МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА»
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«ВЕСЕЛАЯ МАТЕМАТИКА»
Разработала
Учитель информатики и математики
Жукова Е.В.
Пояснительная записка
Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случая сделать
его немного занимательным.
Б. Паскаль
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Час веселой математики» — это викторина, которая проводится в рамках недели ОГСЭ дисциплин.
Но хотя игра носит такое название, выиграет та команда, которая больше наберет баллов. В игре участвуют 10 обучающихся. Методическая разработка имеет свою структуру: приветствие команд (где команды представляют своё название команды, эмблему, девиз), тестовые задания для капитанов команд, вопросы для команд(пишут ответы на бумаге и сдают жюри), задания по разделам: «Задачки- заморочки», «Математическое домино», «Крылатые слова. Кто это сказал?», «Плюсы и минусы». После подведения итогов всех конкурсов команде, набравшим меньше баллов предоставляется возможность догнать в туре «Гонка за лидером».
Во время подсчета количества баллов предлагается зрителям предлагается конкурс болельщиков: «Кто больше знает великих математиков», «Кто больше знает пословиц с числами».
Математика, пожалуй, самый трудный, но в тоже время очень важный и интересный предмет, поэтому викторину необходимо использовать как средство стимулирования познавательного интереса обучающихся, их интеллектуальных умений.
Методическая разработка внеаудиторного занятия «Час веселой математики» рекомендуется к использованию преподавателям математики и обучающимся.
Цель: Систематизация математических знаний и формирование логического мышления.
Задачи:
Образовательные: Привитие интереса к предмету через соревнование.
Развивающие: Развитие внимания, сообразительности, находчивости, мышления, наблюдательности, любознательности. Развивать и укреплять интерес к математике, истории ее развития, мотивировать познавательную и творческую деятельность, развивать сообразительность, любознательность, логическое и творческое мышление.
Воспитательные: Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, ответственности, собранности, математической культуры.
Оборудование:
— Компьютерные программы Power Point 2007, Word 2007.
— Компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов.
— Таблица подсчета итогов викторины.
Время проведения: 1 час.
Литература:
Интернет-ресурсы: college.ru, eorhelp.ru.
Предварительная работа:
—Определяется время и дата игры и сообщается обучающихся.
— Подготавливаются задания, для игры предварительно сообщив, обучающимся примерные темы и исторический материал, который будет использован в игре.
— Определяется жюри.
— В игре участвуют две команды по 5 человек, которые готовят название команды, эмблему.
Межпредметная связь: история, литература, физика.
Состав участников викторины:
Ведущий: преподаватель математики. Участники: обучающиеся
Жюри: председатель ЦМК ОГСЭ дисциплин, преподаватели.
Зрители: обучающиеся , не принимающие участие в викторине.
План проведения викторины:
—Приветствие команд:
а) эмблема;
б) название команды;
в) девиз.
— Тестирование капитанов. «Математика вокруг нас»
— Разминка для команд.
— Задания и конкурсы командам:
- Задачки- заморочки.
- Математическое домино.
- Крылатые слова. Кто это сказал?
- Плюсы и минусы
— Гонка за лидером.
— Конкурс болельщиков:
- Кто больше знает великих математиков.
- Кто больше знает пословиц с числами.
- Разгадать шарады, загадки
— Подведение итогов.
Ход мероприятия
Математика – наука,
Без неё нам не прожить.
Когда не можешь – это мука!
Когда не хочешь – это скука!
Спешите все!
Мы всех научим
Мозгами быстро шевелить!
Ведущий:
Добрый день, мои друзья
Конкурс открываю я.
Математики законы
Приглашают всех вас в путь
И смекалку, ну и знанья
Взять с собою не забудь.
– Здравствуйте! Сегодня мы проведем и интеллектуальную игру «Веселая математика». Но хотя игра носит такое название, выиграет та команда, которая больше наберет баллов. Математика, пожалуй, самый трудный, но в тоже время очень важный и интересный предмет, а для многих наших обучающихся математика один из любимых предметов.
И участники игры, а это обучающихся готовы – готовы сразится в математической игре «Веселая математика», чтобы заявить о себе, о своих знаниях по математике, эрудиции в области истории математики, смекалке, находчивости и каждый из них желает победить.
Прошу участников представиться зрителям, сказать о себе несколько слов и своих прогнозах (представляются команды), поприветствуем их. В зале присутствуют не только участники игры, но и их болельщики. Встретим и их аплодисментами. Познакомлю вас с жюри. Жюри у нас строгое, но справедливое.
А мы начинаем первый тур – тестирование капитанов «Математика вокруг нас». Посмотрим, правильно ли команда выбрала капитана? Я читаю вопросы. Капитаны свой ответ записываете на листочке. На обдумывание одного вопроса дается 1 секунда. Как только закончите, сдаем листочки жюри.
Ведущий: Отвечаем письменно и сдаем ответы жюри.
I тур: тестирование капитанов «Математика вокруг нас». Слайд № 4-18 (Вопросы на слайдах.)
- Какие числа используют при счете?
А. Природные
В. Естественные
С.Натуральные
Д. Порядковые.
