Интеллект-шоу «Умники и умницы» (по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль")
методическая разработка (8 класс)

Стратий Елена Николаевна

Внеклассное мероприятие в 8 классе  по литературе. Тема: комедия Д.И.Фонвизина. Форма проведения: интеллект-шоу «Умники и умницы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy_fonvizin.doc60 КБ
Office presentation icon intellektualnaya_igra.ppt701 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 8 классе  по литературе.

Учитель: Стратий Е.Н., МОУ Каменская СОШ.

Тема: комедия Д.И.Фонвизина.

Форма проведения: интеллект-шоу «Умники и умницы».

Цель: формирование внимательного отношения к художественной детали и её роли в идейно-образной структуре произведения.

Оформление кабинета:

1) Портрет Д.И. Фонвизина

2) Доска: портрет; эпиграф: «…там в стары годы,

                                       Сатиры смелой властелин,

                                       Блистал Фонвизин, друг свободы…»

        (А.С.Пушкин);

    слова: агон (состязание, состязание), ареопаг (жюри).

3) Стенд с иллюстрациями персонажей  комедии Фонвизина.

4) Три дорожки (цветной скотч) красного, зеленого и желтого цветов.

5) Стол для высокого ареопага, головные уборы для них.

6) Ордена «Умника» и «Умницы».

Техническое обеспечение:

1.Телевизор, видеомагнитофон для демонстрации отрывка из видеофильма о жизни и творчестве писателя.

2.Аудимагнитофон.

3.Экран для демонстрации иллюстраций персонажей комедии.

План мероприятия:

I. Вступительное слово учащегося о жизни и творчестве Фонвизина (домашнее задание).

        II. Видеоматериал.

       III. Объяснение правил игры.

       IV. Проведение викторины.

        V. Подведение итогов.

       VI. Парад героев.

      VII. Постановка сцен из комедии.

Ход мероприятия.

I.Вступительное слово.

II. Видеоматериал.

III.Объяснение правил игры.

Викторина состоит из трех агонов, в ходе которых из 9 агонистов в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя.

В случае если агонист затрудняется ответить либо его ответ неверен, ведущий обращается к теоретикам (из числа зрителей).

Перед тем как агонисты начнут соревноваться, ведущий произведет между ними розыгрыш дорожек, предварительно объяснив следующее:

красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего лишь на два вопроса. Однако, избрав красную дорожку, агонист подвергает себя наибольшему риску – он не имеет права на ошибку;

на желтой дорожке участника викторина ожидают три вопроса, зато здесь допустима одна неточность в ответе;

зеленая дорожка длиннее предыдущих – ведущий задает агонисту четыре вопроса. Тем не менее у зеленой дорожки есть своё преимущество: здесь дважды можно ошибиться.

Судит состязание Высокий ареопаг.

 IV. Проведение викторины.

Для проведения каждого агона вызываются по три участника, зачитывают домашнее сочинение о «Трех законах».

Высокий ареопаг оценивает качество выполнения задания и распределяет места, в соответствии с решением агонистам предоставляется право выбрать дорожки.

После того как розыгрыш дорожек завершен, ведущий приступает к распределению ролей. Поочередно обращаясь к участникам викторины, начиная с агониста, избравшего зеленую дорожку, он предлагает ребятам «узнать» себя, то есть угадать имена тех персонажей, в которых им предстоит перевоплотиться в продолжение состязания. Роли распределены, и агонисты вступают в борьбу. Победившие в агоне выходят в финал.

Первый агон.

Зеленая дорожка.

Согласно замыслу Фонвизина, вы – главное лицо комедии, грубая и необузданная натура. У вас нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства. Считаете крепостных людей своей полной собственностью. Невежественны, враждебно относитесь к просвещению. Вы себя узнали?

(Госпожа Простакова).

  1. Госпожа Простакова! Расскажите подробнее о ваших родителях.
  2. Госпожа Простакова! По мнению автора, вы невежественны, враждебно относитесь к просвещению. Как относились к образованию в вашей семье? («Без наук люди живут и жили»).
  3. Вы деспотичны и грубы к своим крепостным. Не припомните ли, как вы называете своих крепостных в минуты ярости? («Бестия», «старая хрычовка», «воровская харя», «скот», «собачья дочь» и т.д.).
  4. Но иногда вы ведете себя заискивающе, льстиво. К кому вы обращаетесь со словами: «Гость наш бесценный! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе». (Стародум)
  5. Продолжите фразу: «Одна моя забота, одна моя отрада - …» (Митрофанушка)

Желтая дорожка.

