Сборник методических разработок "Вместе - дружная семья!"
методическая разработка

Еремина Елена Геннадьевна

 По материалам проекта, посвященного Году народного искусства и нематериального культурного наследия России.

Авторы:

Еремина Елена Геннадьевна

(учитель истории и обществознания),

Растворова Светлана Яковлевна

(учитель русского языка и литературы),

Придеина Галина Владимировна

(учитель математики и физики),

Фетисова Мария Юрьевна

(учитель русского языка и литературы),
Беляева Ольга Анатольевна (учитель-логопед)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_vmeste_druzhnaya_semya.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ С(К)ШИ № 116

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 116»

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

 «Вместе дружная семья!»

 (по материалам проекта, посвященного Году народного искусства и нематериального культурного наследия России).

Авторы:

Еремина Елена Геннадьевна

(учитель истории и обществознания),

Растворова Светлана Яковлевна

(учитель русского языка и литературы),

Придеина Галина Владимировна

(учитель математики и физики),

Фетисова Мария Юрьевна

(учитель русского языка и литературы),
Беляева Ольга Анатольевна (учитель-логопед)

    В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия России (указ от 30.12.2021г. Президента В. В. Путина) в школе был реализован проект «Вместе - дружная семья!»

Цель проекта: познакомить обучающихся с культурными традициями, памятниками истории и культуры, этнокультурным многообразием, самобытностью народов и этнических общностей Российской Федерации.

    Задачи проекта: 

  • воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции обучающихся через ознакомление с культурными традициями, памятниками истории и культуры, этнокультурным многообразием, самобытностью народов и этнических общностей Российской Федерации;
  • воспитание уважения к культуре разных народов, населяющих Россию;
  • развитие интереса к изучению истории и культуры, повышение мотивации;
  • развитие речи обогащение словаря, расширение кругозора.

    В сборнике представлены методические разработки классных руководителей к одному из этапов проекта – этно-фестивалю национальных культур «Вместе – дружная семья! Визитная карточка».

КОМАНДА «УЗБЕКИ» - 9 «А» класс. Классный руководитель С. Я. Растворова.

    Визитная карточка «Путешествие в Узбекистан».

Репортер 1 (учащийся 1): - Мы приземлились в столице солнечного Узбекистана – Ташкенте.

Репортер 2 (учащийся 2): - На выходе из терминала вижу прекрасные клумбы цветущих роз!

Репортер 1 (учащийся 1): - А какой аромат!

Подъезжает такси, за рулем учащийся 3 (таксист, эмблема TAXI).

Репортер 2 (учащийся 2): - А вот и наше такси! Салам аллейкум!

Таксист: - Аллейкум ассалам! Встает, открывает двери и говорит: - Устраивайтесь поудобнее!

- Мы едем на хлопковые поля, где растет белое золото Узбекистана.

Выходят из такси.

Репортер 1 (учащийся 1): - Людей большой тут вложен труд,

                                               Коробки на кустах растут!

                                               А что в коробках за вата?

                                               Подскажите нам, ребята!

Зал хором отвечает – «ХЛОПОК».

Появляется узбек (учащийся 4): -

Хлопок в поле вырастает,

Скоро мягкой тканью станет.

Ходят и сейчас, прежде,

Люди в хлопковой одежде!

Звучит музыка. Девочки-узбечки исполняют национальный танец.

На сцену под музыку выходят учащиеся 4-х классов, все в разноцветной одежде из хлопка.

Ученик 1: - Одежда из хлопка, прекрасна, ребята!

                 В ней и удобно, и очень приятно!

Все дети: - В ней не жарко! В ней не душно! Нам носить ее нужно!

Репортер 1 (учащийся 1): - Мы продолжаем наше путешествие. (Садятся в такси).

Таксист: - Не пора ли вам отдохнуть? Едем в чайхану!

Учащийся 5 (узбек – хозяин чайханы): - Чайхана в Средней Азии – это душа и мирное дыхание Востока.

Учащийся 6 (помощник хозяина чайханы): - Чайхана – это покой и умиротворение. Это лепешки, виноград, халва, это знаменитый узбекский плов.

Приглашают гостей за стол. На столе плов, чай, сладости, лепешки, фрукты.

Все учащиеся хором: - Приезжайте к нам в Узбекистан! Звучит узбекская музыка.

