«Как выжил город – герой. Блокада Ленинграда.»
план-конспект занятия (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Как выжил город – герой. Блокада Ленинграда.»
Цели:
1. Воспитание нравственно-патриотических качеств у подрастающего поколения, чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям нашей Родины.
2. Привлечь внимание к истории нашей страны.
3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах.
Развивающие:
- развивать выразительность речи при чтении стихов, историческую память студентов, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- пробудить в студентах чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;
- воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.
Вид мероприятия: внеклассное мероприятие.
Социальная роль: нравственная, образовательная, духовная.
Оформление: мультимедийное оборудование, экран, плакаты, воздушные шары, георгиевские ленточки, презентация, видеоролики, кусок хлеба весом в 120грамм.
Ход мероприятия
Вступительное слово преподавателя:
27 января отмечают День воинской славы России — день полного снятия блокады Ленинграда. Она длилась 872 дня (с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 гг.) и унесла свыше миллиона человеческих жизней, стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей. В течение всех дней город жил и боролся, в немыслимо тяжелых условиях. Его жители отдавали последние силы во имя Победы, во имя сохранения города.
«Как выжил город – герой. Блокада Ленинграда.».
1 ведущий: 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза.
2 ведущий: На защиту своей Родины встал весь советский народ, встала вся страна. Встала, выстояла, победила!
1 чтец: Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.
2 чтец: Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал-фельдмаршала фон Лееба. Леебу поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом.
3 чтец: 9 июля был занят Псков. До Ленинграда оставалось 180 километров. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась блокада Ленинграда. ( приложение 1)
1 ведущий: Из Директивы начальника штаба военно-морских сил Германии об уничтожении г. Ленинграда. 22 сентября 1941 г. г. Берлин. Секретно. «Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
2 ведущий: На момент установления блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны.
1 ведущий: Вечером 8 сентября, в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. Только за один заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных бомб.
2 ведущий: Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».
Приложение 2
Чтец: С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по карточкам 400 граммов хлеба в сутки, все остальные - по 200 граммов. Резко сократилась выдача других продуктов. На мельницах вскрыли полы и собрали всю мучную пыль. С 20 ноября 1941 года население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов - на все остальные.
В Ленинграде начался голод. В пищу шло все. Первыми были съедены домашние животные. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клея. Чтобы заполнить пустые желудки, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно употребить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень.
Приложение 3
Инсценировка: «125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый кусочек. Хлеб не ушел, не покинул дом, только превратился в тоненький ломтик, прозрачный, как кленовый листок. Не просто хлеб – блокадный паек.
Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка».
Приложение 4
1ведущий: Строки из писем, изъятых военной цензурой (из архивных документов управления ФСБ по С.-Петербургу и области [материалы Управления НКВД по Ленинградской области]:
1чтец:
"…Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь".
2чтец:
"…В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет".
3 чтец:
"…Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей".
1 чтец:
"…Наш любимый Ленинград превратился в свалку грязи и покойников. Трамваи давно не ходят, света нет, топлива нет, вода замерзла, уборные не работают. Самое главное - мучает голод".
2 чтец:
"…Мы превратились в стаю голодных зверей. Идешь по улице, встречаешь людей, которые шатаются, как пьяные, падают и умирают. Мы уже привыкли к таким картинам и не обращаем внимания, потому что сегодня они умерли, а завтра я".
3 чтец:
"…Ленинград стал моргом, улицы стали проспектами мертвых. В каждом доме в подвале склад мертвецов. По улицам вереницы покойников".
1ведущий: Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается.
Приложение 5
1ведущий: В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды - теперь ее можно было брать только из Невы.
2 ведущий: Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-буржуйки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны, а затем и книги. Но подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.
1ведущий: Несмотря на большие трудности, ленинградцы жили и побеждали. Приникнув к репродукторам, они слушали стихи Ольги Берггольц, любимой ленинградской поэтессы, которая была не просто поэтом, а голосом блокадного Ленинграда, она стала живой легендой, символом стойкости.
Чтец:
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена,
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна.
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети.
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой,
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад.
И если завтра будут баррикады,
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны поднесут.
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю:
Я, горожанка, мать красноармейца,
Погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
1 ведущий: Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Женщины и подростки стояли у станков.
