Программа летней досуговой площадки "Путешествие в лето"
учебно-методический материал

Кущий Ирина Дмитриевна

Досуговая программа «Путешествие в лето» является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность. Отличительная особенность программы состоит в том, что каждый дворовый клуб реализует свой  план мероприятий,  составленный с учетом возрастных особенностей детей  и их интересов и пожеланий. При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность воспитанников (познавательная, интеллектуальная, творческая, физическая), заранее продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в план  мероприятий.

Содержание мероприятий направлено на:

  • воспитание уважительного отношения к старшему поколению;
  • формирование интереса к живому общению через изучение дворовых игр;
  • развитие интереса к истории микрорайона,  его известных жителей;
  • неравнодушное отношение к проблемам своих улиц и дворов;
  • пропаганду здорового образа жизни.

Основной организационной формой, в которой будет происходить реализация программы летних досуговых площадок, является игра - лучшая форма приобщения ребёнка к познанию. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность обучения и воспитания, позволяющая детям приобрести новые знания, умения и навыки. Во-вторых, – это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на коллектив и личность. В-третьих, – это метод стимулирования интереса и творческой активности детей в других видах деятельности. В-четвертых, игра – это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности временного детского коллектива. Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни. Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.

        Коллективная и групповая работа с детьми  осуществляются с использованием традиционных методов:

  • познавательная беседа с элементами игры,
  • конкурсы рисунков, плакатов,
  • развлекательные мероприятия,
  • спортивные эстафеты
  • экскурсии,
  • день микрорайона,
  • дни дворовых игр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2023_leto.docx55.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

города  Нягани

«Центр детского творчества»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАУДО г. Нягани

«Центр детского творчества»

______________ С.В. Ямашева

«_____» ____________2023 г.

Досуговая программа

«Путешествие в лето»

летних досуговых площадок

на базе дворовых клубов

«Искорка», «Орленок», «Солнечный остров»

(для детей от 6 до  17 лет)

г. Нягань, 2023 год

Пояснительная записка

«В воспитании нет каникул» - эта педагогическая формула является главным правилом для педагогического коллектива МАУДО г.Нягани «Центр детского творчества». Организация  содержательного досуга   одно из основных направлений в деятельности дворовых клубов. Досуг – это та часть свободного времени, которая основана на принципах добровольности, интереса, комфорта. Правильная организация досуга детей  играет неоценимую роль в развитии личности ребёнка и этот процесс должен быть целенаправленным.

Значение свободного времени увеличивается для ребенка по мере его взросления. Все свободное время напролет дети готовы безоглядно, с точки зрения взрослых, заниматься «ничегонеделанием».

Между тем свободное время детей регулировать можно только опосредованно, через создание условий, позволяющих использовать его в соответствии  со своими потребностями и способностями.  При этом свободное время детей наиболее качественным, то есть и временем отдыха, и временем саморазвития становится только тогда, когда выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, интересе.

В дворовых клубах созданы все условия организации доступного и содержательного досуга для каждого ребенка. Летняя досуговая площадка  одна из эффективных форм организации свободного времени детей, которая способствует социализации и самореализации детей за счет включения их в конкретную деятельность. Важно, что бы выходя на улицу, ребёнок знал, что у него есть возможность пойти на досуговую площадку, и его там уже будут ждать педагоги, с которыми он будет активно и эффективно взаимодействовать. В летний период на базе дворовых клубов  начинают свою работу летние досуговые площадки:

  •  «Путешествие в лето» - «Солнечный остров», микрорайон Энергетиков, дом 57;
  • «Радуга» - «Орленок» -  I мкр., д 10;
  • «Лето перемен» - «Искорка» - II мкр., 21.,

которые, реализуют программу «Путешествие в лето».

Цель программы: обеспечение содержательного и безопасного досуга детей и подростков в летний период.

Задачи программы:

  • расширять круг познавательных и творческих интересов;
  • обучать правильному использованию свободного времени;
  • развивать коммуникативные умения и навыки сотрудничества;
  • воспитывать самостоятельность, организованность, культуру поведения;
  • воспитывать культуру игрового взаимодействия детей;
  • формировать детский коллектив;
  • воспитывать уважение к культурно-историческим ценностям и традициям своей страны, города;
  • формировать у детей  ответственное отношение к личной безопасности.

