РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности»
рабочая программа по экономике (8, 9 класс)
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью. Целью курса «Основы финансовой грамотности» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у обучающихся общеобразовательных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneuroch_osn_finansovoy_gramotn_8_9_kl_na_pechat.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.
4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586
5. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. No 1015 об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в ред. Приказа Минобрнауки России от 13.12.2013 No 1342
6. Письмо Департамента кадровой политики и обеспечения работы с персоналом Банка России № 21-3/ 663 от 14.03.2016
7. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России № 06-136 от 26.02.2016 для проведения апробации учебно-методического комплекта (УМК) по основам финансовой грамотности, разработанного при поддержке Банка России.
Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у населения
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Обучение основам финансовой грамотности в школе является современным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Целью курса «Основы финансовой грамотности» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у обучающихся общеобразовательных школ.
Основные содержательные линии курса:
- личное финансовое планирование;
- депозит;
- кредит;
- расчётно-кассовые операции:
- страхование;
- инвестиции;
- пенсии;
- налоги;
- финансовые махинации.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по Основам финансовой грамотности предназначена для 8-9 классов и рассчитана на 68 часов (из расчета 1 час в неделю в 8 классе и 1 час в неделю в 9 классе).
Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Результаты освоения учебного предмета «Основы финансовой грамотности».
1. Личностные результаты изучения курса:
сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
2. Метапредметные результаты изучения курса
Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные универсальные учебные действия
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
Познавательные универсальные учебные действия
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
Предметные результаты
Выпускник научится:
характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
различать экономические явления и процессы общественной жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
находить в реальных ситуациях последствия инфляции;
применять способы анализа индекса потребительских цен;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
различать виды ценных бумаг;
различать сферы применения различных форм денег;
грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
различать виды кредитов и сферу их использования;
решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
формирование навыков разумного и безопасного финансового поведения;
применять правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг;
выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;
применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;
применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров;
Сформированная у выпускника по итогам изучения курса «Основы финансовой грамотности» система знаний об основных инструментах финансового рынка позволит ему эффективно выполнять социально-экономическую роль потребителя, вкладчика, заемщика, акционера, налогоплательщика, страхователя, инвестора.
На основе правовых знаний в области защиты прав потребителей финансовых услуг, полученных в результате изучения данного курса, обучающиеся овладеют навыками безопасного поведения и защиты от мошенничества на финансовом рынке.
Содержание курса «Основы финансовой грамотности»
8 класс (34 часа)
Модуль 1. «Личное финансовое планирование» 10 часов
Вводная часть: О чем и для чего этот предмет. О Центральном банке (Банке России) – независимом регуляторе финансовой системы РФ и защитнике прав потребителей финансовых услуг.
Основные понятия: человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.
Практикумы и тренинги.
Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса;
Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана;
Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».
Модуль 2. «Депозит» 8 часов
Основные понятия: Сбережения, инфляция, Индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.
Практикумы и тренинги:
Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий);
Мини-исследование: «Анализ возможностей Интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач»;
Практикум: «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора».
Модуль 3. «Кредит» 10 часов
Основные понятия: банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский кредит, ипотечный кредит), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.
Практикумы и тренинги:
Мини-проекты. «Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика». «Сравнительный анализ финансовых институтов для осуществления выбора кредита на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»;
Практикум. «Заключаем кредитный договор» – Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора. Расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит;
Мини-исследование: «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».
Модуль 4. «Расчетно-кассовые операции» 6 часов.
Основные понятия: банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.
Практикумы и тренинги.
Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты» - формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты;
Мини-проект: «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».
9 класс (34 часа)
Модуль 5. «Страхование» 8 часов
Основные понятия: страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.
Практикумы и тренинги.
Мини-проект. «Заключаем договор страхования» - сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя;
Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов;
Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая»;
Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг.
Модуль 6. «Инвестиции» 8 часов
Основные понятия: инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц.
Практикумы и тренинги.
Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей;
Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, Интернет-ресурсы и пр.);
Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции;
Мини-исследование. «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»;
Мини-проект. «Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации»;
Мини-исследование. «Критический анализ Интернет-трейдинга – инструмент для профессионалов и ловушка для любителей».
Модуль 7. «Пенсии» 4 часа
Основные понятия: пенсия, государственная пенсионная система в РФ, пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.
Практикумы и тренинги.
Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений»;
Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования.
Модуль 8. «Налоги» 4 часа
Основные понятия: налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.
Практикумы и тренинги.
Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц;
Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение, и др.
Модуль 9. «Признаки финансовых пирамид и защита от мошеннических действий на финансовом рынке» 8 часов
Основные понятия: основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными.
Практикумы и тренинги.
Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.
Итоговые дискуссии (2 часа)
Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения
Кабинет экономики является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету, его оснащение соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. В нём проводятся внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. В кабинет экономики выделена зона, предназначенная для хранения учебного оборудования и подготовки занятий. Основа кабинета — рабочие места для учащихся и учителя.
Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:
- учебно-практическое оборудование;
- комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
- аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации,
- компьютер,
- мультимедиа-проектор,
- интерактивная доска,
- выход в Интернет,
- комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;
- библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Список методической литературы:
- Основы финансовой грамотности. Учебное пособие для общеобразоват. организаций/ В.В. Чумаченко, А.П. Горяев – М.: Просвещение, 2017 – 271 с.
- Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь для учебного пособия / В.В. Чумаченко, А.П. Горяев – М.: Просвещение, 2016 – 48с.
- Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации: Учебное пособие для общеобразоват. организаций/ В.В. Чумаченко, А.П. Горяев – М.: Просвещение, 2017 – 80 с.
Интернет-ресурсы:
Материалы сайта Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
Материалы сайта Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru
Материалы сайта Банка России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru
Материалы сайта Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.ru
Материалы Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
Материалы Агентства по страхованию вкладов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asv.org.ru
Материалы сайта Роспотребнадзора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://официальный-защита-прав.рф
Портал Союза потребителей Российской Федерации http://souz-potrebiteley.ru/
Материалы Союза защиты прав потребителей финансовых услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://finpotrebsouz.ru/
Материалы сайта Российского союза автостраховщиков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.autoins.ru
Российский налоговый портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.taxpravo.ru
Материалы информационного портала Банки.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.banki.ru
Информационный портал о банковском бизнесе Банкир.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bankir.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа внеурояной деятельности 10-11 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для учащихся 9-х классов
Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9-х классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов.Календарно тематическое планирование разработано на основе учебной программы для. 5&ndash...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
Социальное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5 класс
Разработка рабочей программы внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 8-9 класс
Основы финансовой грамотности...