Литературная игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки» (2 класс)
методическая разработка на тему

Литературная игра-путешествие
«Что за прелесть эти сказки»
(2 класс)
Сказки - неотемлемый элемент воспитания и развития каждого ребёнка, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья. Предлагаемая литературная игра поможет привить детям любовь к чтению.

Литературная игра-путешествие предназначена для детей младшего школьного возраста. Можно использовать на уроке внеклассного чтения или в ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra-puteshestvie.odt36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Марий Эл

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

города Йошкар-Олы №1 для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Литературная игра-путешествие

«Что за прелесть эти сказки?»

(2 класс)

     1 марта 2012г.           Воспитатель:Красильникова И.И.                

Цель:

  1. обобщить знания детей по сказкам

Задачи:

обучающие

  1. познакомить учащихся с понятием «сказка»
  2. учить различать виды сказок
  3. формировать у учащихся  запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества

коррекционные

  1. коррекция и развитие у учащихся познавательного интереса, воображения, внимания, сообразительности, словарного запаса через различные виды упражнений
  2. развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора

воспитательные

  1. воспитывать доброту, справедливость, любовь, трудолюбие через сказки
  2. совершенствовать навыки работы в коллективе

Ход занятия:

  1. Организационный момент

  1. Ребята, а вы любите путешествовать?
  2. Помогите разгадать слово, и вы узнаете, куда мы сегодня отправимся. Для этого надо составить  из букв это слово.
  3. СКАЗКА (на партах)

  1. Вводная часть

  1. Что такое сказка?

  1. Что такое сказка?
  2. Обратимся к словарю русского языка (рис.)

Сказка:

*Произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

*Выдумка, неправда, ложь. 

  1. Значит, Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.

В стародавние времена сказка называлась "басень", от слова "баять" - "говорить". А тех, кто рассказывал сказки, называли "бахари" или «баяны» и скоморохи. (рис.)

Ходили по Древней Руси и по другим государствам бахари или скоморохи от дома к дому и рассказывали сказки. Даже цари без сказок не обходились. Например, Иван Грозный (русский царь), без сказки вообще не ложился спать. (рис.)

  1. Музыкальная пауза.

(Спор Вити и Маши)

Слово СКАЗКА выставляю на доске.

  1. Сказочный мир — знакомство.

  1. Мы в вами попали в сказочный мир.

(на доске карта)

  1. Но куда же на идти? Кто поможет нам в пути?

(записка на доске)

  1. Что это? (открываю)
  2. Отгадайте, кто я. И я вам помогу?
  3. (читаю) Я от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл, и от зайца ушёл, и от волка ушёл, только лиса меня обманула... Кто я?
  4. КОЛОБОК... (появляется колобок)

  1. Основная часть

1.Зачин — начало сказки.

  1. Покатился КОЛОБОК по дорожке и попал в сказочный лес (рис.). А на встречу ему... СЕРЫЙ ВОЛК (рис.).

(1 уч-ся у доски в маске волка)

  1. Дело в том, что ВОЛК заблудился и не может попасть в свою сказку. Ребята, давайте поможем ему. ВОЛК прочитает ЗАЧИН или  по- другому НАЧАЛО сказки, а вы должны сказать, что это за сказка и есть ли в ней волк.

(ВОЛК читает зачин из книг)

  1. ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ -  ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ... (Репка)
  2. ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕД ДА БАБА. И БЫЛА У НИХ КУРОЧКА-РЯБА... (Курочка-Ряба)
  3. ОДНАЖДЫ ПОШЛА МАША В ЛЕС И ЗАБЛУДИЛАСЬ. СТАЛА ИСКАТЬ ДОРОГУ ДОМОЙ ДА ПРИШЛА К ЛЕСНОЙ ИЗБУШКЕ. В ДОМИКЕ ЭТОМ ЖИЛА СЕМЬЯ МЕДВЕДЕЙ... (Три медведя)
  4. ЖИЛИ-БЫЛИ ЛИСА И ЗАЯЦ. У ЛИСЫ БЫЛА ИЗБУШКА ЛЕДЯНАЯ, А У ЗАЙЦА — ЛУБЯНАЯ... (Заюшкина избушка)
  5. ЖИЛА — БЫЛА В ОДНОЙ ДЕРЕВНЕ ДЕВОЧКА, ОЧЕНЬ ХОРОШЕНЬКАЯ. МАТЬ ЛЮБИЛА ЕЁ БЕЗ ПАМЯТИ. А БАБУШКА ПОДАРИЛА ВНУЧКЕ КРАСНУЮ ШАПОЧКУ... (Красная шапочка)

  1. А в каких ещё сказках встречается ВОЛК?
  1. Давайте попрощаемся с ВОЛКОМ.

