ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Природа и мы»
рабочая программа по экологии на тему
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 144 учебных часов на учебный год (по 4часа в неделю).
На второй ступени обучения с 6 класса ребята имеют возможность продолжить заниматься по программе экологического клуба «Природа и мы»- трехгодичный курс обучения под руководством этого же педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_ekolog.docx | 52.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Новомалыклинский районный центр внешкольной работы
«Алые паруса»
ПРИНЯТО протокол № ____ | «УТВЕРЖДЕНО» «Алые паруса» |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«естественно-научной направленности»
«Природа и мы»
«Возраст обучающихся: 8-11 лет» |
Автор-составитель: Попова Марина Владимировна, педагог дополнительного образования |
Село Нижняя Якушка, 2017г.
Пояснительная записка
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.
Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 144 учебных часов на учебный год (по 4часа в неделю).
На второй ступени обучения с 6 класса ребята имеют возможность продолжить заниматься по программе экологического клуба «Природа и мы»- трехгодичный курс обучения под руководством этого же педагога.
Актуальность программы.
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно- нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Переходя на вторую ступень обучения в 6 классе ребята могут продолжить заниматься в следующем объединении дополнительного образования «Природа и мы» по другой программе, но под руководством этого же педагога.
Формирование новой для человечества экологической культуры – трудная и длительная задача, связанная с необходимостью проведения планомерной, кропотливой и разносторонней работы по воспитанию личной и коллективной ответственности за «экологическую» судьбу своего села, города района, страны и всей биосферы.
Без системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения населения нельзя решить данную проблему. Базовыми в данной системе непрерывного экологического просвещения должны стать дошкольные и школьные учреждения, в которых закладывается мировоззрение и культура поведения подрастающего поколения, т.е. будущих творцов жизни. Именно школьным учреждениям отводится решающая роль в деле формирования общечеловеческой культуры, так как главная цель их деятельности – воспитание полезного для общества человека, разумно сочетающего свои личные интересы с интересами общества и нацеленного на сохранение благоприятной жизни окружающей среды для себя и будущих поколений.
Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.
Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне неё. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.
Следует отметить, что формирование экологической культуры младших школьников происходит в едином сочетании перечисленных выше направлений. Так, например, при изучении какого – либо объекта природы или явления, мы не только формируем знания школьника, но и пробуждаем проявление положительных эмоций, качеств личности (сострадания , милосердия, эмпатии и др.); побуждаем ребёнка к практическим действиям, приносящим пользу природе и т.д.
Новизна и особенность авторской образовательной программы.
При составлении программы работы объединения преследовалась цель непрерывного школьного экологического образования – формирование у учащихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу родной природы.
Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.
Тематика занятий во многом определяется сезоном года.
Каждое занятие состоит из двух частей:
- Первая, из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранительных и нравственных понятий, а также коррекция, развитие экологических установок личности, преодоление антропологического прагматического отношения к природным объектам – эта цель реализуется виде проведения вначале занятия эколого-психологического тренинга или чтения учителем экологической сказки.
- Вторая, вносит элемент занимательности, повышая активность ребенка - это конкурсы, викторины, мини-спектакли, загадки, рисование по теме и др.
Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы клуба “Юный эколог” — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий была включена информация о состоянии природы родного села, района и области.
Таким образом, основным методом краеведческой работы школьников, в клубе будет являться наблюдение, а так же описание, коллекционирование, “фотосъемка в природе” (фотосъемка птиц, пейзажей), исследование, проектный метод.
Оригинальность, увлекательность и жизненная важность сообщаемых экологических знаний также способствуют повышению личной заинтересованности учащихся не только в изучении теоретического материала, но и проведении практических работ, нацеленных на оздоровлении экологической обстановки в школе, дворе, улице, прилегающих водных, лесных и других экосистем. Большое внимание уделяется выработке у учащихся активной жизненной позиции, основанной на экологических знаниях и экологическом мировоззрении.