КОМАНДА «ЯКУТЫ» 7 «А» класс. Классный руководитель Г. В. Придеина.

    «Обо всём – понемногу! САХА-ЯКУТИЯ»

    В зал по очереди входят учащиеся – телевизионные ведущие, далее по порядку выходят ребята в костюмах геологов, врачей-диетологов.

Ведущий 1:  - Добрый день, уважаемые зрители! В эфире наша передача «Понемногу – обо всём! КОРОТКО и Быстро!»

Ведущий 2: - Буквально на днях, группа наших экспертов вернулась из научной экспедиции в один из самых загадочных регионов нашей страны – САХА-ЯКУТИИ!

Ведущий 1: - Знакомьтесь! В нашей студии регионоведы Дмитрий и Андрей!

Ведущий 2: - Диетологи – Артём и Савелий!

Ведущий 1: - Геологи - Валерия, Ярослав Максим   и  Егор!

Ведущий 2: - Напоминаем, что  девиз нашей программы – «Краткость – сестра таланта!

Ведущий 1: - Слово предоставляется регионоведам! (выходят регионоведы)

Регионоведы:

  • Якутия - самый крупный регион России!
  • 40 % территории – за Полярным кругом!
  • Столица – город Якутск!
  • Государственные языки – русский и якутский!
  • Около половины  населения – якуты!
  • Коренные якуты называют себя «САХА» что в переводе означает « белый»!

Ведущий 2: - Спасибо! Слово предоставляется диетологам! (выходят диетологи)

Диетологи:

  • Якутский деликатес - строганина!
  • Местная рыба – осетровые, омуль, хариус, таймень!
  • Мясо – никогда не отбивается и не перемалывается  - только нарезка!
  • Сорта мяса – конина, оленина, говядина, дикая птица
  • Приправ – минимум! Соль и перец!
  • Напитки  – в основном  морсы из ягод или чай с молоком!

Ведущий 1: - Спасибо! Слово предоставляется геологам!  (выходят геологи)

Геологи:

  • В  Якутии  - крупнейшие в мире  запасы урана!      
  • Якутия на втором месте после Африки по запасам алмазов!  
  • 9 месяцев  в  Якутии снег!
  • В недрах Якутии мы обнаружили всю таблицу Менделеева – золото, платина, медь, АЛМАЗЫ!

Да что алмазы!  Недра Якутии,  скованные  вечной мерзлотой сохранили останки МАМОНТОВ!

Ведущий 1: - Спасибо! Коротко и быстро!

Ведущий 2: - Мы благодарим наших экспертов и хотим сказать сегодня всем нашим зрителям – ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В САХА - ЯКУТИЮ!

КОМАНДА «БЕЛОРУСЫ» 8 «А» класс. Классный руководитель Е. Г. Еремина.

       «Интересно о Беларуси» визитная карточка.

        Звучит  белорусская народная музыка «Косил ясь конюшину…». В зал входят учащиеся в национальных костюмах, переводчик.

    Учащийся 1 (белорус) обращается к залу, второй учащийся переводит с белорусского на русский язык:

Добрый дзень!

Добрый день!

Мы рады вас бачыц!

Мы рады вас видеть!

Мяне кличуць Егор.

Меня зовут Егор

Мы адпрауляемся у Беларусь!

Мы отправляемся в Беларусь!

Прыемнага падарожжа!

Приятного путешествия!

    На фоне презентации учащиеся по очереди рассказывают интересные факты о Беларуси:

  • Беларусь - не самая маленькая страна!
  • Площадь Беларуси — 207 тысяч квадратных километров.
  • На её территории могли бы целиком поместиться Бельгия, Швейцария и Греция.
  • Беларусь - самая большая страна Европы, у которой нет выхода к морю.
  • Беларусь – географический центр Европы
  • Самый распространенный язык в Беларуси — русский. Около 80% населения говорит на нём в быту.
  • Столица Беларуси – Минск входит в топ самых чистых городов мира
  • Василёк изображен на логотипе Беларуси, как страны, привлекательной для туризма
  • Национальный парк «Беловежская пуща» известен во всем мире.
  • Зубр – властелин леса. Занесён в «Красную книгу»
  • Аист – символ чистоты, счастья, благополучия, покровитель народа, чистого душой. Белые крылья аиста защищают землю от злых сил.
  • Белорусские болота – это лёгкие Европы. Болота вырабатывают больше кислорода, чем леса.
  • Трактор «Белорус» - символ индустриальной мощи страны.
  • Картошка – бульба – любимый продукт белорусов
  • Название «бульба» происходит от латинского слова и означает луковица.
  • Во времена войн и голода бульба спасала людей от голода, сохраняла им жизнь.
  • В год белорус съедает примерно 183 килограмма этого продукта.
  • Национальную кухню белорусов невозможно представить без блюд из картофеля, самые известные из которых – бабка, драники, клецки, колдуны, цыбрики.

