Сценарий внеурочного мероприятия "Дети блокадного Ленинграда"
методическая разработка
Мероприятие посвящено событиям блокадного Ленинграда, направлено на патриотическое воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_blokady.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия.
Дети блокадного Ленинграда
Оборудование: 1-экран для показа слайдов, 1-декорация комнаты блокадного города, стол, чайник, буржуйка, блокнот на столе, стул, рисованная декорация города, школьная парта, чернильница.
Музыка «Седьмая симфония Шостаковича»
Выходят 2 ведущих.
Ведущий1. 22июня 1941г
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду,
Одну на всех, на все четыре года.
Согласно плану «Барбаросса», разработанному еще в 1940году, немцы двигались на нашу страну огромной лавиной- 190дивизий, 5,5 млн. человек.
Ведущий2. Фашисты намеревались захватить нашу страну за 6 недель.
Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а остальных загнать в военные поселения и превратить в рабов. Долго учить детей в школах они не собирались: достаточно было, чтобы дети знали правила дорожного движения, чтобы не мешать движению машин, умели подписываться, знали таблицу умножения до 25.
Ведущий 3 Ужасную участь готовил Гитлер и Ленинграду. Он решил стереть этот город с лица земли, т.к. после победы Гитлера он ему был не нужен.
Ведущий 1. Войска противника на подступах к Ленинграду превышали советские в 3 раза. Около 500тысяч ленинградцев вышли на строительство оборонительных сооружений. И в короткий срок создали 700км противотанковых рвов,300км лесных завалов, 900 км ходов сообщения, 630км проволочных заграждений.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ (две работницы и мужчина, одеты по-рабочему, в руках одной женщины узелок)
Ведущий 1. Раннее утро, но июльское солнце уже печет. По улицам города одна за другой мчатся грузовые машины. С корзинками и узелками идут к месту оборонных работ ленинградцы.
Работница . Ну и жара! Сколько же нас , ленинградцев, на оборонные работы вышло? Видимо-невидимо. И, глядите, все прибывают, прибывают.
Подруга. Говорят, пятьсот тысяч .
Работница. Пятьсот тысяч! Это же полмиллиона! Это же силища!
Пожилой мужчина. Да, силища, девоньки. Жизни своей не пожалеем, но защитим наш город. Пойдемте, милые, поторопимся.
Ведущий1. Около 200 тысяч ленинградцев вступили в народное ополчение, чтобы защитить свой город.
Ведущий 2. 9 сентября 1941г город был окружен немецкой армией. Сдача города казалась неминуемой. 13 сентября командующим Ленинградским фронтом был назначен Георгий Константинович Жуков. По его приказу на фронт были направлены все, способные держать в руках оружие, а остальные работали на заводах день и ночь в осажденном городе.
Ведущий 1. Положение Ленинграда было тяжелым. Он постоянно подвергался налетам немецкой авиации. Фашисты хотели поджечь город, сбрасывая на него зажигательные бомбы. Тогда ученые разработали состав ,которым можно было отрабатывать крыши, чтобы они не загорались . По городу расклеили объявления с указанием этого состава, и к химзаводу потянулись люди с тележками, на подводах. Вскоре все крыши Ленинграда были обработаны огнеупорным раствором. Ленинградцы спали свой город.
Ведущий 2. Весной 1941г в Ленинграде прошел фильм «Тимур и его команда», и многие девчонки и мальчишки хотели создать свои команды и делать добрые дела. Но началась война.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ (выходят 4 ребят)
Мальчик Через несколько дней после начала войны мы увидели на воротах нашего дома объявление, что в нашем бомбоубежище выступит представитель штаба противовоздушной обороны. Мы с ребятами пошли.
Майор У штаба противовоздушной обороны к вам большая просьба. Когда вы создадите команду, возьмите под охрану свой дом. Гитлеровцы планируют сбросить на Ленинград сотни тысяч зажигательных бомб. И многие семьи могут остаться без крова.
