Разработка сценария классного часа по теме: «Жизнь без конфликтов»
классный час (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Зоя Васильевна Малофеева

Цель: Выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов между учащимися и выстроить модель адекватного поведения.

Задачи:

  1. Уяснить сущность понятия «конфликт».
  2. Выявить источники и психологические механизмы типичных конфликтов между учащимися.
  3. Оценить различные стратегии поведения в конфликте и выстроить собственную модель адекватного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_konfliktah.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Малофеева Зоя Васильевна,

учитель математики, высшая квалификационная категория

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 с углублённым изучением математики

города Старая Русса Новгородской области

Классный час

«ЖИЗНЬ  БЕЗ  КОНФЛИКТОВ»

Цель:

Выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов между учащимися и выстроить модель адекватного поведения.

Задачи:

  1. Уяснить сущность понятия «конфликт».
  2. Выявить источники и психологические механизмы типичных конфликтов между учащимися.
  3. Оценить различные стратегии поведения в конфликте и выстроить собственную модель адекватного поведения.

Оформление: цитаты на плакатах:

«Конфликт – это опасение одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет или игнорирует другая сторона».

У. Линкольн

«Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание».

У. Джеймс

«От любви до ненависти один шаг, от ненависти до любви – километры шагов».

Стендаль

Этап подготовки.

Подбор вопросов, вводящих в проблемное поле:

  • Что такое конфликт?
  • Каковы, на ваш взгляд, основные источники ваших конфликтов с одноклассниками?
  • Можно ли избежать конфликтов?
  • Если конфликт произошёл, как снять его остроту?
  • Каковы, на ваш взгляд, ваши типичные ошибки в конфликтах с одноклассниками?
  • В чём особенность ваших конфликтов с одноклассниками?
  • Какое участие в вашем конфликте с одноклассниками обычно принимают другие учащиеся?

Ход мероприятия.

Учитель:  Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу. В одних случаях дело заканчивается открытым спором, в других – невысказанной и затаённой обидой, а бывает, и настоящим «сражением».

Итак, у нас сегодня необычная тема. Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами. Как правильно выйти из состояния конфликта? Как его избежать? Как сделать конфликт положительным? Думаете, это невозможно? Ну что ж, посмотрим… Итак, конфликт.

Конфликт (лат.) – столкновение противоположно направленных (внутриличностных, межличностных, межгрупповых) интересов.

Давайте подумаем, какие плюсы и минусы может иметь конфликт?

(класс делится на две группы, каждой группе предлагается лист бумаги – на одном листе стоит плюс, на другом – минус)

Учитель: Итак, давайте попробуем записать  соответственно положительные и отрицательные стороны конфликта. Начинаем…

(ребята работают, ориентировочное время выполнения задания – 5-7 минут, при необходимости можно немного времени добавить)

Учитель:  Давайте обсудим сначала плюсы конфликта.

Ученики:

  • В споре выясняется истина.
  • В споре открываются вещи, которые мы раньше не замечали.
  • Конфликт – признак неравнодушности.
  • В споре выявляется позиция (мнение) каждого человека.
  • В ситуации конфликта человек раскрывается.
  • Происходит утверждение личности.
  • В споре может быть достигнут положительный результат.
  • Человек в конфликте может самосовершенствоваться.

Учитель:  Совсем неплохо. Давайте послушаем другую группу.

Ученики:

  • Падает настроение.
  • Конфликты отрицательно сказываются на здоровье.
  • Появляется раздражительность, отчего страдают отношения и с другими людьми.
  • Снижается внимание, падает работоспособность – все мысли направлены на конфликт, а не на дело.
  • Возникает желание не учиться в данном коллективе, покинуть его.
  • Плохое настроение отрицательно сказывается на всем, чем вы занимаетесь.

Учитель:  И эта группа абсолютно правильно справилась со своим заданием. Что же мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтами? Сейчас каждый может подойти к доске и записать свой вариант ответа.

(ребята по очереди подходят к доске и записывают свой вариант ответа)

 

Ответы могут быть приблизительно такие:

¤ гнев

¤ страх

¤ обида

¤ раздражение

¤ угнетенное состояние

¤ ощущение крушения надежд

¤ опустошение

¤ разочарование

¤ стыд

¤ растерянность

¤ злость и т.д.

Учитель: Неприятная картина, не правда ли? Итак, не смотря на то, что конфликты действительно иногда несут в себе и положительные свойства, нам всё-таки стоит попытаться научиться обходиться без них и находить безболезненный выход из любой конфликтной ситуации.

