Практика "Сколько профессий-столько дорог"
методическая разработка
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. В законе «Об образовании» говорится: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (273-ФЗ–РФ редакция 2018). Ведущую роль в обеспечении успешной профессиональной ориентации обучающегося должен взять на себя учитель, педагог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_konkursnoy_raboty.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Киренский район
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Макарово»
Название практики сопровождения профессионального самоопределения:
Профессиональные пробы «Сколько профессий-столько дорог»
Номинация практики: «Ивент-профориентация»
Возраст обучающихся:7-17 лет
Время затраты на проведение практики: 2-3 часа
Формат: офлайн
Кувайшина Евгения Михайловна,
заместитель директора по воспитательной работе,
педагог-психолог 1 квалификационной категории
с. Макарово 2022 год
Пояснительная записка
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. В законе «Об образовании» говорится: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (273-ФЗ–РФ редакция 2018). Ведущую роль в обеспечении успешной профессиональной ориентации обучающегося должен взять на себя учитель, педагог.
Под педагогическим сопровождением понимается соучастие педагога в деятельности школьника; веру учителя в силы и возможности ребенка; сопереживание успехам и неудачам; создание условий для развития ребенка; оказание помощи в преодолении возникающих трудностей.
Актуальность профориентационного опыта заключается в разрешении противоречий между динамично изменяющейся ситуацией на рынке труда и навыками самоопределения обучающихся.
При работе с обучающимися школы педагоги сталкиваются с рядом психолого-педагогических проблем. С одной стороны, современный рынок труда характеризуется широкой палитрой профессиональной сферы, ежемесячно пополняющейся новыми специальностями, активным формированием внутрифирменных стандартов и корпоративных систем менеджмента качества, появлением новых специализаций. С другой стороны, только около половины выпускников школ определяются с выбором профессии, а обучение в вузе также не решает проблемы профессионального выбора.
В марте 2022 года в нашей школе во второй половине дня, после уроков, было организовано общешкольное мероприятие по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся школы.
Новизна данной практики заключается в том, что все обучающиеся 1-11 классов МКОУ «СОШ с. Макарово» попробовали себя в предложенных профессиях. Обучающиеся с 1 по 11 класс были разделены на разновозрастные группы, по 15 человек. Каждой группе был выдан маршрутный лист, где обозначены станции профпроб. Был дан первый звонок, и ребята в сопровождении кураторов групп отправились на станции. На каждой станции их встречал руководитель (родитель, педагог) профпробы. В течение 20-30 минут дети ознакомились с профессией и пробовали себя в ней.
Были привлечены родители школьников, которые демонстрировали азы своего профессионального мастерства, делились опытом и знаниями в своей области.
Практическая значимость профессиональных проб – это когда дети «окунулись» в будущую профессию, убедились в ее достоинствах, определили их недостатки. Профессиональные пробы также являются возможностью самовыражения.
И перед нами стала цель - сформировать у детей основу профессионального самоопределения и создать психолого-педагогические условия для осознанного принятия решения при выборе профиля дальнейшего обучения и сферы профессиональной деятельности.
Задачи, которые мы ставили перед собой:
- Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
- Сформировать у школьников знания о профессиях страны, региона, родного города, села, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
- Разработать формы и методы социального партнерства школы и учреждений профессионального образования по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
- Разработать механизм содействия трудоустройству выпускников школы.
- Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
План реализации профессиональных проб
№ п/п | Мероприятие | Дата проведения | Участники | Ответственный |
1 | Линейка открытия мероприятия «Сколько профессий-столько дорог» | 12.03 | Педагоги Родители, обучающиеся 1-11 классов | ЗДУВР |
2 | Профессиональные пробы
(Приложение 6) | Родительская общественность | ||
6 | Линейка закрытия мероприятия | ЗДУВР |
Целевая аудитория
Обучающиеся МКОУ «СОШ с. Макарово» от 7 до 17, педагогический коллектив, родительская общественность.
Ежегодное количество участников проекта – 120 человек (из них 90 человек - постоянный состав обучающихся школы).
Результаты практики и показатели, для оценки результативности и эффективности практики
К результативным критериям и показателям эффективности практики сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, прежде всего, относится:
- достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах. Обучающиеся придя на пробу узнают о профессии, специальности.
- Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
- Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.
- В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора.
- Последний результативный критерий — наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана.
В реализации данной практики учитывался индивидуальный характер профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей детей, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств); направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
По итогам мероприятия обучающиеся оставили отзыв о пробах, было интересно, понравилось.