  1. Герои сказок.

  1. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается покатился КОЛОБОК дальше и попал... на ПИРАТСКИЙ КОРАБЛЬ (рис.), а на встречу ему вышел … КАПИТАН ПИРАТСКОГО КОРАБЛЯ (рис.)

(2- ой уч-ся в шляпе пирата и с сундуком)

  1. В любой сказке есть сказочные герои. ПИРАТ захватил в плен несколько сказочных героев и освободит их только тогда, когда вы отгадаете их имена.
  2. (ПИРАТ достаёт из сундучка загадки, читает, а дети отгадывают)

1). Он дружок зверям и детям,

Он – живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного,

Потому что он не птица,

Не тигрёнок, не лисица,

Не котёнок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

Он зовётся …  (ЧЕБУРАШКА)

2). Появилась девочка

В чашечке цветка.

А была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Девочка спала.

Вот какая девочка,

Как она мила!

Кто читал такую книжку,

Знает  девочку малышку? (ДЮЙМОВОЧКА)

3). Многим долгим неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик - луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовётся …  (ЧИПОЛЛИНО)

4). Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слёзы льёт бедняжка. (СНЕГУРОЧКА)

4).Щуку я в пруду поймал

И желанье загадал… (ЕМЕЛЯ)

5). Он и весел и незлобен,

Этот милый  чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин,

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник,

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок …  (ВИННИ-ПУХ)

6). Кто вас вылечит от кашля,

Кто излечит вам бронхит,

Кто вам ранку перевяжет?

Добрый доктор … (ДОКТОР АЙБОЛИТ)

7). Скорей бы близился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда  и как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь. (ЗОЛУШКА)

8). Носик – круглым пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (ТРИ ПОРОСЁНКА)

9). У отца был мальчик странный

Необычный – деревянный,

На земле и под водой

Искал ключик золотой.

Его девочка  Мальвина называла… (БУРАТИНО)

10). Кто-то за кого-то

Ухватился крепко:

 Ой, никак не вытянуть!

Ой, засело крепко!

Но ещё помощники

Скоро прибегут…

Победит упрямицу

Дружный общий труд.

Кто засел так крепко,

Может это… (РЕПКА)

  1. Сундук пуст мы освободили всех героев. Давайте попрощаемся с ПИРАТОМ... и дальше в путь.

  1. Минутка отдыха.

  1. Покатился КОЛОБОК дальше. Что же впереди за домик на одной ноге (рис.)— это же жилище БАБЫ-ЯГИ. А вот и она сама (рис.)

(3-ий уч-ся в костюме БАБЫ-ЯГИ)

БАБА-ЯГА нас не отпустит, пока вы все не прокатитесь на её метле. (БАБА-ЯГА показывает, а дети повторяют по очереди)

  1. Спасибо, БАБА-ЯГА, мы очень хорошо отдохнули. Надо идти дальше.

  1. Сказочные предметы.

  1. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Покатился КОЛОБОК дальше, а попал НЕИЗВЕСТНО КУДА (рис.) - одни ступеньки... что же на них лежит (беру шапку). Вроде бы обыкновенная шапка...

(4-ый уч-ся выходит к доске. Надеваю на него шапку так, чтобы он ничего не видел)

  1. Тебе, что- нибудь видно?
  2. Значит, это ШАПКА-НЕВИДИМКА. А с ней ещё и мешок. Угадай, что за предмет спрятан в этом мешке, кто его потерял, из какой сказки. (Уч-ся достаёт предмет и определят на ощупь)

а)ЯИЦО — КУРОЧКА-РЯБА

б)ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК — ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО

в)КОРОНА  - ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

г)СТРЕЛА - ИВАН_ЦАРЕВИЧ

  1. Молодцы.

  1. Сказочная арифметика.

  1. Покатился КОЛОБОК дальше. Это что за ДОМОК-ТЕРЕМОК (рис.) Кто в нём живёт? (рис.)
  2. Да, это же КОЗА с КОЗЛЯТАМИ.

(7-ой уч-ся в маске козлёнка).

  1. Мама КОЗА попросила КОЗЛЁНКА заняться сказочной математикой. Давайте ему поможем посчитать. (рис.)