Ведущий (белорус): - А сейчас мы предлагаем  вам посмотреть видео-рецепт нашего щеф-повара. На экране видео приготовления драников (записано заранее ребенком).

Ведущий: - Белорусы – очень гостеприимный и щедрый народ. Мы хотим вас угостить драниками (угощают присутствующих).

          Все ребята хором: Мы – белорусы. Нас в России почти 600 тысяч.  Мы такие разные, но мы вместе! Вместе – дружная семья!

Учащийся (в костюме белоруса) читает стих:

Народ наш добрый и такой открытый

Мы рады гостю, что приедет к нам,

Посадим мы его за стол накрытый

Всё, что имеем, отдадим друзьям.

Но если кто обидит ненароком ,

То за Отчизну сможем постоять.

Мы защитим её, пусть будет им уроком

Кто на свободу станет посягать.

        Все ребята хором: Дзякуйте  за увагу, да пабачэння! Спасибо за внимание! До свидания!

КОМАНДА «АРМЯНЕ» 5 «А» класс. Классный руководитель О. А. Беляева.

       «Айк. Айастан». Визитная карточка.

Учащиеся выходят с армянским народным танцем под музыку Шалахо (синтезатор).

Артем С. Сегодня наш класс расскажет вам о прекрасной стране Армении. Армения – древняя страна. По-армянски название страны звучит как «Айк» в средник века к этому названию прибавился суффикс места «стан», страна стала называться Айастан.

Даниил П. Многие века армянский народ страдал от иноземных захватчиков, которых привлекала благодатная земля. Но многострадальный армянский народ выстоял, сохранил свои традиции, культуру и веру.

Максим З. Россия всегда шагала рядом с Арменией, оказывала помощь в трудные времена. Не так давно Армения стала независимой страной. Она сохранила дружеские отношения с Россией.

Артем П. Мы представляем вам символы государства,

Флаг Армении имеет три полосы – красную, синюю и оранжевую.

Матвей М. Красный цвет символизирует борьбу армянского народа за христианскую веру, свободу и независимость.

Синий цвет символизирует стремление армянского народа жить под мирным небом.

Никита Г. оранжевый цвет символизирует трудолюбие армянского народа.

Софья Д. Герб Армении имеет форму щита. В центре – гора Арарат – символ армянского народа. Лев и орел обозначают мудрость, терпение и благородство армянского народа. Чуть ниже – разорванные цепи – символ освобождения армян от иноземного ига.

Даниил С. В Армении говорят на армянском языке. Древняя армянская письменность, которой пользовались до изобретения армянского алфавита, называли «Мехенагир».

Весь класс хором:

Россия и Армения вместе навсегда.

Армения-Россия-дружная семья.

Артем С. Попробуйте наше национальное блюдо рулет Барурик.

КОМАНДА «ТАТАРЫ» 7 «В»  класс. Классный руководитель М. Ю. Фетисова.

     Визитная карточка «Мы – татары».

    Звучит татарская музыка. На сцену выходят дети в национальных костюмах.

  • Наш класс представляет татарский народ, который является вторым по численности народом после русских.
  • Большая часть татар живёт в Республике Татарстан со столицей Казань.
  • Татары живут также и в других республиках и областях России.
  • Традиционное жилище татар – срубная изба, отгороженная от улицы забором. Фасад украшался многоцветной росписью.
  • Традиционный татарский костюм – шаровары и рубашки. Головной убор мужчин – тюбетейка разных форм. У женщин – богато украшенные шапочки и платок.
  • Национальные праздники – науруз (праздник весны), ураза-гаете, курбан-байрам, сабантуй (праздник плуга). Национальная кухня очень богата изделиями из сладкого и сдобного теста. Мы предлагаем вам наше традиционное блюдо – чак-чак. Ученица в национальном костюме угощает присутствующих.

