ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Природа и мы»
рабочая программа по экологии на тему

Попова Марина Владимировна

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 144 учебных часов на учебный год (по 4часа в неделю).

На второй ступени обучения с 6 класса ребята имеют возможность продолжить заниматься по программе экологического клуба «Природа и мы»- трехгодичный курс обучения под руководством этого же педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_ekolog.docx52.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Новомалыклинский районный центр внешкольной работы

«Алые паруса»

ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
от «__»_______20___ г.

протокол № ____

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МУ ДО Новомалыклинский РЦВР

 «Алые паруса»
_____________/ Л.Н. Бурмистрова
«__»__________20___г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«естественно-научной направленности»

«Природа и мы»

«Возраст обучающихся: 8-11 лет»
Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:

Попова Марина Владимировна,

педагог дополнительного образования

Село Нижняя Якушка, 2017г.

Пояснительная записка

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.

Программа одногодичного курса обучения составлена из расчета 144 учебных часов на учебный год (по 4часа в неделю).

На второй ступени обучения с 6 класса ребята имеют возможность продолжить заниматься по программе экологического клуба «Природа и мы»- трехгодичный курс обучения под руководством этого же педагога.

Актуальность программы.

Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно- нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Переходя на вторую ступень обучения в 6 классе ребята могут продолжить заниматься в следующем объединении дополнительного образования «Природа и мы» по другой программе, но под руководством этого же педагога.

Формирование новой для человечества экологической культуры – трудная и длительная задача, связанная с необходимостью проведения планомерной, кропотливой и разносторонней работы по воспитанию личной и коллективной ответственности за «экологическую» судьбу своего села, города района, страны и всей биосферы.

Без системы непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения населения нельзя решить данную проблему. Базовыми в данной системе непрерывного экологического просвещения должны стать дошкольные и школьные учреждения, в которых закладывается мировоззрение и культура поведения подрастающего поколения, т.е. будущих творцов жизни. Именно школьным учреждениям отводится решающая роль в деле формирования общечеловеческой культуры, так как главная цель их деятельности – воспитание полезного для общества человека, разумно сочетающего свои личные интересы с интересами общества и нацеленного на сохранение благоприятной жизни окружающей среды для себя и будущих поколений.

Экологическое воспитание младших школьников означает формирование у них экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе и вне неё. Цель формирования экологической культуры младших школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы, как в школе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе по предмету (с помощью кружков), по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, при формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.

Следует отметить, что формирование экологической культуры младших школьников происходит в едином сочетании перечисленных выше направлений. Так, например, при изучении какого – либо объекта природы или явления, мы не только формируем знания школьника, но и пробуждаем проявление положительных эмоций, качеств личности (сострадания , милосердия, эмпатии и др.); побуждаем ребёнка к практическим действиям, приносящим пользу природе и т.д.

Новизна и особенность авторской образовательной программы.

При составлении программы работы объединения преследовалась цель непрерывного школьного экологического образования – формирование у учащихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу родной природы.

Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.

Тематика занятий во многом определяется сезоном года.

Каждое занятие состоит из двух частей:

  • Первая, из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранительных и нравственных понятий, а также коррекция, развитие экологических установок личности, преодоление антропологического прагматического отношения к природным объектам – эта цель реализуется виде проведения вначале занятия эколого-психологического тренинга или чтения учителем экологической сказки.
  • Вторая, вносит элемент занимательности, повышая активность ребенка - это конкурсы, викторины, мини-спектакли, загадки, рисование по теме и др.

Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка школьного возраста с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы клуба “Юный эколог” — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий была включена информация о состоянии природы родного села, района и области.

        Таким образом, основным методом краеведческой работы школьников, в клубе будет являться наблюдение, а так же описание, коллекционирование, “фотосъемка в природе” (фотосъемка птиц, пейзажей), исследование, проектный метод.

