"Методы и приёмы работы по развитию поэтических способностей учащихся в урочное и внеурочное время"
учебно-методическое пособие по русскому языку (8 класс)
Методические рекомендации могут быть использованы учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов на уроках, на внеклассных занятиях, на элективных курсах, во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura2.docx | 1011.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
МКУ «Отдел образования АМР Бижбулякский район РБ»
Методические рекомендации учителю-словеснику
Методы и приёмы работы
по развитию поэтических способностей учащихся
в урочное и внеурочное время
Автор: Семёнова Е.Г., учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ с. Кош-Елга Бижбулякского района РБ
Оглавление:
- Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Кош-Елга Бижбулякского района Семёновой Е.Г.
- Литература для бесед по стихосложению:
Глава из повести «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи»
Глава из повести-сказки «Дядя Фёдор, Пёс и Кот» Э. Успенского «Высокая поэзия Шарика»
Стихотворение К. Бальмонта «Как я пишу стихи»
Стихотворение А. Пушкина «Рифмы»
Сказка Б. Шергина «Рифмы»
Афоризмы и цитаты о поэзии и поэтах
- Игры на уроках русского языка.
- Игры на уроках литературы.
- Дополнительная образовательная программа «Проба пера».
- Примеры занятий для кружка «Проба пера»
Аннотация:
Представленные материалы могут быть использованы учителями при проведении учителями русского языка и литературы, начальных классов на уроках, внеклассных занятиях, элективных курсах во внеурочной деятельности.
Автор –составитель: Семёнова Елена Германовна, учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ с. Кош-Елга Бижбулякского района РБ.
Рецензент: Данилова Инна Петровна, заведующий методическим кабинетом МКУ «Отдел образования АМР Бижбулякский район РБ»
- Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Кош-Елга Бижбулякского района Семёновой Е.Г.
«В детстве каждый ребёнок – поэт… Дать ребёнку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи», – писал В.А.Сухомлинский.
Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: «Ну, зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов – у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует – из него ведь все равно художник не получится!» Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он сочиняет стихи, с нескладными рифмами; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой… А завтра? Он, может быть, не станет ни художником, ни поэтом, но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решит посвятить свою жизнь.
Из вышесказанных утверждений возникает вопрос: можно ли развить поэтические способности учащихся. Я считаю, что можно и нужно. Как писал Ф. Вольтер: «Плоды поэзии растут лишь весной; холодная и печальная старость создана только для здравого смысла». Самым благоприятным периодом для привития любви к поэзии, развитию поэтических способностей являются учащиеся среднего звена, т.к. в этот период наиболее велика эмоциональная отзывчивость, а совершенствующиеся мышление и речь нуждаются в ярком, лаконичном, образном слове. Именно в этот период создаются основы читательской культуры, формируется интерес к поэзии.
Каковы наиболее эффективные методы и приёмы работы по развитию поэтических способностей на уроках русского языка и литературы?
Работу по развитию поэтических способностей нужно строить по принципу системности: от простого к сложному. Как правильно подобрать правильную рифму, как уместить в строчку целую мысль, как не сбиться с ритма, как найти нужное слово? На все эти вопросы мы рассматриваем на уроках прежде, чем приступить к сочинительству стихов. Работу можно начать с чтения произведений, рассказывающих о процессе стихосложения. Для этого подойдут следующие произведения: глава из повести Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи», рассказ Б. Шергина «Рифмы», глава «Высокая поэзия Шарика» из книги «Дядя Фёдор, Пёс и Кот» Э. Успенского, стихотворение К. Бальмонта «Как я пишу стихи» и другие. Все эти произведения вводят детей в процесс стихотворчества, знакомят с простыми правилами написания стихов. Для многих детей стало открытием, что сочинять рифмованные строчки – это не так уж и сложно, а даже интересно.