ПОСТ-РЕЛИЗ О ПРОВЕДЕНИИ ЭТНО-ФЕСТИВАЛЯ

«Вместе – дружная семья! Визитная карточка».

    В рамках реализации проекта «Вместе – дружная семья!» в школе прошел этно-фестиваль «Вместе – дружная семья! Визитная карточка» (второй этап проекта), посвященный Году народного искусства и нематериального культурного наследия России.

   В фестивале приняли участие обучающиеся 5-9 классов.

   Каждый класс подготовил «Визитную карточку» - презентацию своего народа. В ходе мероприятия ребята узнали, как многонациональна и разнообразна наша страна!

   У каждого народа есть свои традиции и обычаи, национальные символы, праздники, игры, танцы, национальная кухня.

   К подготовке этапа «Визитная карточка» ребята подошли творчески – подготовили презентации, мини-спектакль, подобрали музыку, разучили танец, приготовили разнообразные блюда национальной кухни, сняли видео-рецепт национального блюда.

КОМАНДА «УЗБЕКИ» - 9 «А» класс (классный руководитель С. Я. Растворова)  совершили виртуальное путешествие в солнечный Узбекистан. Побывали на хлопковых полях, заехали в гости к гостеприимному хозяину чайханы, где попробовали настоящий узбекский плов и лепешки.

КОМАНДА «Якуты» - 7 «А» класс (классный руководитель Г. В. Придеина) отправились в морозную, но очень теплую и гостеприимную Саха Якутию, где почувствовали себя геологам, а местные диетологи рассказали всем о питании якутов и почему они не мерзнут в такие сильные морозы. Раскрыли тайну якутских алмазов.  

КОМАНДА «ТАТАРЫ» 7 «В»  класс (классный руководитель М. Ю. Фетисова). Учащиеся узнали, что татарский народ является вторым по численности народом после русских, большая часть татар живёт в Республике Татарстан со столицей Казань, татары живут и в других республиках и областях России. Ребята познакомились с  традиционным жилищем татар – срубной избой, фасад которой украшался многоцветной росписью;  традиционным татарским костюмом - шароварами и рубашкой,  тюбетейкой. Национальные праздники татар называются – науруз (праздник весны), ураза-гаете, курбан-байрам, сабантуй (праздник плуга) и татары их отмечают очень весело. Национальная кухня очень богата изделиями из сладкого и сдобного теста. Одно из самых вкусных и любимых блюд – чак-чак, которым и учащиеся 7 «В» класса  и угостили присутствующих гостей.

КОМАНДА «БЕЛОРУСЫ» 8 «А» класс (классный руководитель Е. Г. Еремина). С командой «Белорусы» поговорили на  белорусском языке, узнали, что на территории Беларуси могли бы целиком поместиться Бельгия, Швейцария и Греция, что Беларусь - самая большая страна Европы, у которой нет выхода к морю, Беларусь – географический центр Европы, а Столица Беларуси – Минск входит в топ самых чистых городов мира, Белорусские болота – это лёгкие Европы. Болота вырабатывают больше кислорода, чем леса, картошка – бульба – любимый продукт белорусов, а за год белорус съедает примерно 183 килограмма этого продукта. А еще ребята узнали рецепт национального белорусского блюда «драники».

КОМАНДА «АРМЯНЕ» 5 «А» класс (классный руководитель О. А. Беляева). Армяне рассказали нам, что Армения – древняя страна. По-армянски название страны звучит как «Айк» в средник века к этому названию прибавился суффикс места «стан», страна стала называться Айастан. Флаг Армении имеет три полосы – красную, синюю и оранжевую. Красный цвет символизирует борьбу армянского народа за христианскую веру, свободу и независимость.Синий цвет символизирует стремление армянского народа жить под мирным небом. Оранжевый цвет символизирует трудолюбие армянского народа. Древняя армянская письменность, которой пользовались до изобретения армянского алфавита, называлась «Мехенагир». И еще ребята попробовали национальное блюдо армян - рулет Барурик.

    Строгое жюри подвело итоги и объявило победителей. Ими стали: I место команды 7 «А» и 9 «А» классов, II место команды 5 «А» и 8 «А» классов, III место команда 5 «В» класса.  Поздравляем всех участников и победителей проекта!

Общешкольное мероприятие закончилось всеобщим флешмобом «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!».

