Разработка сценария классного часа по теме: «Жизнь без конфликтов»
классный час (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Цель: Выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов между учащимися и выстроить модель адекватного поведения.
Задачи:
- Уяснить сущность понятия «конфликт».
- Выявить источники и психологические механизмы типичных конфликтов между учащимися.
- Оценить различные стратегии поведения в конфликте и выстроить собственную модель адекватного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_o_konfliktah.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Малофеева Зоя Васильевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 с углублённым изучением математики
города Старая Русса Новгородской области
Классный час
«ЖИЗНЬ БЕЗ КОНФЛИКТОВ»
Цель:
Выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов между учащимися и выстроить модель адекватного поведения.
Задачи:
- Уяснить сущность понятия «конфликт».
- Выявить источники и психологические механизмы типичных конфликтов между учащимися.
- Оценить различные стратегии поведения в конфликте и выстроить собственную модель адекватного поведения.
Оформление: цитаты на плакатах:
«Конфликт – это опасение одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет или игнорирует другая сторона».
У. Линкольн
«Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание».
У. Джеймс
«От любви до ненависти один шаг, от ненависти до любви – километры шагов».
Стендаль
Этап подготовки.
Подбор вопросов, вводящих в проблемное поле:
- Что такое конфликт?
- Каковы, на ваш взгляд, основные источники ваших конфликтов с одноклассниками?
- Можно ли избежать конфликтов?
- Если конфликт произошёл, как снять его остроту?
- Каковы, на ваш взгляд, ваши типичные ошибки в конфликтах с одноклассниками?
- В чём особенность ваших конфликтов с одноклассниками?
- Какое участие в вашем конфликте с одноклассниками обычно принимают другие учащиеся?
Ход мероприятия.
Учитель: Конфликтные ситуации подстерегают нас на каждом шагу. В одних случаях дело заканчивается открытым спором, в других – невысказанной и затаённой обидой, а бывает, и настоящим «сражением».
Итак, у нас сегодня необычная тема. Каждый человек в жизни сталкивается с конфликтами. Как правильно выйти из состояния конфликта? Как его избежать? Как сделать конфликт положительным? Думаете, это невозможно? Ну что ж, посмотрим… Итак, конфликт.
Конфликт (лат.) – столкновение противоположно направленных (внутриличностных, межличностных, межгрупповых) интересов.
Давайте подумаем, какие плюсы и минусы может иметь конфликт?
(класс делится на две группы, каждой группе предлагается лист бумаги – на одном листе стоит плюс, на другом – минус)
Учитель: Итак, давайте попробуем записать соответственно положительные и отрицательные стороны конфликта. Начинаем…
(ребята работают, ориентировочное время выполнения задания – 5-7 минут, при необходимости можно немного времени добавить)
Учитель: Давайте обсудим сначала плюсы конфликта.
Ученики:
- В споре выясняется истина.
- В споре открываются вещи, которые мы раньше не замечали.
- Конфликт – признак неравнодушности.
- В споре выявляется позиция (мнение) каждого человека.
- В ситуации конфликта человек раскрывается.
- Происходит утверждение личности.
- В споре может быть достигнут положительный результат.
- Человек в конфликте может самосовершенствоваться.
Учитель: Совсем неплохо. Давайте послушаем другую группу.
Ученики:
- Падает настроение.
- Конфликты отрицательно сказываются на здоровье.
- Появляется раздражительность, отчего страдают отношения и с другими людьми.
- Снижается внимание, падает работоспособность – все мысли направлены на конфликт, а не на дело.
- Возникает желание не учиться в данном коллективе, покинуть его.
- Плохое настроение отрицательно сказывается на всем, чем вы занимаетесь.
Учитель: И эта группа абсолютно правильно справилась со своим заданием. Что же мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтами? Сейчас каждый может подойти к доске и записать свой вариант ответа.
(ребята по очереди подходят к доске и записывают свой вариант ответа)
Ответы могут быть приблизительно такие:
¤ гнев
¤ страх
¤ обида
¤ раздражение
¤ угнетенное состояние
¤ ощущение крушения надежд
¤ опустошение
¤ разочарование
¤ стыд
¤ растерянность
¤ злость и т.д.
Учитель: Неприятная картина, не правда ли? Итак, не смотря на то, что конфликты действительно иногда несут в себе и положительные свойства, нам всё-таки стоит попытаться научиться обходиться без них и находить безболезненный выход из любой конфликтной ситуации.