Вместе с тем, ввиду сложившейся экологической ситуации в стране и мире программа максимально направлена на осуществление экологического образования школьников, развитие у них экологической культуры.
Цель: формирование экологической культуры младших школьников в процессе работы в объединении дополнительного образования «Юный эколог», вовлечение их в природоохранную деятельность и создание системы взаимодействия учащихся 1 и 2 ступени обучения.
В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:
- - углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;
- - формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
- - воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.
- -формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;
- -вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды.
Условия реализации программы:
- Образовательное учреждение;
- Школьное научное общество учащихся (ШНОУ) с углубленным изучением биологии, географии, экологии;
- Группа учащихся должна включать 15 человек;
- Возраст детей 8-11 лет обоего пола, любой национальности;
- Исследования и наблюдения проводятся в природе, кабинете биологии и на пришкольном участке;
- Добровольность, первоочередную возможность заниматься в КДО имеют дети из неблагополучных семей, из малообеспеченных и многодетных семей, дети стоящие на учете в ПДН и из «группы риска»;
- Взаимоуважение;
- Индивидуальный поход;
- Учет возрастных особенностей;
- Научность и доступность;
- Последовательность;
- Срок реализации программы 1 год;
- Количество занятий- 2 раза в неделю, 144 часа в год;
- Занятия должны проходить в светлом, просторном, хорошо проветриваемом помещении.
Ресурсное обеспечение:
Кадровое- руководитель объединения дополнительного образования;
Финансовое обеспечение- за счет средств местного бюджета;
Структура взаимодействия- Директор школы- замдиректора по УВР- старшая вожатая- руководитель ОДО
Формы подведения итогов и контроля
Итоговый контроль приобретенных знаний, умений и навыков осуществляется путем проведения олимпиад, защиты исследовательских проектов, результатов городских, областных и Всероссийских конкурсов и конференций.
Для обучения по авторской программе «Юный эколог» педагогом разрабатываются «Индивидуальные маршруты»:
- для особо одаренных детей;
- для детей, требующих особого отношения к ним в связи с их психофизиологическим состоянием;
- для детей, проявляющих повышенный интерес к какому-либо определенному направлению, или виду деятельности по программе;
- для детей, желающих участвовать в проведении научных исследований;
- для детей, обладающих определенными умениями и навыками по смежным направлениям деятельности и др.
Этапы педагогического контроля:
№ п\п | Какие знания, умения и навыки контролируются | Форма подведения итогов | Сроки |
1 | Умение выполнять практические работы. | Экскурсии, проекты | В течение года |
2 | Навыки поведения в природе | Составление правил | Во время экскурсий |
3 | Умение раскрывать экологические понятия | Тестирование | По итогам изучения темы |
4 | Знания редких и исчезающих видов животных и растений | Викторина | по итогам изучения темы |
5 | Знание терминов, понятий. | Самостоятельная работа | По мере необходимости |
Средства работы:
- компьютер;
-мультимедиа проектор;
- другие ТСО;
- методические разработки;
- литература, методические пособия;
- объекты живой и неживой природы.
Ожидаемые результаты
Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды края в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений на своей малой Родине, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.
К концу года обучения должны знать:
-красно книжных представителей растительного и животного мира Ульяновской области, встречающихся в окрестностях с.Нижняя Якушка;
-основные правила поведения в природе;
-основные среды жизни, приспособленность живых организмов к различным средам жизни;
Должны уметь:
-проводить фенологические наблюдения;
-проводить простейшие исследования в природе;
-проводить определение различных видов животных и растений;
-проводить наблюдения за приспособленностью живых организмов к определенной среде обитания;
-ставить простейшие опыты и делать выводы.
