ИВАН III ВЕЛИКИЙ – ГЛАВА ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
план-конспект урока (8 класс)

Хмырова Татьяна Владимировна
ИВАН III ВЕЛИКИЙ – ГЛАВА ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

ИВАН III ВЕЛИКИЙ – ГЛАВА ЕДИНОГО

ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

Цель: дать представление о деятельности Ивана III, его дипломатических, военных, организаторских способностях.

Задачи:

Образовательная: формировать понимание того, что Иван III освободил Русь от монголо-татарского ига посредством упорного двадцатилетнего труда; расширять представление о роли и значение личности Ивана III в истории; подчеркнуть, что становление единого государства сопровождалось ужесточением зависимости крестьян.

Коррекционно-развивающие: совершенствовать навыки работы с текстом учебника, исторической картой.

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство глубокого уважения к историческим личностям.

Основные знания

Иван III создал централизованную систему государственного управления

Основные термины и понятия

Боярская дума, казна, приказы, приказные дьяки, наместники, уделы

Оборудование и материалы

Гравюра «Иван III», репродукция картины Н.Шустова «Иван III топчет ханскую басму», картины С.Иванова «В приказной избе», «На государевой службе»; карта «Образование русского централизованного государства (1328-1533)».

Тип урока

Комбинированный.

Ход урока

Организационный момент

Повторение пройденного материала

Краткое повторение изученного материала в 7 классе

(учащиеся отвечают на вопросы)

Актуализация знаний, объявление новой темы

Вводное слово учителя. (учащиеся читают название раздела)

При Иване III усилилось государство. В конце XV – начале XVI в завершилось объединение русских земель в единое государство.

(учащиеся определяют на ленте времени рамки изучаемого периода времени.)

Учитель контролирует работу с лентой времени. Работа с картой.

Сообщение темы урока: «ИВАН III ВЕЛИКИЙ – ГЛАВА ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»

(учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

Изучение нового материала

Рассказ  учителя.

- Вспомните, о каком из великих князей здесь идёт речь? В его царствование введён двуглавый орёл на гербе Руси, начата перестройка Кремля, расширены связи с другими государствами. Русь освободилась от монголо- татарской власти:

(учащиеся  слушают задание, дают полный ответ (тест))

Иван III

Дмитрий Донской

Иван Калита

Демонстрация гравюры «Иван III»

- В каком году произошло освобождение Руси от монголо-татарского ига?

1437

1480

1380

Демонстрация и анализ репродукции «Иван III топчет ханскую басму».

(учащиеся рассматривают иллюстрацию)

- Как вы понимаете высказывание, которое, по словам летописца, принадлежит Ивану III: «Умерла та курица, которая несла золотые яйца»?

 В случае затруднений учитель задаёт наводящие вопросы. Работа с текстом учебника .

(учащиеся объясняют смысл данного выражения. Самостоятельно читают указанные абзацы, находят ответы в тексте, зачитывают или излагают своими словами. Слабо успевающим ученикам предлагают предложения с ответом, после прочтения которых они составляют полный ответ.)

Вопросы для беседы по тексту  (на доске).

-Когда правил Иван III?

- Как управлял Иван III государством?

 (учащиеся дают полный ответ , в случае затруднений зачитывают ответы из текста. Дают развёрнутые ответы.

- Что прибавилось к титулу Великий московский князь?

(учащиеся дают аргументированный ответ, пользуясь текстом учебника.)

Учитель, заслушав ответы учащихся, конкретизирует данный материал.

Найдите в тексте учебника абзац, который рассказывает о едином управлении государством.

Словарная работа: Боярская дума, государев указ.

- Ребята, с кем  советовался Иван III при решении важных вопросов?

(учащиеся находят объяснение в учебнике)

Демонстрация иллюстрации «На государевой службе».

(учащиеся рассматривают репродукцию, слушают рассказ учителя.

