Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" базовый уровень. Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования
рабочая программа (9, 10, 11 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", базовый уровень. Возраст обучающихся 15-17 лет. Срок реализации 2 года. Автор-составитель Майджи Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования Реализуется программа в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования центре "Созвездие", г.о. Балашиха.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Экология в настоящее время становится неотъемлемой частью нашей жизни. Развитие научно-технического прогресса неизбежно приводит к тенденции гармоничного взаимодействия человека и природы, как условия сохранения жизни на Земле, и зависит от уровня экологической грамотности будущих специалистов различных отраслей науки и производства. Поэтому так важно знание экологических основ многообразия и единства органического мира, всеобщей взаимозависимости всех жизненных форм на земле, места человека в природе, его положительного и отрицательного воздействия на окружающую среду, оценки масштабов этого воздействия на всех уровнях и разработки природоохранных мероприятий, направленных на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей средой.
Понимание причинно-следственных отношений «природа и человек», в которых человек является причиной и следствием неразумной производственной деятельности, и осознание своей ответственности перед человечеством в самых малых проявлениях отношения к природе, является одной из задач экологического образования.
Следующий немаловажный аспект экологического образования заключается в формировании научного системного подхода к исследованию явлений природы в интеграции биологии, экологии, с такими науками, как химия, физика, математика, география, почвоведение, микробиология и др.
Научиться, зная биологические закономерности существования и нарушения целостности окружающего нас мира, чувствовать свою ответственность за этот мир и бережно хранить его гармонию и красоту - эта проблема поставлена перед нашим поколением самой природой и продиктована необходимостью сохранения жизни на Земле.
Направленность базовой программы «Природа и человек» - естественно-научная. Актуальность данной программы заключается в формировании активной жизненной позиции обучаемых через вовлечение их в активную исследовательскую и социальную деятельность, направленную на защиту природы, способствующую становлению и творческому саморазвитию личности. Программа разработана на основе учебника «Экология», Е. А. Криксунов, П. П. Пасечник, издательство «Дрофа», 2011г.
Отличительной особенностью программы является то, что она связана единым комплексом с программой стартового. Данная программа в большей степени направлена на социализацию взаимоотношений природы и человека. Большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности на основе междисциплинарного взаимодействия.
Цель программы экологического объединения «Природа и человек» - воспитание экологической культуры учащихся.
Основные задачи программы
воспитательные:
- формирование экологического мировоззрения;
- воспитание экологической ответственности личности.
обучающие:
- формирование комплексного системного подход к изучению природы;
- обучение методам практической экологической работы по защите окружающей среды;
- приобретение навыков научно-исследовательской работы;
развивающие:
- развитие естественно-научных представлений об окружающем мире,
- развитие социальных и коммуникативных качеств учащихся;
- развитие творческих способностей воспитанников.
Занятия в объединении «Природа и человек» проходят на базе МАОУ «Лицей». В кабинете биологии с общей площадью 54 кв. м. Программа рассчитана на 2 года обучения, на возраст учащихся 15-17 лет, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Количество часов в 1 год – 144, во 2 год – 144. Форма обучения очная. Форма работы групповые занятия. Состав учащихся в объединении разновозрастной.
Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
- взаимодействие живых организмов и окружающей среды;
- биотические взаимоотношения в природе;
- структуру и свойства природных биоценозов и экологических систем;
- основные последствия антропогенного воздействия на природу;
- основные виды охраняемых видов растений и животных Московской области;
- правила по технике безопасности полевых исследований и нахождения в природном окружении;
- основные методы биоиндикации.
должны уметь:
- пользоваться справочной литературой, оборудованием для проведения исследовательских работ;
- составлять гербарий;
- уметь определять растения и животных по определителям;
- проводить исследования качества окружающей среды методами биоиндикации;
- оформить исследовательскую работу.
