Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению для 5 класса
рабочая программа (5 класс)
Программа художественно-эстетической направленности для адаптации учеников 5 класса с региоанальным компонентом г. Иркутска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_5_klass.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа рекомендована к работе педагогическим советом школы Протокол № ____от «____»__________20____г. | Утверждаю Директор МБОУ Г. Иркутска «Средняя общеобразовательная школа № 5» _____________Е.В. Манузина Приказ №________________________ от «____»__________20___г.
|
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я и мир вокруг меня»
для 5 класса
на 34 часа в год (1 час в неделю)
Составитель:
Рыженкова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы
г. Иркутск, 2024
Пояснительная записка
Программа «Я и мир вокруг меня» составлена на основе программы общего образования, воспитательной программы МБОУ г. Иркутска СОШ №5 и примерной программы по внеурочной деятельности.
Обществу нужны граждане, которые станут достойными его членами, будут думать не только о базовых потребностях, но и заботиться о том, как сохранить мир и землю для последующих поколений, которые будут сознательными и ответственными за свои поступки, а также смогут двигать прогресс вперед с соответствии с этими целями.
Поэтому введение федеральных государственных образовательных стандартов требует развития новых методов и форм образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, ее творческой инициативы, с формированием навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении.
Реализация программы «Я и мир вокруг» направлена на создание условий для социальной адаптации ребенка, развития его индивидуальности и становления его гражданской идентичности и активности, а также творческого самовыражения.
В процессе реализации программы должны сформироваться такие личностные характеристики, как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность, развиться чувство эмпатии, гражданственность.
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного взаимодействия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся формируют компетентности в различных областях знаний, социализируются, тем самым подготавливая себя к жизни в современном обществе. Реализуя программу, педагог создает такие условия для творчества, когда становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности. Окончив четвертый класс, ребята переходят на среднюю ступень образования, т.е. становятся школьниками среднего звена. Этот переход имеет свои особенности. У ребят начинается период адаптации, сопряженный со многими проблемами. И снять эту напряженность поможет раскрепощение в художественной деятельности. Поэтому не только классному руководителю нужно помочь детям адаптироваться, но всем учителям, работающими с этими детьми.
Направление программы- художественно-эстетическое.
Программа рассчитана на 1 час в неделю – 34 часа.
Цель:
- формирование целостного представления о мире, основанного на
приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и
самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной
образовательной или профессиональной траектории.
Задачи:
- развитие и приобретение учащимися социального опыта;
- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни. ;
- приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
- создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества и свое будущее;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Принципы реализации Программы:
- учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию
Ценностные ориентиры программы: любовь к России, своему краю, служение Отечеству, забота, помощь, ответственность, чувство долга, толерантность, стремление к познанию и истине, целеустремлённость, настойчивость, бережливость, трудолюбие, экологическое сознание, красота, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и в искусстве.
Форма организации занятий. Беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально-познавательные игры, наблюдения, акции, трудовые десанты, проекты, фестивали, праздники, выставки, концерты, индивидуальная самостоятельная работа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей, участие в школьном самоуправлении и общественной деятельности.
Основное содержание
Первое занятие будет посвящено правилам общения друг с другом, толерантности по отношению к своим одноклассникам, школьной жизни, классному и школьному самоуправлению. Позже можно провести праздник «Посвящение в пятиклассники», цель которого создать радостную атмосферу и сблизить ребят, родителей и новых учителей.
Праздник осени. Красота природы родного края. День здоровья. Конкурс поделок из природных материалов. Знакомство с растениями Сибири, в том числе и из Красной книги.
Взаимоотношения со старшими, педагогами. День учителя. Поздравления. Подготовка художественных номеров.
Знакомство с семьями учеников с целью формирования дружного коллектива. Презентация своей семьи каждым учеником. Помощь родителей. Доброе дело для пожилого человека.
Иркутск-город культуры. Знакомство с театром как видом искусства.
Я гражданин своей страны. Символы государственности России. Кем я хочу стать, чтобы быть полезным своей стране? Главные праздники страны. Песня– отражение истории государства.
Кино и телевидение – современные виды искусства. Знакомство с их особенностями. Экскурсия в студию ИГТРК.
Красота родного края. Знакомство с иркутскими живописцами: В.Г. Смагин, С.И. Казанцев, В.А. Кузьмин, А.Г. Костовский, Ю.Н. Квасов и др. Посещение МБУК «Гуманитарного центра – библиотеки имени семьи Полевых».
Любовь к своей стране вырастает из любви к малой родине, поэтому экскурсии по г. Иркутску, посещение интересных мест: планетарий, экспериментарий, остров Юность, Краеведческий музей, музей В. Распутина, Дом-музей декабристов, театр имени Н. П. Охлопкова, Ботанический сад и зоологический парк, Город профессий, выставки Космоса, Нерпинарий, прогулки по набережной Ангары, Музей-усадьба В.П. Сукачева, Знаменский монастырь, Музей Балкалкварцсамоцветы, Детская железная дорога необходимы. Знакомство с театром как видом искусства.
Художественно-эстетическое воспитание происходит через создание художественных продуктов своими руками. Изготовление оригами в подарок маме.
Есть такая профессия - родину защищать! Военные профессии. Для этой цели можно подключить родителей. Знакомимся с другими профессиями родителей. Выбираем себе кружок, секцию – пробуем себя в разных делах и направлениях, чтобы определить свой талант.
Семейные традиции: «Ярмарка талантов» каждой семьи – совместное мероприятие детей, родителей, учителей.
День Победы – великий праздник. Поздравления, поделки, письма для солдат СВО.
Праздник окончания учебного года.
