Городу герою Ленинграду посвящается
классный час (6 класс) по теме
Литературная композиция о городе- герое Ленинграде. О блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная композиция к уроку мужества 9 мая | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Урок мужества " Города –герои" 9 мая – великий праздник
Герои войны, герои труда – это люди, которые особо отличились на фронте и в тылу, приближая победу Советского союза над фашисткой Германией. А как вы понимаете "Город – герой" ? (отвечают ребята) Да, действительно
Слайд №2 Звание го́род-геро́й — высшая степень отличия СССР.
. Высшая степень отличия — звание «город-герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг
Присвоено 12 городам в СССР после Великой Отечественной войны 1941—1945 г ( Слайд №3)
Впервые городами-героями были названы города Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Севастополь и Одесса в Приказе Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года.
Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — с 1 мая 1945 года , Одесса — с 1 мая 1945 года Севастополь — с 1 мая 1945 года , Сталинград (ныне Волгоград) — с 1 мая 1945 года Киев — с 8 мая 1965 года , Брестская крепость (Крепость-герой) — с 8 мая 1965 года, Москва — с 8 мая 1965 года , Керчь — с 14 сентября 1973 года, Новороссийск — с 14 сентября 1973 года , Минск — с 26 июня 1974 года, Тула — с 7 декабря 1976 года , Мурманск — с 6 мая 1985 года, Смоленск — с 6 мая 1985 года)
Кроме того, Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. В настоящее время четыре из них находятся на территории Украины, Минск и Брестская крепость-герой — на территории Белоруссии,
Городу-герою Ленинграду, посвящается. (Слайд №4)
Все с этим городом навек
И песня и душа
И черствый хлеб, и черный снег
Любовь, тоска
Печаль и смех
Обида, горечь и успех
Вся жизнь, что на глазах у всех
Горит, летит спеша.
(Слайд №5,6,7,8)
К этому городу, как к историческому памятнику, творению великого Петра, тянутся люди. Дворцы, храмы, памятники-стали украшением не только города, но и всей России. Красота Ленинграда завораживает и тем, кто бывал здесь хоть раз, хочется возвращаться сюда вновь и вновь.
(Слайд № 9,10,11,12)
На фоне этого великолепия все четче и четче вырисовываются картины ужасных дней войны, когда город был разрушен, и навсегда осталось это страшное слово-Блокада.
Город, как северную столицу, как колыбель революции , по решению руководства страны, не собирались отдавать немцам.
(Слайд №13)
Пока была хоть малейшая возможность, пока фашисты не замкнули город в кольцо, как можно больше детей и женщин старались эвакуировать из города. Но не все поезда, не все катера с эвакуированными людьми доходили до места назначения. Попав под прицел фашистских пушек и самолетов, поезда уходили под откос, а корабли уходили на дно Ладожского озера. Так под бомбежками погибли тысячи и тысячи людей, которые пытались уйти от блокады.
(Слайд №14, 14.1)
Два с половиной года фашисты осаждали Ленинград, но так и не смогли сломить его защитников. Сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, холода, воздушных налетов и артиллеристских обстрелов врага. Более 400 тыс. их покоится ныне на мемориальном Пискаревском кладбище у ног символической фигуры Матери-Родины.
(Слайд №15,16)
Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде осталось помимо взрослого населения 400 тыс. детей - от младенцев до школьников и подростков. У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб.
(Слайд №17,18,19)
В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды
В блокадных днях они и не узнали
Меж юностью и детством, где черта?
Им в 43 выдали медали и только в 45 паспорта.
(Слайд №20)
На 21июня 1941 г. На ленинградских складах имелось:
муки, включая зерно, предназначенное для экспорта, на 52 дня,
крупы - на 89 дней,
мяса – на 38 дней,
масла животного – на 47 дней,
масла растительного – на 29 дней.