        Досуговая программа «Путешествие в лето» является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность. Отличительная особенность программы состоит в том, что каждый дворовый клуб реализует свой  план мероприятий,  составленный с учетом возрастных особенностей детей  и их интересов и пожеланий. При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность воспитанников (познавательная, интеллектуальная, творческая, физическая), заранее продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в план  мероприятий.

Содержание мероприятий направлено на:

  • воспитание уважительного отношения к старшему поколению;
  • формирование интереса к живому общению через изучение дворовых игр;
  • развитие интереса к истории микрорайона,  его известных жителей;
  • неравнодушное отношение к проблемам своих улиц и дворов;
  • пропаганду здорового образа жизни.

Основной организационной формой, в которой будет происходить реализация программы летних досуговых площадок, является игра - лучшая форма приобщения ребёнка к познанию. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность обучения и воспитания, позволяющая детям приобрести новые знания, умения и навыки. Во-вторых, – это форма общения взрослых и детей, способ воспитательного воздействия на коллектив и личность. В-третьих, – это метод стимулирования интереса и творческой активности детей в других видах деятельности. В-четвертых, игра – это способ создать эмоционально-эстетический фон жизнедеятельности временного детского коллектива. Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни. Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.

        Коллективная и групповая работа с детьми  осуществляются с использованием традиционных методов:

  • познавательная беседа с элементами игры,
  • конкурсы рисунков, плакатов,
  • развлекательные мероприятия,
  • спортивные эстафеты
  • экскурсии,
  • день микрорайона,
  • дни дворовых игр,

Направления деятельности летних досуговых площадок:

        Нравственно-эстетическое воспитание детей. Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного отношения к природе.

        Физическое воспитание, способствует формированию сознательного отношения воспитанника к укреплению своего здоровья и максимальному раскрытию своих способностей, а также развитию у детей устойчивого интереса к спортивным состязаниям, дворовым мероприятиям, подвижным играм.

         Творческое направление представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение воспитанниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами.

        Профилактическое направление. Одним из основных видов деятельности летних досуговых площадок,  является проведение мероприятий направленных на первичную профилактику правонарушений несовершеннолетних и ориентацию на здоровый образ жизни, что способствует:

  • формированию навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью,
  • формированию безопасного и ответственного поведения.
  • формированию умения пользоваться и соблюдать свои права и обязанности.
  • формированию у подрастающего поколения активной гражданской позиции, а так же воспитание патриотической личности нашего общества.

Участниками программы являются мальчики и девочки в возрасте от 6 до 17 лет. Механизм формирования состава осуществляется на добровольной основе путем активного информирования. Предполагаемая наполняемость смены ( данная цифра охвата детей зависит от посещаемости в течение месяца – она будет являться фактической):

60 человек- 1 смена;

60 человек – 2 смена;

  1. человек – 3 смена.
  • Сроки и место реализации: июнь, июль, август 2023 год,  «Солнечный остров, микрорайон Энергетиков, дом 57; «Орленок» -  I мкр., д 10, «Искорка» - II мкр., 21

.

Режим работы летней досуговой площадки

С 12.00 до 15.00, с 16.00-19.00  ежедневно без выходных.

Распорядок дня

12.00 – 12.30 - прием детей

12.30 – 12.40 - перекличка «Я пришел…»

12.40 - 13.00 – игры на сплочение коллектива

13-00 – 15-00 – тематические мероприятия

16.00 – 17.00 – игровые программы

17.00 – 18.30 – тематические мероприятия

18.30 – 19.30 - работа творческих мастерских, организованная игровая деятельность.

19.30-20.00- подведение итогов дня «Спасибо за интересный день»

Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

  • Педагог – организатор
  • Педагоги дополнительного образования

Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией учреждения. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана мероприятий.

Контроль и оценка результатов:

  1. анкетирование детей с целью выявления их интересов, мотивов пребывания на летней досуговой площадке;
  2. наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности;
  3. выставка изобразительного и прикладного творчества детей;
  4. вручение грамот за активное и творческое участие в жизни детской досуговой площадки.

Ожидаемый результат реализации программы

  • Количество детей посещающих летнюю досуговую площадку (постоянный контингент).
  • Активность и участие детей в мероприятиях (количество детей).
  • Устойчивый интерес ребят к игровой и творческой деятельности дворовых клубов.
  • Удовлетворенность детей мероприятиями летней досуговой площадки.