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
- основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- особенности антропогенного воздействия на биосферу;
- глобальные проблемы человечества;
- решения вопросов защиты животного и растительного мира;
- элементы экологической этики.
должны уметь:
- оценивать экологическую ситуацию;
- пользоваться методами оценки качества окружающей среды;
- использовать КТ технологии в проектной работе;
- участвовать в экологических конкурсах и научных конференциях, проводимых Центром «Созвездие».
Занятия в объединении носят как теоретический, так и практический характер. Программа предусматривает различные формы организации учебных занятий: лекции, беседы, встречи с интересными людьми, выставки, диспуты, игры, конкурсы, конференции, круглый стол, семинары, театральные постановки, исследовательская работа в лабораторных условиях, практические занятия на природе, экскурсии и походы, проектная деятельность.
Контроль и подведение итогов реализации программы осуществляются посредствам промежуточной (декабрь) и итоговой (апрель-май) аттестации.
Формы проведения аттестации – тестирование, викторины, семинары, презентации, конференция.
При оценке результатов освоения программы выделяются разные уровни усвоения материала:
1. Высокий уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 90-100% заданий, предложенные в промежуточной и итоговой аттестации без ошибок, набравший 5-6 баллов по диагностической карте мониторинга.
2. Средний уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 60% итоговых заданий, набравший 4 - 3 балла по диагностической карте мониторинга.
3. Низкий уровень овладения программным материалом имеет учащийся, который выполняет 40% итоговых заданий, набравший 1-2 балла по диагностической карте мониторинга.
Материально-технической базой служит кабинет биологии лицея, в котором имеется методическое обеспечение и оборудование для деятельности объединения.
Учебный план 1 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 4 | 2 | 2 | |
2 | Правила дорожного движения | 8 | 4 | 4 | викторина |
3 | Учение о биосфере | 4 | 2 | 2 | дискуссия |
4 | Взаимодействие живых организмов и окружающей среды | 18 | 10 | 8 | тестирование |
5 | Экология популяций | 16 | 12 | 4 | тестирование |
6 | Биотические сообщества | 14 | 8 | 6 | опрос |
7 | Биотические взаимоотношения организмов | 14 | 12 | 2 | викторина |
8 | Экологическая система | 16 | 12 | 4 | тестирование |
9 | Антропогенное воздействие на биосферу | 20 | 10 | 10 | тестирование |
10 | Научно-исследовательская работа | 30 | 6 | 24 | конференция |
ИТОГО: | 144 | 78 | 66 |
Содержание программы 1 года обучения
Тема 1. Введение
Теория: Предмет и задачи экологии. Понятия окружающей среды, природы. Основные свойства живой материи. Уровни биологической организации.
Практика: Характеристика разнообразия природной среды г.о. Балашиха.
Тема 2. Правила дорожного
Теория: Правила дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. Дорожные знаки. Правила безопасного поведения при гололеде. Движение по автомагистрали. Через железнодорожные пути.
Практика: Игра «Правила дорожного движения. Викторина «Гололед»
Тема 3. Учение о биосфере
Теория: Учение Вернадского.
Практика: Дискуссия «Место человека в биосфере».
Тема 4. Взаимодействие живых организмов и окружающей среды
Теория: Взаимодействие живых организмов и окружающей среды. Экологические факторы, условия среды, экологические ресурсы. Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организмы. Законы оптимума, минимума, лимитирующие факторы среды. Адаптация живых организмов к условиям внешней среды.
Практика: Биоиндикация атмосферного воздуха по хвое сосны. Лихеноиндикация атмосферного воздуха. Биоиндикация качества поверхностных вод по Николаеву.
Тема5. Экология популяций (16 часов)
Теория: Экология популяций. Основные свойства популяций.
Статические и динамические показатели. Возрастная структура популяций. Кривые выживания, кривые роста популяций. Динамика популяций. Регуляция численности популяций.
Практика: Составление кривых выживания популяций.
Решение биологических задач.