Вы -  шестнадцатилетний подросток, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян. По мнению Софьи «достиг уже последней степени своего совершенства и далее не пойдет».

 (Митрофан)

  1. Что обозначает ваше имя? (Греч. – похожий на мать, являющий свою мать)
  2. Каковы ваши основные занятия? Не припомните ли, какой однажды сон вы увидели?
  3. Похвастайтесь своими познаниями в грамматике. Вот эта дверь «прилагательна или существительна»? (Эта «прилагательна», потому что она приложена к своему месту).
  4. Не припомнишь ли ты, Митрофанушка, что ты предпочитаешь в еде? (Солонину, подовые пироги, булочки, квас)

Красная дорожка.

Вы – типичный представитель мелких помещиков-крепостников, выросли в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению, вы отличаетесь невежеством, умственной неразвитостью, хотя от природы сообразителен.

(Тарас Скотинин).

  1. Расскажите нам, что занимает все ваши мысли, чем вы интересуетесь. («Между свиньями я сам всех умнее»).
  2. В начале комедии госпожа Простакова обращается к вам с просьбой: «Хотя бы ты нас научил, братец-батюшка, а мы никак не умеем!.. Такая беда!». А чем просит вас сестра? («Мастер оброк собирать»).

Второй агон.

Зеленая дорожка.

Человек просвещенный и передовой. Воспитан в духе петровского времени. Глубокий патриот. Честная и полезная служба Отечеству – для него первая и священная обязанность дворянина. Кто вы?

(Стародум).

1.Расскажите о вашей карьере? (Военная служба, дружба с молодым графом, начало войны, граф получил чин, раненый Стародум обойден, взял отставку).

2.Сколько вам лет? («Мне на свете 60 лет»).

3. Уважаемый господин Стародум! Где вы были последнее время и чем занимались? Не будет ли секретом рассказать нам об этом? («Удалился на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя Отечества; где требуют денег от самой земли». В Сибири, заработал 10 тысяч рублей на приданое Софье).

4.Знакомо ли вам понятие «афоризм»? Продолжите свои слова: «Имей сердце, имей душу -…». (Краткое, меткое изречение; «… и будешь человеком во всякое время»).

5.Фонвизин заканчивает свою комедию вашими словами. Не напомните нам, какими? И что они обозначают? («Вот злонравия достойные плоды!»).

Желтая дорожка. 

Вы – один из положительных героев с говорящей фамилией.

(Правдин).

1.Каковы ваши обязанности в доме Простаковых? (Чиновник-ревизор, имеющий полномочия отбирать у жестоких помещиков имения в опеку).

2.Ответьте Скотинину на вопрос: «Какой уроженец, государь мой? Где деревеньки?» («Я родился в Москве, ежели вам то знать надобно, а деревни мои в здешнем наместничестве»).

3.Какую услугу вы оказали госпоже Простаковой в начале комедии? (Прочитали письмо Стародума, адресованное Софье).

4.Продолжите свои слова: «Тиранствовать никто …». («…не волен»).

Красная дорожка. 

Офицер, возглавлявший отряд солдат, остановившихся на постой в деревне Простаковых.

(Милон).

1.Откройте нам тайну сердца своего. («Влюблен и имел счастье быть любимым. Полгода в разлуке с ней, её увезли родственники. Может быть, содержат её в тиранстве. От  одной этой мысли я вне себя»).

2.Как вы отреагировали на согласие Стародума отдать вам в жены Софью? («Мое счастье несравненно!» Целуя руку Софьи: «Вот минута вашего благополучия!»).

Третий агон. 

Зеленая дорожка.

В прошлом вы солдат, а сейчас преподаватель арифметики.

(Пафнутьич Цифиркин).

1.«Чем же ты питаешься?» - спрашивает у вас Милон, т.е. чем занимаешься. (В городе помогает приказным то «счетец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучаю». «Праздно жить не люблю»).

2.Сколько уже вы обучаете Митрофана? (Третий год).