2 ведущий: В тяжелейших условиях блокады, советский человек остался человеком, продолжал жить духовной, культурной жизнью.
1 ведущий: Седьмую симфонию Дмитрий Шостакович писал в Ленинграде и в один из сентябрьских дней рассказал об этом по радио.
Приложение 6
Чтец: звучит 7 симфония Д. Шостакович
Подготовка к концерту шла в тяжелейших условиях. Город находился в блокаде уже почти год, профессиональных музыкантов в нём осталось очень мало. Многие погибли или умерли от голода, кто-то ушёл на фронт или был эвакуирован. Остальные были заняты в мероприятиях по защите и обороне Ленинграда, здоровье оставляло желать много лучшего. Дирижёрскую палочку доверили Карлу Элиасбергу.
Из воспоминаний участницы блокадного концерта флейтистки Галины Лелюхиной: «По радио объявляли, что приглашаются все музыканты. Было тяжело ходить. У меня была цинга, и очень болели ноги. Сначала нас было девять, но потом пришло больше. Дирижера Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел. Мужчин даже вызывали с линии фронта. Вместо оружия им предстояло взять в руки музыкальные инструменты».
На валторне играл зенитчик, на тромбоне – пулемётчик. Ударника Жаудата Айдарова Элиасберг спас из мертвецкой, заметив, что его пальцы ещё шевелятся. Музыкантам выдали дополнительные пайки и приступили к репетициям.
355-й день блокады ознаменовался концертом. Премьеру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича назначили на 9 августа. Вообще-то в этот день немцы планировали захватить город, но вышло по-другому. Незадолго до этого Ленинградский фронт возглавил Леонид Говоров, будущий маршал. Он приказал вести по вражеским батареям непрерывный массированный огонь в течение всего концерта. Фашистские снаряды не должны были мешать ленинградцам слушать музыку.
1 ведущий: И народ, пришедший слушать Ленинградскую симфонию, встал и стоя рукоплескал композитору, сыну и защитнику Ленинграда.
2 ведущий: Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
1 ведущий: Уже после окончания войны двое немецких солдат, воевавших под Ленинградом, разыскали композитора Элиасберга и сказали ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну».
2 ведущий: Флейтистка Галина Лелюхина вспоминала: «Были репродукторы, немцы всё это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».
Чтец:
Дорога жизни – знаменитая трасса, проложенная по Ладожскому льду, единственный транспортный путь, связавший город с Большой землей, по которой с 21 ноября в город доставлялось продовольствие, боеприпасы и на обратном пути эвакуировалось гражданское население.
Толщина льда достигла 180 мм. На лед вышли конные обозы. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали машины с грузом. Лед был очень хрупким, и несколько машин затонуло, но снабжение не прекращалось.
За период действия «Дороги жизни» – до марта 1943 г. - по льду (а летом на различных судах) в город было доставлено 1615 тыс. т. различных грузов. В то же время из города на Неве были эвакуированы более 1,3 млн. ленинградцев и раненых воинов. В тяжелейших условиях, для транспортировки нефтепродуктов, по дну Ладожского озера был проложен трубопровод.
Чтец:…И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
-Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Своих дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на рассвете -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам…
1 ведущий: 25 декабря 1941 года произошло первое повышение норм выдачи хлеба, рабочим на 100 граммов, служащим, иждивенцам и детям на 75 граммов.
2 ведущий: Жителей старались эвакуировать. Из блокадного Ленинграда уезжали в первую очередь дети, женщины, больные, раненые и инвалиды.
Чтец:
25 марта 1942 года исполком Ленгорсовета принял решение о мобилизации всего трудоспособного населения на работы по очистке дворов, площадей и набережных. Измученные блокадой ленинградцы вышли на улицы и очистили город от завалов снега, льда, грязи, нечистот, трупов - весна была на подходе, а вместе с ней в городе могли начаться эпидемии. К концу месяца в Ленинграде начали ходить трамваи. Когда наступила поздняя весна, на улицах был порядок. Потом жители принялись делать грядки, чтобы подготовиться к следующей зиме. Огороды разводили во дворах, в уличных скверах и больших парках.
1 ведущий: Шёл 1943 год.12 января началась операция «Искра». Операция по прорыву блокады.
