Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа
Социальное направление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_fin_gramotnost_3_klass_ushakova_r._n.docx | 43.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 9»
(КГКОУ ШИ 9)
РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов протокол № _____ «__» ______ 2020 г | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР _________В.А. Савочка «____» ________ 2020 г | УТВЕРЖДАЮ Директор КГКОУ ШИ 9 _________Т.К. Волкова «____»________ 2020 г |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
социальное направление
3 класс
Составитель Ушакова Радмила Николаевна, учитель начальных классов |
р. п. Переяславка
2020
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Планируемые результаты внеурочной деятельности 6
- Содержание программы 7
- Тематическое планирование 8
- Таблица оценивания навыков и приемов работы обучающихся 9
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 10
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Основы финансовой грамотности» направлена на социальное воспитание обучающихся, на повышение уровня финансовой грамотности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа имеет социально-экономическую направленность, так как создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее - ЕКС);
- Приказ Минобрнауки России № 1040 от 22 сентября 2015 г. «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015) (далее - Порядок № 1015);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29 декабря 2010 г, № 189 в редакции изменений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81);
- СанПиН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»;
-Приказ Росстата от 17 августа 2016 г. № 429 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Устав КГКОУ ШИ 9 р. п. Переяславка;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа КГКОУ ШИ 9 (вариант 1);
- Положение о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9;
- Календарный график КГКОУ ШИ 9 на 2020/2021 учебный год;
- Учебный план КГКОУ ШИ 9 на 2020 - 2021 учебный год.
Общая характеристика курса
Программа «Основы финансовой грамотности» предназначена для проведения занятий по внеурочной деятельности и направлена на
– создание условий для развития финансовой грамотности ребенка;
– развитие мотивации к познанию и развитию критического мышления;
– обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
– приобщение детей к современным общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья.
На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.
Содержанием программы по «Основам финансовой грамотности» предусматривается изучение материала по следующим модулям: «История развития хозяйственной деятельности человека», «Деньги, их история, виды, функции», «Бюджет семьи», «Основы потребительской культуры».
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы, деловые игры. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих и проектных работ.
Актуальность программы. Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в педагогике. Нынешним школьникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Практическая значимость. Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, чтения и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у обучающихся за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на 1 год обучения.
Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
обучающая
-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
развивающая
-развитие экономического образа мышления;
воспитательная
-воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье.
Ценностные ориентиры программы
Данный курс базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Формы проведения занятий: ситуационная игра, беседа, образно-ролевая игра, урок-практикум, экскурсия, обсуждение, самостоятельная работа, просмотр видеосюжетов, мультфильмов по теме.
Используемые формы работы с применением дистанционного обучения, в том числе в период карантина (электронные интернет-ресурсы http://www.interneturok.ru/; https://resh.edu.ru/subject/; https://coreapp.ai/; https://resh.edu.ru/subject/; Дневник.ру; МЭО), средства телефонии (Watsapp, СМС, ММС), электронная почта.
Технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии; моделирующая деятельность; коллективная работа; групповая работа.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные результаты
-осознание себя как члена семьи, общества и государства;
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
-развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной
Предметные результаты
Минимальный уровень:
-знание источников доходов и направлений расходов семьи;
-знание, что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
-знание отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
-знание, что такое деньги, их роли в жизни людей;
-представление о роли денег в семье и обществе;
Достаточный уровень:
-знание, для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
-понимание и правильное использование экономических терминов;
-представление о роли денег в семье и обществе;
-деньги старинные и современные, деньги разных стран;
-определение цены товара, умение пользоваться деньгами;
-умение характеризовать виды и функции денег;
-проведение элементарных финансовых расчётов.
Содержание программы
История развития хозяйственной деятельности человека (9 часов)
Введение. Знакомство с курсом. История развития хозяйственной деятельности человека.
Зарождение домохозяйства. История зарождения хозяйства. Охота, собирательство, бортничество. Возникновение земледелия и скотоводства. Современные виды хозяйственной деятельности.
