Разработка сценария классного часа «Профилактика экстремистских проявлений в образовательном учреждении»
классный час (11 класс)
Большую опасность в современном мире представляют терроризм и экстремизм, которые способны расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество.
Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_stsenariya_klassnogo_chasa.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка сценария классного часа «Профилактика экстремистских проявлений в образовательном учреждении»
Цели проведения:
-Повышение осведомленности учащихся о понятии экстремизма.
-Формирование навыков различения между свободой выражения мнения и экстремистской деятельностью.
-Поддержка позитивных ценностей и толерантности в образовательной среде.
Класс (возрастная группа): 10-11 классы
Вид мероприятия: классный час.
Форма проведения: лекция с элементами дискуссии
Методы: беседа, работа в группах
Обоснование выбора темы:
Большую опасность в современном мире представляют терроризм и экстремизм, которые способны расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество.
Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы среди молодежи, так как именно молодежь и подростки в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп.
Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения — вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди молодежи.
Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои объединения, часто обещая ей легкое решение всех проблем, в том числе и материальных. Неокрепшие молодые умы зачастую даже не задумываются о том, что участвуя в деятельности подобных формирований, они не только не решают свои существующие проблемы, но и создают себе многочисленные новые, по сути, уничтожают свое будущее.
Оборудование:
Проектор и экран для слайдов.
Раздаточные материалы: Памятка «Что нужно делать, чтобы не попасть под влияние экстремистов»
Ручки и листы бумаги для групповой работы.
1.Вступительное слово классного руководителя (Лекция):
Что важно знать подросткам об ЭКСТРЕМИЗМЕ И ТЕРРОРИЗМЕ
Некоторое время назад в наш лексикон прочно вошло страшное слово «экстремизм». И на данный момент эта тема очень актуальна в нашем обществе и в мире, в целом. Давайте вмести разберемся, что это такое, и как не попасть под влияние экстремистов и террористов. Ведь многое в этой жизни, зависит от нас самих!
Экстремизм (от лат. extremus – крайний) – это приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила.
Экстремизм многолик и проявляется в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Различают этнический, политический, религиозный, экономический, сексуальный, межличностный и иные виды экстремизма, которые могут проявляться на уровне личности, группы, государства (общества).
В основе экстремизма лежит агрессия. Однако это неравнозначные понятия, так как по своей сути любой экстремизм агрессивен, но далеко не каждый случай агрессии равнозначен экстремизму.
Что можно считать экстремистскими действиями?
- хулиганство, вандализм, осквернение мест захоронения, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, публичное разжигание национальной или расовой вражды, причинение вреда здоровью и убийство из-за национальной или расовой ненависти, терроризм.
Ответственность за экстремистскую деятельность
Нужно знать и помнить! За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут: уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке.
В России приняты ряд законов, регламентирующих способы борьбы и наказания за эти преступления.
Согласно УКРФ за подобную деятельность предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 1 года до 20 лет. Всё зависит от степени тяжести преступления и других обстоятельств. Самыми тяжёлыми считаются действия, направленные на подрыв государственной безопасности. К ним относится распространение материалов для проведения антигосударственных и антиобщественных операций, участие в них и финансирование подобных преступлений.
Терроризм - это крайнее проявление экстремизма, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан. Это последняя стадия человеческого безумия, первым зернышком которого является экстремизм, т.е. провокация беспорядка, гражданское неповиновение и многое другое.
Суть терроризма – насилие с целью устрашения. И частью террористической тактики, направленной на вызов паники, страха у населения является теракт. Ни для кого не секрет, что проблема распространения экстремизма и терроризма в российском обществе является фактором, угрожающим национальной безопасности и целостности всего государства.
Распространённые виды
1.Политический. Основывается на политических мотивах, на недовольстве правлением существующей власти и на текущих экономических трудностях в государстве. Взгляды и призывы политических экстремистов нацелены против демократии в обществе. Они пропагандируют межнациональную, межклассовую, региональную или экономическую неприязнь и борьбу. Это не касается политических партий оппозиции, действующих в соответствии с законами. Их деятельность не направлена на подрыв стабильности и безопасности в стране.