Учебный план
№ | Раздел | Теоретическая часть | Практическая часть | всего | Формы контроля |
Природа вокруг нас. | 6 | 12 | 18 | Конкурс поделок из природного материала | |
Экология и жизнь. | 28 | 6 | 34 | Составление правил поведения в природе | |
Экомониторинг. | 5 | 27 | 32 | школьные проекты, изготовление эколого - информационных стендов | |
Охранять и защищать. | 3 | 15 | 18 | Участие в конкурсах скворечников, кормушек, презентаций и т.д. | |
Театр экологических знаний. | 10 | 16 | 26 | экологические конкурсы, викторины, КВН-ы. | |
Подготовка и проведение праздников | 9 | 7 | 16 | Экологические праздники | |
Итого: | 61 | 83 | 144 |
Основные направления и содержание программы.
Краткое описание разделов:
- Природа вокруг нас. В данном разделе предполагается изучение природных комплексов недалеко от школы и изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Основная работа по данной теме – создание школьных уголков природы, создание и обновление которых, позволит каждому учащемуся прикоснуться к удивительному миру природы. Создание поделок, гербариев из природного материала, позволят развить творческие способности детей. Также данный раздел предполагает осмысление накопленного материала.
- Экология и жизнь. В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном разделе освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии Ульяновской области и своего села. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе, узнают о редких и исчезающих растениях и животных Ульяновской области, особо охраняемых территориях Ульяновской области.
- Экомониторинг. Занятия по данной теме включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса детей к изучению природы города, получить информацию о состоянии природных территорий Ульяновской области. Результат школьного мониторинга – это выставки, посвященные природе, школьные проекты, изготовление эколого - информационных стендов, поздравительные открытки к экологическим праздникам, листовки с призывами к людям, составление правил поведения.
- Охранять и защищать. Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и операции:
«День птиц»– время возвращения птиц на гнездование из мест зимовок. Для привлечения пернатых в этот день сколачиваются скворечники и искусственные гнездовья, проводятся викторины и конкурсы. «Помоги птицам зимой»- устанавливаются кормушки для птиц, информационные щиты о птицах. Данный раздел включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Данный раздел познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций, с работой экологической милиции.
- Театр экологических знаний. Данный творческий раздел поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал. В этом разделе предусматриваются экологические конкурсы, викторины, КВН-ы.
- Подготовка и проведение праздников. Занятия по данному разделу помогут учащимся быть в курсе основных событий и знаменательных дат, связанных с экологическими проблемами страны и мира в целом. Данный раздел познакомит учащихся с историей образования ведущих экологических дат. К основным датам данного календаря будет организован кинолекторий – это демонстрация видеосюжета с познавательными комментариями по данной дате календаря.
Методическое обеспечение программы КДО «Юный эколог»
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе
- работа с учебной и художественной литературой;
- подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;
- работа с использованием компьютерных программ; техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;
- работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
- практические занятия по изготовлению поделок из природного материала, кормушек, домиков для птиц, листовок;
- общешкольные мероприятия по экологии;
- участие в природоохранных акциях;
- экскурсии и походы.
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
иллюстрационный и демонстрационный материал:
- карты Ульяновской области и Новомалыклинского района, план села Н. Якушка, план леса в окрестностях с.Н.Якушка;
- гербарный материал «Лишайники», «Водоросли», «Хвощи. Папоротники. Мхи», «Голосеменные растения», «Покрытосеменные растения»;
- коллекции «Насекомые», «Раковины моллюсков».
- иллюстрации растений и животных, обитающих в Ульяновской области.
раздаточный материал:
- инструктивные карты проведения исследования;
- карточки с заданиями;
- гербарный материал, коллекции животных.
материалы для проверки освоения программы:
- тесты по разделам программы;
- кроссворды;
- ребусы;
-чайнворды.
При проведении занятий необходимо использовать групповые и индивидуальные инструктивные карты проведения исследований в лаборатории и в природе, что обеспечивает индивидуальный подход к обучению, приучает детей к самостоятельной работе, стимулирует познавательную активность учащихся.
Педагог должен создавать атмосферу радости, удовлетворения, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность в получении новых знаний и умений.
В учебно-воспитательном процессе обязательным компонентом являются экскурсии в естественные и искусственные экосистемы, краеведческие музеи, промышленные предприятия. Важную роль играют и воспитательные мероприятия, фестивали, конференции, конкурсы, олимпиады, защиты исследовательских работ и проектов.
Календарно- тематический план.
№ | дата | Время проведе- ния | Форма занятия | тема | Коли-чество часов | Место проведения | Форма контроля |
сентябрь | |||||||
Учебное занятие | Организационное занятие | 2 | Кабинет химии | Конкурс рисунков «Природа вокруг нас» | |||
Учебное занятие | Распределение ролей. Введение символики, правил. | 2 | Кабинет химии | Составление символики и правил поведения в ОДО | |||
Практическое занятие | Формирование и открытие экологической почты. -Информационное письмо для всех учащихся школы, родителей. | 2 | Кабинет химии | Составление информационного письма | |||
Праздник | Утренник «Мир вокруг нас» | 2 | Актовый зал | Участие в утреннике | |||
Практическое занятие | Сбор семян на пришкольном участке | 2 | Пришкольный участок | Соревнование «Кто больше соберет «детишек» растений» | |||
Практическое занятие | Путешествие по экологической тропинке (I часть). | 2 | Пришкольный участок | Составление отчета путешествия | |||
Праздник | Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет. | 2 2 | Актовый зал | Участие в празднике и конкурсах. | |||
октябрь | |||||||
8 | Праздник | День работников лесного хозяйства | 2 | Кабинет химии | Оформление поздравительных открыток работникам лесного хозяйства | ||
9 | экскурсия | Экскурсия «Удивительное рядом». Фенологические наблюдения «Осенние явления». | 2 | Сельский парк | Ведение фенологического календаря природы | ||
10 | праздник | Праздник День журавля | 2 | Кабинет химии | Участие в празднике | ||
11 | Практическое занятие | Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц). | 2 | Пришкольны й участок | Конкурс «Кто больше соберет корма птахам» | ||
12 | игра | Игра-путешествие «По лесным тропинкам». | 2 | Кабинет химии | Участие в игре-путешествии | ||
13 | Учебно-практическое занятие | Письма – сочинения «На всей земле нет краше уголка, где я родился» | 2 | Кабинет химии | Конкурс сочинений | ||
14 | Практическое занятие | Операция «Малые водоёмы» (рейд на местный пруд). | 2 | Пруд | Участие в экологической операции | ||
15 | праздник | Утренник «В гостях у жителей подводного царства». | 4 | Кабинет химии | Участие в утреннике | ||
ноябрь | |||||||
16 | игра | Игра-конкурс «Неизведанный мир природы». | 2 | Кабинет химии | Участие в игре-конкурсе | ||
17 | Учебно-практическое занятие | Новогодняя почта. Листовки. (предупреждение бездумной вырубки деревьев ради новогодних праздников). | 2 | Кабинет химии | Изготовление листовок | ||
18 | Практическое занятие | Экологическая акция «Помоги деревьям» (подгрести снег, чтоб не вымерзли). | 2 | Пришкольный участок | Участие в экологической акции | ||
19 | викторина | Викторина «Что растет в моем краю». Работа над проектом «Мое дерево». | 4 | Кабинет химии | Защита проектов | ||
20 | Практическое занятие | Экологическая акция «Каждой пичужке- кормушку» | 4 | Кабинет химии | Конкурс кормушек | ||
21 | Учебное занятие | Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму» | 2 | Кабинет химии | тестирование | ||
22 | Учебно-практическое занятие | -Экологический урок «Храм природы». -Изготовление книги «Мир птиц» | 2 2 | Кабинет химии | Конкурс самодельных книжек «Мир птиц» | ||
декабрь | |||||||
23 | Учебно-практическое занятие | Обращение к Человеку от имени птиц с призывом о помощи - подкормке. | 2 | Кабинет химии | Конкурс листовок | ||
24 | Практическое занятие | Операция «Птичья столовая» изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. | 2 | Пришкольный участок, сельский парк | Конкурс фотографий «Гости моей кормушки» | ||
25 | экскурсия | Экскурсия «Следы. Фенологические наблюдения.» | 2 | Смешанный лес на окраине села | Отчет об экскурсии | ||
26 | викторина | Викторина «Краса Земли родной – цветы» | 2 | Кабинет химии | Участие в викторине и конкурсе рисунков. | ||
27 | Практическое занятие | Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему:«Как прекрасен наш мир!». | 2 | Кабинет химии | Общая настенная газета | ||
27 | Учебно-практическое занятие | -Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями. | 4 | Кабинет химии | Конкурс рассказов «Мой зеленый друг» | ||
29 | Практическое занятие | Опыт «Волшебница вода». | 2 | Кабинет химии | Оформление результатов опыта | ||
январь | |||||||
30 | игра | -КВН «Что мы знаем о растениях» | 4 | Кабинет химии | Участие в КВН | ||
31 | Учебно-практическое занятие | -Составление правил поведения в природе, изготовление экологических знаков. Операция «Домик для птиц» | 2 | Кабинет химии | Составление правил поведения в природе | ||
32 | Учебное занятие | Краснокнижные растения Ульяновской области | 2 | Кабинет химии | Участие в викторине | ||
33 | Практическое занятие | Изготовление книжек – малышек «Берегите растения!» | 2 | Кабинет химии | Конкурс книжек- малышек | ||
34 | Учебное занятие | Краснокнижные животные Ульяновской области | 2 | Кабинет химии | Участие в викторине | ||
35 | Практическое занятие | Создаем Красную книгу села Нижняя Якушка | 2 | Кабинет химии | Общая Красная книга села Нижняя Якушка | ||
36 | конкурс | -Занятие-конкурс «Четвероногие друзья» | 2 | Кабинет химии | конкурс «Четвероногие друзья» | ||
февраль | |||||||
37 | Учебно-практическое занятие | Что где растет? Кто где живет? В пещерах, дуплах и берлогах. | 2 | Кабинет химии | викторина | ||
38 | Учебно-практическое занятие | Что где растет? Кто где живет? На деревьях. | 2 | Кабинет химии | Разгадывание кроссворда | ||
39 | Учебно-практическое занятие | Что где растет? Кто где живет? В чужих домах. | 2 | Кабинет химии | викторина | ||
40 | Учебно-практическое занятие | Что где растет? Кто где живет? В опавшей листве. | 2 | Кабинет химии | Составление коллажа | ||
41 | Учебно-практическое занятие | Что где растет? Кто где живет? На речном берегу. | 2 | Кабинет химии | Составление апликации | ||
42 | Учебно-практическое занятие | Что где растет? Кто где живет? В воде. | 2 | Кабинет химии | Составление коллажа | ||
43 | Учебно-практическое занятие | Что где растет? Кто где живет? В лесах и степях. | 2 | Кабинет химии | викторина | ||
44 | Учебно-практическое занятие | Что где растет? Кто где живет? Под землей. | 2 | Кабинет химии | Кроссворд | ||
март | |||||||
45 | Учебно-практическое занятие | Что где растет? Кто где живет? В воздухе. | 2 | Кабинет химии | викторина | ||
46 | Практическое занятие | Поздравление родной планеты с Днём Земли | 2 | Кабинет химии | изготовление праздничных открыток с текстом -поздравлением | ||
47 | викторина | Викторина о первоцветах | 2 | Кабинет химии | викторина | ||
48 | Практическое занятие | Как продлить жизнь растений | 2 | Кабинет химии | Опыт со срезанными ветками | ||
49 | Учебное занятие | Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране.» Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране. | 2 | Сельская библиотека | Беседа | ||
50 | игра | Лес – наш зеленый друг | 2 | Кабинет химии | Игра-путешествие «По лесным тропинкам». | ||
51 | Практическое занятие | Операция «Берёзка». . | 2 | Сельский парк | Очистка сельского парка от мусора | ||
52 | игра | Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека. | 2 | Кабинет химии | Настольная игра | ||
апрель | |||||||
53 | праздник | Праздник «Птицы- наши друзья» | 2 | Актовый зал | Участие в празднике | ||
54 | Практическое занятие | Операция «Подснежник». | 2 | Кабинет химии | Конкурс листовок | ||
55 | Практическое занятие | Письма к Красную книгу. | 2 | Кабинет химии | Выставка писем | ||
56-57 | Практическое занятие | Операция «Зеленый дом» | 2 | Пришкольный участок | Озеленение школьного двора. | ||
58 | Практическое занятие | Красная книга нашего села | 2 | Кабинет химии | Составление кроссворда | ||
59 | Учебно-практическое занятие | Памятники природы Ульяновской области | 2 | Кабинет химии | Составление правил поведения | ||
60 | Учебно-практическое занятие | Утиное озеро- памятник природы Новомалыклинского района. | 2 | Кабинет химии | Составление правил поведения | ||
май | |||||||
61 | экскурсия | Наши лесные озера — озеро Атаган, озеро Барсук | 2 | Лес в окрестностях с.Н.Якушка | Экскурсия на лесное озеро (отчет) | ||
62 | игра | Экологическая игра «Пестрый мир насекомых». | 2 | Кабинет химии | Конкурс рисунков | ||
63 | экскурсия | Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения. | 2 | Луг на окраине с.Н.Якушка | Отчет об экскурсии | ||
64 | экскурсия | Путешествие по экологической тропинке (II часть). Лекарственные растения. | 2 | Лесная опушка | Отчет об экскурсии | ||
65 | Итоговое занятие | Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора. | 2 | Кабинет химии | Защита проектов | ||
Итого: | 144 |
Список литературы
Для учителя:
- Кривошеев В.А. Кадастр фауны и рептилии Ульяновской области. Экология и охрана/В.А.Кривошеев.- Ульяновск: Издательская группа «Артишок» 2008.- 228с
- Школьный экологический мониторинг Т. Я. Ашихмина М.: Агар 2002г. – 385с.
- Лабораторный практикум по экологии М.: 1986г.
- Экологическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие.- Казань: РИЦ «Школа», 2004.- 104с
- Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях/А.Ю.Тихонова, П.И.Волкова.- Ульяновск: УИПКПРО. 2007
- В.В. Балабанова, Т.А.Максимцева. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ Сост. В.В. Балабанова, Т.А.Максимцева.-Волгоград: Учитель, 2003.-103с.
- Благовещенский В.В. и др. Редкие и исчезающие растения Ульяновской области/ В.В. Благовещенский, Н.С.Раков, В.С.Шустов.- Саратов: Приволжс.кн.изд-во, 1989- 96с.
- Коробцова З.В. Сохрани растение.- 2-е изд. Доп., перераб.- Саратов: Приволжс.кн.изд-во (Ульян. Отд-ние), 1984.-152с., ил.
- Петров В.В. Рассказы о лесных растениях. Изд-во Московского университета. 1970.-127с.
- Волкова П.И. Люблю тебя, мой край родной: Хрестоматия по географии/ Методическое пособие.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.-116с.
Для обучающихся:
- Фабр П. Популярная экология. М., Мир,1971
- Гринева Е.А., Розано.ва А.А., Ак ишина И.А. Экологический букварь для маленьких Симбирян. -Ульяновск, 1999
- Абрахина И.Б. Позвоночные животные Ульяновской области/И.Б.Абрахина, В.Б.Осипова, Г.Н.Царев.- Ульяновск: Симбирская книга, 1993
- Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999
- Банников А.Г. Земноводные и пресмыкающиеся. М., Мысль, 1975
- Второв П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. М., Просвещение, 1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Программа направлена на формирование экологической культуры, устойчивых познавательных интересов к природе и к актуальным экологическим проблемам нашего региона. Её отличительная особенность состоит в...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Школа безопасности»
Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, напра...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Юный эколог»
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»
Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (да...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Моя экологическая грамотность»
Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экомир – центр экологических инициатив»
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экомир – центр экологических инициатив» направлена на формирование научных знаний об экологических ...