  1. Сколько козлят было у козы? (7)

  1. Сколько ночей Айболит  лечил несчастных  африканских зверят в сказке К. Чуковского? (10)

  1. 3. Сколько лет, согласно  сказке Г. Х. Андерсена  "Русалочка", живут  русалки? (300)

4.Сколько лет  пролежал  Илья  Муромец на  печи? (33)

5.Сколько раз  пробили часы,  когда Золушка  убежала из  королевского  дворца и  потеряла  туфельку? (12)

  1. В сказке  С.Михалкова  поросята прогнали  злого волка. Сколько было  поросят? (3)

  1.  Сколько  разбойников  перехитрил Али-баба? (40)

8. Сколько братьев было у Элизы,  героини сказки Андерсена  «Дикие лебеди»? (11)

  1. Сколько гномов  приютили  Белоснежку? (7)

  1. Давайте попрощаемся с КОЗЛЁНКОМ.

  1. Виды сказок.

  1. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Покатился КОЛОБОК дальше... Это, что за СТРАННЫЙ ДОМ (рис.) . К кому мы сейчас попали? (Появляется НЕЗНАЙКА (рис.))
  2. Кто же это?
  3. НЕЗНАЙКА

(8-ой уч-ся в шляпе НЕЗНАЙКИ и с книжками в руках)

  1. Ребята, все сказки делятся на 2 группы:

АВТОРСКИЕ   написал какой- то сказочник. Мы его знаем. Например, А.С.Пушкин, Г.Х.Андерсен и другие.

НАРОДНЫЕ   сочил кто-то из народа. Автора мы не знаем

  1. А ещё  бывают (рис.):

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ  -самый древний вид сказок. В них герои- животные. Они ведут себя как люди.

ВОЛШЕБНЫЕ  - сказки, где совершается какое- либо волшебство. Сказочные герои борются не на жизнь, а на смерть, сталкиваются с нечистой силой и т.д.

БЫТОВЫЕ — герои этих сказок (крестьянин, солдат, сапожник) живут в реальном мире, борются с попом, генералом, барином и т.д.

  1. Например... ой, НЕЗНАЙКА, что же ты наделал? Ты все сказки перепутал?
  2. Ребята, давайте поможем НЕЗНАЙКЕ разложить сказки на 3 части

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

БЫТОВЫЕ  СКАЗКИ

  1. Молодцы! Давайте попрощаемся с НЕЗНАЙКОЙ и в путь.

  1. УРОКИ СКАЗКИ

  1. Покатился КОЛОБОК дальше. Что за СТРАННОЕ МЕСТО (рис.) ? Да, это же ВОЛШЕБНИК-МАГ.

(9-ый уч-ся в плаще волшебника)

ВОЛШЕБНИК:  

  1. Любая сказка нас учит чему- нибудь.(рис.)
  2. Ребята, перед вами сказки — назовите, чему они нас учат.

(ВОЛШЕБНИК называет сказку, а дети главную мысль сказки)

СКАЗКА «КРАСНАЯ ШАПОЧКА» - нельзя доверять чужим людям

СКАЗКА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК» - находчивости, взаимовыручке

СКАЗКА «МОЙДОДЫР» - чистоте, опрятности

СКАЗКА «ЗОЛУШКА» - трудолюбию

СКАЗКА «ТРИ ПОРОСЁНКА» -трудолюбию, дружбе

СКАЗКА «КОТ  В САПОГАХ» - уму, смекалке

  1. Помните: СКАЗКА-ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК. (рис.)
  2. О чём говорит эта пословица?
  3. Давайте попрощаемся с ВОЛШЕБНИКОМ.

  1. Подведение итога занятия

  1. Ваше время истекло! Ваше время истекло!
  2. Ребята, к сожалению, наше путешествие заканчивается, но мы ещё не раз вернёмся в сказочную страну, читая книги. Давайте, попрощаемся с КОЛОБКОМ.

(Двери закрываются)

  1. Где мы сегодня побывали?
  2. Понравилось ли вам?
  3. Что такое сказка?
  4. Какие сказки бывают?
  5. Где мы можем встретиться со сказкой?
  6. На этом наше занятие заканчивается. Читайте сказки, любите сказки, помните, сказки делают нас мудрее.

ПЕСНЯ ПРО СКАЗКУ

Закрепить и расширить знания детей о русских народных  сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;

развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;

пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;

воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами;

вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа. Литературная игра "Путешествие в Диканьку" ( 6 класс)

Игра в рамка Недели русского языка и литературы для учащихся 6 классов по творчеству Н.В.Гоголя....

Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс

Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Что за прелесть эти сказки!"

Сценарий может быть использован учителями как на нетрадиционных уроках, так и во внеурочное время. Сценарий включает себя обзор жизни и творчества А.С. Пушкина, стихотворения, посвященные А.С. Пушкину...