Учитель истории и обществознания Е. Г. Еремина

ПОСТ-РЕЛИЗ О ПРОВЕДЕНИИ ЭТНО-КВЕСТА

«НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

    27.10.2022г. в рамках реализации проекта «Вместе – дружная семья!» в школе прошел этно-квест «Национальные игры народов России», посвященная Году народного искусства и нематериального культурного наследия России.

    В квесте приняли участие обучающиеся 5-9 классов.

    Каждый класс подготовил и провел национальную игру, а также  поучаствовал в игре, подготовленной ребятами других классов.

    В ходе мероприятия ребята узнали, как многонациональна наша страна!

    У каждого народа есть свои игры, танцы, особенности жизни людей, их быт, труд, традиции и обычаи.

  • на станции «Татары» играли в игру «Читанмэ бузмэ» (угадай и догони);
  • в условиях вечной мерзлоты на станции «Саха Якутия» ребята искали мамонта;
  • на станции «Чеченцы» все почувствовали себя «Таллархо», т.е. смелыми, удачливыми охотниками;
  • попробовали узбекские национальные блюда и испытали свою смелость, передвигаясь по канату над пропастью - сыграли в игру «Канатоходцы» на станции «Узбеки»;
  • водили хоровод «Заря-зарядница», играя в игру на станции «Русские»;
  • искали «Пярсцёнак» (колечко) на станции «Белорусы» и проявляли смекалку, отгадывая белорусские слова;
  • армяне на одноименной станции научили ребят ловкости, играя  в игру «Перетягивание палки».

    Все ребята проявили смекалку, упорство, фантазию, ловкость, сообразительность, командный дух.

    Получили заряд положительных эмоций и новые знания о многочисленном и многонациональном народе России.

Учитель истории и обществознания Е. Г. Еремина

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ этапа «Визитная карточка» и итоговые результаты участия в проекте

Класс/

народ

Критерии оценивания этапа «Визитная карточка»

Всего

баллов за визитку

Итоги

квеста

Итоговые баллы

Соответствие теме

1Балл

Внешний вид

1 балл

Речь

1 балл

Дисциплина

1 балл

Время

1 балл

Сопровождение

(презентация, музыка, видео и пр.)

1-5 баллов

Баллы, набранные классом

Баллы по оценке жюри

5 А армяне

2 м. 94 б.

5 В башкиры

4 м. 81 б.

6 А чеченцы

8 м. 63 б.

7 А якуты

1 м. 99 б.

7 В татары

5 м. 69 б.

8 А белорусы

6 м. 67 б.

9 А узбеки

3 м. 92 б.

9 Б русские

7 м . 66 б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КВЕСТА

«ВМЕСТЕ – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!»

Для ведущих:

  1. Соответствие заданию (провести национальную игру того народа, который выпал команде на жеребьевке).
  2. Оформление локации (тематическое, эстетическое).
  3. Подача материала (оригинальность, креативность).
  4. Соблюдение правил речи.

Для участников игры:

  1. Дисциплина, организованность.
  2. Правильные ответы.
  3. Время выполнения.
  4. Соблюдение правил речи.

Маршрутный лист ______________ класса

Поряд-ковый номер

№ кабинета

Критерии

Баллы

Дисципл., организованность

Прав. ответы

Время

Правила речи

1

2

212

3

4

5

6

7

8

Всего баллов

Маршрутный лист ______________ класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семейного праздника "Наша дружная семья".

Внеклассное мероприятие расчитано на учащихся 5-6 классов. Праздник проводится вместе с родителями, где присутствующие могут хорошо отдохнуть и провести время вместе....

Методическая разработка познавательно-развлекательной игры "Народов России дружная семья"

Данное мероприятие можно провести к Дню народного единства  или к Дню толерантности....

Методическая разработка классного часа «Каждый сам за себя или дружная семья»

Материал может быть использован для формирования классного коллектива в любом классе...

Методическая разработка "Наша дружная семья"

Конспект урока для обучающихся с ОВЗ. Предмет: окружающий мир. Тема:  "Наша дружная семья"....

Методическая разработка занятия "Семья - моя самая,самая дружная..."

Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают,  относятся  друг к другу уважительно, говорят друг другу ласковые слова, делят вместе печали и радости....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Наша дружная семья"

В работе представлен сценария мероприятия, который проводится совместно с родителями...

Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: «Все мы – дружная семья!»

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного 25-летию коллектива «Белошвейка»...