Перспективы данного мероприятия:
- обучающиеся школы записались на кружок «Юный художник», «Резчик по дереву»;
- педагогом-психологом организовано индивидуальное консультирование по вопросам самоопределения;
- осуществляется проведение элективных курсов «Билет в будущее» для 9-11 классов;
- данное мероприятие по организации и проведению профильных проб стало ежегодной традицией школы, будут привлекаться другие специалисты.
Как показала практика, в нашей школе созданы максимальные условия для профессионального развития личности школьника: предоставляется свободный выбор сфер деятельности, оказывается своевременная помощь и поддержка, учитываются индивидуальные и возрастные особенности личности обучающегося, развивается самостоятельность в преодолении трудностей.
Именно в сотрудничестве с педагогами, родителями, и в тоже время самое главное самостоятельно, обучающийся в процессе проективной деятельности конструирует свой личный профессиональный план действий, исходя из его конкретных и реальных целей, интересов и способностей, отслеживает направления своего саморазвития, самостоятельно определяет конечный результат.
Ресурсы практики и стоимость ее реализации
Кадровое обеспечение
Процесс реализации практики обеспечивается участием основного кадрового состава с определенными должностными обязанностями, и профессиональной подготовкой.
В результате проведенного анализа кадрового обеспечения и с целью достижения высокого уровня реализации практической части практики, своевременного обеспечения новинками методической литературы, возникла необходимость в привлечении специалистов соответственно направлению деятельности по мероприятию:
- заместитель директора по воспитательной работе;
- педагог-психолог ОУ;
- профконсультант Центра занятости населения Киренского района;
- состав родителей – профессионалов в своей области.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации практики используется следующая материально-техническая база ОО:
- учебные классы для проведения мастер-классов, профпроб;
- учебная мебель, выставочные стенды;
- теле-, видео-, аудиоаппаратура;
- мультимедиа – проектор;
- видеокамера, фотоаппарат;
- справочная литература, книги, словари и др.
Этапы внедрения практики
1 этап – «Аналитический» (январь 2022 год)
- Анализ работы учреждения по профориентационной работе с обучающимися и воспитанниками.
- Планирование деятельности по реализации проекта.
2 этап – «Диагностический» (январь 2022 год)
- Изучение условии (кадровых, материальных, финансовых) с целью актуальности и значимость данной практики в школе.
3 этап – Прогностический» (февраль 2022 год)
- Разработка практики.
- Внутреннее рецензирование практики.
4 этап – «Подготовительный» (февраль 2022)
- Организация презентации проекта педагогам, родителям ОО
- Утверждение состава участников проекта.
5 этап – «Практический» (март 2022 года)
- Реализация проекта.
- Оформление текущей и системной документации.
- Организация и проведение профессиональных проб для обучающихся ОО.
- Распространение опыта через сайт ОО, СМИ.
6 этап – «обобщающий» (март 2022 года)
- Мониторинг результатов реализации данного проекта.
- Определение перспектив деятельности.
Команда практики
Ярыгина Александра Александровна – директор МКОУ «СОШ с. Макарово».
Кувайшина Евгения Михайловна – заместитель директора по воспитательной работе МКОУ «СОШ с. Макарово».
Портнягина Марина Владимировна – профконсультант Центра занятости населения Киренского района.
Родительская общественность.
Приложение 1
Профессиональная проба «Повар»
Руководитель профпроб: Стерлятова Капитолина Моисеевна, повар
Место проведения: столовая МКОУ «СОШ с. Макарово»
Участники: обучающиеся 1-11 классов, разновозрастная группа, 15 человек
Цель: формирование у обучающихся интереса к профессии, опыта допрофессиональной деятельности в области общественного питания.
Задачи:
- ознакомить обучающихся со сферой профессиональной деятельности повара;
- моделирование различных элементов профессиональной деятельности повара;
- создание условий для качественного выполнения профессиональной пробы с использованием ресурсов школьной столовой;
- определение уровня готовности обучающихся к выполнению проб.
Профессиональная проба направлена на формирование и развитие следующих компетенций: планировать собственной деятельности; работать с инвентарем и посудой; готовить и оформлять простейшие блюда; определять уровень своей готовности к выбору профессии.
Теоретические сведения, сообщаемые обучающимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, сырья, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Школьники получают информацию о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения профессией. Знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены. Каждый этап практического выполнения заданий профессиональной пробы предполагает получение законченного продукта деятельности учащегося, выполнения задания и оценку практических заданий данного этапа.