Оригинальность, увлекательность и жизненная важность сообщаемых экологических знаний также способствуют повышению личной заинтересованности учащихся не только в изучении теоретического материала, но и проведении практических работ, нацеленных на оздоровлении экологической обстановки в школе, дворе, улице, прилегающих водных, лесных и других экосистем. Большое внимание уделяется выработке у учащихся активной жизненной позиции, основанной на экологических знаниях и экологическом мировоззрении. 

Вместе с тем, ввиду сложившейся экологической ситуации в стране и мире программа максимально направлена на осуществление экологического образования школьников, развитие у них экологической культуры.

Цель: формирование экологической культуры младших школьников в процессе работы в объединении дополнительного образования «Юный эколог», вовлечение их в природоохранную деятельность и создание системы взаимодействия учащихся 1 и 2 ступени обучения.

В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:

  • - углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;
  • - формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
  • - воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.
  • -формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;
  • -вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды.

Условия реализации программы:

  1. Образовательное учреждение;
  2. Школьное научное общество учащихся (ШНОУ) с углубленным изучением биологии, географии, экологии;
  3. Группа учащихся должна включать 15 человек;
  4. Возраст детей 8-11 лет обоего пола, любой национальности;
  5. Исследования и наблюдения проводятся в природе, кабинете биологии и на пришкольном участке;
  6. Добровольность, первоочередную возможность заниматься в КДО имеют дети из неблагополучных семей, из малообеспеченных и многодетных семей, дети стоящие на учете в ПДН и из «группы риска»;
  7. Взаимоуважение;
  8. Индивидуальный поход;
  9. Учет возрастных особенностей;
  10. Научность и доступность;
  11. Последовательность;
  12. Срок реализации программы 1 год;
  13. Количество занятий- 2 раза в неделю, 144 часа в год;
  14. Занятия должны проходить в светлом, просторном, хорошо проветриваемом помещении.

Ресурсное обеспечение:

Кадровое- руководитель объединения дополнительного образования;

Финансовое обеспечение- за счет средств местного бюджета;

Структура взаимодействия-  Директор школы- замдиректора по УВР- старшая вожатая- руководитель ОДО

Формы подведения итогов и контроля

Итоговый контроль приобретенных знаний, умений и навыков осуществляется путем проведения олимпиад, защиты исследовательских проектов, результатов городских, областных и Всероссийских конкурсов и конференций.

Для обучения по авторской программе «Юный эколог» педагогом разрабатываются «Индивидуальные маршруты»:

- для особо одаренных детей;

- для детей, требующих особого отношения к ним в связи с их психофизиологическим состоянием;

- для детей, проявляющих повышенный интерес к какому-либо определенному направлению, или виду деятельности по программе;

- для детей, желающих участвовать в проведении научных исследований;

- для детей, обладающих определенными умениями и навыками по смежным направлениям деятельности и др.

Этапы педагогического контроля:

№ п\п

Какие знания, умения и навыки контролируются

Форма подведения итогов

Сроки

1

Умение выполнять практические работы.

Экскурсии, проекты

В течение года

2

Навыки поведения в природе

Составление правил

Во время экскурсий

3

Умение раскрывать экологические понятия

Тестирование

По итогам изучения темы

4

Знания редких и исчезающих видов животных и растений

Викторина

по итогам изучения темы

5

Знание терминов, понятий.

Самостоятельная работа

По мере необходимости

Средства работы:

- компьютер;

-мультимедиа проектор;

- другие ТСО;

- методические разработки;

- литература, методические пособия;

- объекты живой и неживой природы.

Ожидаемые результаты

Изучив данную программу, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды края в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений на своей малой Родине, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.

К концу года обучения должны знать:

-красно книжных представителей растительного и животного мира Ульяновской области, встречающихся в окрестностях с.Нижняя Якушка;

-основные правила поведения в природе;

-основные среды жизни, приспособленность живых организмов к различным средам жизни;

Должны уметь:

-проводить фенологические наблюдения;

-проводить простейшие исследования в природе;

-проводить определение различных видов животных и растений;

-проводить наблюдения за приспособленностью живых организмов к определенной среде обитания;

-ставить простейшие опыты и делать выводы.