3.Какие же задачи вы задаете Митрофану? («Шли трое, нашли сто рублей. По сколько разделили?», «Получаю за работу 10 рублей, а если бы добавили еще 10, сколько ж бы на год?»).

4.Продолжите свою пословицу: «Дела не делай,…» («…от дела не бегай»).

5.Почему вы не взяли денег от Стародума за работу в доме Простаковых? («Не возьму ничего. Он ничего не перенял… Не за что»).

Желтая дорожка. 

Ваше заявление: «Такой-то-де семинарист, из церковничьих детей, убоялся бездны премудрости, просит от нея об увольнении»).

(Сидорыч Кутейкин).

1.Каково ваше образование, господин Кутейкин? (Неоконченная семинария, «убоялся бездны премудрости»).

2.Чему же обучаете Митрофанушку? (Русской грамматике и чтению часослова).

3.За что вы хотите взять деньги у Стародума? («За полгода ученья, за обувь, что истаскал в три года, за простой, что сюда прибредешь, бывало, по-пустому, за…»).

4.Какая черта вашего характера является отличительной? Докажите. (Хитрость, жадность к деньгам).

Красная дорожка.

Учитель Митрофана, плохо говорящий по-русски. Представьтесь, пожалуйста.

(Адам Адамыч Вральман).

1.Чему вы обучали Митрофана? (Французскому и другим наукам).

2.У кого вы служили раньше? Сколько лет и кем? (У Стародума был 3 года кучером).

Финал (материал на слайдах).

1. Конкурс красноречия.

Объясните смысл высказывания Стародума: «Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель так же своих завистников имеет».

2. Выбрать одно из названий, ответить на вопрос.  

   1)Д.И.Фонвизин.

   2)Комедия «Недоросль».

   3)Классицизм.

      1) Назовите основные жанры творчества Фонвизина?

    (комедии, послания, басни, эпиграфы, статьи)

      2) Главные темы комедии «Недоросль».

    (тема крепостного права, тема отечества и службы, тема воспитания, тема нравов            придворного дворянства).

      3) Назовите основные черты классицизма в комедии.

  (правило трех единств – времени, места, действия; «говорящие» фамилии; 5 действий).

3. Выбрать год, определить, что она значит в жизни Д.И. Фонвизина.

      1) 1782

      2) 1745

      3) 1792

  (написание комедии, год рождения, год смерти).

V. Подведение итогов.

VI. Парад героев.

Образы, созданные великим сатириком, живут на сцене и сейчас. Смех и отвращение у человека вызывают невежественный и грубый крепостник Скотинин, жестокая помещица Простакова (Правдин недаром называет её «презлой фурией»), неуч и лентяй Митрофанушка. Сегодня нашему вниманию предстанут театрализованные  отрывки из комедии «Недоросль». Но сначала познакомимся с действующими лицами: госпожа Простакова…*

VII. Постановка сцен из комедии.

Итак, начинаем. Встречайте наших актеров.

Первая сцена – III действие, 7 явление.

Вторая сцена – VI действие, 8 явление.

Третья сцена – V действие, явление последнее.

   

*С.Ф.Кулешова. «Когда кончаются уроки…» (из опыта внеклассной работы по литературе), «Народная Асвета», Минск, 1976, стр. 135-136.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра

Слайд 2

Денис Иванович Фонвизин

Слайд 3

"Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелой властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы…" А.С. Пушкин

Слайд 4

«Умники и умницы» I агон

Слайд 5

«Умники и умницы» II агон

Слайд 6

«Умники и умницы» III агон

Слайд 7

«Умники и умницы» Финал

Слайд 8

"Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет." (Стародум) .

Слайд 9

1. Д. И. Фонвизин 2. Комедия «Недоросль» 3. Классицизм

Слайд 10

1. Назовите основные жанры творчества Д. И. Фонвизина. 2. Главные темы комедии «Недоросль». Назовите основные черты классицизма в комедии.

Слайд 11

Даты в жизни Д.И. Фонвизина 1. 1782 2. 1745 3. 1792


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Умники и умницы в банковском деле

Внеклассное мероприятие проведённое в рамках недели математики для старш...

Игра "Умники и умницы"

Игра  по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

Игра "Умники и умницы"

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...

Викторина "Умники и умницы" (по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума")

Викторина для обучающихся 9 класса по комедии А. Грибоедова " Горе от ума"...