Практическая часть профессиональных проб «Карвинг для начинающих из овощей и фруктов»
Цель: получить первичный навык по нарезке и первичной обработке традиционных видов овощей и фруктов. Развивать умения и навыки по «карвингу», используя творческий подход к выполнению задания, согласно Профессиональному стандарту по профессии Повар.
Задачи:
1. Рассмотреть варианты изготовления резки овощей и фруктов;
2. Изучить правила работы «карвинга»;
3. Освоить простые приемы резки овощей и фруктов;
4. Создать своими руками украшения из овощей и фруктов
По итогам профессиональной пробы школьники должны:
Знать: Основные правила безопасности труда, санитарии, гигиены при работе в столовой, на пищеблоке. Правила использования и применения инструментов, материалов при нарезке овощей и фруктов; технику обработки овощей и фруктов; способы минимизации отходов при нарезке и обработке овощей и фруктов.
Уметь: Вырезать из овощей и фруктов в технике «карвинг», декорировать блюда и фруктовые тарелки.
Содержание профессиональной пробы
Общие сведения о профессии «Повар». Понятия о гигиене труда, личной гигиене работников общественного питания. Санитарные требования к рабочему месту повара. Санитарные правила при нарезке овощей и фруктов. Требования техники безопасности при работе с ножами, ножницами, посудой.
Организация рабочего места в соответствии с технологическим процессом по нарезке овощей и фруктов.
Материально – техническое обеспечение
Оборудование: производственный стол, электронные весы.
Инвентарь: доски разделочные, ножи, ножницы, ножи карбовочные овальные, треугольные, ложка - нуазетка, нож - овощечистка, емкости для хранения овощей и фруктов, тарелки.
Нормативно-технологическая документация - технологические карты, инструкция по охране труда и технике безопасности.
Сырье: помидоры, апельсин, киви, мандарины, виноград, бананы, яблоки.
Технология работы:
1. Сердце из помидора
1. Понадобятся помидоры черри слегка продолговатой или яйцеобразной формы.
2. Разрезаем каждый помидорчик по диагонали.
3. Переворачиваем половинку, и скрепляем шпажкой для канапе.
2. Лебедь из яблока
1.Разрежем яблоко пополам. Положим разрезом вниз зрительно оставляем
полоску в 1 см в середине, прорезаем не до конца сверху вниз.
2.Снизу прорезаем навстречу верхнему разрезу разрез с разрезом встречаются, получается уголок с этим уголком делаем то же самое надрезаем с двух сторон навстречу друг другу и т. д. чем больше уголков, тем красивее.
3.То же самое с другой стороны.
4.Посередине у нас осталась целая полоска примерно 1 см, режем так же
углом немного подкорректируем, если надо форму и вставим в разрез уголочки на крыльях сдвигаем.
3. Демонстрация готовых нарезок: фрукты для новогоднего стола, яблоки на день Святого Валентина.
Презентация готового изделия.
Далее каждый из детей выполнил брускету, награждение за участие в профпробе. Оценили и красоту и вкус.
Анкетирование обучающихся.
Приложение 2
Професииональная проба «Библиотекарь»
Руководитель профпробы: Тетерина Наталья Николаевна, библиотекарь.
Место проведения: библиотека МКОУ «СОШ с. Макарово».
Участники: обучающиеся 1-11 классов, разновозрастная группа, количество-15 человек.
Цель профпробы: расширить представление детей о профессии библиотекаря; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Профпроба по времени занимает 20-30 минут, по форме проведения является частично групповым – первая половина проходит в виде вопросов и ответов, во второй половине класс разбивается на команды и проводится поиск информации в сети Интернет, работа с абонементом.
Занятие построено на материале, близком и понятном школьникам данного возраста, включает теоретический и практический блоки, сопровождающиеся активными формами обучения (конкурсная игра), что позволяет школьникам активно включиться в процесс самопознания.
Так вот сегодня мы с вами пройдем по нашей библиотеке, вы сами откроете все двери к тайнам профессии – библиотекарь.
Как говорил В. Белинский: «Библиотека – величайшее сокровище». А ведь так оно и есть. В современном мире нашим помощником стал Интернет. Но нельзя забывать о том, что не всю информацию можно там найти. Да и приятнее читать книгу, ощущая ее запах, переворачивая ее шуршащие страницы. Сейчас мы отправимся туда, где живут книги, можно сказать, в сердце библиотеки. А как называется это место, вы узнаете, выполнив первое задание.
