Великий! Единый! Непохожий!
методическая разработка (5 класс)
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященное культуре народов России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikiy_edinyy_nepohozhiy.docx | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
- Тематическое направление: приобщение к культурному наследию.
1.2. Тема: «Великий! Единый! Непохожий!»
1.3. Актуальность и обоснование выбора мероприятия.
Россия – многонациональная страна, в которой проживают 193 народа. Каждый народ обладает богатой и неповторимой культурой. А в современном мире интерес к национальной культуре падает, ее традиции уходят в прошлое, забываются, о них все меньше говорят. Именно поэтому, сегодня важно разговаривать о величии культуры народов России, так как именно благодаря национальным самобытным крупицам складывается великая русская культура!
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.
Воспитательное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач. Данное мероприятие занимает важное место в системе воспитания патриотизма, уважения к культурному наследию, воспитание нравственных чувств. Воспитательное мероприятие дает возможность для развития индивидуальных способностей ребенка: творческих, интеллектуальных, поисковых. Прослеживается связь мероприятия с повседневной жизнью – приготовление блюд, повседневная одежда. Межпредметные связи данного мероприятия – русский язык, литература, история, ИЗО и технология.
1.5. Целевая аудитория: 5 класс (возраст 10-12 лет)
1.6. Цель: 1. Знакомство с культурой народов России
2. Воспитания чувства любви и гордости за свою Родину.
1.7. Задачи:
- Познакомить учащихся с национальными костюмами, традициями, кухней народов России
- Способствовать формированию интереса к культуре народов России
- Способствовать воспитанию уважительного отношения к культуре народов России
- Расширить кругозор учащихся
- Развивать способности самостоятельного поиска информации и творческих способностей обучающихся.
1.8. Планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Личностные УУД:
- Проявление чувств гордости за культурное наследие народов России.
- Стремление к изучению культуры России;
Регулятивные УУД:
- Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и определенными задачами.
- Умение выделять основное, анализировать свои знания, планировать саморазвитие;
- Способность извлекать информацию из письменных источников;
- Умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД:
- Способность получать информацию из дополнительных источников
- Умение выявлять причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Коммуникативные УУД:
- Способность проявлять себя в творческой и групповой деятельности.
- Умение слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Планируемые результаты:
- Учащиеся демонстрируют знания о культуре народов России – национальном костюме, традициях, национальной кухне ;
- Ученики проявляют себя при выполнении самостоятельных заданий;
- Учащиеся логически размышляют, проявляют познавательную активность, высказывают свою точку зрения;
- Ученики уважительно высказываются о народах России, проявляя чувство гордости и любви к культуре страны.
1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Внеклассное мероприятие проведено в форме групповой творческой работы. Почему я выбрала такую форму? Считаю, что такая форма снижает уровень тревоги, страха оказаться в числе неуспешных в работе; повышает мотивацию учеников к познавательной деятельности; способствует сплочению классного коллектива; учить работать в коллективе, слушать друг друга, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов.
Внеклассное мероприятие разработано с использованием технологии сотрудничества, технологии удивления, личностно-ориентированные, игровые приемы.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Приемы: «Тонкие и толстые вопросы», игры «Угадай блюдо», «Скажи, о чем это?», картинный ряд.
1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное знание имеет предварительная работа по подбору нужной литературы. Одним из основных источников информации является Интернет. Для проведения информации необходима помощь классного руководителя при подборе информации о народе и национальном костюме. Ребята самостоятельно или при помощи родителе находят информацию, а классный руководитель за 2-3 дня до мероприятия проверяет его, корректирует, дает рекомендации. В последующие дни ребята уже самостоятельно готовят выступление – запоминают получившийся доклад и готовят мультимедийную презентацию слайдов на 5 – 6. При подготовке к мероприятию ребята могут обратиться за помощью к библиотекарю, который поможет в подборе литературы. Для проведения чаепития потребуется помощь работников школьной столовой или родителей, которые согласятся приготовить блины. Для эффекта удивления приготовление блинов будет держаться в секрете от учеников как со стороны классного руководителя и работников школьной столовой, так и со стороны родителей.