На уроках словесности часто использую для начала простые игры: загадки «Доскажи словечко», «Чистоговорки», «Придумываем рифму к слову», «Продолжи по началу», «Буриме», «Веселые рифмы», «Найди пару» и другие. Интересна работа со скороговорками и пословицами. Эти жанры можно использовать и для тренировки в рифмах, здесь же можно познакомить с внутренней рифмой. На уроках литературы работу по стихосложению нужно начинать с анализа стихов поэтов, их сравнения. «Само чтение поэта есть уже творчество», - считал талантливый русский лирик и педагог И.Ф. Анненский. У некоторых учеников после хороших уроков поэзии возникает желание к собственному словотворчеству. На уроках литературы использую такие игры, как «Подбери метафору», «Собери центон», «Соревнование с поэтом», «Цепная рифма», «Мы – поэты» и другие. На закрепление изобразительно-выразительных средств провожу практическую работу с подборкой стихов Пушкина, Есенина, Тютчева, Некрасова. Изучая двусложные размеры стиха, привожу в пример жанр частушки, написанного хореем. Результатом творчества стал сборник «Школьные частушки». В нашей школе очень популярен этот жанр. На многих праздниках, концертах звучат шуточные весёлые частушки. Их сочинением занимаются признанные школьные поэты, каждый год на празднике «Последнего звонка» выпускники с трепетом ждут доброго, весёлого, а иногда и острого словца в свой адрес.
- Литература для бесед по стихосложению:
Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»
После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, который жил на улице Одуванчиков. Этого поэта по-настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты очень любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком. Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:-- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
-- А у тебя способности есть? -- спросил Цветик.
-- Конечно, есть. Я очень способный, -- ответил Незнайка.
-- Это надо проверить, -- сказал Цветик. -- Ты знаешь, что такое рифма?
-- Рифма? Нет, не знаю.
-- Рифма -- это когда два слова оканчиваются одинаково, -- объяснил Цветик. -- Например: утка -- шутка, коржик -- моржик. Понял?
-- Понял.
-- Ну, скажи рифму на слово "палка".
-- Селедка, -- ответил Незнайка.
-- Какая же это рифма: палка -- селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.
-- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
-- Этого мало, -- сказал Цветик. -- Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка -- галка, печка -- свечка, книжка -- шишка.
-- Понял, понял! -- закричал Незнайка. -- Палка -- галка, печка --свечка, книжка -- шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!
-- Ну, придумай рифму на слово "пакля", -- сказал Цветик.
-- Шмакля, -- ответил Незнайка.
-- Какая шмакля? -- удивился Цветик. -- Разве есть такое слово?
-- А разве нету?
-- Конечно, нет.
-- Ну, тогда рвакля.
-- Что это за рвакля такая? -- снова удивился Цветик.
-- Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, -- объяснил Незнайка.
-- Врешь ты все, -- сказал Цветик, -- такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.
-- А если я не могу подобрать другого слова?
-- Значит, у тебя нет способностей к поэзии.
-- Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма, -- ответил Незнайка.
-- Сейчас, -- согласился Цветик.
Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав все это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:
-- Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля... -- Он долго так бормотал, потом сказал: -- Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.
-- Ну вот! -- обрадовался Незнайка. -- Сам задает такие слова, на которые нет рифмы, и еще говорит, что я неспособный.
-- Ну, способный, способный, только отстань! -- сказал Цветик. – У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.
Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав все это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:
-- Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля... -- Он долго так бормотал, потом сказал: -- Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.
-- Ну вот! -- обрадовался Незнайка. -- Сам задает такие слова, на которые нет рифмы, и еще говорит, что я неспособный.
-- Ну, способный, способный, только отстань! -- сказал Цветик. – У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.
-- Неужели это так просто? -- удивился Незнайка.
-- Конечно, просто. Главное -- это способности иметь.
Незнайка пришел домой и сразу принялся сочинять стихи. Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок, держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя. Наконец стихи были готовы, и он сказал:
-- Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.
-- Ну-ка, ну-ка, про что же это стихи? -- заинтересовались все.
-- Это я про вас сочинил, -- признался Незнайка. -- Вот сначала стихи про Знайку: Знайка шел гулять на речку, Перепрыгнул через овечку.
-- Что? -- закричал Знайка. -- Когда это я прыгал через овечку?
-- Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы, -- объяснил Незнайка.
-- Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? --вскипел Знайка.
-- Конечно, -- ответил Незнайка. -- Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть.
-- Вот попробуй еще, так узнаешь! -- пригрозил Знайка. -- Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил?