Учебный план

Раздел

Теоретическая часть

Практическая часть

всего

Формы контроля

Природа вокруг нас.

6

12

18

Конкурс поделок из природного материала

Экология и жизнь.

28

6

34

Составление правил поведения в природе

Экомониторинг. 

5

27

32

школьные проекты, изготовление эколого - информационных стендов

Охранять и защищать.

3

15

18

Участие в конкурсах скворечников, кормушек, презентаций и т.д.

Театр экологических знаний.

10

16

26

экологические конкурсы, викторины, КВН-ы.

Подготовка и проведение праздников

9

7

16

Экологические праздники

Итого:

61

83

144

 Основные направления и содержание программы.

Краткое описание разделов:

  1. Природа вокруг нас. В данном разделе предполагается изучение природных комплексов недалеко от школы и изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Основная работа по данной теме – создание школьных уголков природы, создание и обновление которых, позволит каждому учащемуся прикоснуться к удивительному миру природы. Создание поделок, гербариев из природного материала, позволят развить творческие способности детей. Также данный раздел предполагает осмысление накопленного материала.
  2. Экология и жизнь. В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном разделе освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии Ульяновской области и своего села. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе, узнают о редких и исчезающих растениях и животных Ульяновской области, особо охраняемых территориях Ульяновской области.
  3. Экомониторинг. Занятия по данной теме включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса детей к изучению природы города, получить информацию о состоянии природных территорий Ульяновской области. Результат школьного мониторинга – это выставки, посвященные природе, школьные проекты, изготовление эколого - информационных стендов, поздравительные открытки к экологическим праздникам, листовки с призывами к людям, составление правил поведения.
  4. Охранять и защищать. Данный раздел рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и операции:

«День птиц»– время возвращения птиц на гнездование из мест зимовок. Для привлечения пернатых в этот день сколачиваются скворечники и искусственные гнездовья, проводятся викторины и конкурсы. «Помоги птицам зимой»- устанавливаются кормушки для птиц, информационные щиты о птицах. Данный раздел включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Данный раздел познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций, с работой экологической милиции.

  1. Театр экологических знаний. Данный творческий раздел поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал. В этом разделе предусматриваются экологические конкурсы, викторины, КВН-ы.
  2. Подготовка и проведение праздников. Занятия по данному разделу помогут учащимся быть в курсе основных событий и знаменательных дат, связанных с экологическими проблемами страны и мира в целом. Данный раздел познакомит учащихся с историей образования ведущих экологических дат. К основным датам данного календаря будет организован кинолекторий – это демонстрация видеосюжета с познавательными комментариями по данной дате календаря.

 Методическое обеспечение программы КДО «Юный эколог»

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

  • групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в школе
  • работа с учебной и художественной литературой;
  • подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов;
  • работа с использованием компьютерных программ; техническое оснащение школы позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;
  • работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
  • практические занятия по изготовлению поделок из природного материала, кормушек, домиков для птиц, листовок;
  • общешкольные мероприятия по экологии;
  • участие в природоохранных акциях;
  • экскурсии и походы.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

иллюстрационный и демонстрационный материал:

- карты Ульяновской области и Новомалыклинского района, план села Н. Якушка, план леса в окрестностях с.Н.Якушка;

- гербарный материал «Лишайники», «Водоросли», «Хвощи. Папоротники. Мхи», «Голосеменные растения», «Покрытосеменные растения»;

- коллекции «Насекомые», «Раковины моллюсков».

- иллюстрации растений и животных, обитающих в Ульяновской области.

раздаточный материал:

- инструктивные карты проведения исследования;

- карточки с заданиями;

- гербарный материал, коллекции животных.

материалы для проверки освоения программы:

- тесты по разделам программы;

- кроссворды;

- ребусы;

-чайнворды.

