Методическая разработка классного часа "Дети блокадного Ленинграда".
методическая разработка (6 класс) на тему

Скребкова Елизавета Юрьевна

Сценарий классного часа  предназначен для детей 6-7 класса в рамках духовно-патриотического воспитания обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_blokadnogo_leningrada.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА.

Разработка классного часа для обучающихся 6х-7х классов.

Скребкова Елизавета Юрьевна,

учитель английского языка,

классный руководитель,

 ГБОУ гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия»,

г. Санкт-Петербург

Цель: 

*расширение и углубление знаний учащихся о блокаде Ленинграда и о детях блокадного Ленинграда.

*воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

Форма: тематический устный журнал .

Слайд1, слайд 2

Ведущий(1) :Среди российских праздников  есть один долгожданный и памятный день – это 27 января. Именно в морозные январские дни 1944 года нашими войсками был освобожден от блокады Ленинград. Город на Неве, уставший от бесконечного горя, которое длилось 872 дня, наконец начал приходить в себя.

Слайд 3

Ведущий (2):  Уже в первые месяцы войны В Ярославскую, Самарскую, Омскую, Пермскую, Горьковскую, Свердловскую, Актюбинскую области стали прибывать эвакуированные ленинградцы, среди которых было много детей. Также Кировская земля на какое-то время стала родным домом для сотен маленьких ленинградцев. Однако когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было только отстояв город.

Слайд 4

Ведущий(1): А сейчас Обучающийся № 1  прочтет стих Елены Вечтомовой «Дети». Елена Андреевана  вместе с сыном осталась в блокадном Ленинграде. Читала стихи на радио, в госпиталях, на кораблях, в Доме писателей им. В. В. Маяковского.

Дети

Все это называется - блокада. 
И детский плач в разломанном гнезде... 
Детей не надо в городе, не надо, 
Ведь родина согреет их везде. 
Детей не надо в городе военном, 
Боец не должен сберегать паек, 
Нести домой. Не смеет неизменно 
Его преследовать ребячий голосок. 
И в свисте пуль, и в завыванье бомбы 
Нельзя нам слышать детских ножек бег. 
Бомбоубежищ катакомбы 
Не детям бы запоминать навек. 
Они вернутся в дом. Их страх не нужен. 
Мы защитим, мы сбережем их дом. 
Мать будет матерью. И муж вернется мужем. 
И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.

1942 
Ленинград

Слайд 5

Обучающиеся рассказывают о своих чувствах и эмоциях, которые вызвал этот стих.

Ведущий (2): Александр Фадеев в путевых заметках "В дни блокады" писал: "Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом... И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке".

Обучающийся № 2 расскажет нам как ученик 138 школы повествует нам о том как радовались дети, тому что оказывали помощь фронту, как ходили в школу.     (Приложение 1)

Слайд 6

Ведущий (1): Ребята, а вы знаете о детях, которые жили в блокадном Ленинграде? Может ваши бабушки были детьми блокадного Ленинграда? Что вы можете рассказать о них?

Обучающийся № 3  рассказывает о своей прабабушке Анне Петровна, которая бала в блокадном Ленинграде.(Приложение 2) 

Слайд 7

Сейчас мы хотим показать вам фрагмент из кинофильма «Зеленые цепочки».(Приложение 3)

Слайд 8- фрагмент

Слайд-9

Ребята, детей , которые работали на заводах во время блокады Ленинграда называли почетным именем: ремесленник. До войны оно звучало обыкновенно, но во время ленинградской осады это слово стало на ряду со словами «сапер», «артиллерист», «моряк», «железнодорожник». Маленькие ремесленники были очень сознательными работниками. Они понимали, что их отцы и матери гордятся своими сыновьями и дочками, помогающими в обороне Ленинграде. Одним из таких детей был Василий Васильевич. О нем нам расскажет обучающийся № 4

Слайд 10

Ведущий (2): Живым напоминанием о тяжелых блокадных днях остались строки из дневника маленькой школьницы Тани Савичевой. Дневник Тани Савичевой, одиннадцатилетней ленинградской девочки, был случайно обнаружен в Ленинграде в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее Пискарёвского кладбища.