Мальчик 2 На складе нам выдали боевую сирену. Она напоминала мясорубку на высокой ножке и была покрашена в зеленый цвет. Как только по радио объявят воздушную тревогу, нам нужно было выносить ее на середину двора и крутить ручку.
Мальчик3 Нам выдали 15 цинковых ведер, 10лопат, острые топоры, 4 тяжеленных лома, которые мы чуть могли поднять и еще 5 асбестовых колпаков. Этими колпаками нужно было накрывать зажигательные бомбы, чтобы они без кислорода задохнулись и погасли.
Мальчик 4 А еще мы получили длинные щипцы с деревянными рукоятками. Щипцами нужно было схватить зажигательную бомбу и бросить в кучу песка или окунуть в бочку с водой , которые мы приготовили на чердаке.
Мальчик 1 Мы дежурили каждую ночь на крыше нашего дома.
(Звучит музыка сирены, свист пуль, разрывы бомб)
Мальчик 2 В тот вечер фашистские самолеты шли волна за волной. И хотя по ним безостановочно палили наши зенитки, «юнкерсы» все-таки прорвались в город и началась бомбежка.
Мальчик 3 На крышу нашего дома упала зажигательная бомба. «Зажигалка» была похожа на блестящий цилиндр, подожженный с одного конца. Он стремительно разгорался и был похож на гигантский бенгальский огонь, который освещал не только крышу, но и верхние этажи дома.
Мальчик 4 Дом наш был старый, перекрытия чердака деревянные, обработанные каким-то защитным раствором. Сержант-пожарник еще в августе нас предупредил, что такие чердаки особенно хорошо горят.
Мальчик 1 Щипцы и лопаты были на чердаке. Зажигалка источала нестерпимый жар. Я понимал, что через 2-3 секунды будет уже поздно. Кровля была уже горячая, я это ощущал через подошвы ботинок. Закрыв глаза от слепящего жара, я ощупью схватил стабилизатор голыми руками выдернул зажигалку из дыры, которую уже прожгла бомба в кровле, и, вскрикнув от боли, в ужасе отбросил её от себя.
Мальчик 2 Он долго потом ходил с забинтованными руками. Они оказались обожжены до костей.
Ведущий1 Не сумев взять город сходу, Гитлер решил взять его голодом.
В начале блокады фашисты разбомбили Бабаевские продовольственные склады. С 1 октября рабочие стали получать по карточкам 400гр, а все остальные – по 200 грамм недоброкачественного хлеба
Почти отсутствовали картофель и овощи. На декаду полагалось 50г сахара,100гр конфет, 200гр крупы,100гр растительного масла, 100гр рыбы, 100гр мяса.
Ведущий2. В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941г норма выдачи хлеба населению опять была снижена. Теперь рабочие получали по 300гр, а все остальные по 150гр Через неделю , когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинграде почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паек пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за все время блокады-250гр на рабочую карточку и 125гр – на все остальные.
Ведущий3 Из воспоминаний воспитателей детского дома:
Девушка в роли воспитательницы: Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приема, вначале бульон, а потом все содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-то диковину.
Инсценировка (два мальчика за столом)
1.Ой, как есть хочется!
2. Терпи и мне хочется. Ты думаешь, хлеб теперь просто хлеб? Получил 125грамм, и ешь сразу? Нет, сейчас надо найти самый «сытый» способ есть хлеб. Надо, чтобы паек не сразу в животе оказался.
1. Это как?
2. А так! Можно по крошечке есть, чтобы хлеб подольше во рту оставался. А кто-то режет паек на тоненькие пластиночки. Отрежут и жуют.
1. Нет, я не могу удержаться Кусочек-то совсем маленький, съешь и не заметишь.
2. А вечером что будешь есть? У мамы спросишь, а ей ведь на заводе еще работать.
