Методическая разработка "Наша дружная семья"
план-конспект урока

Чусова Марина Владимировна

Конспект урока для обучающихся с ОВЗ. Предмет: окружающий мир. Тема:  "Наша дружная семья".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель: Чусова Марина Владимировна

Образовательное учреждение: КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока: Наша дружная семья

Цель урока: расширить представление детей о семье.

Задачи:

Образовательные: формировать представление учащихся о возможности взаимопомощи между членами семьи, о домашних делах взрослых и детей, о традициях семьи; совершенствовать умение правильно называть членов семьи.

Развивающие: способствовать развитию: устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, творческих способностей учащихся, навыков работы в группе и паре, умения ставить вопросы, находить нужную информацию.

Воспитательные: формировать навыки культуры общения и поведения в семье, внимательное и заботливое отношение к близким людям, воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Личностные УУД: осознают понятие «семья», чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких.

Предметные умения

  • Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.
  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Рассказывают о семье, домашнем хозяйстве.
  • Приводят примеры заботы о младших членах семьи, престарелых и больных.
  • Находят с помощью старших членов семьи нужную информацию в семейном архиве.
  • Ориентируются в своей системе знаний.
  • Находят способ представления информации.

Метапредметные УУД

Регулятивные: формулируют цель с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывают своё предположение.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

слушать и понимать речь других, находить необходимую информацию из источника.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, справочную литературу, свой жизненный опыт и информацию полученную от взрослых, извлекают информацию из схем и иллюстраций.

Ресурсы

основные:

  • А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2-го класса, 2 часть.  Стр. 42-47;
  • А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь для 2-го класса к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 часть
  • Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир».

 дополнительные:

  • компьютер; 
  • интерактивная доска; проектор
  • картинный план работы на уроке
  • толковый словарь
  • карточки для написания синквейна

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах.


Этап урока.

Методы и приемы.

Хронометраж

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент. Мотива-ционный

Словес.: слово учителя

1 мин

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас очень много гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки.

Эмоционально настраиваются на работу

К.: планирование учебного сотрудничества

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: слово учителя

Словес.: учебный диалог, полилог

5 мин

- С нами на уроке наши друзья Сережа и Надя. О чем они думают сегодня? Какую тему предлагают нам обсудить?

 

- Тема нашего урока «Наша дружная семья».

- Мы будем говорить о семье. Эта тема для нас новая? Но раз мы снова к ней возвращаемся, то какую цель поставим?

Цель: расширить знания о семье.

- Чтобы достичь цели мы будем действовать по плану, который составим вместе.

  • Уточним понятие «семья», познакомимся с понятиями «родословная», «традиции».
  • Узнаем правила общения в семье.
  • Познакомимся с традициями семьи.
  • Посадим необычное дерево.

- Прежде чем мы начнем работать нам надо определить критерии оценивания:

  • активность
  • полные ответы
  • умение слушать

Слушают внимательно учителя

Отвечают на вопросы

Определяют тему и цели урока

Р.: высказывают своё предположение;

формулируют тему и цель с помощью учителя;

планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей;

проговаривают последовательность действий на уроке; способность к самооценке

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста.

3. Решение частных задач

Словес.: беседа

Практич.: работа по учебнику и справочной литературе.

Метод кодирования:

создание родословной

24 мин

Работа над понятием «семья» 

– Ребята, как вы думаете, а что обозначает слово «семья»?

– Где мы можем получить эти знания? (в словаре, в интернете, у взрослых).

Сейчас каждая группа получит карточку, на которой написано слово и способ определения его значения

Семья – 1 группа (в словаре)

Родословная - 2 группа (у взрослых)

Традиция – 3 группа определит значение слова традиция и расскажет нам о том какие традиции бывают в семье. В этом им поможет картинный план (в учебнике на стр.44 - 45)

Семья – это группа людей, связанных близкородственными отношениями и, обычно, живущих вместе.

Работа по учебнику стр.42.

Работа над понятием «культура общения» 

  • А что же такое «культура общения»?
  • В каждой семье должна соблюдаться культура общения.

Культура общения – это часть культуры поведения человека, которая выражается в речи и поведении.

  • Хотите дополнить ответ?