К методическим ресурсам относятся основные положения разработки мероприятия: обоснование выбора мероприятия, цель, задачи, обоснование подбора методов, приемов проведения и технологии.
1.12. Материально – технические, информационные ресурсы.
Материально – техническая база мероприятия предполагает наличие помещений: класс и столовая школы. Класс должен быть оснащен компьютерной техникой для демонстрации презентаций – мультимедийный проектор, экран или телевизор. В столовой ребята совместно с классным руководителем будут пить чай с блинами, которые будут приготовлены сотрудниками школьной столовой или родителями учеников, которые будут подключены к проведению мероприятия.
Информационные ресурсы представляют собой разработанные классным руководителем изображения, интересные факты, собранные в презентацию, а также мультимедийные презентации и доклады учащихся.
2. Основная часть.
2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Чтобы создать эмоциональный настрой и заинтересованность ребят в начале мероприятия будет использован прием «Скажи, о чем это». Ученики разгадывают, с чем связаны цифры на экране.
При переходе к основной части мероприятия будет использован картинный ряд, с помощью которого учащиеся будут отгадывать народ и выступать с подготовленным дома сообщением.
Далее будет применена технология «Удивления» - приведены занимательные факты, с помощью которых будет поддерживаться интерес ребенка к мероприятию.
Далее предлагаю поиграть в игру «Угадай блюдо». Через игру ребята не только соотнесут свои знания с предполагаемыми ответами, но и узнают новые факты о национальных блюдах народов России.
В завершении мероприятия возвращаемся к теме мероприятия. Ребята должны высказать свою точку зрения, почему урок имеет такое название.
Закончить мероприятие предлагаю чаепитием с блинами.
Мое мероприятие сопровождается мультимедийной презентацией, используется наглядный материал, что способствует активизации работы на уроке, эффективному применению времени на уроке и активизирует восприятие учеников учебного материала.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.
Слайд 1. Перед вами слайд и на нем написаны всего 2 цифры 193 и 238. Ваши предположения, что означают они.
Слайд 2. Если задача будет казаться сложной, то можно вывести третью цифру 2022, а подложкой будет картинка с изображением многонационального государства.
Слайд 3. 2022 год объявлен годом культурного наследия народов России. И совершив путешествие, мы откроем частичку богатства России. На территории России проживает 193 народа. Но еще больше, чем народов у нас языков и наречий – 238! Вот такой удивительный мир народов России!
Слайд 4. Тема нашего занятия звучит так «Великий! Единый! Непохожий!». Сегодня на занятии мы с вами будем разговаривать о культуре народов России, вернее сказать небольшую ее часть.
Слайд 5. Сейчас при помощи изображений, мы узнаем самые многочисленные народы, проживающие на территории России. Всего 7 народов в РФ с численностью населения более 1 миллиона человек. Перед вами изображение национальных костюмов народов. Вы должны сказать, чей это национальный костюм. После каждого народа учащиеся выступят с подготовленным сообщением о народе и национальном костюме.(Информацию ребята найдут самостоятельно или при помощи родителей. Классный руководитель проверяет сообщение, корректирует, дает рекомендации. Регламент выступления 3-5 минут)
Слайд 6. Национальный костюм русских (111 106 896 человек)
Слайд 7. Национальный костюм татар (5 310 649)
Слайд 8. Национальный костюм украинцев (1 927 988)
Слайд 9. Национальный костюм башкир (1 584 554)
Слайд 10. Национальный костюм чуваш (1 435 872)
Слайд 11. Национальный костюм чеченцев (1 431 360)
Слайд 12. Национальный костюм армян (1 182 388)
Слайд 13. А следующую строчку по численности занимают аварцы, их численность 912 090 человек. (Картинка национального костюма аварцев).