        При проведении занятий необходимо использовать групповые и индивидуальные инструктивные карты проведения исследований в лаборатории и в природе, что обеспечивает индивидуальный подход к обучению, приучает детей к самостоятельной работе, стимулирует познавательную активность учащихся.

        Педагог должен создавать атмосферу радости, удовлетворения, соучастия детей в процессе восприятия материала и потребность в получении новых знаний и умений.

        В учебно-воспитательном процессе обязательным компонентом являются экскурсии в естественные и искусственные экосистемы, краеведческие музеи, промышленные предприятия. Важную роль играют и воспитательные мероприятия, фестивали, конференции, конкурсы, олимпиады, защиты исследовательских работ и проектов.

Календарно- тематический план.

дата

Время проведе-

ния

Форма занятия

тема

Коли-чество часов

Место проведения

Форма контроля

сентябрь

Учебное занятие

Организационное занятие

2

Кабинет химии

Конкурс рисунков «Природа вокруг нас»

Учебное занятие

Распределение ролей. Введение символики, правил.

2

Кабинет химии

Составление символики и правил поведения в ОДО

Практическое занятие

Формирование и открытие экологической почты.

-Информационное письмо для всех учащихся школы, родителей.

2

Кабинет химии

Составление информационного письма

Праздник

Утренник «Мир вокруг нас»

2

Актовый зал

Участие в утреннике

Практическое занятие

Сбор семян на пришкольном участке

2

Пришкольный участок

Соревнование «Кто больше соберет «детишек» растений»

Практическое занятие

Путешествие по экологической тропинке (I часть).

2

Пришкольный участок

Составление отчета путешествия

Праздник

Праздник «Золотая волшебница осень».

Конкурс на лучший осенний букет.

2

2

Актовый зал

Участие в празднике и конкурсах.

октябрь

8

Праздник

День работников лесного хозяйства

2

Кабинет химии

Оформление поздравительных открыток работникам лесного хозяйства

9

экскурсия

Экскурсия «Удивительное рядом».

Фенологические наблюдения «Осенние явления».

2

Сельский парк

Ведение фенологического календаря природы

10

праздник

Праздник День журавля

2

Кабинет химии

Участие в празднике

11

Практическое занятие

Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц).

2

Пришкольны й участок

Конкурс «Кто больше соберет корма птахам»

12

игра

Игра-путешествие «По лесным тропинкам».

2

Кабинет химии

Участие в игре-путешествии

13

Учебно-практическое занятие

Письма – сочинения «На всей земле нет краше уголка, где я родился»

2

Кабинет химии

Конкурс сочинений

14

Практическое занятие

Операция «Малые водоёмы» (рейд на местный пруд).

2

Пруд

Участие в экологической операции

15

праздник

Утренник «В гостях у жителей подводного царства».

4

Кабинет химии

Участие в утреннике

ноябрь

16

игра

Игра-конкурс «Неизведанный мир природы».

2

Кабинет химии

Участие в игре-конкурсе

17

Учебно-практическое занятие

Новогодняя почта. Листовки. (предупреждение бездумной вырубки деревьев ради новогодних праздников).

2

Кабинет химии

Изготовление листовок

18

Практическое занятие

Экологическая акция «Помоги деревьям» (подгрести снег, чтоб не вымерзли).

2

Пришкольный участок

Участие в экологической акции

19

викторина

Викторина «Что растет в моем краю». Работа над проектом «Мое дерево».

4

Кабинет химии

Защита проектов

20

Практическое занятие

Экологическая акция «Каждой пичужке- кормушку»

4

Кабинет химии

Конкурс кормушек

21

Учебное занятие

Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму»

2

Кабинет химии

тестирование

22

Учебно-практическое занятие

-Экологический урок «Храм природы».

-Изготовление книги «Мир птиц»

2

2

Кабинет химии

Конкурс самодельных книжек «Мир птиц»

декабрь

23

Учебно-практическое занятие

Обращение к Человеку от имени птиц с призывом о помощи - подкормке.