Кроссворд. (Абонемент)
Теперь вы знаете, как называется отдел библиотеки, где обслуживаются читатели. Вы получаете первый ключ, которым сможете открыть дверь абонемента.
Работа библиотекаря требует разносторонних знаний и умений. Вы должны знать, к какой отрасли относится та или иная книга и где найти ее в этом лабиринте стеллажей. Попробуйте сейчас побывать на месте библиотекаря.
2 задание – Поиск книг. Делятся на команды по 2-3 человека. Выбирают листок с названием отрасли и книги.
А теперь представьте, что вы выступаете в роли советчика. Ваша задача разрекламировать ту книгу, которую вы нашли, так, чтобы всем захотелось ее прочитать.
3 задание - реклама.
Заключительное задание, которое нам поможет его получить, это верно распределить автора с его книгой.
4 задание – литературный пазл.
И с этим заданием вы справились. За это вы получаете ключ в царство тишины, где читатели могут поработать с ценной литературой, почитать газеты и журналы. Мы с вами попали в читальный зал.
Бывает такое, что читатели не помнят, как называется та или иная книга, а помнят только ее краткое содержание. Ваше задание – угадать, о какой книге идет речь.
- задание – угадать книгу по краткому содержанию
- Главная героиня идет на болезненную операцию, чтобы добиться внимания молодого человека. Однако даже хирургия не принесла ей счастья в личной жизни. (Андерсен «Русалочка»)
- Замужняя дама завела роман на стороне и ушла от мужа. Новая жизнь не заладилась, и она бросается под поезд. (Толстой «Анна Каренина»)
- Все умирают. Убийца - судья. Ни один негр не пострадал. (Агата Кристи «Десять негритят»)
- Он ищет пару дорогой обуви в подарок своей избраннице. Она оценила. (Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
Библиотекарь читального зала также проводит мероприятия, разрабатывает сценарий и подбирает литературу. 27 мая – всероссийский день библиотек (библиотекаря). Так вот сейчас ваша задача выбрать нужный материал и рассказать нам об учебных заведениях. (Учащиеся посредством интернета занимаются поиском информации об учебных заведениях, готовящих специалистов для библиотек – библиотекарей, сроках обучения, формах обучения.)
6 задание – мероприятие. Приготовленные материалы учащиеся презентуют.
Вот и подошло к концу наше знакомство с библиотекой, с ее главными героями – путеводителями в мир знаний - библиотекарями.
Кто из вас, захотел стать бибилиотекарем? (ответы детей)
Читайте, будьте цельными личностями, ведь «книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет» (А. Декурсель).
Приложение 3
Профессиональная проба «Художник»
На линейке обучащихся разделили на разновозрастные группы, у каждой группы маршрутный лист (прохождение по станциям профпроб).
Место проведения профессиональной пробы: кабинет ОО, имеющий парты или столы для размещения 15 человек.
Руководитель профессиональной пробы: Карманова Оксана Романовна, художник
Продолжительность профессиональной пробы: 20-30 мин.
Цель профпробы: формирование представления у обучающихся о профессии художника через получение практических навыков по созданию картины.
Задачи:
1. Создать условия для знакомства обучающихся с профессией «художник» на практике;
2. Дать обучающимся базовые сведения о профессии «художник»: ознакомить с содержанием, характером, особенностями и условиями труда;
3. Содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.
Информация о профессии «Художник»
Тип и класс профессии
Профессия художник относится к типу по Е.А. Климову «человек – художественный образ», по Голланду "Художественный тип".Класс профессии - творческий.
Место работы
Каждый художник работает в своей мастерской. Он должен быть постоянно в работе. Если он долго не работает, то теряет ремесленные навыки, и это отражается и на его творческих способностях.
Какие требования предъявляет данная профессия к работнику (способности)
Требования, предъявляемые к профессии художник: 1. Координация, быстрота, точность движений, развиты цветоощущения, точный пространственный глазомер. 2.Чувствительность, работоспособность. 3.Общие способности: наблюдательность, образная память, образное мышление 4.Специальные способности: способности к искусству, музыкальные, художественные, литературные, творческое воображение. 5.Личные качества: настойчивость, самоконтроль, усидчивость, терпение, самокритичность, гибкость мышления. 6.Противопоказания: недостатки в работе органов чувств и опорно-двигательного аппарата.