2.Религиозный.
Вид экстремизма, проявившийся в последние годы всплеском терроризма в мировых масштабах. Причём радикальные настроения и террористические акты не имеют ничего общего с подлинным мусульманством или христианством. Истинная религия не призывает к свержению правления или убийствам людей, не разделяющих её принципов.
Псевдомусульманские боевые организации признаны террористическими во всем мире и запрещены на территории РФ.
Названия самых крупных международных террористических сообществ:
· «Аль-Каида»,
· «Братья Мусульмане»,
· «Талибан»,
· «ХАМАС» (Исламское движение сопротивления),
· «Хезболла» (Партия Аллаха),
· «Исламское государство» (ИГИЛ)
· Палестинский исламский джихад,
· Кавказский эмират (Эмират Кавказа),
· Боко харам.
Такие сообщества отличают агрессивные настроения, неприкрытый фанатизм и усиленная пропаганда конкретной идеологии. Все это завуалированно под стремление «угодить Аллаху» и получить от него награду. Обманутым членам организации сначала обещают множество благ, а затем удерживают с помощью угроз и шантажа. Людям, попавшим в сети, невероятно трудно вырваться.
3. Националистический.
Пропаганда исключительности и превосходства одной конкретной национальности над другими характеризуется как экстремистская деятельность. Наглядным примером является гитлеровский нацизм. Такие действия приводят к разжиганию межнациональной вражды и служат поводом для беспорядков и кровопролития.
Националистический экстремизм выражается в призывах к неприятию и агрессивным действиям против представителей других наций. Обычно за этим кроется стремление к власти определённой группы людей.
Деление на виды можно назвать условными, так как не всегда экстремистское сообщество имеет чётко выраженные признаки. Оно может быть религиозно-политического, национально-религиозного или политико-национального направления. Их объединяет манипуляция человеческим сознанием и стремление к власти и насилию.
Основными тенденциями развития современного терроризма являются:
- расширение географии терроризма в мире и его интернационализация;
-усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма;
- повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;
- усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности;
-рост финансового и материально-технического обеспечения террористических структур; стремление субъектов терроризма овладеть средствами массового поражения людей;
- попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;
-использование субъектами терроризма международных неправительственных организаций;
-разработка и совершенствование новых форм и методов терроризма, направленных на расширение масштабов последствий террористических акций и увеличение количества жертв.
Как может выглядеть экстремист, либо террорист? (Слайд №2)
Чаще это молодые люди от 14 до 22. Агрессивные, жестокие, предпочитают силовые варианты при решении жизненных задач, стремятся идти к цели кратчайшим путем с предпочтением силовых методов, нечувствительны к чужой боли, страданиям и потерям, лишены родительской заботы, познали раннее унижение. Им присуще: низкий уровень образования и общей культуры, стереотипное мышление, искаженное представление об историческом прошлом.
Почему же именно молодые люди чаще становятся экстремистами?
В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, отрицанием того, что говорят взрослые, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности. Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. Поиск идентичности, попытки «закрепиться в жизни» ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.
Как не стать жертвой (Слайд №1)
В экстремистские и террористические организации подростков вербуют через Интернет. Причины популярности Интернета преступниками – легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности. Наиболее легко вербовке поддаются одинокие люди, ищущие вторую половину; люди, находящиеся в состоянии стресса или депрессии; люди, чувствующие обиду на окружающее общество или близких, непонимание с их стороны; люди, находящиеся в духовном поиске; люди, подвергающиеся различного рода дискриминации.
Предварительно, перед знакомством для последующей вербовки в экстремистскую группу, вербовщики могут исследовать странички в соцсетях — это кладезь для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей (в соцсетях — таких великое множество)…
Вербовщики — специально обученные люди, во время общения и взаимодействия (виртуального, а потом и реального) с потенциальным кандидатом для вербовки «прощупывают» его слабые места (условно говоря, «кнопки управления»…нитки, за которые можно дергать и манипулировать)…
2. Работа в группах:
Разделение учащихся на группы для обсуждения сценариев, связанных с возможными проявлениями экстремизма в школе.