Физ. минутка

В любой семье взрослые помогаю детям, а дети помогают взрослым. Сейчас на физминутке мы покажем какие обязанности по дому вы можете выполнять. Я буду показывать, а вы постарайтесь определить и запомнить, какую работу по дому мы выполняем.

  • Какие домашние обязанности мы выполнили?
  • Какие еще обязанности по дому вы выполняете?

Работа над понятием «семейные традиции» 

  • Следующее понятие, которое нужно понять и запомнить. Это «семейные традиции».
  • Что такое «традиции»?

Слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача». Традиции – это то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.

Семейные традиции: семейное чтение, семейные обеды, семейные походы.

- Хотите дополнить ответ?

Работа над понятием «родословная» 

– Сейчас постараемся ответить ещё на один непростой вопрос: «Что такое «родословная?».

Сейчас мы с вами попробуем составить родословную наших сегодняшних друзей Сережи и Нади. Я на доске сделала заготовку, а ваша задача закончить пословицу или отгадать загадку и разместить отгадку в нужную рамку.

1. Нет лучшего дружка, чем родная (матушка)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит. (папа)

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он  на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А  с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

5. У мамы сестра

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)

6. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит,  в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)

Работают с источниками информации (словарь, учебник, взрослые люди)

Выполняют физические упражнения

Участвуют в беседе.

Рассказывают о семейных традициях.

Сообщают информацию, полученную от взрослых.

Составляют родословную на интерактивной доске.

Анализируют.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.

П.: поиск и выделение необходимой информации

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

П. формирование умения представлять информацию в виде схем; ориентируются в своей системе знаний; используют свой жизненный опыт.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Практич.: составление синквейна

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

10 мин

– Что же такое семья, какая она, как ведут себя члены семьи я предлагаю вам объединить в синквейне, который вы напишите парами.

– Для вас на партах карточки -подсказки.

– Ребята, давайте оценим свою работу на уроке. (возвращаемся к критериям)

-Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! Чтобы узнать, что каждый из нас получил от урока предлагаю выбрать и закончить фразу. Я начну первая

-Я узнала много о ваших семьях.

- Я узнал (а)

- Я понял (а)……

- Меня удивило………

Домашнее задание

Базовое .

1. Прочитать текст в учебнике на стр.44-45

2. Выполни задания в рабочей тетради на стр. 23-25.

 

Повышенный уровень

1. Выяснить значение словосочетания «генеалогическое древо».

2. Выполни задания в рабочей тетради на стр. 26-27.

Сочиняют синквейн.

Оценивают свою работу на уроке

Высказывают свое мнение, делают выводы.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: осуществляют итоговый контроль.


В родной семье и каша гуще.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

В дружной семье и в холод тепло.

сплачивает

 объединяет

оберегает
воспитывает

развивает

формирует

живет

здравствует

процветает

любят

заботятся

В родной семье и каша гуще.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

В дружной семье и в холод тепло.

сплачивает

 объединяет

оберегает
воспитывает

развивает

формирует

живет

здравствует

процветает

любят

заботятся

В родной семье и каша гуще.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

В дружной семье и в холод тепло.

сплачивает

 объединяет

оберегает
воспитывает

развивает

формирует

живет

здравствует

процветает

любят

заботятся

В родной семье и каша гуще.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

В дружной семье и в холод тепло.

сплачивает

 объединяет

оберегает
воспитывает

развивает

формирует

живет

здравствует

процветает

любят

заботятся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: « Наша дружная семья »

формировать представление о дружеских отношениях и взаимопонимании с окружающими....

Конспект занятия для родителей "Наша дружная семья"

Занятие направлено на гармонизацию детско-родительских отношений, актуализацию позитивного эмоционального опыта и  развитие способностей конструктивного взаимодействия между членами семьи....

План-конспект«Вместе дружная семья»

формировать представление о многонациональности нашей страны....

Конспект "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"

Конспект "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"....

Конспект открытого внеклассного мероприятия: " Я,ты,он,она - вместе дружная семья"

Конспект внеклассного мероприятия разработан для обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития....

Конспект творческой мастерской "Я, Ты, Он, Она - вместе дружная семья!"

Внеурочная деятельность по предмету физическая культура. Конспект творческой мастерской "Я, Ты, Он, Она - вместе дружная семья!", 5 класс...