Где продукты дешевле? Исследование стоимости продуктов в магазинах посёлка.
Как правильно выбирать. Проблема выбора. Альтернативные варианты выбора. Виды потребностей. Сравнение значимости приобретаемого товара.
Зачем быть финансово грамотным? Понятие «финансовая грамотность». Образ финансово грамотного человека. Значение финансовой грамотности в становлении личности гражданина.
«Деньги, их история, виды, функции» (9 часов)
Виды денег. История появления денег. Функции денег. Купюры. Монеты. Нумизматика.
Современные деньги. Функции современных денег. Валюты разных стран. Курсы валют.
Какую роль играют деньги? Роль денег в жизни человека. Финансовый кругооборот.
Как зарабатывают деньги? Способы заработка. Возрастной ценз.
Покупатель и продавец. Купля – продажа. Товары и услуги. Виды торговли. Типы магазинов.
Реклама и упаковка. Понятие «рекламы». Основные функции рекламы. Упаковка товара ее влияние на спрос. Сведения на упаковках.
Бюджет семьи (16 часов)
Семья как потребитель. Понятие «семья». Среднестатистический состав семьи. Основные показатели, характеризующие семью. Финансовые задачи семьи.
Потребности человека и семьи. Виды потребностей человека. Способы удовлетворения потребностей.
Элементы семейного хозяйства. Понятие «семейное хозяйство». Основные виды имущества. Что такое собственность?
Доходы и расходы семьи. Вид дохода. Содержание дохода. Основные источники дохода. Вид расхода. Способы уменьшения расходов. Ресурсосбережение.
Что такое бюджет семьи. Что такое бюджет? Структура бюджета. Тип бюджета. Планирование бюджета семьи.
Что кладут в потребительскую корзину. Состав потребительской корзины. Что такое прожиточный минимум?
Кто такой рачительный хозяин? Кто такой хозяин? Какой хозяин является рачительным? Основные пути экономии. Тепло. Электричество. Вода.
Итоговое занятие. Защита проектов, исследований. Тестирование.
Тематическое планирование
Таблица оценивания навыков и приемов работы обучающихся
внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
№ | Приемы и навыки работы | усвоение | неусвоение |
Знание источников доходов и направлений расходов семьи | |||
Знание, что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения | |||
Отличие товаров и услуг | |||
Знание о том, кто производит товары и услуги | |||
Знание, что такое деньги, их роль в жизни людей | |||
Представление о роли денег в семье и обществе | |||
Знание, для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг | |||
Знание, что такое деньги, деньги старинные и современные, деньги разных стран | |||
Определение цены товара | |||
Умение характеризовать виды и функции денег | |||
Проведение элементарных финансовых расчётов | |||
Умение пользоваться деньгами | |||
Умение решать простейшие экономические задачи | |||
Умение составлять простые планы с помощью учителя | |||
Понимание и правильное использование изученных экономических терминов |
Учебно-методическое обеспечение
- Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru www.azbukafinansov.ru
- Детский экономический словарь – М.: Просвещение, 1997.
4. Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / — М.: Интеллект-Центр, 2010.
5. Шведова И. Ф. Азбука для детей и взрослых; Выпуск 1. – М.: Экономика, 1992.
6. Попова Т.А., Меньшиков О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Информации, волшебном компьютере и верных друзьях. – М.: Просвещение; 1993.
7. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. Экономика для 3–5 классов. — М.: МЦЭБО, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 5 класс
Материал представляет собой рабочую программу внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" для 5 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 7 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансрвая грамотность"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность в экономике"
quot;Финансова грамотность в экономике" является прикладным курсом , реализующим интересы обучающихся 6 класса в сфере экономики семьи.Цель изучения курса: целостная социально-экономическая карт...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 9 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Финансовая грамотность" может быть полезна педагогам, преподающим данный курс....
Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Финансовая грамотность 2020-2021 учебный год
Рабочая программа. Внеурочная деятельность. Финансовая грамотность 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 10 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 10 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности Финансовая грамотность 7 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» (общеинтеллектуальное направление) для 7 класса...