Слайд 14. (Изображение всех показанных костюмов на одном слайде) А чей национальный костюм Вам понравился больше всего? И почему? Одели бы вы сегодня такой костюм? А почему сегодня люди не ходят в таких костюмах в повседневной жизни? Когда надевают такие костюмы сегодня?
А вы знали, что есть международный день коренных народов?
Слайд 15. Он отмечается 9 августа. А сколько удивительных и увлекательных фактов можно найди в интернете о народах России. Какие-то факты кажутся комичными, какие-то устрашающие, пугающими, какие-то нереальными и тд.
Слайд 16. Например, а вы знали, что современные карелы пишут латинскими буквами! Единый алфавит карельского языка был утверждён только в 2007-м и в нем латинские буквы. А современный башкирский алфавит состоит из 42 букв.
Слайд 17. Или же самый малочисленный народ России – кереки. Они живут на Крайнем Севере, и их осталось всего четверо, родной язык помнят только двое. Раньше центром кереков было Село Майныпильгыно на Чукотке.
Слайд 18. Одним из самых воинственных народов в истории России являются чукчи. Войска Российской Империи так и не смогли их покорить, после чего населённые ими земли попросту включили в имперские карты, оставив дальнейшие попытки военных походов. Исторически чукчи всегда славились, как отважные, смелые и выносливые воины.
Слайд 19. Культура народов это не только язык и костюмы, но и традиции, обычаи, праздники, игры и блюда. Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Угадай блюдо».
Слайд 20. Горячее питье, которое получалось после настаивания меда на воде. Растворенный в воде мед с добавлением пряностей варили в течение получаса. Пили этот напиток и теплым, и холодным, предшественник чая на Руси.
Слайд 21 (Медовуха)
Слайд 22. Это растение на своей родине – Мексике – было сорняком. Его привёз Колумб в Испанию как трофейный цветок, чтобы украсить ботанический сад Мадрида. И только в России это растение с большим жёлтым цветком приобрело славу ценного масличного растения.
Слайд 23 (Подсолнух)
Слайд 24. Это слово пришло к нам из языка народов коми и удмуртов. Из-за формы, которую имеют эти изделия, их называли буквально «ухо + хлеб». Бывают сибирские, уральские, всегда с мясной начинкой.
Слайд 25 (Пельмени)
Слайд 26. Несомненно, удмуртская кухня славится не только пельменями. Праздничное угощение, которое готовится в торжественных случаях. Из теста вырезаются кружочки, из которых лепят корзиночки, приподняв и защипнув края. В середину кладется разнообразная начинка: Грибы, мясо, капуста, картофель, редька, каша, лесные травы, перемешанные с омлетом и луком. Выпекаются на небольшом огне и едят их только горячими
Слад 27 (Перепечи)
Слайд 28. Впервые напиток, похожий на тот, что мы пьём сейчас, утоляя жажду, был приготовлен 8 тысяч лет назад в Древнем Египте. Его название можно встретить в русских летописях. Звучит оно одинаково на всех славянских языках и означает «кислый». Это самый распространенный напиток в России и разновидностей его множество: мятный, ржаной, белый, окрошечный, душистый, суточный, с солодом, с изюмом.
Слайд 29 (Квас)
Слайд 30. Любимая каша Петра I, но сейчас её многие не любят, а зря. Свое название получила потому, что цветом и формой напоминает речной жемчуг. В медицине с древних времен были известны полезные свойства этого злака. Его отвар обладает смягчающим, обволакивающим, противовоспалительным, мочегонным эффектом. Единственный недостаток крупы требуется предварительное замачивание и долгая варка.
Слайд 31 (Перловая каша).
- А что еще привнес Петр 1 в рацион жителей Российской империи? (Картофель)
Слайд 32. А вы знали, что в бумаге столько же калорий, сколько и в картошке. В бумаге содержится целлюлоза, а это углевод, так же в бумаге содержится глюкоза.
Слайд 33. Картинка с разными национальными блюдами, у которых написано название. А вот ваше домашнее задание, расскажите, что это за блюдо, и к кухне какого народа относится. Что Вам уже известно, а что-то пока остается тайной.