Рабочие и инженерно-технические работники получали 600 г., служащие 400 г., иждивенцы и дети-300 г. хлеба. Мизерный кусочек суррогатного хлеба стал с этого времени основным средством поддержания жизни. (Слайд №21)
(Слайд №22.1, 22.2, 22.3)
К ноябрю 1941 г. Город уже третий месяц находится в блокаде. Имевшиеся запасы продовольствия почти совершенно иссякли.
(Слайд №23,24,25,26,27)
Первые больные истощением появились в больницах уже в начале ноября 1941 г., а уже к концу месяца от голода погибло свыше 11 тыс.
(Слайд № 28)
Таня Савичева известна всему миру, благодаря своему дневнику, в котором она записывала даты смерти своих родных, умерших от голода и холода в осажденном Ленинграде 1941-1942гг.
Страницы дневника.
- 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра.
- Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня.
- Лёка умер 17 марта в 5 часов утра.
- Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.
- Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня.
- Мама — 13 мая в 730 утра 1942 года.
- Савичевы умерли.
- Умерли все.
Когда Таня осталась одна, её оформили её в детский дом № 48. Он готовился тогда к эвакуации в Шатковский район Горьковской области, что был в 1300 километрах от Ленинграда. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки. Только в августе 1942 года прибыл, наконец, в посёлок Шатки. Одна из создателей Шатковского музея, посвящённого Тане Савичевой, преподаватель истории Ирина Николаева позже вспоминала:
Встречать этот эшелон к станции вышло очень много народа. Раненых в Шатки, привозили постоянно, но на этот раз людей предупредили, что в одном из вагонов будут находиться дети из блокадного Ленинграда. Поезд остановился, однако из открывшейся двери большого вагона так никто и не вышел. Большая часть ребятишек попросту не могли встать с кроватей. Те, кто решился заглянуть внутрь, долго не могли прийти в себя. Вид детей был страшен - кости, кожа и дикая тоска в огромных глазах. Женщины подняли невероятный крик. «Они же живые ещё!» — успокаивали их сотрудники НКВД, сопровождавшие поезд. Практически сразу люди стали нести к тому вагону продукты, отдавали последнее. В результате в помещение, подготовленное для детского дома, детей отправили под конвоем. Человеческая доброта и самый маленький кусок хлеба с голодухи запросто могли убить их. |
Детский дом № 48 в составе 125 детей (в том числе и Тани) был отправлен в посёлок Красный Бор. Там их разместили в одном из зданий средней школы, где они должны были пройти 2-х-недельный карантин. Несмотря на нехватку продуктов, и медикаментов, горьковчане смогли выходить ленинградских детей. Все 125 детей были физически истощены, но инфекционно больных насчитывалось лишь пятеро. Один малыш страдал от стоматита, трое болели чесоткой, ещё один — туберкулёзом. Случилось так, что этим единственным туберкулёзным больным и оказалась Таня Савичева.
Прогрессирующие дистрофия, цинга, нервное потрясение, да ещё костный туберкулёз, которым Таня переболела в раннем детстве, сделали своё дело. Из всех прибывших тогда детей детского дома № 48 не удалось спасти только Таню Савичеву. Её часто мучили головные боли, а незадолго до смерти она ослепла. Таня Савичева умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет от туберкулёза кишечника.
Так закончилась жизнь этой ленинградской девочки.
Её дневник был одним из вещественных документов, обличающий фашизм на Нюрнбергском процессе. 9 страничек дневника в копии хранятся на Пискаревском кладбище и в школе № 35 , где училась Таня на Васильевском острове в г. Санкт-Петербурге и на Поклонной горе в Москве.
И не смотря на все Ленинград жил и не сдавался врагу. Фашисты недоумевали, как это возможно?
(Слайд №29)
Единственным спасением для города стала «дорога Жизни» по льду Ладожского озера. Благодаря ней в город поступало продовольствие и все необходимое. По ней увозили раненых и истощенных людей.
(Слайд №30,31)
Но, к сожалению и эта дорога была под прицелом у фашистов. Машины и катера(летом) попадали под бомбежки, тонули в полыньях.
