Литературная игра-путешествие « Добрый друг детей – С. Я. Маршак»
план-конспект урока

Трудно найти того, кто не знаком с Дядей Степой, или не сможет продолжить строчки «Кто на лавочке сидел…», ведь стихи Михалкова любят и дети, и взрослые. С.В. Михалков обладал удивительным талантом: он одинаково хорошо сумел написать слова государственного гимна - самой важной песни страны, и самые смешные и добрые стихи для маленьких жителей нашей страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра-путешествие « Добрый друг детей – С. Я. Маршак»

Сегодня мы с вами отправляемся в необычное литературное путешествие по произведениям С. Я. Маршака. Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске Воронежской области. Его семья жила небогато, но дружно. Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам. Свои первые стихотворные строчки Маршак начал писать ещё в 4 года. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. Сначала он учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Творчество С. Я. Маршака разнообразно. Он и поэт, и писатель, и переводчик, и редактор, и драматург. Его произведения написаны просто и увлекательно. Самуил Маршак всю жизнь был добрым другом детей.

Путешествовать мы будем на паровозике.
Итак, уважаемые пассажиры! Прошу занять свои места! Наш паровозик отправляется в путешествие. Желаю всем счастливого пути!

(Звучит гудок и стук колёс поезда)
Наш поезд прибывает на первую станцию «Угадай-ка».

Ребята, сейчас узнаем, какие произведения С. Я. Маршака вам известны.
1. Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки… .
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду. («Вот какой рассеянный»)
2. Люди спрашивают:
- Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась. («Усатый полосатый»)
3. Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку. («Багаж»)

4. Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи. («Сказка о глупом мышонке»)
5. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке? («Почта»)
6. Рано, рано мы встаём,
Громко сторожа зовём:
- Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей! («Детки в клетке»)

Наше путешествие продолжается. (На экране – едет поезд, звучит гудок и стук колёс поезда)
Поезд подъезжает к станции «Зоопарк».
Станция «Зоопарк»
Ребята, вы знаете, что такое зоопарк (зоосад) и зачем он нужен? (Зоопарк нужен для того, чтобы показать людям зверей и птиц из разных уголков планеты. В зоопарках учёные наблюдают за животными, изучают их. Побывав в зоопарке, можно узнать много интересного и нового о животных).
Самуил Маршак любил бывать в зоопарке и наблюдать за животными. Поэтому свою первую книгу он посвятил животным. И называлась она «Детки в клетке» (1923 г.). В следующем году у книги будет юбилей. Ей исполнится 100 лет. А вы её читали? (Да)

1. Кто сказал, что ему нужно четыре широкие туфельки? (медведь; носорог; слон)
2. Кому нелегко рвать цветы? (кенгуру; жирафу; верблюду)
3. О чём предупреждает тигренок посетителей? (чтобы не стояли близко от клетки; чтобы не мусорили; чтобы не кормили зверей)
4. Какая птица умеет быстро бегать, но не умеет летать? (ворона; страус; колибри)
5. Кто из питомцев зоопарка похож на большой мешок? (кенгуру; бегемот; пингвин)
6. У каких зверят папа с большой косматой головой и большими тяжелыми лапами? (у медвежат; у львят; у тигрят)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА: Звучит песня «Кораблик» на стихотворение С. Маршака.
Едем дальше. (На экране – едет поезд, звучит гудок и стук колёс поезда)
Мы прибываем на следующую станцию. На станцию «Бюро находок».
Станция «Бюро находок»
Каждая команда получает карточку с изображением предметов или животных. Надо отгадать из каких произведений С. Я. Маршака эти предметы.