Слайд 34. Перед вами снова цифры 37, 24, 18. Что это? Ответы
- А скажите, пожалуйста, какие виды супов вы предпочитаете есть?
Слайд 35. Так вот, сегодня существует 37 разновидностей борща, 24 варианта щей и 18 вариантов ухи. И это только три самых популярных супа! А если задастся вопросом: «Сколько всего блюд в многонациональной кухне России?», то это числе неизвестно. Невозможно посчитать. Как говорится: «Сколько хозяек, столько и рецептов»
Слайд 36. Давайте вернемся к теме нашего занятия «Великий! Единый! Непохожий!» Почему именно так я назвала наше мероприятие? (Ответы детей) Здесь нужно подвести детей к мысли, что каждый народ России делает Россию единой и великой страной!
Слайд 37. А сейчас я предлагаю попробовать блюдо русской кухни, выпекаемое из жидкого теста на сковороде. Что это? (Блины)
Спасибо за увлекательное путешествие по маленькой частичке культуры России.
Сейчас предлагаю нам переместиться в школьную столовую на чаепитие.
- Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Воспитательное мероприятие может быть использовано не только классными руководителями, но и учителями предметниками, например, на уроках истории, регионоведения, ОДКН, ИЗО или технологии, внеурочном занятии. Материал воспитательного события не только откроет новые знания, но и будет способствовать развитию патриотизма, уважения к культурному достоянию народов России и приобщению к культурному наследию великой России.
Литература.
- Национальный состав России 2022 (перепись 2010) https://www.statdata.ru/nacionalnyj-sostav-rossii
- Национальные костюмы народов России с фото и названиями. https://ethnoboho.ru/slavyanskiy/natsionalnye-kostyumy-narodov-rossii.html
- НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ НАРОДОВ РОССИИ (66 ФОТО) https://almode.ru/moda/25777-nacionalnye-kostjumy-narodov-rossii-66-foto.html
- "Национальные костюмы народов России" https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-nacionalnye-kostyumy-narodov-rossii-4295378.html
- Неожиданные факты о народах России https://pikabu.ru/story/neozhidannyie_faktyi_o_narodakh_rossii_7811952
- Неожиданные факты о народах России https://www.yaplakal.com/forum7/topic2186798.html
- Национальные блюда народов России https://rus.vislov.info/dieta1.html
- 100 главных национальных блюд России https://realtam.ru/kulinariya/100-glavnyx-nacionalnyx-blyud-rossii.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единый классный час для учащихся 5-7 классов «Хоть война не детское дело…», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Классный час посвящен детям войны, героям - пионерам, о которых современные дети очень мало знают. К данному мероприятию подготовлена и презентация....
сценарий единого урока "Великое русское слово"
Данный урок является вступительным к циклу мероприятий, посвященных Дням русского языка...
Единый урок обороны, посвящённый 75-й годовщине начала контрнаступления советских войск в битве под москвой в великой отечественной войне 1941-1945 годов
Урок посвящён 75-й годовщине начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой. В истории всех народов и государств бывают такие выдающиеся события, которые навсегда сохраняются в историческ...
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...
ИВАН III ВЕЛИКИЙ – ГЛАВА ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
ИВАН III ВЕЛИКИЙ – ГЛАВА ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО...
Единый классный час - Урок Мужества, посвящённый 75-й годовщине Великой Победы в 11 «А» классе.
1.Показать, что подвиг героев Великой Отечественной войны – это великий пример для подражания, образец мужества, стойкости, патриотизма.2. Расширить знания обучающихся о событиях, учителях астра...
Методические рекомендации по подготовке единого урока ( классного часа) " Победный май", приуроченного к празднованию 75 - летия Победы в Великой Отечественной войне в 1941 - 1945 гг
Работа составлена с учетом подготовки учащихся к Единому уроку " Победный май" трёх уровней обучения: начальная школа, основная , средняя школа....