Программа внеурочной деятельности "Мир шахмат"
рабочая программа на тему
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходящие в начальной школе изменения, ставят на первый план развивающие функции обучения, которые в значительной степени способствуют становлению личности младших школьников, наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_mir_shahmat.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения руководителем МО _______/Соловьёва О.В./ «__»___________2017 г. | Согласована с заместителем директора по УВР _________/Сорокина Н.В./ «____»____________2017 г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения «___» __________2017 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мир шахмат»
Составитель: Парамонов Дмитрий Вячеславович
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходящие в начальной школе изменения, ставят на первый план развивающие функции обучения, которые в значительной степени способствуют становлению личности младших школьников, наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Главным моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цели программы:
- Обучить правилам игры в шахматы.
- Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
- Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
- Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
- Научить ориентироваться на шахматной доске.
- Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
- Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
- Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
- Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
- Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
- Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
- Сформировать умение записывать шахматную партию.
- Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
- Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Место предмета: Объем программы: программа рассчитана на 34 часа в год (1 часа в неделю).
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Принципы игры в дебюте; основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать пр. окончания.
Содержание тем учебного курса
1.ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай». «Что общего?», «Большая и маленькая»
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания: «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».
4.ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры». «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
5.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания: «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Первый шах», «Рокировка».
6.ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания: «Два хода».
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата | |
план. | факт. | |||
Шахматная доска (3 ч) | ||||
1 | Знакомство с шахматной доской | 1 | ||
2 | Белые и черные поля | 1 | ||
3 | Шахматная доска | 1 | ||
Шахматные фигуры (1 ч) | ||||
4 | Знакомство с шахматными фигурами | 1 | ||
Начальная расстановка фигур (1 ч) | ||||
5 | Начальное положение | 1 | ||
Ходы и взятие фигур (16 ч) | ||||
6 | Знакомство с шахматной фигурой ладья | 1 | ||
7 | Ладья в игре | 1 | ||
8 | Знакомство с шахматной фигурой слон | 1 | ||
9 | Слон в игре | 1 | ||
10 | Ладья против слона | 1 | ||
11 | Знакомство с шахматной фигурой ферзь | 1 | ||
12 | Ферзь в игре | 1 | ||
13 | Ферзь против ладьи и слона | 1 | ||
14 | Знакомство с шахматной фигурой конь | 1 | ||
15 | Конь в игре | 1 | ||
16 | Конь против ферзя, ладьи и слона | 1 | ||
17 | Знакомство с пешкой | 1 | ||
18 | Пешка в игре | 1 | ||
19 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона | 1 | ||
20 | Знакомство с шахматной фигурой король | 1 | ||
21 | Король против других фигур | 1 | ||
Цель шахматной партии (6 ч) | ||||
22 | Шах | 1 | ||
23 | Комбинации на вечный шах | 1 | ||
24 | Мат | 1 | ||
25 | Достижение мата без жертвы материала | 1 | ||
26 | Ничья, пат | 1 | ||
27 | Рокировка | 1 | ||
Игра всеми фигурами из начального положения (7 ч) | ||||
28 | Шахматная партия | 1 | ||
29 | Шахматная комбинация | 1 | ||
30 | Типичные комбинации в дебюте | 1 | ||
31 | Сочетание тактических приемов | 1 | ||
32 | Игровая практика с записью шахматной партии | 1 | ||
33 | Решение заданий. Игровая практика | 1 | ||
34 | Повторение программного материала | 1 |
Материально-техническое обеспечение
Наглядные пособия
- Коробки с деревянными шахматами
- Коробки с магнитными шахматами
Игры и игрушки
- Игры настольно-печатные, «Чудесный мешочек»
Учебное оборудование
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Магнитная доска
Технические средства
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы для учителя:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
2. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
3. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
4. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
5. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
6. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
7. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
8.А.Карпов, А.Шингирей «Настольный шахматный учебник» нач.курс М.-«RUSSIAN CHESS HOUSE» 2009
9.В. Костров, Д.Давлетов «Шахматный учебник для детей и родителей» 1,2 части М.-«RUSSIAN CHESS HOUSE» 2009
Список литературы для учащихся:
1. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
2. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
3. А.Г. Дорофеева «Хочу учиться шахматам!» М.-«RUSSIAN CHESS HOUSE» 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 класс
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматная школа” может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего в...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"
Рабочая программа» реализует спортивно-оздоровительное направление и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...
Программа внеурочной деятельности "Шахматы"
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального напрвления "Шахматы (начальная школа)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 6 класса
Рабочая прогамма внеурочной деятельности "Шахматы"...
Программа внеурочной деятельности "Шахматы"
Программа внеурочной деятельности "Шахматы"...
Программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 5-7 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 5-7 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы" для 5-8 классов
Рабочая программа "Шахматы" может быть использованна учителями для организации внеурочной деятельности в 5-8 классах....