2

Кабинет химии

Конкурс листовок

24

Практическое занятие

Операция «Птичья столовая»  изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

2

Пришкольный участок, сельский парк

Конкурс фотографий «Гости моей кормушки»

25

экскурсия

Экскурсия «Следы. Фенологические наблюдения.»

2

Смешанный лес на окраине села

Отчет об экскурсии

26

викторина

Викторина «Краса Земли родной – цветы»

2

Кабинет химии

Участие в викторине и конкурсе рисунков.

27

Практическое занятие

Создание общей настенной газеты из детских рисунков на тему:«Как прекрасен наш мир!».

2

Кабинет химии

Общая настенная газета

27

Учебно-практическое занятие

-Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями.

4

Кабинет химии

Конкурс рассказов «Мой зеленый друг»

29

Практическое занятие

Опыт «Волшебница вода».

2

Кабинет химии

Оформление результатов опыта

январь

30

игра

-КВН «Что мы знаем о растениях»

4

Кабинет химии

Участие в КВН

31

Учебно-практическое занятие

-Составление правил поведения в природе, изготовление экологических знаков. Операция «Домик для птиц»

2

Кабинет химии

Составление правил поведения в природе

32

Учебное занятие

Краснокнижные растения Ульяновской области

2

Кабинет химии

Участие в викторине

33

Практическое занятие

Изготовление книжек – малышек «Берегите растения!»

2

Кабинет химии

Конкурс книжек- малышек

34

Учебное занятие

Краснокнижные животные Ульяновской области

2

Кабинет химии

Участие в викторине

35

Практическое занятие

Создаем Красную книгу села Нижняя Якушка

2

Кабинет химии

Общая Красная книга села Нижняя Якушка

36

конкурс

-Занятие-конкурс «Четвероногие друзья»

2

Кабинет химии

конкурс «Четвероногие друзья»

февраль

37

Учебно-практическое занятие

Что где растет? Кто где живет?

В пещерах, дуплах и берлогах.

2

Кабинет химии

викторина

38

Учебно-практическое занятие

Что где растет? Кто где живет?

На деревьях.

2

Кабинет химии

Разгадывание кроссворда

39

Учебно-практическое занятие

Что где растет? Кто где живет?

В чужих домах.

2

Кабинет химии

викторина

40

Учебно-практическое занятие

Что где растет? Кто где живет?

В опавшей листве.

2

Кабинет химии

Составление коллажа

41

Учебно-практическое занятие

Что где растет? Кто где живет?

На речном берегу.

2

Кабинет химии

Составление апликации

42

Учебно-практическое занятие

Что где растет? Кто где живет?

В воде.

2

Кабинет химии

Составление коллажа

43

Учебно-практическое занятие

Что где растет? Кто где живет?

В лесах и степях.

2

Кабинет химии

викторина

44

Учебно-практическое занятие

Что где растет? Кто где живет?

Под землей.

2

Кабинет химии

Кроссворд

март

45

Учебно-практическое занятие

Что где растет? Кто где живет?

В воздухе.

2

Кабинет химии

викторина

46

Практическое занятие

Поздравление родной планеты с Днём Земли

2

Кабинет химии

изготовление праздничных открыток с текстом -поздравлением

47

викторина

Викторина о первоцветах

2

Кабинет химии

викторина

48

Практическое занятие

Как продлить жизнь растений

2

Кабинет химии

Опыт со срезанными ветками

49

Учебное занятие

Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране.» Чтение и обсуждение книг и статей в журналах о природе и ее охране.

2

Сельская библиотека

Беседа

50

игра

Лес – наш зеленый друг

2

Кабинет химии

Игра-путешествие «По лесным тропинкам».

51

Практическое занятие

Операция «Берёзка».

.

2

Сельский парк

Очистка сельского парка от мусора

52

игра

Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека.