(Слайд №32)
Когда в 1943 г блокада была прорвана, Ольга Бергольц в выступлении на Ленинградском радио в ночь на 19 января ярко выразила чувства и мысли ленинградцев.
«Блокада прорвана. Мы давно ждали этого дня. Мы всегда верили, что он будет. Мы были уверены в этом в самые черные месяцы Ленинграда - в январе и феврале прошлого года. Наши погибшие в те дни родные и друзья, те, кого нет с нами в эти торжественные минуты, умирая, упорно шептали: «Мы победим». Они отдали свои жизни за честь, за жизнь, за победу Ленинграда. И мы сами, каменея от горя, не в силах даже облегчить свою душу слезами, хороня в мерзлой земле их без всяких почестей, в братских могилах, вместо прощального слова клялись им: «Блокада будет прорвана. Мы победим». Мы чернели и опухали от голода, валились от слабости с ног на истерзанных врагом улицах, и только вера в то, что день освобождения придет, поддерживала нас. И каждый из нас, глядя в лицо смерти, трудился во имя обороны, во имя жизни нашего города, и каждый знал, что день расплаты настанет, что наша армия прорвет мучительную блокаду».
(Слайд №33,34)
Прошли десятилетия со времени великой битвы за Ленинград. Пройдут века. Прекрасным останется город на Неве. И останется в памяти народной тот подвиг, что совершили Ленинградцы, та боль и скорбь от потери родных и близких.
(Слайд №35)
ПЕСНЯ «Панамки»
1.На полянке детский сад,
Чьи-то внучки, чьи-то дочки
А панамки их торчат,
словно белые грибочки.
Ах, какая благодать,
Небеса в лазурь оделись.
До реки рукой подать 2р
До войны одна неделя.
2.Вой сирены, Ленинград,
Орудийные раскаты,
Уплывает детский сад
От блокады. 2р.
А у мам тоска тоской
По Илюшке, по Наталке
По единственной такой 2р.
Уплывающей панамке.
3.Кораблю наперерез
Из за черной тучи ада
Миссершмидта черный крест
Воспарил над детским садом.
На войне как на войне
Попаданье без ошибки,
А панамки по волне 2р.
Словно белые кувшинки.
Боже правый, не ужель
Это может повториться.
Боже правый, им уже
Было всем давно за тридцать.
Тот же луг и та река,
Детский щебет на полянке,
А по небу облака 2р.
Словно белые панамки 2р.
Их с каждым годом
Остается меньше
Прошедших сквозь свинец, огонь и чад
Благословите сыновей и женщин
Сажать сады, выращивать внучат
Нет, не за тем, чтобы однажды снова
Земля стонала, заживо горя
А чтоб Война – то проклятое слово
Встречалось только в словарях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)
Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....
Внеклассное мероприятие в форме образовательного проекта "Город-герой Ленинград".
Методические рекомендации к внеурочному мероприятию, посвященному дню Победы....
Город-герой Ленинград!
Эта статья посвящена городу-герою, стойко выдержавшему всё самое страшное.Эта статья посвящена людям,которые не покоролись и выстояли, выдержали страшные дни блокады.Эта статья посвящена людям, которы...
Город-герой Ленинград. Посвящается 71 годовщине Великой Победы. Презентация.
"Война стирается из памяти людей, но о ней помнят улицы, по которым ходим,заросшие воронки в полях, старие израненые деревья в парках...В работе использованы фотографии Сергея Ларенкова,стихи: Роберта...
сценарий и презентация классного часа к 72 годовщине победы .Город- герой Ленинград
Сценарий и презентация классного часа подготовлены к 72годовщине победы над фашизмом.Классный час рассказывает о блокаде Ленинграда и как жители ее пережили....
Тематический урок "город герой - Ленинград"
подвиг Ленинградаво время войны...
«Город герой-Ленинград»
Методические рекомендации к викторине «Город герой-Ленинград» для учащихся 5-7 классов...