Таким образом, в профессии "художник" требуется наличие способностей к искусству, творческое воображение, образное мышление, и, конечно, трудолюбие. Работник искусства должен быть целеустремлённым, иметь реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее, чем заслуживаешь), чтобы получить удовольствие от своего труда.
Профессиональные навыки
Рука художника должна следовать за его мыслью. Но не у каждого это получается. Например, художнику приснился какой-нибудь необыкновенный образ, а на бумаге изобразить не получается потому, что рука не следует за мыслью художника.
Требования к образованию
На художника нужно учиться. Если художник без образования, то он самодеятельный.
Данная профессия подходит творческим и креативным личностям. Хороший художник обладает поразительной и сильно развитой фантазией. Услышав слова, его мозг сразу создает яркие и оригинальные образы к ним. Помимо высокой креативности, художник должен обладать усидчивостью и силой воли. Это человек цели. Поставив задачу, он идет к ней, невзирая ни на что. Это важнейшее качество для художника – преодолевать себя, даже в самые угрюмые дни, и творить .
1-2 интересных факта о профессиональном направлении:
-Стабильность
-Зарплата и бонусы
-Перспективы
-Условия
Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью
Выполнение творческого задания по созданию картины развивает у детей творческое мышление, навыки работы с изобразительными материалами, дает представление о последовательности этапов выполнения картины маслом. Ребята знакомятся с работами мастеров художников и создают картину, выполняя последовательность предложенную педагогом. Результатом профпробы является создание картины к выбранной теме, дети могут представить себя в роли художника.
Подготовительный этап (5 мин)
Постановка цели и задачи в рамках пробы
Цель нашего занятия создать картину за очень сжатые временные рамки. Задача занятия получить представление о жанрах изобразительного искусства, о выполнении картины, видах, этапах и техниках выполнения.
Демонстрация итогового результата, продукта
Показываем выполненную картину маслом.
Практический этап (15-20 мин)
Целеполагание
Наша задача выполнить картину маслом
Технология изготовления
Краткое знакомство с примерами работ
Краткое описание этапов и техники выполнения
Практическая работа
Выбор темы для рисования
Выбор жанра изобразительного искусства
Компоновка в листе
Построение
Прорисовка и декорирование
Подведение итогов
Осмотр картины
Выявление дефектов и недочетов
Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания
Контроль соблюдения технологии изготовления
Соблюдение техники безопасности
Контроль, оценка и рефлексия (5-10 мин)
Критерии успешного выполнения задания
-Этетичность
-Стилистика
- Творчество
-Общее впечатление от работы
Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки
результатом работы должна быть законченная картина
оценивается соответствие картины выбранной темы;
творческое применение знаний и навыков из области дизайна (различные виды узоров, стилизация)
Вопросы для рефлексии учащихся:
Довольны ли вы результатом своей работы?
Какие трудности возникли при выполнении задания?
Заинтересовало ли вас данное направление?
Хотели бы вы продолжить заниматься в направлении художественное творчество, а именно профессия «Художник»?
Приложение 4
Профессиональная проба «Резчик по дереву»
Руководитель профпробы: Ярыгина Елена Михайловна, резчик
Место проведения: мастерские МКОУ «СОШ с. Макарово»
Участники: обучающиеся 1-11 классов, разновозрастная группа, количество 15 человек.
Цель профпробы: формирование у обучающихся опыта в допрофессиональной деятельности в области резьбы по древесине, оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Задачи:
- создать условия для ознакомления обучающихся с промыслами, традициями, условиями труда, инструментами, технологией выполнения контурной, геометрической, рельефной, плоскорельефной, скульптурной резьбы средней сложности;
- способствовать обучению основным приемам и правилам выполнения резьбы;
- содействовать развитию творческой личности, трудовых, коммуникативных умений;
- совершенствовать приемы использования различных орнаментов в резьбе;
-самостоятельно разрабатывать композиции резьбы с учетом вариативности.
С раннего детства я любила рисовать и мастерить разные поделки. Однажды, попав в домашнюю мастерскую отца, я влюбилась без памяти – его глаза, глядя на инструменты, с помощью которых создаются изделия из дерева, больше не могли не гореть желанием творить.
На мой взгляд, дерево – самый теплый материал во всех смыслах этого слова и самый могущественный.
Дерево во всех его проявлениях околдовывало его всегда: он не мог без замирания сердца смотреть на стройные стволы сосен, а текстуры дуба и груши будоражили его воображение. Невозможно поверить своим глазам: вещи, которые создают резчики, эти изящные шкафы на ножках с завитками, вырезанными ягодами и волосинками волчьей шерсти, сделаны из куска дерева. Того самого куска, мимо которого любой пройдет, не дрогнув. А вот люди, которых влечет дерево, способны чувствовать его тепло и мощь, дать жизнь в новой форме.
Что это за профессия? Какую цель ставит резчик?
Это называется художественная обработка древесины. Это вид декоративно-прикладного искусства. К сожалению, сама профессия довольно редкая на сегодняшний день. Компьютерный прогресс, повлиявший на распространение ЧПУ-станков, сократил появление на свет настоящих шедевров, ведь они, как мне кажется, создаются только руками! Для меня резьба по дереву – это путь к счастью через духовность творчества. Чем больше отдаю красоты, тем больше заряжаюсь позитивной энергией. Искреннее и честное искусство – это мощно и навсегда. Это вдохновляет!
Что делать человеку, который решил стать резчиком? С чего начать?
Как минимум – прочитать ознакомительную книгу о резьбе по дереву. Посмотреть на то, как работают мастера. После чего нужно обзавестись стамеской «нож-косяк» и липовой дощечкой. Начинать нужно с геометрической резьбы… это идеальное и простое знакомство с режущим инструментом и древесиной. В этом стиле резьбы тоже есть профессиональные виртуозы, которые могут вдохновить. Если знакомство прошло успешно, и вы подружились с этим прекрасным искусством, можно обзаводиться минимальным набором стамесок для художественной резьбы по дереву. И покорять новые вершины. Идеально, конечно, иметь за плечами художественную школу или уметь рисовать!
Где можно научиться резьбе?
Могу сказать точно – научить может только профессиональный мастер. Мне в свое время хватало и просто понаблюдать за тем, как работают мастера. Это было бесценно. Я собирал всевозможную информацию с миру по нитке. Помню, как попала в резную мастерскую проходить практику после училища. Можно было посмотреть, как работает не один мастер. У всех разные стили и методы работы. Нужно не просто перенимать знания, а стараться превзойти. У меня это получалось. Я считаю, что именно в такой среде можно научиться создавать профессионально – то есть стать настоящим творцом и дальше строить собственный путь.
Какие сложности отмечают на этом профессиональном пути?
Наличие правильной комфортной мастерской со всем инструментом. Это достаточно затратная часть. Но все реально, если есть твердая цель. Второй момент – умение продавать и находить клиентов. Иногда это бывает довольно сложно. Главное – создавать честные, эксклюзивные и новые изделия с любовью! Рано или поздно это заметят! Такие вещи не остаются без внимания.
Без чего не обойтись резчику?
Без хорошей атмосферной мастерской. Но если речь идет о мелких изделиях, достаточно маленького стола и набора инструментов в уголке квартиры. Также не обойтись без вдохновения, нужно уметь черпать его из правильных источников перед каждым проектом. Расти духовно! Обязательно приступать к работе только в хорошем настроении и с любовью! Это важно.
Дерево – уникальный дар природы, нечто живое и удивительное. Говорить с ним и слышать его, преобразуя в новые формы – безусловно, вот задача резчика. И от того, насколько чутким мастером он является, зависит чистота, тепло и красота будущих творений.
Практическая работа
Задание 1. Освоить приемы нанесения разметки орнамента. Приемы нанесения показываются руководителем, после чего ребятам предлагается повторить показанный прием. Результат: задание считается выполненным, если основные детали орнамента будут перенесены на бумагу.
Задание 2. Нанести разметку орнамента на заготовку. Выполнение простого орнамента на черновой заготовке. Результат - задание считается выполненным, если проявляются фантазия и разные варианты орнамента
Задание 3. Разметка орнамента на изделии. Самостоятельно составить композицию и перенести ее на изделие.
Задание 4. Освоить приемы геометрической резьбы. Под руководством руководителя воспроизвести и вырезать предложенный орнамент из геометрической резьбы, выполнить геометрическую резьбу на предложенном предмете.
В ходе выполнения профессиональных проб руководитель выявляет, формирует и закрепляет необходимый объем знаний, умений, которые требуются для качественного выполнения заданий. Профессиональные пробы завершаются подведением итогов.
- Изменились ли ваши профессиональные намерения?
- Какие трудности и сомнения вы испытывали при выполнении пробы.
При подведении итогов выполнения этапов или всей пробы в целом руководитель профпроб подчеркивает, какие индивидуальные черты ученика не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.) и дает необходимые рекомендации. При подведении итогов учителю следует обратиться к анализу выполнения учащимися заданий профессиональной пробы и особое внимание обратить на ее составляющие компоненты – технологический, ситуативный, функциональный. Учащийся должен уметь: выполнять простейшие операции; пользоваться инструментом, материалом, документацией; выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда; соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
Школа может содействовать успешной социализации подрастающего поколения, освоению молодыми людьми базовых социальных ценностей, приобретению навыков взаимодействия, первичных профессиональных умений, расширению социального опыта, в том числе средствами социальных практик и профессиональных проб.
Приложение 5
Профессиональная проба «Визажист»
Место проведения: кабинет ОО
Руководитель профпробы: Никитина Надежда Владимировна, специалист в области визажа.
Цель: сформировать представление о профессии «Визажист»
Задачи:
1. Познакомить с профессией визажиста.
2. Научить простейшим навыкам нанесения макияжа (на шаблонах).
3. Воспитать чувство меры при нанесении макияжа.
4. Прививать художественно-эстетический вкус.
Метод проведения:
Беседа, объяснение с элементами показа приёмов нанесения макияжа, индивидуальная работа с учащимися.
Примерные вопросы беседы:
Ребята, я кидаю мяч и задаю вопрос, ваша задачи ответить на предложенный вопрос.
1. Что Вы подразумеваете под словом «макияж», «визажист»?
2. Клоунская раскраска – это макияж?
3. Герои театральных спектаклей в своих ролях (Иван Дурак, царь Гвидон, Баба Яга и другие) используют макияж?
4. Как Вы думаете, кто выполняет накладывание грима?
5. Перечислите профессии, нуждающиеся в этом специалисте.
6. Косметика – что это?
7. Пользуетесь ли Вы косметическими средствами?
8. Почему Вы используете косметику?
9. Хотите ли Вы увидеть, как профессионально наносят макияж?
Макияж– (от французского maquillage – гримирование) это искусство гримирования. Наложение грима для усиления выразительности лица, скрадывания изъянов.
Косметика – (от греческого kosmetike – искусство украшать) 1. Уход за лицом и телом с гигиенической целью и для придания им большей привлекательности, свежести. 2. Средство для придания свежести красоты лицу и телу.
Косметика делится на две группы. Первая — декоративная (для украшения) и вторая группа — лечебная (по уходу за кожей лица и тела).
Грим – (от итальянского grimo – морщинистый). Специальные средства (краски, накладки, наклейки и т.п.), применяемые для изменения внешности актёра в соответствии с исполняемой ролью.
Визажист – (от французского visage – лицо). Специалист по макияжу.
Презентация «Из истории макияжа», «Виды макияжа».
Упражнение-игра “Угадай макияж”
Практическая работа
А сейчас, ребята, вам даётся возможность попробовать себя в роли мастера-визажиста. Каждый из вас получает шаблон женского лица.
1. Дорисовать причёску и черты лица.
2. Изобразить макияж в соответствии с выбранным нарядом.
Дать название макияжу.
Выставка детских работ с комментарием визажиста.
Защита лучших работ.
Приложение 6
Профессиональная проба «Столяр»
Учитель трудового обучения, руководитель мини-группы «Столяр» Хорошев Михаил Артемьевич.
Название профессии – столяр.
Вид пробы – практическая.
Уровень – ознакомительный.
Класс –1-11, разновозрастная группа, количество 15 человек.
Место проведения – мастерская
Общая характеристика профессии
Предметом труда является древесина. Столяр занимается обработкой древесины, изготовлением изделий из нее (обработка фанированием или полированием), при необходимости монтажом их на строительных объектах. Существуют белодеревные (хвойные и мягкие лиственные виды пород) и краснодеревные (твердые ценные виды лиственных пород деревьев) работы, в зависимости от вида древесины.
Столяр - многопрофильная профессия. Столяр изготавливает мебель (мягкую. корпусную, офисную), участвует в строительстве: изготовлении и монтаже дверей и окон встраиваемой мебели, монтаже перегородок, врезании замков, ручек, облицовке стен деревянными панелями, а также изготовлении любых изделий из дерева: беговых лыж, вешалок, карнизов и др.
Столяр в своей работе обращается не только с деревом и с материалами, заменяющими дерево, с различными способами крепления и монтажа изделия, металлическими шурупами, скобами, гвоздями, клеями, материалами, необходимыми для облицовки, обтяжки, обработки деревянных изделий (пленками, лаками, красками, тканями).