Конфликт – это, в первую очередь, разногласие. Самое страшное в конфликте – чувства, которые люди испытывают друг к другу в этот момент. Страх, злоба, обида, ненависть. Сколько ссор, криков, слёз, взаимных обвинений! Порой конфликты завершаются даже рукоприкладством.
Давайте подумаем и постараемся назвать качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов.
(учащиеся называют поочередно качества, учитель фиксирует их ответы на доске в виде схемы или текста)
Варианты ответов могут быть приблизительно такие:
¤ умение слышать другого
¤ терпение
¤ красноречие
¤ великодушие
¤ способность поставить себя на место другого
¤ убедительность
¤ самообладание
¤ сдержанность в эмоциях
¤ выдержка
¤ юмор
¤ умение идти на компромисс и т.д.
(схема остаётся на доске для использования на последующих этапах классного часа)
Учитель: Состояние гнева, которое практически всегда сопровождает конфликт, имеет не только эмоциональную, но и биохимическую природу. В этом состоянии в кровь поступает адреналин, вызывая последовательные физические реакции: учащается сердцебиение, поднимается артериальное давление, ощущается прилив энергии к мышцам. В считанные секунды человек переходит в состояние готовности реагировать по тревоге.
Очень важно понимать, что это явление – непроизвольная реакция, которая возникает независимо от желания человека. Но в то же время, она поддаётся осознанному контролю со стороны человека. Самоконтроль, самоограничение одним людям удаётся лучше, другим хуже. На это влияют особенности темперамента, уровень зрелости и ответственности. Для того, чтобы научиться эффективно контролировать свои эмоции, в первую очередь, необходимо разобраться в себе и оценить свои негативные качества.
Давайте попробуем оценить уровень собственной склонности к конфликтам.
(учитель раздаёт участника тест и комментирует особенности его выполнения)
Тест «Оценка склонности к конфликту».
(методика В. Алексеенко)
Учитель: Вам предлагается выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки. Работа сводится к следующему. Вами оценивается каждое утверждение левой и правой колонки. При этом, кружочком надо отметить, насколько баллов, по вашему мнению, в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по семибалльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется в вас сильно, 1 балл указывает на то, что это свойство не характерно вам вообще.
1. | Рвёшься в спор | 7 6 5 4 3 2 1 | Уклоняешься от спора |
2. | Свои выводы высказываешь тоном, не терпящим возражений | 7 6 5 4 3 2 1 | Свои выводы сопровождаешь извиняющимся тоном |
3. | Считаешь, что добьёшься своего если будешь рьяно возражать | 7 6 5 4 3 2 1 | Считаешь, что проиграешь, если будешь возражать |
4. | Не обращаешь внимания на то, что другие не согласны с твоими доводами | 7 6 5 4 3 2 1 | Расстраиваешься, если видишь, что другие не принимают твоих доводов |
5. | Спорные вопросы обсуждаешь в присутствии оппонента | 7 6 5 4 3 2 1 | Рассуждаешь о спорных вопросах в отсутствие оппонента |
6. | Не смущаешься, если попадаешь в напряжённую обстановку | 7 6 5 4 3 2 1 | В напряжённой обстановке чувствуешь себя неуверенно |
7. | Считаешь, что в споре надо проявлять характер | 7 6 5 4 3 2 1 | Считаешь, что в споре не следует демонстрировать свои эмоции |
8. | Никогда не уступаешь в споре | 7 6 5 4 3 2 1 | Всегда уступаешь в споре |
9. | Считаешь, что люди в споре легко выходят из конфликта | 7 6 5 4 3 2 1 | Считаешь, что люди с трудом выходят из конфликта |
10. | Если взрываешься, считаешь, что без этого нельзя | 7 6 5 4 3 2 1 | Если взрываешься, то вскоре испытываешь чувство вины |
Итого баллов:_________________
Обработка результатов теста.
Учитель: На каждой строке соедините отметку по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (середина – цифра 4) влево означает склонность к конфликтам, отклонение вправо указывает на склонность к избеганию конфликтов.
Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов.
Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности.
60 баллов – высокая степень конфликтности.
50 баллов – выраженная конфликтность.
11-15 баллов – склонность к избеганию конфликтных ситуаций.
Подумайте над полученными результатами.
Учитель: Давайте, систематизируем способы предотвращения типичных конфликтов.
Итак, типичные конфликты можно предотвратить если:
* научиться контролировать свой гнев;
* научиться определять, в чём причина надвигающегося конфликта;
* уметь относиться к другому человеку с уважением;
* научиться внимательно слушать другого человека;
* стараться понимать точку зрения другого человека и уважать её;
* уметь придумывать возможные решения конфликтной ситуации, приемлемые и достаточно приятные для обеих сторон в конфликте;
* стараться следовать своим решениям, реализовывая их в жизни.