2

Кабинет химии

Настольная игра

апрель

53

праздник

Праздник

«Птицы- наши друзья»

2

Актовый зал

Участие в празднике

54

Практическое занятие

Операция «Подснежник».

2

Кабинет химии

Конкурс листовок

55

Практическое занятие

Письма к Красную книгу.

2

Кабинет химии

Выставка писем

56-57

Практическое занятие

Операция «Зеленый дом»

2

Пришкольный участок

Озеленение школьного двора.

58

Практическое занятие

Красная книга нашего села

2

Кабинет химии

Составление кроссворда

59

Учебно-практическое занятие

Памятники природы Ульяновской области

2

Кабинет химии

Составление правил поведения

60

Учебно-практическое занятие

Утиное озеро- памятник природы Новомалыклинского района.

2

Кабинет химии

Составление правил поведения

май

61

экскурсия

Наши лесные озера — озеро Атаган, озеро Барсук

2

Лес в окрестностях с.Н.Якушка

Экскурсия на лесное озеро (отчет)

62

игра

Экологическая игра «Пестрый мир насекомых».

2

Кабинет химии

Конкурс рисунков

63

экскурсия

Экскурсия на луг. Фенологические наблюдения.

2

Луг на окраине с.Н.Якушка

Отчет об экскурсии

64

экскурсия

Путешествие по экологической тропинке

(II часть). Лекарственные растения.

2

Лесная опушка

Отчет об экскурсии

65

Итоговое занятие

Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора.

2

Кабинет химии

Защита проектов

Итого:

144

    Список литературы

Для учителя:

  1. Кривошеев В.А. Кадастр фауны и рептилии Ульяновской области. Экология и охрана/В.А.Кривошеев.- Ульяновск: Издательская группа «Артишок» 2008.- 228с
  2. Школьный экологический мониторинг Т. Я. Ашихмина М.: Агар 2002г. – 385с.
  3. Лабораторный практикум по экологии М.: 1986г.
  4. Экологическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие.- Казань: РИЦ «Школа», 2004.- 104с
  5. Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2 частях/А.Ю.Тихонова, П.И.Волкова.- Ульяновск: УИПКПРО. 2007
  6. В.В. Балабанова, Т.А.Максимцева. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ Сост. В.В. Балабанова, Т.А.Максимцева.-Волгоград: Учитель, 2003.-103с.
  7. Благовещенский В.В. и др. Редкие и исчезающие растения Ульяновской области/ В.В. Благовещенский, Н.С.Раков, В.С.Шустов.- Саратов: Приволжс.кн.изд-во, 1989- 96с.
  8. Коробцова З.В. Сохрани растение.- 2-е изд. Доп., перераб.- Саратов: Приволжс.кн.изд-во (Ульян. Отд-ние), 1984.-152с., ил.
  9. Петров В.В. Рассказы о лесных растениях. Изд-во Московского университета. 1970.-127с.
  10. Волкова П.И. Люблю тебя, мой край родной: Хрестоматия по географии/ Методическое пособие.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.-116с.

Для обучающихся:

  1. Фабр П. Популярная экология. М., Мир,1971
  2. Гринева Е.А., Розано.ва А.А., Ак ишина И.А. Экологический букварь для маленьких Симбирян. -Ульяновск, 1999
  3. Абрахина И.Б. Позвоночные животные Ульяновской области/И.Б.Абрахина, В.Б.Осипова, Г.Н.Царев.- Ульяновск: Симбирская книга, 1993
  4. Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999
  5. Банников А.Г. Земноводные и пресмыкающиеся. М., Мысль, 1975
  6. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. М., Просвещение, 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Программа направлена на формирование экологической культуры, устойчивых познавательных интересов к природе и к актуальным экологическим проблемам нашего региона. Её отличительная особенность состоит в...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Школа безопасности»

Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, напра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Юный эколог»

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»

Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объе­динение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (да...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Моя экологическая грамотность»

Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; спо­собности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экомир – центр экологических инициатив»

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экомир – центр экологических инициатив»  направлена на формирование научных знаний об экологических ...