Команда 1. Письма («Почта»), собачка («Багаж»).
Команда 2. Котёнок («Усатый полосатый»), клетка («Детки в клетке»).
Команда 3. Сковорода («Вот какой рассеянный»), кроватка («Сказка о глупом мышонке»).
Продолжаем путешествие. (На экране – едет поезд, звучит гудок и стук колёс поезда)
Сейчас наш поезд прибывает на станцию «Мышкино».
Станция «Мышкино».
(На экране доска объявлений) Ребята, кто написал это объявление: «Требуется няня к капризному мышонку». (Мама-мышь, героиня «сказки о глупом мышонке»).
В 1925 году в издательстве «Радуга» впервые вышла «Сказка о глупом мышонке». В 2020 году у книги был юбилей. Ей исполнилось 95 лет! Давайте проверим, насколько внимательно вы её читали.

  1. Что обещала дать мышонку мама мышь, чтобы тот заснул? (кусочек сыра; хлебную корку; конфету на палочке).
    2. Что пообещала дать мышонку тётя жаба, когда тот проснется? (улитку; пиявку; комара).
    3. Кто не приходил укладывать мышонка спать? (лошадь; корова; свинья)
    4. Чья песенка понравилась мышонку больше всего? (кошки; утки; мышки).
    Ребята! Вы помните, чем закончилась «Сказка о глупом мышонке»? (Кошка унесла мышонка к себе домой) Есть продолжение этой истории – «Сказка об умном мышонке».
    Унесла мышонка кошка
    И поёт: - Не бойся крошка.
    Поиграем час-другой
    Мы с тобою, дорогой!
    5. В какую игру играл мышонок с кошкой? (кошки-мышки; жмурки; салочки)
    6. В какую игру сыграл мышонок с совой? (догонялки; жмурки; прятки)
    МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА: Звучит песня «Поросята» на стихотворение С. Маршака.
    Молодцы ребята! Продолжим путешествие. (На экране – едет поезд, звучит гудок и стук колёс поезда)
    Поезд подъезжает к станции «Загадкино».

    Станция «Загадкино».
    (Каждой команде на столы выдаётся набор из 6 карточек, на которых изображены: велосипед, сапоги, мяч, часы, спички, утюг)
    Ребята, Самуил Яковлевич Маршак сочинил для вас много загадок. Его загадки – это не просто вопросы о разных предметах, а это маленькие литературные произведения. Попробуйте их отгадать (дети отгадывают загадки и показывают карточку с правильным ответом).
    1. Я конём рогатым правлю,
    Если этого коня
    Я к забору не приставлю,
    Упадёт он без меня. (Велосипед).
    2. В Полотняной стране
    По реке Простыне
    Плывёт пароход
    То назад, то вперёд.
    А за ним такая гладь –
    Ни морщинки не видать! (Утюг).
    3. Бьют его рукой и палкой,
    Никому его не жалко.
    А за что беднягу бьют?
    А за то, что он надут! (Мяч).
    4. Мы ходим ночью,
    Ходим днем,
    Но никуда
    Мы не уйдем.
    Мы бьём исправно
    Каждый час.
    А вы, друзья,
    Не бейте нас! (Часы).
    5. Из темницы сто сестёр
    Выпускают на простор,
    Осторожно их берут,
    Головой о стенку трут,
    Чиркнут ловко раз и два –
    Загорится голова. (Спички).
    6. Всегда шагаем мы вдвоём,
    Похожие, как братья.
    Мы за обедом – под столом,
    А ночью под кроватью. (Сапоги)

    Молодцы! Наше путешествие подошло к концу.

В заключение нашей встречи я хочу прочитать вам, ребята, «Пожелания друзьям», которое Самуил Яковлевич Маршак написал всем детям. Ведь все дети были его верными друзьями!

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра-путешествие "Вниз по волшебной реке"

Правила игры:Класс разбивается на 2 команды – 2 корабля. Каждая команда заранее придумывает себе название, девиз, выбирает капитана корабля.Задача команд: первой добраться до острова Роберта Сти...

Внеклассная работа. Литературная игра "Путешествие в Диканьку" ( 6 класс)

Игра в рамка Недели русского языка и литературы для учащихся 6 классов по творчеству Н.В.Гоголя....

Литературная игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки» (2 класс)

Литературная игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки» (2 класс) Сказки - неотемлемый элемент воспитания и развития каждого ребёнка, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. Предл...

Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"

1.       Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ...