Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
рабочая программа (7 класс)
С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в различных областях производство, которые непосредственно связаны с математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики. При организации внеурочной деятельности учащихся от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов школьников, учёт их возрастных и психологических особенностей. Выбор темы внеурочной деятельности обучающихся для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объёмом математического материала, с другой стороны уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации межпредметных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_osnovy_finansovoy_gramotnosti.docx | 39.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
Класс: 7
Составитель программы: Загурская С.А.,
учитель математики
МБОУ «СШ №10»
Город Нижневартовск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в соответствии с
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;
- Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в период с 2018 по 2025 год и на период до 2030.
С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в различных областях производство, которые непосредственно связаны с математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики. При организации внеурочной деятельности учащихся от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов школьников, учёт их возрастных и психологических особенностей. Выбор темы внеурочной деятельности обучающихся для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объёмом математического материала, с другой стороны уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации межпредметных связей.
Данная программа внеурочной деятельности школьников учитывает следующие задачи развития образования в ХМАО-Югре:
- активное использование информационно-коммуникационных технологий;
- расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися компетентностей при сохранении сроков обучения.
Составлена на основе:
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.-223 с.- (Стандарты второго поколения)
- «Основы финансовой грамотности» Учебное пособие/В.В.Чумаченко, А.П.Горяев. – М.: Просвещение, 2017г.
- «Основы финансовой грамотности» Рабочая тетрадь/В.В.Чумаченко, А.П.Горяев. – М.: Просвещение, 2017г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа внеурочной деятельности может быть использована для занятий обучающихся 57 классов.
Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 35 часов. 1 занятие – 40 минут. Содержание программу внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика», «обществознание» и «экономика». Занятия содержат игры, деловые игры, практические задания и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя соответствующую работу. Также этот курс является подготовительным к освоению решения экономической задачи (17 задание ЕГЭ)
Таким образом, значимость содержания программы в общем образовании школьников повлияла на определение следующих целей:
- развитие личности ребёнка, его математических способностей, внимания, мышления, памяти, воображения; мотивации к дальнейшему изучению математики;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- понимание значимости математики для общественного прогресса;
- формирование у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами;
- развитие эмоциональной сферы школьников в процессе обучающихся игр, математических соревнований, викторин и т.д.
Задачи курса:
- Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе.
- Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
- Подготовка обучающихся к итоговой аттестации.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
- первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, о её значимости для развития цивилизации;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач;
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметные результаты:
1) регулятивные
- составлять план и последовательность действий;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
2) познавательные
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
- выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
- интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов и компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Виды деятельности
- Составление семейного бюджета.
- Ролевая игра.
- Решение банковских задач.
- Составление личного финансового плана.
- Тестирование.
6. Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Формы контроля
Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- защита проектов;
- результаты математических викторин, конкурсов
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.
Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:
№ занятия | Определение уровня трудности задания | Настроение | Самооценка работы на занятии | ||
легкое | среднее | трудное |
Эффективность и результативность данной программы внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
- добровольность участия и желание проявить себя;
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициатива детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- чёткая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, олимпиадах и проектах различного уровня;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения математикой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПО ТЕМАМ
Программа рассчитана на 35 часов.
Раздел 1. «Личное финансовое планирование» | |
Темы. | Планируемые результаты изучения по теме |
| Обучающийся получит возможность понять:
Обучающийся получит возможность научиться:
|
Раздел 2. «Депозит» | |
Темы. | Планируемые результаты изучения по теме |
| Обучающийся получить возможность понять:
Обучающийся получит возможность научиться:
|
Раздел 3. «Кредит» | |
Темы. | Планируемые результаты изучения по теме |
| Обучающийся получить возможность понять:
Обучающийся получит возможность научиться:
|
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯПРОГРАММЫ
1. Авторские методики, разработки:
- разработка тем программы;
- описание отдельных занятий.
2.Учебно-иллюстративный материал:
- слайды, презентации по темам;
- иллюстративный и дидактический материал по темам.
3.Методические материалы:
- методическая литература для учителя;
- литература для обучающихся;
4.Материалы по результатам освоения программы:
- перечень творческих достижений;
- творческие проекты, математические газеты;
- фотографии мероприятий.
5. Материально-техническое обеспечение:
- видеокамера;
- персональный компьютер;
- мультимедийная установка, экран, Mimio-устройство.
ЛИТЕРАТУРА
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.-223 с.- (Стандарты второго поколения)
- - «Основы финансовой грамотности» Учебное пособие/В.В.Чумаченко, А.П.Горяев. – М.: Просвещение, 2017г.
- - «Основы финансовой грамотности» Рабочая тетрадь/В.В.Чумаченко, А.П.Горяев. – М.: Просвещение, 2017г.
- Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 2 для 5–9 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
- Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru.
- Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
(1 час в неделю, всего 35 часов за год)
Раздел | Наименование темы | Кол-во часов | Методы и формы работы. | Виды деятельности обучающихся. |
1. Личное финансовое планирование | Человеческий капитал | 1 | Коллективная работа. | Учебный диалог. |
Принятие решений | 1 | Коллективная работа. | Учебный диалог. | |
Домашняя бухгалтерия | 2 | Коллективная работа. Групповая работа. Индивидуальная работа. | Учебный диалог. Практическая работа. | |
Составление личного финансового плана | 2 | Групповая работа. Индивидуальная работа. | Учебный диалог. Практическая работа | |
Математический язык и математическая модель. | 3 | Индивидуальная работа. | Практическая работа. | |
Задача на чтение и анализ несплошного текста | 2 | Коллективная и индивидуальная работа. | Исследовательская работа. Практическая работа. | |
| Накопления и инфляция | 1 | Коллективная работа. Групповая работа. | Учебный диалог. Практическая работа. |
Что такое депозит и его природа | 2 | Работа в парах. | Учебный диалог. Практическая работа. | |
Условия депозита | 1 | Работа в парах. | Практическая работа. | |
Управление рисками по депозиту. | 1 | Работа в парах. | Практическая работа. | |
Задачи на составление числовых выражений, и на умение находить процент от числа и числа по его проценту. | 6 | Групповая, парная, индивидуальная | Практическая работа. | |
3. Кредит. | Что такое кредит | 1 | Коллективная работа. | Учебный диалог. |
Основные характеристики кредита | 2 | Работа в парах. Индивидуальная работа. | Практическая работа. | |
Как выбрать наиболее выгодный кредит | 1 | Коллективная работа. Индивидуальная работа. | Учебный диалог. Практическая работа. | |
Как уменьшить стоимость кредита. | 1 | Коллективная работа. | Учебный диалог. Исследовательская работа. | |
Типичные ошибки при использовании кредита. | 1 | Групповая работа. | Учебный диалог. | |
Задачи на нахождение процента от числа и числа по заданному проценту. Задачи на составление числовых и буквенных выражений. | 5 | Коллективная работа. Индивидуальная работа. | Практическая работа. | |
Задачи на умение вычислять процент снижения цены. | 2 | Коллективная работа. Групповая работа. | Практическая работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа внеурояной деятельности 10-11 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для учащихся 9-х классов
Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9-х классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов.Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5&ndash...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
Социальное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5 класс
Разработка рабочей программы внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности»
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, с...