Тема 6. Биотические сообщества (14 часов)
Теория: Биоценоз. Видовое разнообразие биоценоза.
Пространственная структура фитоценоза. Трофическая структура биоценоза. Экологические пирамиды. Продуктивность сообщества.
Практика: Составление трофической структур луга, водоема. Составление пространственной структуры фитоценоза Подмосковного леса. Решение биологических задач
Тема 7. Биотические взаимоотношения организмов (14 часов)
Теория: Биотические взаимоотношения организмов. Типы биотических взаимоотношений. Симбиоз. Конкурентные отношения хищник- жертва. Паразитизм. Экологическая ниша. Практика: Определение биотических взаимоотношений в биоценозе реки.
Тема 8. Экологическая система (16 часов)
Теория: Экологическая система. Пространственная и трофическая структура экологической системы. Пастбищные и детритные цепи. Экологическая сукцессия. Природные и искусственные экологические системы. Агро системы.
Практика: Решение биологических задач. Определение детритных и пастбищных цепей.
Тема 9. Антропогенное воздействие на биосферу(20часов).
Теория. Природные ресурсы и деятельность человека. Антропогенные экосистемы.
Реакция экологических систем на антропогенное воздействие. Загрязнение атмосферного воздуха. Основные загрязнители. Загрязнение поверхностных и подземных вод. Загрязнители и источники загрязнения. Загрязнение почв. Источники загрязнения.
Практика: Анализ состояния водных ресурсов Подмосковья. Химический контроль воды р.Пехорка. Исследование качества окружающей среды по флуктуирующей асимметрии листьв березы. Исследование качества почв методами биоиндикации. Исследование атмосферного воздуха в г.Балашиха методом биоиндикации по хвое сосны.
Тема 10. Научно-исследовательская работа (30 часов)
Теория: Методика исследовательской деятельности. Компьютерные технологии в исследовательской деятельности. Научная организация проектной работы.
Практика: Работа над исследовательскими проектами: «Проблема чистого атмосферного воздуха в г. Балашиха»; «Флуктуирующая ассиметрия листовой пластины древесных насаждений»; «Сохраним родную Пехорку»: «Средства бытовой химии»; «Тяжелые металлы в почве»; «Радиационная безопасность в г.Балашиха»; «Листопад»; «Хлеб своими руками»; «Химический контроль природных вод»; «Содержание витамина С в продуктах и наше здоровье»; «Чистая вода в нашем доме»; «Сохранение исторического и культурного наследия усадьбы Горенки».
Учебный план 2 года обучения
№/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации, контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 4 | 2 | 2 | викторина |
2 | Правила дорожного движения | 8 | 4 | 4 | игра |
3 | Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования | 12 | 6 | 6 | тестирование |
4 | Экологический мониторинг окружающей среды | 14 | 8 | 6 | тестирование |
5 | Защита животного и растительного мира | 14 | 8 | 6 | презентации |
6 | Природоохранные мероприятия. | 12 | 8 | 4 | тестирование |
7 | Становление социальной экологии. | 6 | 4 | 2 | тестирование |
8 | Социально-экологическое взаимодействие. | 6 | 4 | 2 | тестирование |
9 | Взаимоотношения природы и общества | 8 | 4 | 4 | семинар |
10 | Глобальные проблемы человечества | 6 | 4 | 2 | конференция |
11 | Поведение человека в естественной и социальной среде | 6 | 4 | 2 | диспут |
12 | Экология жизненной среды | 8 | 4 | 4 | семинар |
13 | Элементы экологической этики | 8 | 4 | 4 | семинар |
14 | Научно-исследовательская работа | 32 | 4 | 28 | конференция |
Итого | 144 | 68 | 76 |
Содержание программы 2 года обучения.
Тема 1. Введение.
Теория: Повторение материала 1 года обучения. Характеристика биоценоза, экологической системы, антропогенного воздействия на биосферу.