1. Ладно, я попробую
Ведущий 1 Убивали голодом, убивали долго. Девятьсот дней блокады… Девятьсот… Когда один день мог показаться вечностью. Вы не представляете, каким длинным голодному человеку кажется день. Час, минута… Долго ждешь обеда… Потом ужина… Блокадная норма дошла до ста двадцати пяти граммов хлеба в день. Это у тех, кто не работал. По иждивенческой карточке…С этого хлеба текла вода… Разделить его надо было на три части — завтрак, обед, ужин. Пили только кипяточек… Голый кипяточек…играет композиция Хор русской армии «Помни» на ее фоне дети разносят зрителям кусочек блокадного хлеба и листовку
Инсценировка. Квартира дома. Стоит стол, на нем свеча, железная кружка, листки бумаги, кусок блокадного хлеба. Фоном играет 7 симфония Шостаковича
(дети стоят около стола и рассказывают)
- Трамваи не ходили… Воды нет, отопления нет, электричества нет. Но самое страшное — голод. Я видела человека, который жевал пуговицы. Маленькие и большие пуговицы. Люди сходили с ума от голода…
- Вслед за голубями и ласточками вдруг стали исчезать в городе кошки и собаки. У нас не было никого, как-то мы не заводили их, потому что мама считала: это очень ответственно, особенно большую собаку взять в дом. Но мамина подруга не могла сама съесть свою кошку и принесла ее нам. И мы съели. Прошло время… И вот мы опять умираем… Мамина подруга привела нам свою собаку. И мы ее тоже съели. И если бы не собака, мы бы не выжили. Конечно, не выжили бы. Это — ясно. Уже начали опухать от голода.
… Собака была большая и ласковая. Два дня мама не могла… Как решиться? На третий день она привязала собаку к батарее на кухне, а нас выгнала на улицу…
Помню эти котлеты… Помню… Очень хотелось жить
- На моих глазах девочка украла на базаре у одной женщины булочку. Маленькая девочка… Ее догнали и повалили на землю. Начали бить… Били страшно. Смертным боем. А она торопилась доесть, проглотить булочку. Проглотить раньше, чем ее убьют…
4. Наш дедушка так ослабел, что один раз упал на улице… Он уже прощался с жизнью… А шел мимо рабочий, у рабочих продуктовые карточки были получше, ненамного, но лучше… Все-таки… Так этот рабочий остановился и влил дедушке в рот подсолнечного масла — свой паек. Дедушка дошел до дома, рассказывал нам и плакал: «Я даже имени его не знаю!»
Ведущий 1 И так девятьсот дней.
Люди, как тени, медленно двигались по городу. Как во сне… В глубоком сне… То есть ты это видишь, но у тебя мысль, что ты видишь сон. Будто не по земле человек идет, а по воде…
Голос менялся от голода… Или совсем пропадал… Нельзя было определить по голосу — мужчина это или женщина? И по одежде нельзя, все закручены в какие-то тряпки.
Дети продолжают.
5. Иду из булочной… Получила дневной паек. Эти крохи, эти жалкие граммы… А навстречу мне бежит собака. Поравнялась со мной и обнюхивает — слышит запах хлеба. Я понимала, что это — наше счастье. Эта собака… Наше спасение!! Я приведу собаку домой…
Дала ей кусочек хлеба, и она за мной пошла. Возле дома еще кусочек ей отщипнула, она лизнула мне руку. Вошли в наш подъезд… Но по ступенькам она поднималась неохотно, на каждом этаже останавливалась. Я отдала ей весь наш хлеб… Кусочек за кусочком… Так добрались мы до четвертого этажа, а наша квартира на пятом. Тут она уперлась и не идет дальше. Смотрит на меня… Как что-то чувствует. Понимает. Я ее обнимаю: «Собака миленькая, прости… Собака миленькая, прости…» Прошу ее, упрашиваю… И она пошла…
Очень хотелось жить…
6 . У меня была мечта — поймать воробья и съесть…
Редко, но иногда птицы появлялись в городе. Даже весной все смотрели на них и думали об одном, о том же, о чем думала я. Отвлечься от мыслей о еде ни у кого не хватало сил. От голода я ощущала внутри постоянный холод, страшный внутренний холод. Также и в солнечные дни. Сколько на себя ни надень, холодно, нельзя согреться.
Очень хотелось жить…
Звучит песня «Мама не плачь», дети повторяют рефреном слова «Мама не плачь»
Ведущий1. Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам (Бергольц)
Это ломтик, эту темно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Она на 40% состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлюза, полученная из древесины. Ученые придумывали суррогатные продукты для увеличения массы хлеба и замены муки.
Ученые умирали с голода, но не тронули элитные сорта зерновых
Девочка К концу ноября норма хлеба составляла 250 грамм рабочим и 125 грамм остальным людям, и за этим хлебом приходилось стоять огромную очередь. Хлеб привозили на санках вручную, его было катастрофически мало, и народ штурмом брал булочные. Счастливчиков, которым доставалась пайка хлеба, было немного, и у тех оголодавшие люди старались вырвать из рук полученный хлеб. У меня лично пыталась отобрать хлеб девочка из дома № 6, которая была гораздо старше меня. Она настолько ослабла из-за голода, что я с ней справилась, и то она все-таки оторвала у моего куска хлеба корку.
Чтец В булочной очередь у прилавка
Люди, как тени, нет шума и давки,
Хлеб отпускает им продавщица
И не должна ни на грамм ошибиться.
Кладет на весы драгоценные крошки.
До нормы еще не хватает немножко.
Весы показали- сто двадцать пять:
«Ну вот, а теперь можете забирать».
Сама продавщица похожа на тень.
Шатаясь от голода, вновь целый день
Хлеб отпускать- есть ли пытка страшнее,
Но в слабых руках её жизни людей.
И снова режет хлеб продавщица,
Боясь каждый раз хоть на грамм ошибиться
Ведущий Но пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. До 40градусов. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет., внутренние стены квартир покрылись изморозью. Целые семьи гибли от холода и голода
Девочка закутана в платок, сидит с дневником, ручкой за столом (Слова говорит ведущий, на экране слайды с записками меняются в соответствии с текстом)
Есть в Ленинграде дом. Это дом Савичевых. Над листками записной книжки склонилась девочка. Зовут её Таня. Таня Савичева ведёт дневник. Записная книжка с алфавитом. Таня открывает страничку с буквой «Ж». Пишет:
- «Женя умерла 28 декабря в 12.30 час утра 1941 г.».
-Женя - это сестра Тани. Вскоре Таня снова садится за свой дневник. Открывает страничку с буквой «Б». Пишет:
- «Бабушка умерла 28 янв. 3ч. дня 1942г.».
-Новая страница из Таниного дневника. Страница на букву «Л». Читаем
«Лека умер 17 марта в 5ч. Утра 1942 г.».
Лека – это брат Тани. Ещё одна страница из дневника Тани. Страница на букву «В». Читаем:
«Дядя Вася умер 13 апр. В 2ч. ночи. 1942год».
Ещё одна страница. Тоже на букву «Л». Но написано на оборотной стороне листка:
«Дядя Лёша. 10 мая в 4 ч. дня 1942 год».
Вот страница с буквой «М». Читаем:
«Мама 13 мая в 7 ч.30 мин. Утра 1942».
Долго сидит над дневником Таня. Затем открывает страницу на букву «С». Пишет: «Савичевы умерли».
Открывает страницу с буквой «У». Уточняет:
«Умерли все».
Посидела. Посмотрела на дневник. Открыла страницу на букву «О». Написала:
«Осталась одна Таня».
Таню спасли от голодной смерти. Вывезли девочку из Ленинграда. Но недолго прожила Таня. От голода, стужи, потери близких подорвалось её здоровье. Не стало и Тани Савичевой. Скончалась Таня, дневник остался. Он был представлен на Нюргсбергском процессе
Чтец Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это всё повториться!»
Ведущий. К декабрю 1941года город оказался в ледяном плену Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи превратились в огромные сугробы.
Город молчал
Город был без кошек собак без птиц
Только звучал метроном
Звучит метроном
Девочки младших классов
- В Ленинграде в годы блокады действовали сотни тимуровских команд, отрядов. Дела, которыми занимались ребята, были самыми разными.
2. Тимуровцы ходили из дома в дом, выясняя, не нужна ли помощь.
3. -Мы топили печки-буржуйки, приносили воды, ухаживали за ослабевшими, разносили почту.
4. -Люди доверяли нам выкупать хлеб по карточкам, если не могли ходить сами Протягивая нам карточки, они доверяли нам жизнь своей семьи.
5. - Мы с подругой в ту пору были голодные, как и все в Ленинграде. И когда мы несли хлеб, то был сильный соблазн, съесть хотя бы маленький довесочек. Ну кто бы об этом узнал? А даже узнав, кто осудил бы7 Ведь мы стояли за ним целую ночь, попеременно греясь дома. Но сильнее голода было сознание того, что мы- пионеры-тимуровцы. Нам, детям, доверяли свои жизни ленинградцы.
Экспозиция школы.
(Две девочки сидят в платках за партами. Рядом стоит учитель.)
Ведущий1
В конце июня началась эвакуация детей. Их вывозили из города водным транспортом по Ладоге, а с 22 января по 15 апреля — по льду. В 1941 году учебный год начался с ноября. Из 201 тысячи учащихся к занятиям приступили лишь 90тыс учеников. Многие по состоянию здоровья не могли посещать школу. В 8-10 классах было введено военное обучение, в программе которого физическая подготовка, строевые занятия, санитарное дело…
Ученик
В классах было очень холодно. Ученики сидели одетыми, в перчатках. Чернила замерзали, их приходилось отогревать руками или у печки. Частые бомбардировки вражеской авиации заставляли учащихся спускаться в бомбоубежище, где продолжались уроки.
Педагог ( с тетрадкой в руках и в платке)
К урокам готовлюсь по-новому. Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома, значит нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетради: это тяжело. Но рассказывать надо интересно У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут.
Ученик Голодные, холодные, еле волочащие ноги, преодолевая сугробы, ученики шли в школу. Не хватало дров, ребята приносили их из дома Посещаемость падала — от голода, болезней дети умирали.
Чтец
Девочка руки протянула,
И головой – на край стола.
Сначала думали-уснула,
А оказалось- умерла.
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что занятья- после похорон.
Ведущий 1 Писатель Александр Фадеев писал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».
Звук метронома
Ведущий Александр Фадеев в рассказе «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.
Ведущий За 900 суровых дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек
Песня в исполнении Тамары Гвердцетели «Дети войны».
Все герои выходят на сцену с зажженными свечами
Ведущий1. Ребята, а сейчас придя к себе в кабинет напишите письмо вашему ровеснику жившему в блокадном Ленинграде.
Весь сценарий сопровождается показом кадров блокадного города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий "По страницам блокадного Ленинграда"
Идея создания театрализованной экскурссии для ребят, посвященной Блокаде Ленинграда, была взята неспроста. Наша школа была госпиталем, в то нелегкое время. В Музее истории школы, сохранились письма, в...
Сценарий классного часа "Блокадный Ленинград"
методическая разработка...
Сценарий Урока мужества "Блокадный Ленинград"
Рассказ о тяготах жизни, выпавших на долю ленинградцев, переживших блокаду....
Сценарий агитбригады "Дети блокадного Ленинграда"
Агитбригада хорошо проходит как в начальной школе, так и в среднем звене....
Сценарий классного часа "Блокадный Ленинград"
Сценарий классного часа "Блокадный Ленинград"...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является формирование у обу...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…».МАТЕРИАЛЫ...