-Какие вопросы разбирались в Боярской думе?

- Чем скреплялось решение государя?

- Докажите, что теперь государь управлял страной единолично.

С помощью репродукции «В приказной избе» учитель рассказывает о функциях приказов, приказных дьяков.  

Словарная работа: приказы, приказные дьяки, казна.

(учащиеся находят объяснение в учебнике)

Работа с текстом учебника.

(один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят)

- Кто управлял уездами?

(учащиеся участвуют в беседе)

Словарная работа: уезды.

- Какие вопросы разбирались на местах?

- Какая служба называлась кормлением?

- Что составляло централизованную систему государственного управления? Управление государством при Иване III.

(учащиеся записывают в тетрадь)

Работа с рассказом для дополнительного чтения «Государево войско»

(один ученик читает указанные учителем абзацы, остальные следят)

Словарная работа: полки.

Находят объяснение слова в учебнике.

Учитель кратко проговорив материал, делает вывод.

(ученики слушают вывод)

Первичное закрепление нового материала проходит по заданиям.

Вопросы и задания

Задание 1.

Подумайте, о каком московском великом князе говорится в этом рассказе:

«В его царствование введён двуглавый орёл на гербе Руси, начата перестройка Кремля, расширены связи с другими государствами, Русь освободилась от монголо-татарской власти, к титулу великого князя и государя прибавляются слова «государь всея Руси».

(учащиеся дают ответы на вопросы учебника)

Подчеркните правильный ответ.

Пётр I

Иван III

Дмитрий Донской

Пётр I

Задание 2 .

Конкурс «Кто сказа?»

«Умерла та курица, которая несла золотые яйца»

Подчеркните правильный ответ

Пётр I

Александр Невский

Иван III

Вопросы

1. В каком веке правил Иван III Великий?

2. С кем советовался Иван III по самым важным вопросам?

3. Из кого состояла Боярская дума?

4. Какие существовали приказы?

5. Какие органы входили в централизованную систему государственного управления?

Подведение итогов

Комментарии, объявление оценок за работу.

(учащиеся слушают комментарии учителя)

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания. Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы.

(учащиеся записывают домашнее задание)

Индивидуальное задание

Сообщение индивидуального задания.

Прочитать указанные учителем абзацы, дать ответ на первый, второй вопросы.

Дополнительные материалы

  • Всего в Российском государстве при Иване III было образованно 117 уездов.
  • Уезды, в свою очередь, делились на волости, управляли волостями менее знатные бояре – волостели. Волостели помогали наместникам собирать налоги и вести судебные разбирательства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История России.контрольная работа по теме "Московская Русь. Создание единого государства" (6 класс)

Работа составлена с учетом уровня способностей и возможностей ученика. Состоит из 2 вариантов. В каждом варианте три уровня сложности: на "5", на "4", на "3". Ученик сам выбирает уровень, зная на како...

Методическая разработка урока в 7классе «Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»

В ходе дискуссии, организованной на  уроке учащиеся определяют  роль Ивана Грозного  в истории страны,учатся аргументированно высказывать своё мнение,анализировать информацию,  дел...

Образование единого государства России.

Цели и задачи урока: проследить процесс завершения объединения Северо-восточной Руси вокруг Москвы; сформировать представление о централизованном государстве; раскрыть историческое значение свержения ...

Создание единого суверенного Российского государства

Урок разработан в системе личностно ориентированного образования с использованием материалов Единой коллекции ЦОР...

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "Иван Крылов - великий русский баснописец"

Данная презентация является наглядным материалом и сопровождением к уроку литературы в 5 классе  по теме "Иван Крылов - великий русский баснописец" и предназначена для проведения урока в общеобра...

Сценарий инаугурации Главы ученического Государства

Цель мероприятия:  официально и торжественно перед лицом коллектива учащихся и учителей утвердить Главу ученического государства. Задачи: воспитание чувства долга и коллективизма, чувс...