2 ведущий: И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.
1 ведущий: Война еще не кончилась, а жители стали восстанавливать свой город. Со стен стирали надписи «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле».
2 ведущий: А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!
1 ведущий: Фашисты мечтали войти в Ленинград. Они вошли, но не парадным маршем, а под конвоем советских солдат!
Приложение 7
Чтец:
Давайте помянем их нашим молчаньем,
Всех тех, кто остался на этих лугах
Вдоль маленькой речки с красивым названьем,
Травой прорастая в её берегах.
Давайте их вспомним с тоской и любовью
И все помолчим, пусть они говорят,
Как речка текла человеческой кровью,
Мостя переправы из наших солдат.
Как их убивали с высот пулемёты,
Как рваным железом кромсало тела,
Тонули в болоте стрелковые роты,
А Родина-мать им помочь не могла.
Как хоронили во рвах и воронках,
В прудах и колодцах, над самой рекой,
Как мама чужая тайком под иконкой
Свечу зажигала за их упокой.
Никто не считал их и нынче не скажет,
Над кем прорастает густая трава,
Лишь только туман белым саваном ляжет
Да выйдет на берег седая вдова.
Давайте ж помянем, ставших травою,
Корнями деревьев и щебетом птиц,
Мы их имена нынче носим с собою
И лиц их черты есть в чертах наших лиц.
1 ведущий: Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней - 900 блокадных дней и ночей.
2 ведущий: Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.
1 ведущий: В память обо всех погибших в годы блокады и ВОВ объявляется минута молчания.
Приложение 8
Прошу садиться.
Приложение 9
1 ведущий: За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание Город-Герой, награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
2 ведущий: Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!
Учитель :
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда. Все отдаленнее становится эхо грозной войны. Но никогда не померкнет в памяти народной великий подвиг тех, кто отстоял честь, независимость, свободу своей родины и мира. А я желаю Вам и вашим близким только мирного неба над головой, здоровья, счастья и пусть всегда будет солнце! Всем спасибо за внимание!
Интернет-источники:
https://www.youtube.com/watch?v=dTn5WF3hPXk
https://www.youtube.com/watch?v=TtmNtjBBWao
https://www.youtube.com/watch?v=ZvSSUoLYPFQ
https://www.youtube.com/watch?v=aG8HZ473K1k
https://www.youtube.com/watch?v=BQxRGICfyWE
https://www.youtube.com/watch?v=TPQN-jGBH8c
https://ru.wikipedia.org›
Литература:
1.Ковальчук В. М., Чистиков А. И. Ленинград и ленинградцы в годы блокады. — СПб.: Лики России, 2012.
2.Гланц Д. Блокада Ленинграда 1941 — 1944. М., 2009
3.Жизнь и смерть в блокированном Ленинграде: Историко-медицинский аспект. СПб., 2001.
4.Ломагин Н. В тисках голода: Блокада Ленинграда в документах германских спецслужб и НКВД. СПб., 2000
5.Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. СПб., 2005
6.Память о блокаде: свидетельства очевидцев и историческое сознание общества. Под ред. М.В. Лоскутовой. М., 2006
7.Фролов М. И. Салют и реквием: Героизм и трагедия ленинградцев 1941-1944 гг. — 4-е, доп. — СПб.: ЛГУ, 2004. — 235 с.
8.В. П. Аргировский «Блокадные Дневники» — «Новый журнал». 2004 г. № 4.
9.Берггольц Ольга Федоровна. Из дневников 1939—1942 // Ольга: Запретный дневник. Дневники, письма, проза, избранные стихотворения и поэмы Ольги Берггольц / Сост. Н. Соколовская. СПб.: Азбука-классика, 2010. С. 55-137
10.Сборник методических материалов по проведению классных часов в ССУзах/ Подг. К изданию Г.П. Смирновой, Г.Н. Шеварухиной. – Учебно – методический центр СПО Минсельхоза РФ, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городу герою Ленинграду посвящается
Литературная композиция о городе- герое Ленинграде. О блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны...
К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.
2-я мировая война по своим преступлениям доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....
Методическая разработка классного часа "И победили человек и город" (посвящен 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда)
Методическая разработкаклассного часа, посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда...
Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)
Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....
"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»
Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...