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Я и мир вокруг» 5 класс
№ | Темы | Теория | Практика | Форма деятельности детей | |
Модуль 1 «Природа и фантазия» | Вот мы стали пятиклашками. Школьная жизнь по правилам. Мы разные, но мы вместе. Выбор актива класса и в органы самоуправления. | 1 | Проблемный диалог | ||
Праздник «Посвящение в пятиклассники». | 1 | Праздник | |||
Праздник осени. Растения из Красной книги нашего края. Конкурс поделок из природных материалов. | 1 | Изготовление поделок | |||
Праздник День учителя. Подготовка и участие в конкурсе. | 1 | Подготовка художественных номеров | |||
Моя семья – моя крепость. Рассказ о себе и своей семье. Ярмарка талантов моей семьи. Акция ко Дню пожилого человека. | 2 | Презентация своей семьи. Доброе дело для пожилого человека. Подготовка номера от каждой семьи | |||
Дом, в котором я живу. Экскурсия по городу Иркутску, посещение театра. Знакомство с театром как видом искусства. | 1 | 1 | Прогулка по городу, посещение театра, обсуждение спектакля | ||
Главные праздники страны. «День примирения и согласия». Государственная символика. Песня – отражение истории государства. | 1 | Заучивание гимна, прослушивание современных патриотических песен, рисунки на выставку | |||
Кино и телевидение – современные виды искусства. Знакомство с их особенностями. Экскурсия в студию ИГТРК. | 1 | 1 | Мини-проекты о профессиях в кино и телевидении | ||
Красота родного края. Знакомство с иркутскими живописцами. Посещение МБУК «Гуманитарного центра – библиотеки имени семьи Полевых» | 1 | Отзыв о посещении мероприятия по плану | |||
Праздник для мам. Акция «Подарок любимой маме». Изготовление подарков своим руками. Оригами | 1 | 1 | Изготовление оригами или другой поделки | ||
Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!» Встреча с родителями – военнослужащими. | 1 | Беседы, игры | |||
Проект «Профессии моих родителей». Встречи с интересными людьми. | 1 | Беседы, игры | |||
Интересные места моего города. Экскурсия, посещение культурно-досугового центра. | 1 | Выезд на мероприятие | |||
Акция «Забота о птицах». Изготовление кормушек. | 1 | Изготовление кормушек и подкормка птиц | |||
Празднование Нового года. Акция «Поздравь друга». | 1 | Приготовление подарка | |||
Акция «Мы тоже были малышами». Шефство над первоклассниками. | 1 | Подарок первокласснику | |||
Посещение фабрики мороженого в г. Ангарске | 1 | Изготовление мороженого | |||
Акция «Добрые дела и поступки» Беседа и рассказы детей. | 1 | Доброе дело | |||
Подготовка к игре «Из чего же, из чего же, из чего же…» КВН между девочками и мальчиками 5-х классов. Проведение | 2 | Соревнование, эстафеты | |||
Я – гражданин г. Иркутска. Экскурсия в музей г. Иркутска. | 1 | 1 | Беседа | ||
Правила этикета. Умение общаться. Тренинг. Добрые дела для моего класса. | 1 | Тренинг | |||
Акция «Восстановим лес на Байкале». | 1 | Покупка саженца для посадки через Благотворительный фонд «Подари планете жизнь» | |||
Акция «Чистый двор» Уборка и благоустройство школьной территории. | 1 | Уборка территории | |||
Акция «Поздравь ветерана». Или подарки и помощь солдатам СВО. | 1 | Плетение сетей | |||
Акция «Цветы для школьного двора» Сбор и посадка семян цветочных культур на рассаду. | 1 | Посадка рассады | |||
Ах, эта чудная природа. Красоты нашего края. Выезд на природу. | 1 | Синквейн о поездке | |||
Карта мечты «Как я проведу лето» | 1 | Создание карты мечты | |||
Мои достижения за этот учебный год. Праздник окончания учебного года. Подведение итогов года. | 1 |
Итого: 10 24
Материально-техническое оснащение
Наименование объектов материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Наборы карандашей, красок, бумаги для рисования, цветная бумага, материалы для поделок, ножницы, клей. | На каждого ребенка | Родители приобретают сами |
Ученические столы одно- или двухместные с комплектом стульев. | По санитарным нормам | |
Стол учительский с тумбой | ||
Доска для размещения образцов изделий и готовых поделок | ||
Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий. | ||
Мультимедийный компьютер | ||
мультимедийный проектор | ||
Аудио система |
Список использованной литературы
1. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация
«Фѐдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фѐдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
4. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
5. Сайт Всѐ для детей http://allforchildren.ru
6. Сайт http://fashiony.ru
7. Библиотека материалов для работников школы http://pedportal.ne
8. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
9. Сайт http://www.zavuch.ru
10. https://hcenter-irk.info/exhibition/irkutskie-hudozhniki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности" ОФП с игровой направленностью" 3 класс
Программа разработана для 3 класса и является продолжением продолжением программы 1-2 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская» направленность: художественно-эстетическая возраст: 12-13 лет
Данная программа по ИЗО дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирова...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно – эстетическому направлению «И творчеству предела нет» для творческого объединения изостудия «Акварелька» Для детей 7-11 лет. Срок реализации программы 4 года
Программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа информатики» (техническое направление) 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа информатики» (техническое направление) разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа информатики» (техническое направление) 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа информатики» разработана для занятий с обучающимися 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС начального об...
Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» (социальная направленность) 5 класс (2 вариант)
Данная программа является авторской. Рекомендована для работы с учащимися коррекционных школ VIII вида в рамках внеурочной деятельности. Рассчитана на 34 часа....
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Вышивка крестиком»
Рабочая программа предназначена для детей с ОВЗ (2 вариант)...