Обучающийся № 5 расскажет нам об этой маленькой девочке (Приложение 4) и прочтет стих Сергея Смирнова про Таню.

Слайд 11

На берегу Невы, 
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала 
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет 
Души и сердца.

Это - всем живущим 
в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -

Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки. 
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.


В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...

Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...

Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром,
Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!

Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!

Обучающиеся делятся своими впечатлениями о стихотворении и рассказывают как они его понимают.

Слайд 12

Ведущий (1): Юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо...

В первые месяцы войны две девочки, десятилетние Лида Положенская и Тамара Немыгина, занимавшиеся в балетном кружке, стали шефами боевого корабля "Строгий". Он стоял на Неве. Каждое воскресенье в одно и то же время, не обращая внимания на бомбёжку, обстрелы, они совершали долгий путь на другой берег реки. Сигнальщик на мостике, едва завидев "балерин", приветствовал их флажками, матросы выбегали навстречу. Раздавалась команда: "Овчаренко, накормить шефов !". Потом в кают-компании шёл концерт.

 Мальчики Артём Крюков, Гера Окунёв писали стихи и песни, выступали с концертами.

Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, 15 тысяч мальчиков и девочек – медалями "За оборону Ленинграда". Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, кампаний и дел, в которых они не участвовали.\

Слайд 13

Ведущий (2): Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное – пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда. 

Прошла война, прошла страда, 
Но боль взывает к людям: 
Давайте, люди, никогда 
Об этом не забудем. 
Пусть память верную о ней 
Хранят, об этой муке, 
И дети нынешних детей, 
И наших внуков внуки. 
Пускай во всем, чем жизнь полна, 
Во всем, что сердцу мило, 
Нам будет памятка дана 
О том, что в мире было. 
Затем, чтоб этого забыть 
Не смели поколенья. 
Затем, чтоб нам счастливей быть, 
А счастье — не в забвенье! 

(А. Твордовский)

Слайд 14

Ведущий (1): В 1942 году симфонический оркестр Филармонии под руководством дирижёра К.И. Элиасберга впервые исполнял в блокадном Ленинграде героическую Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Это произведение потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, - веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Слайд 15- фрагмент

Слайд-16

Ребята, мы хотим предложить почтить память всех тек, кто прожил этот ледяной ад во время блокады Ленинграда. (звучит седьмая симфония Д.Шостаковича.)

Слайд-17

Ведущий (2): Спасибо всем большое за подготовку тематического классного часа! Мы хотим обратить ваше внимание на дополнительную литературу, с которую вы можете прочитать в свободное время  по теме «Блокадный Ленинград».

Ведущий представляет обучающимся список литературы.

Слайд-18

Список литературы:

  1. http://studiastv.narod.ru/str055.html
  2. http://blokada.otrok.ru/po/poetry.htm
  3. Читаем, учимся, играем., 2009 № 11
  4.  Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога /Е.А.Воронова. -Ростов н /Д: Феникс, 2009.-404 с.
  5.  Волкогонов Д.А. Феномен героизма:- М,: Политиздат, 2002.-263 с.
  6. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. – М.: Педагогика, 1990-152с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час "Блокадный Ленинград"предназначен для учащихся 5-7 классов. В разработке есть презентация, которая помогает более глубоко понять те страшные дни, которые пришлось пережить ленинградц...

Классный час "Блокадный Ленинград"

КЛАССНЫЙ ЧАС "Блокадный Ленинград"...

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час посвящен 70-летию снятия блокады Ленинграда. В сценарии даны ссылки на презентацию, музыкальные произведения и видеофильмы "Блокада Ленинграда" и "Блокадный дневник Тани Савичевой 2013 го...

Классный час "Блокадному Ленинграду посвящается…"

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…...

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час был проведён для 5 и 10 класса...

Сценарий открытого классного часа "Блокадный Ленинград"

Материал открытого классного часа подготовили и провели учащиеся 8 класса "Г" и 9 класса "Г" ГБОУ СОШ № 460 г. Москвы...

Методическая разработка классного часа "Блокада Ленинграда"

Блокада Ленинграда – наиболее трагический период в истории города.  Гитлер хотел путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять город с землёй. Для ос...