        Конфликт – это, в первую очередь, разногласие. Самое страшное в конфликте – чувства, которые люди испытывают друг к другу в этот момент. Страх, злоба, обида, ненависть. Сколько ссор, криков, слёз, взаимных обвинений! Порой конфликты завершаются даже рукоприкладством.

        Давайте подумаем и постараемся  назвать качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов.

(учащиеся называют поочередно качества, учитель фиксирует их ответы на доске в виде схемы или текста)

Варианты ответов могут быть приблизительно такие:

¤ умение слышать другого

¤ терпение

¤ красноречие

¤ великодушие

¤ способность поставить себя на место другого

¤ убедительность

¤ самообладание

¤ сдержанность в эмоциях

¤ выдержка

¤ юмор

¤ умение идти на компромисс и т.д.

(схема остаётся на доске для использования на последующих этапах классного часа)

Учитель: Состояние гнева, которое практически всегда сопровождает конфликт, имеет не только эмоциональную, но и биохимическую природу. В этом состоянии в кровь поступает адреналин, вызывая последовательные физические реакции: учащается сердцебиение, поднимается артериальное давление, ощущается прилив энергии к мышцам. В считанные секунды человек переходит в состояние готовности реагировать по тревоге.

Очень важно понимать, что это явление – непроизвольная реакция, которая возникает независимо от желания человека. Но в то же время, она поддаётся осознанному контролю со стороны человека. Самоконтроль, самоограничение одним людям удаётся лучше, другим хуже. На это влияют особенности темперамента, уровень зрелости и ответственности. Для того, чтобы научиться эффективно контролировать свои эмоции, в первую очередь, необходимо разобраться в себе и оценить свои негативные качества.

        Давайте попробуем оценить уровень собственной склонности к конфликтам.

(учитель раздаёт участника тест и комментирует особенности его выполнения)

Тест «Оценка склонности к конфликту».

(методика В. Алексеенко)

        Учитель: Вам предлагается выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки. Работа сводится к следующему. Вами оценивается каждое утверждение левой и правой колонки. При этом, кружочком надо отметить, насколько баллов, по вашему мнению, в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по семибалльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется в вас сильно, 1 балл указывает на то, что это свойство не характерно вам вообще.

1.

Рвёшься в спор

7  6  5  4  3  2  1

Уклоняешься от спора

2.

Свои выводы высказываешь тоном, не терпящим возражений

7  6  5  4  3  2  1

Свои выводы сопровождаешь извиняющимся тоном

3.

Считаешь, что добьёшься своего если будешь рьяно возражать

7  6  5  4  3  2  1

Считаешь, что проиграешь, если будешь возражать

4.

Не обращаешь внимания на то, что другие не согласны с твоими доводами

7  6  5  4  3  2  1

Расстраиваешься, если видишь, что другие не принимают твоих доводов

5.

Спорные вопросы обсуждаешь в присутствии оппонента

7  6  5  4  3  2  1

Рассуждаешь о спорных вопросах в отсутствие оппонента

6.

Не смущаешься, если попадаешь в напряжённую обстановку

7  6  5  4  3  2  1

В напряжённой обстановке чувствуешь себя неуверенно

7.

Считаешь, что в споре надо проявлять характер

7  6  5  4  3  2  1

Считаешь, что в споре не следует демонстрировать свои эмоции

8.

Никогда не уступаешь в споре

7  6  5  4  3  2  1

Всегда уступаешь в споре

9.

Считаешь, что люди в  споре легко выходят из конфликта

7  6  5  4  3  2  1

Считаешь, что люди с трудом выходят из конфликта

10.

Если взрываешься, считаешь, что без этого нельзя

7  6  5  4  3  2  1

Если взрываешься, то вскоре испытываешь чувство вины

Итого баллов:_________________

Обработка результатов теста.

        Учитель:  На каждой строке соедините        отметку по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (середина – цифра  4) влево означает склонность к конфликтам, отклонение вправо указывает на склонность к избеганию конфликтов.

        Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов.

        Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности.

        60 баллов – высокая степень конфликтности.

        50 баллов – выраженная конфликтность.

        11-15 баллов – склонность к избеганию конфликтных ситуаций.

        

Подумайте над полученными результатами.

Учитель:  Давайте, систематизируем способы предотвращения типичных конфликтов.