Практика: Викторина «Загрязняющие вещества и источники загрязнения»
Тема 2. Правила дорожного движения (8 часа)
Теория: Правила дорожного движения. Дорожные знаки. Правила движения пешеходов индивидуально, группами. Правила безопасного поведения при гололеде. Движение по автомагистрали. Через железнодорожные пути.
Практика: Игра «Дорожные знаки»
Тема 3. Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Теория: Рациональное природопользование. Принципы охраны окружающей среды. Законодательство по охране природы.
Практика: Практическое знакомство законами по охране природы в РФ и в Московской области. Экологическая ситуация в Подмосковье. Состояние окружающей среды в г.о. Балашиха
Тема 4.
Экологический мониторинг окружающей среды.
Теория: Экологический мониторинг окружающей среды. Системы экологического мониторинга. Экологическое нормирование: ПДК, ПДВ, ПДС, ПДЭН. Контроль окружающей среды.
Практика: Мониторинговые исследований качества окружающей среды биоиндикационными методами. Анализ мониторинговых исследований результатов биоиндикации по хвое сосны. Анализ результатов химического контроля природных вод г.о. Балашиха
Тема 5. Защита животного и растительного мира.
Теория: Защита животного и растительного мира. Красная книга Московской области. Природоохранные территории. Природоохранные территории Московской области
Практика: Работа с определителями растений и животных. Презентация: Растения Красной Книги Московской области. Презентация: Животные Красной Книги Московской области
Тема 6. Природоохранные мероприятия.
Теория: Природоохранные технические мероприятия:по восстановлению нарушенных земель,
очистке воздуха производственных помещений, сточных вод промышленных предприятий. Восстановление природных ресурсов.
Практика: Знакомство с приборами и средствами контроля окружающей среды. Очистные сооружения в г.Балашиха
Тема 7. Становление социальной экологии.
Теория: Возникновение и развитие экологии как науки. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Отношение социальной экологии к другим наукам: биологии, географии, социологии.
Практика: Семинар-диспут: «Место социальной экологии в современном обществе.
Тема 8. Социально-экологическое взаимодействие.
Теория. Классификации компонентов среды человека. Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики. Адаптация человека к окружающей среде.
Практика: Диспут: «Что такое толерантность?»
Тема 9. Взаимоотношения природы и общества.
Теория. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия.
Современные отношения природы и общества, биосфера и техносфера. Концепция устойчивого развития
Практика: Семинары: «Человек и ноосфера», «Современный экологический кризис и пути его преодоления»
Тема 10. Глобальные проблемы человечества.
Теория. Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурсный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды: загрязнение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроорганизмов
Практика: Конференция: «Дом, в котором я живу»
Тема 11. Поведение человека в естественной и социальной среде.
Теория. Воздействие среды на человека. Адаптация человека в естественной и социальной среде, поведение в критических и экстремальных ситуациях.
Практика. Диспут «Поведение человека в условиях экологического бедствия»
Тема 11. Экология жизненной среды.
Теория. Элементы жизненной среды человека. Бытовая среда, трудовая (производственная) и рекреационная. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды
Практика: Семинары: «Человек и жизненная среда», «Правовые основы отношения человека к Природе»
Тема 12. Элементы экологической этики.
Теория: Нравственность взаимоотношений человека и природы. Природа как ценность. Законы Коммонера. Экологическая культура.
Практика: Семинары: «Как я понимаю законы Коммонера?», «Что такое экологическая этика?», «Нравственное природопользование».
Тема 14. Научно-исследовательская работа (32часа)
Теория: Методика исследовательской деятельности. Компьютерные технологии в исследовательской деятельности. Особенности социального проекта. Основные этапы работы над проектом.
