискосок.
(Ферзь)
1. Как может ходить ферзь? (Может двигаться и по прямой линии, как ладья и по диагонали, как слон.)
2.Сколько клеток контролирует ферзь на поле d4?(27 из 64).
3. Если мы поставим ферзя в угол, сколько полей он может держать под ударом? (21 поле). (Слайд 4)
2. Мотивационный этап.
Постановка учебной задачи.
Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это? Это…(конь) (Слайд 5)
Конь
Сегодняшнее наше занятие посвящено шахматной фигуре «конь». Конь – это лёгкая фигура. Посмотрите на демонстрационную доску. Где в начальной позиции располагается конь? (Между ладьёй и слоном). Назовите шахматные поля, которые занимают кони в начальной позиции. Сколько всего коней в начальной позиции? (В начале партии у каждого игрока два коня, расположенные рядом с ладьями — белые кони b1 и g1, чёрные b8 и g8.) Поскольку это конь - даже сама шахматная фигура изображает голову коня, то и передвигаться данная фигура должна так, как скачет лошадь. (Слайд 6)
Из всех шахматных фигур конь – самый хитрый. «Сделать ход конём». Что это значит? (Ответы детей). Ходит русской буквой «Г» (или латинской буквой «L») — сначала на два поля по вертикали и далее на одно поле по горизонтали или на два поля по горизонтали и на одно вертикали. Остановиться посреди маршрута конь не может. Для того чтобы нам было легче запомнить такой сложный ход, мы будем говорить так: «конь ходит прыг-скок – и вбок». Единственная фигура в современных шахматах, которая ходит не по вертикали, горизонтали или диагонали и является «прыгающей» — может «перепрыгивать» через свои фигуры или фигуры противника. (Слайд 7)
Совершенно неважно, сколько фигур окружает коня, и какого они размера. Он всегда может ускользнуть, совершив скачок прямо у них над головой. (Слайд 8)
Посмотрите на этого коня, его со всех сторон окружили восемь вражеских фигур. (Позиция на демонстрационной доске). И тем не менее он всё равно может сходить на одно из восьми полей. А то, что фигуры стоят на дороге у коня не имеет никакого значения. Но, чтобы взять фигуру. Конь должен приземляться на неё, а не прыгать над ней.
Но всё- таки это не настоящий конь. Недаром во многих языках эту фигуру называют «рыцарь», в лучшем случае «всадник». Рыцарь – это особый воин, обычно закованный в доспехи. Он храбрый воин и часто сражается верхом на лошади. Так что на самом деле это всадник на коне, а не просто конь.( Слайд 9)
Ценность коня – 3 пешки.
3.Самостоятельная работа и самопроверка.
Решение дидактических задач и заданий.
1.Поставим коня в центр доски и посмотрим, сколько у него возможных ходов? (8)
2.Теперь поставим коня в угол доски. Сколько ходов? (2)
-Какой вывод можно сделать? (Ответы детей)
Это очень важная особенность, касающаяся использования этой фигуры. Старайся занять своей конницей центр доски, тогда эти фигуры будут наиболее опасны для соперника.
1.Поставим коня на белое поле. На поля, какого цвета может прыгнуть конь?
2.Теперь поставим коня на чёрное поле. На поля, какого цвета может прыгнуть конь?
-Какой вывод можно сделать? (Ответы детей).
Если конь находиться на чёрном поле, то по правилам хода он может перейти только на белое поле. И, наоборот – с белого поля он может попасть только на чёрное.
1.Посчитать, сколько ходов сделает конь, чтобы попасть на последнюю горизонталь. При атаке конём короля противника тот не может прикрыться никакой фигурой
Задания на индивидуальных досках:
Есть игры, с помощью которых можно потренировать передвижение коня. Одна из них называется «Голодный конь».
Правила игры.