Итак, типичные конфликты можно предотвратить если:

*   научиться контролировать свой гнев;

*   научиться определять, в чём причина надвигающегося конфликта;

*   уметь относиться к другому человеку с уважением;

*   научиться внимательно слушать другого человека;

*   стараться понимать точку зрения другого человека и уважать её;

* уметь придумывать возможные решения конфликтной ситуации, приемлемые и достаточно приятные для обеих сторон в конфликте;

*   стараться следовать своим решениям, реализовывая их в жизни.

Ученик:   Мне кажется, что самое главное в любой ситуации – это сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем.

Учитель:  Конечно, но что же значит – сохранять спокойствие?

  • Относиться друг к другу с уважением;
  • Выслушивать точку зрения другого человека до конца;
  • Не перебивать оппонента в споре;
  • Контролировать себя! Не позволять гневу победить вас;
  • Говорить тихо, не кричать, не оскорблять оппонента;
  • Дать другому человеку шанс отступить;
  • Сдерживать импульсивные действия! Например, если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, лучше уйти, извинившись, и отложить завершение спора до лучшего момента;
  • Стараться чаще идти на компромисс;
  • По возможности стараться использовать юмор, уметь переводить зарождающийся нежелательный конфликт в шутку.

Учитель:  Итак, некоторые способы выхода из конфликтов вы получили. Давайте применим их на практике. Я предлагаю провести ролевую игру.

(класс делится на три группы, каждая группа придумывает конфликтную ситуацию, которая часто встречается в жизни, для другой группы и записывает её условия на листе бумаги. Ребята работают в течение 5 минут. В это время звучит музыка.)

Учитель: Теперь обменяйтесь листочками, приготовьтесь разыграть предложенную ситуацию конфликта и попытайтесь найти выход из неё.

(ребята разыгрывают ситуации)

Учитель:  Иногда агрессивные проявления в себе можно легко снять с помощью простых упражнений.

В момент чрезвычайного напряжения, раздражения иногда достаточно на минуту остановиться, закрыть глаза и мысленно медленно сосчитать до десяти и обратно.

Можно представить себе, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, мы медленно заполняем его воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как воздух уходит из лёгких. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится всё больше и больше, делая твоё тело легче. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько спустили из шарика.

Переключение на медленный счет, глубокое и медленное дыхание позволяет прервать развитие конфликта, остановиться, подумать и принять разумное, взвешенное решение.

Давайте попробуем все вместе сделать упражнение «Воздушный шарик» и послушать себя.

(ребята с помощью учителя выполняют вышеописанное упражнение)

Учитель:  Ну что же, а теперь давайте подведём итоги. Разрешение конфликтов возможно, если люди способны:

  • управлять чувством гнева;
  • относиться друг к другу с уважением;
  • слушать точку зрения другого человека;
  • разрешать проблемы, выбирая компромиссные решения, которые являются справедливыми и приятными для обеих сторон.

     

Конфликт может обладать и созидательной, и страшной разрушительной силой.

Если конфликт разрешается неверно, у людей возникает неприязнь друг к другу, травмируется психика. В результате, конфликт может нанести серьёзную психологическую травму, которая может остаться у человека на всю жизнь и даже изменить её в худшую сторону.

Опасайтесь, друзья мои, ранить словом, унизить, обидеть, не понять. Будьте мужественнее и мудрее. Будьте способными поставить себя на место другого человека, понять его, почувствовать, что он испытывает сейчас, во время конфликта с вами.

Я уверена, что новых знаний, полученных вами сегодня, будет достаточно, чтобы в следующий раз в конфликтной ситуации вы смогли устоять перед соблазном нагрубить, поссориться, хлопнуть дверью.

Стремитесь к справедливости. Осуждайте, в первую очередь, свои недостатки. Развивайте в себе снисходительность к слабостям окружающих людей. Стремитесь быть добрым, помогать близким. Сострадайте, сопереживайте неудачам других людей и радуйтесь их успехам. Лишь таким путём, вы сможете воспитать в себе по-настоящему целостную высокодуховную Личность, стать Человеком с большой буквы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых и вторых курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – формирование позиции противостояния опасным дл...

Сценарий классного часа на тему: «Здоровый образ жизни»

Цель: формировать у учащихся здоровый образ жизни....

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Сценарий классного часа на тему: «Здоровый образный жизни»

Описание материала: Классный час посвящен здоровому образу жизни. Сценарий мероприятия построен с учетом возрастных особенностей семиклассников, в нем есть и игровые моменты, и достаточно серьезн...

Разработка классного часа на тему: «Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение или…".

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособнос...

Презентация к классному часу по теме: "Жизнь без конфликтов"

laquo;Конфликт – это опасение одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет или игнорирует другая сторона». У. Линкольн«Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что...