Ученик: Мне кажется, что самое главное в любой ситуации – это сохранять спокойствие и разумно рассуждать о происшедшем.
Учитель: Конечно, но что же значит – сохранять спокойствие?
- Относиться друг к другу с уважением;
- Выслушивать точку зрения другого человека до конца;
- Не перебивать оппонента в споре;
- Контролировать себя! Не позволять гневу победить вас;
- Говорить тихо, не кричать, не оскорблять оппонента;
- Дать другому человеку шанс отступить;
- Сдерживать импульсивные действия! Например, если вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, лучше уйти, извинившись, и отложить завершение спора до лучшего момента;
- Стараться чаще идти на компромисс;
- По возможности стараться использовать юмор, уметь переводить зарождающийся нежелательный конфликт в шутку.
Учитель: Итак, некоторые способы выхода из конфликтов вы получили. Давайте применим их на практике. Я предлагаю провести ролевую игру.
(класс делится на три группы, каждая группа придумывает конфликтную ситуацию, которая часто встречается в жизни, для другой группы и записывает её условия на листе бумаги. Ребята работают в течение 5 минут. В это время звучит музыка.)
Учитель: Теперь обменяйтесь листочками, приготовьтесь разыграть предложенную ситуацию конфликта и попытайтесь найти выход из неё.
(ребята разыгрывают ситуации)
Учитель: Иногда агрессивные проявления в себе можно легко снять с помощью простых упражнений.
В момент чрезвычайного напряжения, раздражения иногда достаточно на минуту остановиться, закрыть глаза и мысленно медленно сосчитать до десяти и обратно.
Можно представить себе, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, мы медленно заполняем его воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как воздух уходит из лёгких. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится всё больше и больше, делая твоё тело легче. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько спустили из шарика.
Переключение на медленный счет, глубокое и медленное дыхание позволяет прервать развитие конфликта, остановиться, подумать и принять разумное, взвешенное решение.
Давайте попробуем все вместе сделать упражнение «Воздушный шарик» и послушать себя.
(ребята с помощью учителя выполняют вышеописанное упражнение)
Учитель: Ну что же, а теперь давайте подведём итоги. Разрешение конфликтов возможно, если люди способны:
- управлять чувством гнева;
- относиться друг к другу с уважением;
- слушать точку зрения другого человека;
- разрешать проблемы, выбирая компромиссные решения, которые являются справедливыми и приятными для обеих сторон.
Конфликт может обладать и созидательной, и страшной разрушительной силой.
Если конфликт разрешается неверно, у людей возникает неприязнь друг к другу, травмируется психика. В результате, конфликт может нанести серьёзную психологическую травму, которая может остаться у человека на всю жизнь и даже изменить её в худшую сторону.
Опасайтесь, друзья мои, ранить словом, унизить, обидеть, не понять. Будьте мужественнее и мудрее. Будьте способными поставить себя на место другого человека, понять его, почувствовать, что он испытывает сейчас, во время конфликта с вами.
Я уверена, что новых знаний, полученных вами сегодня, будет достаточно, чтобы в следующий раз в конфликтной ситуации вы смогли устоять перед соблазном нагрубить, поссориться, хлопнуть дверью.
Стремитесь к справедливости. Осуждайте, в первую очередь, свои недостатки. Развивайте в себе снисходительность к слабостям окружающих людей. Стремитесь быть добрым, помогать близким. Сострадайте, сопереживайте неудачам других людей и радуйтесь их успехам. Лишь таким путём, вы сможете воспитать в себе по-настоящему целостную высокодуховную Личность, стать Человеком с большой буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ»
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых и вторых курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – формирование позиции противостояния опасным дл...
Сценарий классного часа на тему: «Здоровый образ жизни»
Цель: формировать у учащихся здоровый образ жизни....
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Разработка классного часа по теме "Жизнь и творчество Виктора Цоя".
Жизнь и творчество Виктора Цоя....
Сценарий классного часа на тему: «Здоровый образный жизни»
Описание материала: Классный час посвящен здоровому образу жизни. Сценарий мероприятия построен с учетом возрастных особенностей семиклассников, в нем есть и игровые моменты, и достаточно серьезн...
Разработка классного часа на тему: «Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение или…".
Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособнос...
Презентация к классному часу по теме: "Жизнь без конфликтов"
laquo;Конфликт – это опасение одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет или игнорирует другая сторона». У. Линкольн«Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что...