В ней обе армии находятся на доске почти в полном составе все уже известные нам фигуры (дети не знакомы только с королём) и на своих начальных позициях, но 1 конь занимает пустое место в самом центре вражеской армии! (на месте короля). Цель игры – съесть все фигуры соперника раньше, чем он съест все наши фигуры. Ходить можно только своим конём.
Итак, прежде всего, давайте взглянем на пустую доску, и проговорим слова, которые нам помогают правильно повернуть её:
«Поле угловое левое – никогда не белое!» ( Слайд 12)
Ставим фигуры. Начнём с ладей – на вид они как башни, внутри которых кто-то живёт. А башням как раз и полагается стоять по углам.
Далее, чтобы защитить тех, кто находится в башне, рядом с ней ставят рыцарей, то есть коней. Теперь поместим на тронное место – в центр –королеву (ферзя).В начале партии каждый из ферзей всегда стоит на поле своего цвета. Королева всегда очень стильно выглядит и что её туфельки должны подходить к сумочке и платью. Поэтому она должна занять клетку того же цвета, что она сама. Вместо королей поставим коней противника.
Поскольку слоны (по английски – «епископы») - это ближайшие советники короля и королевы, они занимают места рядом с ними – последние свободные места на крайне горизонтали.
Осталось только поставить пешки! Вспомним, что белые пешки стоят на второй горизонтали, а чёрные – на седьмой. (Слайд 13)
Ещё 1 игра «Прыжок коня», в неё может играть только 1 человек. Мы будем играть с соседом по очереди. Можем засечь время, кто из вас выполнит задание быстрее. Либо посчитать, кто сделает меньше ходов.
Правила игры.
У нас есть 1 конь, который расположен на поле a1,и он должен побывать во всех углах доски и вернуться обратно на a1. Мы должны попасть в каждый угол по порядку – a1, h1,h8,a8 и снова a1. На доске есть препятствия. Это пешки противника c6,f6,c3,f3. Конь не может приземляться на пешки, а также вставать на поля, которые эти пешки атакуют.(1 из примеров в конце показать на шахматной доске chess-board.ru)
4.Подведение итогов.
Игра «Да – нет» (Слайд 14)
- Ходит ли конь по диагоналям? (нет)
- Может ли конь пойти с белого поля на черное? (да)
- Может ли конь пойти с черного поля на черное? (нет)
- Может ли конь перепрыгнуть ладью? (да)
Закрепление знаний.
- Сколько различных ходов может сделать конь из центрального поля? (8)
- Сколько различных ходов может сделать конь из углового поля? (2)
- Чем отличается конь от других фигур? (Перепрыгивает через свои и неприятельские фигуры, смена цвета поля при каждом ходе.)
Сколько всего коней у нас в начальной позиции?
Посмотрите на позицию на демонстрационной доске(chess-board.ru)
1.На какие поля может пойти белый конь?
2. Какие фигуры может взять белый конь?
3. На какие поля может ходить чёрный конь?
4. Какие фигуры может взять чёрный конь?
Литература
1.Лозано Ф.Ф. «Шахматы для начинающих». Иллюстрированный самоучитель. Ростов – на-Дону Владис 2017.
2.Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе». Методические рекомендации. Первый год обучения. М.: Просвещение 2017
3.Чеваннес С. «Шахматы для детей» М.: Эксмо 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
Календарно-тематическое планирование внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данное тематическое планирование рассчитано на 1ч. в неделю. Содержит основные виды деятельности обучающихся....
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
Внеурочное занятие в 1 классе "С детства дружбой дорожить"
Внеурочное занятие в 1 классе...
Внеурочное занятие во 2 классе "Мы поём о Родине"
Внеурочное занятие во 2 классе "Мы поём о Родине"...
Внеурочное занятие в 1 классе «Сказка о красках».
Разработка внеурочного занятия курса "Волшебная кисточка". Цель занятия: познакомить обучающихся с понятиями основных и составных цветов. В ходе занятия обучающиеся проводят учебно-экспериментальную р...
Методическая разработка внеурочного занятия по шахматам.
Шахматы. Начальные Шаги.Открытый урок....