Разработка внеурочного занятия «Учителя блокадного Ленинграда»
классный час (5 класс)
Материал данной работы может быть использован для «Разговоров о важном», уроков истории и мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне и их героям, в целях воспитания патриотизма и определения духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения.
Занятие актуально в День воинской славы 27 января - в День полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады (1944), так как оно посвящено учителям блокадного Ленинграда, в частности Строгановой Н.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_vneurochnogo_zanyatiya_uchitelya_blokadnogo_leningrada.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка внеурочного занятия «Учителя блокадного Ленинграда»
Цель занятия:
формирование у учащихся целостного представления о роли учителя во время блокады Ленинграда в период Великой Отечественной войны, приобщение к истории своей страны, воспитание патриотизма и ощущения причастности к судьбе Родины.
Рекомендуемая форма занятия: лекция с элементами обсуждения. Занятие предполагает также использование презентации, видеоролика, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации.
Этап занятия | Время | Содержание | Результат |
Мотивационная часть | 2 мин | Вступительное слово. Каждый год 27 января мы отмечаем День воинской славы — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). Не подлежит забвению важная и значимая роль учителей в тяжелые времена нашей страны. Особое внимание и признательность заслуживают педагоги блокадного Ленинграда, на чью долю пришлось не только бремя спасения детей во время войны, но и их обучение в нечеловеческих условиях. Это образец мужества и героизма, на который надо равняться | Настрой учащихся на восприятие темы, эмоциональный отклик. |
Создание проблемной ситуации | 2 мин | 27 января 2022 года, в день 78-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в Санкт-Петербурге открыли памятник "Блокадному учителю". «Мы со скульптором Владимиром Бродарским изначально хотели сделать памятник профессии, создать обобщенный образ ленинградских учителей, но у нас получилась в итоге блокадная мадонна, – делится архитектор Леонид Копыловский. – Если приглядеться, видно, что она как будто шепчет молитву, которая должна защитить ее ученика». Можно ли собирательный образ блокадного учителя метафорически назвать Мадонной? (Слайд 2) | Побуждение к размышлению, анализу услышанной информации. |
Основная часть. Знакомство с легендарным педагогом блокадного Ленинграда Надеждой Васильевной Строгоновой. | 15 мин | Просмотр фрагментов видеоархива проекта «БЛОКАДА.ГОЛОСА» о Строгановой Надежде Васильевне (Слайды 3,4) Беседа о жизни и деятельности в качестве педагога Строгановой во время блокады. - Ребята, что вы узнали о Строгановой Надежде Васильевне? | Анализ полученной информации. Ребята рассказывают о том, какие обстоятельства привели в школу Строганову Н.В. Об открытии и организации детского дома в блокадном Лениграде под ее руководством, о тяжелых испытаниях и болезни. О том, как блокадный учебный год 1942 -1943 гг. не удалось закончить, потому что она была разрушена бомбой, погибло пять учителей. О тяжелом ударе для детей, которым теперь некуда было идти. |
Обзор дневника учителя блокадной школы Ксении Владимировны Ползиковой-Рубец | 5 мин | Слово учителя о книге «Они учились в Ленинграде», написанной учительницей истории, Ксенией Владимировной Ползиковой-Рубец в 1948 году (переиздана в 2000г.) (Слайд 5). -В суровое время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда она работала учителем истории в школе 239 Октябрьского района, находившейся тогда в "доме со львами" (дом Лобанова-Ростовского на Исаакиевской пл., 2). В основе книги лежит дневник автора, который она вела в 1941-1944 годах. Чтение одной из записей данного дневника (Слайд 6) «13 октября: «Ленинградцы, и прежде всего ленинградские женщины, могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили детей… И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что, а вместе и рядом с ними навеки сохранится в истории обороны города мужественный облик ленинградского учителя. Они стоят одни других — учителя и ученики. И те, и другие из мёрзлых квартир, сквозь стужу и снежные заносы, шли иногда километров за 5–6, а то и 10, в такие же мёрзлые, оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились». -Ребята, как вы поняли данную дневниковую запись? Какое место в жизни блокадного города Ленинграда занимали учителя? | Отвечают на вопросы, формулируют свою точку зрения о том, какое место занимали учителя в блокадном Ленинграде. |
Памятник блокадному учителю в Соляном переулке в Санкт-Петербурге | 5 мин | Слово учителя о памятнике блокадному учителю в Соляном переулке в Санкт-Петербурге. (Слайд 7) -В день 78-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 27 января 2022 года в Соляном переулке открыли памятник «Блокадному учителю», который увековечил подвиг педагогов, работавших в осажденном городе. Монумент, посвященный подвигу школьных педагогов осажденного Ленинграда, состоит из двух фигур: изображает измождённую учительницу, которая защищает от артобстрелов уставшего ученика на фоне разбитого бомбой окна. С началом блокады в городе осталось около 400 тыс. детей дошкольного и школьного возраста. Несмотря на трудное осадное положение города и постоянные бомбежки, в конце октября 1941 года ребята приступили к занятиям в бомбоубежищах школ. В это тяжелое время учителя стали для детей блокадного Ленинграда настоящими защитниками, добрыми хранителями. Они вдохновляли и оберегали ребят нередко ценой собственной жизни. | Приобщение к культурным событиям города Санкт-Петербурга, пережившего блокаду. |
Заключение. Подведение итогов занятия | 6 мин | Заключительное слово учителя. - Во время блокады в Ленинграде оставалось почти 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. Несмотря на все трудности и сложности организации процесса обучения в военное время, уже в конце октября 1941 года около 60 тысяч школьников 1-6 классов приступили к занятиям. Для этих целей были оборудованы бомбоубежища. Спустя всего лишь 1 месяц за парты сели свыше 30 тысяч учеников старших классов. В таких непростых условиях, тем не менее, некоторое время работало 103 образовательных учреждения города на Неве. К декабрю их количество сократилось до 39. Но обучение в Ленинграде не прекращалось всю блокаду, благодаря таким учителям, как Строганова Н.В., которые вели себя как истинные герои. Хочется выразить надежду на то, чтобы каждый житель современного Санкт-Петербурга рано или поздно преклонил колени перед памятником, посвященным блокадному учителю, как перед Мадонной , святой женщиной, одной матерью, оберегавшей многих ленинградских детей во время блокады (Слайд 8). | Анализ фактов исторических событий блокадного периода об организации учебного процесса. Побуждение эмоционального отклика на памятник и память о блокадных учителях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа "Дети блокадного Ленинграда".
Сценарий классного часа предназначен для детей 6-7 класса в рамках духовно-патриотического воспитания обучающихся....
Методическая разработка внеурочного занятия по обществознанию в 5 классе по теме «Турнир знатоков права» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.
Сценарий внеурочного занятия по обществознанию в 5 классе по теме «Турнир знатоков права» составлен в виде соревнования трех команд...
Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»
Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...
Разработка классного часа "Подвиг блокадного Ленинграда"
Данная разработка предназначена для учащихся 8 - 9 классов. Способствует развитию исторической памяти, чувства гордости за своих предков....
Сценарий внеурочного мероприятия "Дети блокадного Ленинграда"
Мероприятие посвящено событиям блокадного Ленинграда, направлено на патриотическое воспитание детей....
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....
Методические рекомендации по проведению внеклассного занятия "Хлеб блокадного Ленинграда"
Участники: обучающиеся образовательных организаций 1-4, 5-7 и 8-11 классов, педагоги. Цель: сформировать представление о ценностных приоритетах жителей блокадного города, которые стали определяющ...