Литература

  1. Качалов Александр - Кроссворды и головоломки. - М, 2012.
  2. Качалов Александр - Кроссворды и головоломки. - М, 2013.
  3. Улева Елена - 100 увлекательных игр для здоровья вашего ребёнка. М, 2013.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
  5. Рассел Кен, Филип Картер. Хитроумные головоломки. – М., 2007.
  6. Учимся. Читаем. Играем. Выпуски 2006, 2007.
  7. Фирсова Волохов А. В., Мирошкина И.И. Команда нашего двора. – Нижний Новгород, 2006.
  8. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». – М., 2005.
  9. Сухин И. Игры с буквами и словами. Любимые сказки в кроссвордах, играх, загадках. –  М., 1998.
  10. Сухин И. Игры с буквами и словами. Шарады. Анаграммы. – М., 1998.

Приложение 1

Анкета

(первый день смены)

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь на нашей площадке более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

– Твои первые впечатления от посещения летней площадки?

– Что ты ждешь от посещения летней площадки?

– Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь  на площадке интересной и радостной для всех?

– В каких делах ты хочешь участвовать?

– Что тебе нравиться делать?

– Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

– Кто твои друзья на летней площадке?

– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел  на площадку, потому, что………………………………………

Я не хочу, чтобы……………………………………………………………

Я хочу, чтобы…………………………………………………………………

Я переживаю, что………………………………………………………

Пожалуйста, напиши также:

Имя…………………….. Фамилия………………………………

Анкета

 (последний день смены):

  1. Вариант

Что ты ожидал (а) от летней площадки?

Что тебе понравилось на летней площадке?

Что тебе не понравилось?

Изменился (ась) ли ты за время пребывания на площадке?

Если изменился (лась), то, что с тобой произошло?

Кто из ребят, с твоей точки зрения, изменился больше всего?

Какие из мероприятий площадки оказали наибольшее влияние на тебя?

На всех?

Было ли скучно на площадке?

Что из того, что ты получи (а) на площадке, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?

Что бы ты хотел (а) пожелать себе?

Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?

Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?

 Самое важное событие на площадке?

Было или оно?

  1. Вариант

Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.

– Что было самым важным для тебя?: ________________

– Что нового ты узнал про себя?

– Что изменилось в тебе?

– Можно ли сказать, что ты чему-то научился на площадке?

Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать “спасибо” (постарайся выбрать трех самый важных для тебя людей из лагеря)

СПАСИБО!за________________________(КОМУ?)______________

СПАСИБО!за_________________________(КОМУ?)______________

СПАСИБО!за_______________________(КОМУ?)__________________

Закончи предложения:

Я рад, что …………………………………………………………..

Мне жаль, что………………………………………………………

Я надеюсь, что………………………………………………………

Твое имя, фамилия и автограф на память __________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа летней - оздоровительной работы "Солнечное лето"

ПРОГРАММАлетней оздоровительно-досуговой работы «СОЛНЕЧНОЕ ЛЕТО»  Программа рассчитана на детей:      с 7 до 18лет       (Срок реализации:  июнь – ав...

Программа летеней досуговой площадки "Лето перемен"

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий созданию  необходимых условий для организации содержательного отдыха детей. Ритм современной жизни дикту...

Программа летней досуговой площадки "Творческая мастерская"

Досуговая площадка открыта в МОУ ЦДТ "Горизонт" в летний период в июле месяце и работает ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 09.00 до 13.00....

Программа летнего досугового клуба "Кондинский Арт-пленэр"

Данная методическая  разработка представляет интерес для педагогов, занимающихся организацией летнего отдыха детей....

КРАТКОСРОЧНАЯ ДОСУГОВО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ (ОЧНОЙ) СЕССИИ ХАБАРОВСКОЙ КРАЕВОЙ ЗАОЧНОЙ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Пояснительная запискаТалантливые дети являют собой бесценное  национальное достояние, составляют тот ресурс, из которого формируется интеллектуальная элита общества. На современном этапе решение ...

«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ» лето 2020

Каникулы – это и время отдыха, и период значительного расширения практического опыта ребёнка, творческого освоения новой информации, её осмысления, формирования новых умений и способностей, жизн...

ПРОГРАММА пришкольной летней досуговой площадки «Зарница»

Программа направлена на социализацию детей, развития стержневых качеств личности гражданина и патриота через включение в активную общественно значимую и личностно-ориентированную деятельность. Програм...