- Какими бывают фотоаппараты?
А. Цифровые
В. Числовые
С.Дробные
Д. Рациональные.
3.Что выкидывает человек, совершая какой- нибудь странный, смешной поступок?
А. Цифру
В. Число
С.Номер
Д. Монету.
4. Как называется расстояние между двумя отметками на измерительной шкале?
А. Сложение
В. Вычитание
С. Деление
Д. Умножение
5.Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых, и порядочных людей?
А. Задачу.
В. Пример.
С. Наказ.
Д. Сдачу.
6.Какой результат математического действия является сладким на вкус?
А. Разность
В. Сумма
С. Остаток
Д. Частное
7.Что иногда производят с персоналом предприятия?
А. Упрощение
В. Вычитание
С. Сокращение
Д. Приведение подобных слагаемых
8.Как заканчивается пословица: «Ясно, как… »?
А. Дважды два
В. Трижды три
С. Пятью пять
Д. Семью семь
9. Каким математическим словом характеризуется необщительный, скрытный человек?
А. Прямолинейный
В. Замкнутый
С. Круглый
Д. Пунктуальный.
10.Закончите русскую пословицу: « Всякому мила своя ………»
А. Сторона
В. Грань
С. Высота
Д. Рубашка.
11. Каким бывает и дурак, и отличник, и сирота?
А. Квадратный
В. Круглый
С. Овальный
Д. Казанский.
12. Что появляется под глазами усталого человека?
А. Углы
В. Круги
С. Овалы
Д. Морщины.
13. Угол больше 90, но меньше 180, называют……
А. Тупой
В. Умный
С. Острый
Д. Глупый
14. Какая фигура нужна для наказания?
А. Круг
В. Квадрат
С. Угол
Д. Ромб
15. Какую букву все время ищут?
А. К
В. Т
С. Ю
Д. Х
- Разминка. Вопросы для разминки на слайдах №21-22 и с ответами №23-24.
Ответы записываем на листочках при окончании сдаем жюри.
- Результат сложения? (Сумма)
- Сколько цифр вы знаете? (10)
- Наименьшее трехзначное число? (100)
- Сотая часть числа? (Процент)
- Прибор для измерения углов? (Транспортир)
- Наименьшее простое число? (1)
- Прямоугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат)
- Угол меньше прямого? (Острый)
- Направленный отрезок? (Вектор)
- Самая большая хорда в круге? (Диаметр)
- Когда произведение равно нулю? (Когда множитель – 0)
- Величина развернутого угла? (180)
- Как называется кратчайшее расстояние от точки до прямой? (перпендикуляр)
- Цифровая оценка успехов? (Балл)
– Пока жюри подсчитывает баллы вопросы для болельщиков:
Слайд № 8.
1.Вначале – двойка.
Далее – мужчина,
Высокого титула и чина.
А слово целиком – обозначенье,
Дробящее на дозы обученье. (параграф)
Слайд №9.
2. Читаем мы направо смело-
Геометрическое тело.
Прочтем же справа мы налево –
Увидим разновидность древа. (куб- бук).
Загадки:
- На десятерых братьев двух шуб хватит. (рукавицы)
- Семьсот ворот да один вход (сеть, невод)
- Есть три брата родные: один ест – не наестся, другой пьет – не напьется, третий гуляет – не нагуляется. (огонь, вода, земля) Четыре в избе, пятый возле.(рукавицы)
- У маленькой скотинки сто серебряных монеток на спинке. (рыба)
- Один пастух тысячи овец пасет. (месяц, звезды)
3. тур «3аморочки из бочки».
Учитель:
Переходим к следующему туру. Вот в нем вам может помочь удача. В мешочке находятся 9 бочонков (листочки с номерами). Каждый из 8 номеров соответствует номеру задачи, которую вам нужно будет решить. Вытаскивать «заморочки» начинает команда, которая проигрывает. После прочтения задачи у команды есть 1 минута на совещание, после этого она дает ответ. Если ответили верно, то прибавляется 2 балла. Если же ответ неверный, то ответить могут соперники, но они за правильный ответ получают только 1 балл. Но наша игра — «Час веселой математики», поэтому в мешочке под 9-ым номером прячется 2 балла. То есть, если вы вытащите «заморочку» под 9 номером, то без решения задачи получаете 2 балла.
Задачки-«заморочки»:
1. Переложите одну спичку так, чтобы равенство стало верным. (VII+III = V) .(VII— III= V или VII+III = X).
2.Если 2 кошки за 2 часа съедят 2 мыши, то сколько мышек съедят 4 кошки за 4 часа? (8)
3.Мама моет посуду за 5 минут, дочка — за 20 минут. За сколько минут они помоют посуду вместе? (4 мин)
4.Тетрадь , ручка, карандаш, книга стоят 37 рублей. Тетрадь, ручка, карандаш, стоят 19 рублей. Книга, ручка, карандаш стоят 35 рублей. Тетрадь и карандаш вместе стоят 5 рублей. Сколько стоит каждая вещь? (книга — 18 рублей, ручка = 14 рублей, тетрадь 2 рубля, карандаш 3 рубля)
5. Имеется два сосуда: один на 3 литра, а другой на 2 литра. Как с помощью этих сосудов отмерить 4 литра воды из водопроводного крана?