Разработка конкретных шагов и мер по предотвращению экстремистских проявлений.
3. Заключение (Рефлексия): (Слайд №3)
Краткое повторение основных идей и принципов.
Призыв к ответственности каждого ученика в сохранении безопасной и толерантной атмосферы в учебном заведении.
Вопросы для обсуждения в группах
Карточка №1: Причины терроризма и экстремизма
Предполагаемый ответ: Одной из основных причин терроризма и экстремизма является недовольство определенной группы людей политической, социальной или экономической ситуацией в обществе. Это может быть связано с нарушением прав и свобод, неравенством, коррупцией и другими проблемами.
Также причиной терроризма и экстремизма может быть религиозная или этническая нетерпимость, которая приводит к конфликтам между различными группами людей.
Некоторые люди могут стать террористами и экстремистами из-за личных причин, таких как желание привлечь внимание к своей проблеме или желание получить материальную выгоду.
Карточка №2: Последствия терроризма и экстремизма
Предполагаемый ответ: Терроризм и экстремизм могут привести к серьезным последствиям для общества. Они могут привести к гибели множества людей, разрушению инфраструктуры и экономическому ущербу.
Также терроризм и экстремизм могут привести к ухудшению отношений между различными группами людей и к нарушению прав и свобод.
На уровне каждого человека необходимо соблюдать законы и правила, уважать права и свободы других людей, быть толерантным и уважительным к различиям
Слайд №1:
Памятка:
Что нужно делать, чтобы не попасть под влияние экстремистов:
· В первую очередь, ограничьте доступ к своим фотографиям, записям и другим материалам только для круга друзей, которых хорошо знаете, с помощью соответствующих настроек!
· Не вступайте в непонятные, подозрительные группы! Не слишком откровенничайте в общедоступных группах и на форумах, ведите себя осторожней!
· Для обсуждения личных историй используйте псевдоним или пишите в третьем лице: "Хочу посоветоваться, с моим знакомым был такой случай..."
· Будьте внимательны, когда к вам "стучится" новый знакомый! Не принимайте в друзья всех подряд! Выясняйте, кто он и откуда Вы можете быть знакомы!
· Если Вам пришло сообщение непонятного содержания с незнакомого номера, не отвечайте на него!
· Сохраняйте осознанность, понимание, что с вами происходит сейчас. Вырабатывайте навык наблюдателя, задавайте вопросы: «Зачем Вы мне это говорите?», «Для чего вам это нужно?».
· Не верьте простым и ярким обещаниям.
· Найдите глобальную цель в жизни, продумайте путь ее достижения. И тогда ни одна секта, ни одна мысль или идея не сможет сдвинуть вас с пути, по которому идете Вы для достижения намеченных планов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование классных часов по семейному воспитанию в образовательном учреждении
Разработка классных часов по семейному воспитанию для 1-11 классов...
Сценарий классного часа по профилактике вредным привычкам
Одной из направлений воспитательной программы школы профилактика злоупотребления ПАВ и реализация программы «Несущая свет» ГБОУ РЦ ПМСС «Сайзырал».Основным на...
Программа по профилактике экстремистских проявлений «Мы разные – мы равные»
Данная программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе принципов мультикультурного развития, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека...
Разработка сценария классного часа "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!" (6 класс)
Итоговый классный час. 6 класс. Тема: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Цель: подвести итоги жизни классного коллектива за прошедший учебный год....
План работы по профилактике экстремистских проявлений среди обучающихся
Создание в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и св...
Разработка сценария классного часа по теме: «Жизнь без конфликтов»
Цель: Выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов между учащимися и выстроить модель адекватного поведения.Задачи:Уяснить сущность понятия «конфликт».Выявить источники и пс...
Профилактика экстремистской деятельности в образовательном учреждении
Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполно...