«Художественно-эстетическое развитие обучающихся в урочное и внеурочное время»
рабочая программа
Тема самообразования «Художественно-эстетическое развитие обучающихся в урочное и внеурочное время» направлена на развитие личности, ее художественно-эстетическое формирование, желание и умение учиться, развитие коммуникативных навыков, готовности к самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа саморазвития | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя школа 15 имени В.А Василенко» города Нижневартовска
«Художественно-эстетическое развитие обучающихся в урочное и внеурочное время»
учителя изобразительного искусства
Власовой Лидии Прокопьевны
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период
- Разделы программы профессионального развития педагога
- Формы представления результатов педагогической деятельности
- Схема самооценки учебного занятия
- Методическая продукция (учебно-программная документация)
3. План самообразования
- Задачи
- Перечень вопросов по самообразованию
- Предполагаемый результат
- Формы отчета
4. Список использованной литературы
Пояснительная записка
Важнейшим условием реализации концепции является достижение профессиональной компетентности всеми субъектами образования. Данный приоритет является ключевым, так как профессиональная компетентность учителя является решающим фактором обеспечения качества результата образования, что в свою очередь влияет на качественные изменения состояния общества. Следовательно, современный педагог должен иметь представление о многообразии подходов к организации образовательного процесса. Учитель должен владеть технологией мониторинга, позволяющей отслеживать эффективность осваиваемых подходов в образовательном процессе. Кроме того, меняется традиционное отношение к учителю как к транслятору знаний; к процессу учения как обезличенной, механической передаче знаний. Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач. Стратегические направления развития образования зафиксированы в концепции модернизации образования на период до 2020 года. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающие чувством ответственности за судьбу страны».
Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий. Эти процессы закономерно потребуют от учителя овладения особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребности к профессиональному и личностному росту. Одним их средств реализации данного направления является аттестация педагогов, цель которой - стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) педагогического труда, развитие творческой инициативы как условий, способствующих развитию качества образования.
Программа профессионального развития педагога в меж аттестационный период
Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. В связи с тем, что аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет меж аттестационный период. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ценностей, стимулирующим творческий поиск специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагога, является аттестация.
В индивидуальную программу профессионального развития педагога необходимо вносить и результаты внутришкольного контроля: взаимо посещения занятий коллегами, администрацией; материалы контрольных мероприятий, проводимых администрацией школы или специалистами методических служб. Представляют интерес и материалы, полученные в результате опроса учащихся, их родителей, который проводится либо самим педагогом, либо администрацией в рамках педагогического мониторинга.
На основании накопленных материалов, в конце каждого учебного года, проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуальной программы педагога на следующий период.
Если такая работа проводится систематически в конце каждого учебного года, это позволит сформировать обобщенную характеристику деятельности учителя и полученных им результатов, что и служит предметом экспертизы во время проведения аттестационных процедур.
В художественном творчестве значимую роль играют психологические механизмы — такие, как эмоциональный настрой, потребности, мотивация, а также возрастные и личностные особенности ребёнка.
Сочетание двух функций в художественном образе — изображение и выражение — придаёт этой деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий, а значит, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
Развивая художественную одарённость детей, учитель должен ставить перед собой следующие основные задачи:
- ознакомление детей с художественным творчеством;
- помощь в раскрытии и развитии способностей и индивидуального творческого потенциала каждого учащегося;
- создание комфортной среды общения;
- стимулирование дальнейшего развития художественных навыков;
- социализация посредством полученных знаний;
- содействие самоопределению личности.
Для реализации этих задач педагоги обычно используют: групповые дискуссии, беседы, игровые и арттерапевтические методы, а также методы обучения изобразительной деятельности и методы, направленные на развитие социальной перцепции.
Система работы с одарёнными детьми включает следующие компоненты:
- выявление одарённых детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (кружки, конкурсы различных уровней, олимпиады).
Организация внеклассной работы также должна быть направлена на раскрытие творческого потенциала одарённых и способных детей. Для достижения этой цели эффективны следующие средства: организация выставок детского творчества, школьных олимпиад по изобразительному искусству, предметных викторин, диспутов, аукционов (в рамках предметных недель); разработка учащимися сценария занятия и проведение его в качестве учителя (в рамках дней самоуправления); участие учащихся в подготовке школы к праздникам (изготовление декораций, баннеров, плакатов) и т. д.
Такие мероприятия помогают ребёнку раскрыться, проявить себя, показать окружающим и себе свои возможности. Поиск одарённых детей должен идти непрерывно, начиная с начальной школы. Наиболее распространённая форма отбора детей с художественной одарённостью — творческие конкурсы, олимпиады. Нужно стремиться, чтобы как можно больше детей участвовали в школьных этапах разноуровневых конкурсов. Они могут самостоятельно рисовать пейзажи с фотографии, с натуры — портреты и натюрморты, а также составлять композиции и писать фантастические картины (задачи постепенно усложняются). Никогда не стоит рисовать за ребёнка, гораздо важнее показать его ошибки и, конечно же, похвалить за удачные моменты: в результате получатся грамотные и творческие картины.
Участвуя и побеждая в школьных конкурсах, ребёнок готовится к следующим довольно серьёзным испытаниям — конкурсам более высокого уровня. Поэтому, начиная работу, он должен помнить о том, что результат этой работы должен быть завершённым, аккуратным и привлекательным.
Разделы программы профессионального развития
- Изучение психолого-педагогической литературы.
- Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
- Освоение новых педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
- Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
- Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
- Обучение на курсах повышения квалификации.
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)
Формы представления результатов педагогической деятельности
- Серия учебных занятий
- Методическая продукция
- Портфолио
- Собеседование
- Творческий отчет
- Представление результатов педагогической деятельности
- Мастер-класс
- Творческая мастерская
- Педагогический проект
- Профессиональные конкурсы
Схема самооценки учебного занятия
Оценка учителем результатов учебной деятельности на уроке и отметка как конкретное выражение этой оценки является одной из самых актуальных и наименее разработанных проблем современного художественного образования. Учитель должен разработать определённые, ясные и понятные критерии оценки, чтобы учащиеся сами могли оценивать себя на основе данных критериев.
- Оценка содержания учебного материала.
- Оценка эффективности способов деятельности на уроке.
- Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.
- Оценка целей и результатов проведенного занятия.
- Оценка содержания учебного материала на уроке:
- научность, доступность изучаемого учебного материала;
- актуальность материала и его связь с жизнью;
- степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
- оптимальность объема предложенного для усвоения материала.
Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)
- Рабочие программы по учебным предметам и по внеурочной деятельности.
- Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.
- Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.
- Программно-методическое обеспечение курса.
- Модель технологии обучения, описание методической системы.
- Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.
План самообразования
Задачи:
- воспитание патриотических чувств, приобщение к культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
- использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
- разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС
- формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
- повышение качества преподаваемых предметов;
- участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, конференциях, в работе школьного и городского МО учителей начальных классов . ;
- умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная
Ожидаемые результаты: повышение качества обучения; рост мотивации и творческого потенциала обучающихся.
Этапы и содержание самообразования
Направления самообразования
Список использованной литературы
а) нормативно – правовые акты | |||
№ | Наименование | Электронная версия | |
1. | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 № 1897 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644). | http://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1897.pdf | |
2. | Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. | ||
б) основная литература | |||
№ | Наименование | Электронная версия | |
1. | Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.–М., 1990 | http://pedlib.ru/Books/7/0060/7-0060-1.shtml | |
2. | Ломов, С. П. и др. Изобразительное искусство. 5—9 класс. Рабочая программа. — М.: Вертикаль, 2013. | http://drofa-ventana.ru/books/vertical/progr_IZO_5-9_Lomov.pdf | |
3. | Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. Цели и методы художественного образования.- М., 2008. | http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/melik-pashaev_12_june.pdf |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время
В данной статье рассказывается о способах развития творчесих способностей учащихся в урочное и внеурочное время....
Опыт работы по теме: «Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе».
Опыт работы по теме:«Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе»....
«Проектирование личностного и духовно – нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно - исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. В этих условиях особую...
формирование коммуникативных умений у обучающихся с умственной отсталостью в урочное и внеурочное время.
В данной статье описаны формы работы по формированию у умственно отсталых обучающихся коммуникативных умений. Дети не всегда могут грамотно научиться писать, так запомнить и применить правила для них ...
Рабочая программа педагога по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в урочное и внеурочное время
Работа учителя по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся сегодня стала неотъемлимой частью профессиональной деятельности педагога. Проводить эту работу в системе позволяет программа ...
"Методы и приёмы работы по развитию поэтических способностей учащихся в урочное и внеурочное время"
Методические рекомендации могут быть использованы учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов на уроках, на внеклассных занятиях, на элективных курсах, во внеурочной ...
«Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»
Цель: ознакомление учителей с различными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на урокеЗадачи:Рассказать об активизации познавательной деятельности при помощи педагогических технол...