Основные должности и квалификации:
- Столяр-мебельщик;
- судовой столяр;
- строительный столяр;
- столяр по изготовлению и ремонту музыкальных инструментов и другие.
Родственные профессии и области
В родстве со столярной профессией – профессия плотника. Однако столярная работа тоньше плотницкой. Плотник может построить дом, а столяр – всё то, что находится внутри. Уровень квалификации столяра обозначается разрядом. Самый высокий разряд – 6.
Требования к образованию специалиста
Хорошие знания таких предметов, как математика и черчение, необходимы специалистам этого рода деятельности. Им часто приходится иметь дело со сложными чертежами и схемами. А знания физики и химии помогут лучше разобраться со свойствами материалов, с которыми работают столяра.. Существует несколько способов стать столяром. Для этого необходимо окончить профильный лицей либо колледж. По желанию, можно поступить учеником на производство, осваивая все тонкости профессии под руководством квалифицированного наставника. Чтобы в будущем иметь возможность трудиться столяром - краснодеревщиком, необходимо первоначально получить диплом о профильном образовании, а после - устроиться учеником к мастеру с целью совершенствования имеющихся навыков.
Специалист должен знать:
Работа столяром предусматривает наличие у специалиста солидного багажа теоретических знаний. Ему следует уметь безошибочно различать породы древесины, определять степень качества заготовок и читать чертежи. Мастер высокой категории должен самостоятельно разрабатывать эскизы. В работе не обойтись без знания технологии изготовления, пригонки и навески деревянных изделий.
Назначение и правила применения столярного и контрольно — измерительного инструмента.
Основные механические свойства обрабатываемых материалов.
Инструкции и положения по охране труда.
Специалист должен уметь
- Вытачивать и изготавливать изделия из дерева или на деревянной основе
- Изготавливать мебель (столы, стулья, шкафы, серванты, табуретки, тумбочки, полки и т. д.), окна, плинтуса, карнизы, лестницы, деревянные части самолетов.
- Распиливать и строгать вручную необлицованные брусковые детали простого профиля.
- Нанести клей вручную на склеиваемые детали и удалять потёки клея с деталей и узлов.
- Устанавливать шканты на клей.
- Наклеивать на изделия обивочные материалы.
- Собирать рамки на металлических скрепках.
- Собирать простые ящики из готовых деталей.
- Заточивать простые столярные инструменты.
Сегодня, ребята, попробуете себя в роли столяра.
Практическая работа:
Обучающиеся на деревянной заготовке выпиливали на токарном деревообрабатывающем станке изделие.
Итогом стало- резное изделие, которое можно использовать как ножку стула или стола.
Рефлексия
В конце профпробы после поиска ответов на поставленные вопросы и по завершении выполнения изделия, подвели определённые итоги. Для этого был использован метод неоконченных предложений:
- на этом занятии мы освоили …
- сегодня мы научились …
- мне было сложно …
- я понял, что …
- я планирую ...
Это позволило получить представление об успешности проведенного занятия, оценить мотивацию учащихся и внести корректирующие действия в свою дальнейшую работу (откорректировать приемы коммуникации, изменить содержание своих занятий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы"
Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы", посвящен великому празднику Дню Победы. Данное мероприятие знакомит учащихся с поэзией Великой Отечественной войны; воспитывает патриотические чув...
сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!"
сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!".Работа интересна тем,что в неё вошли авторские работы учащихся:стихи,рассказы о родн...
Спортивно-массовое мероприятие «Дорогой памяти – дорогой отцов» посвященное 70-й годовщине контрнаступления в битве под Москвой
Внеклассное мероприятие проводится среди обучающихся в 8-11 классах. Для проведения соревнования среди 8,9 классов, целесообразно привлекать обучающихся в 10-11 классах....
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
Безопасность на дороге. Командовать дорогой буду я! Урок английского языка в 6 классе.
Урок закрепления и повторения материала по теме "Getting around" по УМК " Spotlight 6". Повторяется лексика и грамматика по теме, развиваются умения монологической и диалогич...
Урок литературы на тему «Вот они – нашей дороги строители!..». (По стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога».)
Данный урок построен по структуре ФГОС....
Конспект занятия с использованием ЭОР «История транспорта» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» раздел II. Правила дорожного движения для пешеходов. 3 занятие «История развития дороги».
Занятие проводится в течение 2 учебных часов для обучающихся возрастной группы 7-10 лет с использованием интерактивной доски для показа презентаций "История транспорта". В занятии представлена история...