6.Метаграмма – это загадка.
« Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках,
Лишь “О” ты вставишь, зная как
И я – географическая точка» (плюс-полюс)
7. Перед вами стоят в ряду 6 стаканов, из которых первые 3 с водой, а последние 3 пустые. Что нужно сделать, чтобы стаканы пустые и с водой чередовались между собой при условии, что из всех стаканов можно трогать только один и всего один раз? (взять второй стакан, и перелить из него воду в пятый и поставить на место).
8. На березе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг, другая на север.
— У тебя, — говорит первая ворона, — лапки в грязи.
— А у тебя, — отвечает вторая, — клюв в земле.
Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят?
(они смотрят друг на друга, а это и есть в разные стороны).
После проведения III тура подсчитываются общие баллы.
- Тур – «математическое домино». Установить соответствие.
в2 – 4ас | 1. | формула сокр.умножения разность квадратов | |
2. | с2 = а2 + в2 | 2. | основное тригонометрическое тождество |
3. | πR2 | 3. | биквадратное уравнение |
4. | ах4 + вх2 +с =0 | 4. | формула Герона |
5. | √ р(р-а)(р-в)(р-с) | 5. | площадь круга |
6. | cos2 x + sin2 x = 1 | 6. | теорема Пифагора |
7. | aloqab=b | 7. | дискриминант |
8. | а2 – в2 = (а-в)(а+в) | 8. | основное логарифмическое тождество |
1.
IV. «Крылатые слова. Кто это сказал?»
Кому принадлежат слова:
1. «Математика – царица наук, а арифметика – царица математики». (Эти слова принадлежат знаменитому математику Карлу Фидриху Гауссу (1777-1855).
2. «Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (М.В Ломоносов).
3. «Высшее значение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает». (Пуассон С.Д)
4. «Вдохновение нужно в математике не меньше, чем в поэзии». (Русский известный любимый многими поэт А.С Пушкин)
5. «Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман» (Л. Эйлер).
V. Конкурс «Плюсы и минусы» Соединив два слова (это плюс), вычеркни указанные буквы (это минус) и получи путем перестановки оставшихся букв новое слово.
1. СОРГО +ВАГОН – ГАВ = ? (носорог)
2. БЕЗДНА+ БАЗУКА – БАЗ = ? (незабудка)
3. ЛИДА + КАНИСТРА-ТРАК =? (сандалии)
4. ГОА + ДОБРОХОТ – ХОБОТ =? (дорога)
5. ЦЕНА+ РЕВИЗОР – ЗОРИ = ? (варенец)
VI. Гейм «Гонка за лидером».
Учитель: Ну, а теперь заключительный тур: «Гонка за лидером».
Начнет его команда, которая проигрывает по очкам. У нее есть возможность вырваться вперед. В течение 1минуты будут задаваться вопросы. За это время команда должна ответить на как можно большее количество вопросов. Отвечает тот, на кого показывает капитан. Каждый участник отвечает не более, чем на 2 вопроса. Верный ответ — это 1 балл.
Вопросы «Великие математики»
1. Первая русская женщина математик? (С. Ковалевская)
2. Что произнес Архимед, выскакивая из ванны? (Эврика)
3. Это слова Пушкина или Гаусса «Математика царица наук»? (Гаусса)
4. Автор твоего учебника «Геометрия»? (Атаносян)
5. Кто автор четырехзначной математической таблицы? (Брадис)
6. Пифагор или Архимед, был олимпийским чемпионом по боксу? (Пифагор)
7. При каком царе были систематизированы русские меры: верста, сажень и т.д.? (Петр I)
8. Создатель системы координат? (Декарт)
9. Грибоедов или Карамзин окончил математический факультет Московского университета? (Грибоедов)
10. В 19 или 36 лет Лобачевский получил ученую степень магистра? (19)
11. Кого называют математиком из Сиракуз? (Архимеда)
12. Английский математик, больше известный своими физическими законами?(Ньютон)
13. Математик, проживший всего 20 лет, но обессмертивший свое имя? (Галуа)
Подсчитываются баллы. Разбираются вопросы, на которые были даны неправильные ответы.
7. Подведение итогов (5 мин)
Подсчитать баллы и похвалить выигравшую команду. Похвалить обучающихся за активность и дружбу между собой. Поздравить победителей и вручить им грамоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия - Веселые старты "К стартам готов"
Эстафеты и конкурсы...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Веселые старты»
Основные цели и задачи внеклассного мероприятия:1. пропаганда здорового образа жизни;2. развитие интереса к физкультуре и спорту;3....
Методическая разработка внеклассного мероприятия « Веселые старты: Тайга зовет » для учащихся начальной школы по предмету: «Физическая культура»
Методическая разработка внеклассного мероприятия« Веселые старты: Тайга зовет »для учащихся начальной школыпо предмету: «Физическая культура»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО КАБИНЕТУ Час занимательной математики
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж», УЦПК г.Ельня МЕТОДИЧЕСКАЯ РА...