Практика: Работа над исследовательскими проектами: «Проблема чистого атмосферного воздуха в г. Балашиха», «Средства бытовой химии», «Тяжелые металлы в почве», «Флуктуирующая ассиметрия листовой пластины древесных насаждений», «Исследование поверхностных вод в Балашихе», «Радиационная безопасность в г.Балашиха», «Листопад», «Хлеб своими руками». «Сохранение исторического и культурного наследия усадьбы Горенки», «Химический контроль природных вод», «Исследование экологической состояния р. Пехорка в черте города», «Чистая вода в нашем доме», «Витамины и здоровье человека»
Методическое обеспечение программы
Методы обучения и воспитания | Формы организации образовательного процесса | Формы организации учебного занятия | Педагогические технологии |
Обучения: словесный; наглядный практический; частично--поисковый; объяснительно-иллюстративный; исследовательский проблемный; игровой. Воспитания: мотивация; поощрение; стимулирование | Групповая и индивидуально-групповая | Беседа, встреча с интересными людьми, игра, конкурс, конференция, практическое занятие, праздник, круглый стол, открытое занятие, экскурсия. акция, выставка, диспут, защита проектов, лабораторное занятие, лекция, презентация, семинар, спектакль, | Проектной деятельности, исследовательской деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, игровой деятельности, здоровье-сберегающие технологии |
Список литературы
- Алексеев С. В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии, уч. Пособие, М., 2016.
2. Ашихмина Т.Я., Школьный экологический мониторинг. М., “Агар”, 2010.
3. Беляев В. С., Василевская С. Д. "Изучаем природу родного края". М.: Просвещение, 2012.
4. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПБ.: Наука, САГА, 2015.
5.Горелов Экология, учебное пособие, М., «Юрайт», 2011.
6.Голубкина Н.А. Лабораторный практикум по экологии - 2-е изд., исп. И доп. – М.: ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
7.Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. М., 2007.
8. Криксунов Е.А., Пасечник П.П., «Экология», издательство «Дрофа», 2011.
9.Пасечник В.В. Школьный практикум по экологии, М., «Дрофа», 2015.
10.Степановских А.С. Охрана окружающей среды, М., «Юнити», 2017.
Литература для учащихся
1. Криксунов Е.А., Пасечник П.П., «Экология», издательство «Дрофа», 2011г
2.Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города 9-11 класс, школьный практикум. М., ВЛАДОС, 2001.
3.Пасечник В.В., Школьный практикум. Экология, М: «Дрофа», 2008г.
4.Чернова Н.М. и др., Основы Экологии,10(11) М: Просвещение», 2002г.
Интернет-ресурсы
1. Природа России: библиотека. htt: //www.priroda.ru /lib
2. Энциклопедия “Флора и Фауна”. htt://www.sci.aha.ru /biodiv/anim.htm
3. Редкие и исчезающие животные России и зарубежья. hht://www.nature.ok.ru
4. Природа и животные на Rin.ru. htt://zoo.rin.ru
5. Экология России. Энциклопедия растений. hht://www.eco.-net.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Эколог»
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностны...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Природа и мы»
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Программа направлена на формирование экологической культуры, устойчивых познавательных интересов к природе и к актуальным экологическим проблемам нашего региона. Её отличительная особенность состоит в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»
Программа школьного объединения естественнонаучной направленности «Научное объединение учащихся «Друзья Земли: познаем, исследуем, бережем»» МБОУ «СОШ № 6» (да...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек" стартовый уровень Автор-составитель Майджи О.В., педагог дополнительного образования
Дополнительная общеразвывающая программа естественно-научной направленности "Природа и человек", стартовый уровень. Возраст обучающихся 13-14 лет. Срок реализации 1 год. Автор-составит...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Экологическая культура и здоровье человека»
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Зкологическая культура и здоровье человека", 5-7 классы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В гармонии с природой»
Обучаясь по программе «В гармонии с природой» обучающиеся в течении года знакомятся с понятиями ответственного потребления: Апсайклинг, Биоразлагаемый, Гринвошинг, Компостирование, М...