-- Вот послушайте про Торопыжку, -- сказал Незнайка. -- Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.
-- Братцы! -- закричал Торопыжка. -- Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.
-- Да ты не кричи, -- ответил Незнайка. -- Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный.
-- Так я же ведь никакого утюга не глотал, ни холодного, ни горячего! -- кричал Торопыжка.
-- А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться, -- ответил Незнайка. -- Вот послушай стихи про Авоську: У Авоськи под подушкой Лежит сладкая ватрушка. Авоська подошел к своей кровати, заглянул под подушку и сказал:
-- Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.
-- Ты ничего не понимаешь в поэзии, -- ответил Незнайка. -- Это только для рифмы так говорится, что лежит, а на самом деле не лежит. Вот я еще про Пилюлькина сочинил.
-- Братцы! -- закричал доктор Пилюлькин. -- Надо прекратить это издевательство! Неужели мы будем спокойно слушать, что Незнайка тут врет про всех?
-- Довольно! -- закричали все. -- Мы не хотим больше слушать! Это не стихи, а какие-то дразнилки. Только Знайка, Торопыжка и Авоська кричали:
-- Пусть читает! Раз он про нас прочитал, так и про других пусть читает.
-- Не надо! Мы не хотим! -- кричали остальные.
-- Ну, раз вы не хотите, то я пойду почитаю соседям, -- сказал Незнайка.
-- Что? -- закричали тут все. -- Ты еще пойдешь перед соседями нас срамить? Попробуй только! Можешь тогда и домой не возвращаться.-- Ну ладно, братцы, не буду, -- согласился Незнайка. -- Только вы уж не сердитесь на меня. С тех пор Незнайка решил больше не сочинять стихов.
Игра «Помоги Незнайке стать поэтом»
- Ребята, какие правила надо соблюдать, приступая к сочинению стихов? Выделим основные правила стихосложения из прочитанного текста.
Дети выделяют:
Иметь способности.
Соблюдать рифму, ритм.
Стихи должны иметь смысл.
Стихи не должны никого обижать, быть правдивыми.
«Помоги Незнайке сочинить стихи»
Сочиним стихи на рифмы Незнайки: голодный – холодный, ватрушка – подушка, речка – овечка. Варианты детей:
В день осенний и холодный,
Пёс бродил совсем голодный.
Мама испекла ватрушки
Пышные, как подушки.
На лужайке возле речки
Ели травку две овечки.
После сочинения двустиший, как правило, появляется желание продолжить свой стих. В итоге получаются весёлые стихи.
Стихотворение К. Бальмонта «Как я пишу стихи»
Рождается внезапная строка,
За ней встаёт немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвёртая смеётся набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И право никогда — не сочиняю. <1905>
В литературе давно ведётся спор: рождаются стихи благодаря авторскому вдохновению или делаются, как, например, сапоги или глиняная посуда; нужно ли иметь талант, способности, чтобы писать стихи, или достаточно этому просто научиться, как любимому другому ремеслу? (ответы учащихся)
У Бальмонта было тонкое чутье к красоте слова. Современники восхищались блистательной отделкой его поэзии, «щеголяньем рифмами и созвучиями», а также необычной, фантастической образностью. Поэзия Бальмонта светла и оптимистична. « Солнечной пряжей» называл он свои стихи. «Когда слушаешь Бальмонта- всегда слушаешь весну»,- писал поэт Александр Блок. (Знакомство с другими стихами поэта)
Сказка Б. Шергина «Рифмы»
Шиш по своим делам в город пошел. Дело было летом, жарко.
Впереди едет дядька на лошади. Шиш и попросил его подвезти. Сел он рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда спит. Он говорит:
- Дяденька, давайте играть в рифмы.
- Это что такое – рифмы?
- А давайте так говорить, чтобы складно было.
- Давай.
- Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
- Моего папашу звали Кузьма.
Шиш говорит:
Я твоего Кузьму
За бороду возьму!
- Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Шиш говорит:
- Это, дяденька, для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали.
- Моего дедушку звали Иван.
Шиш говорит:
Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твово дедушку ругает.
Дядька разгорячился:
- Это, зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
- Это дяденька, для рифмы.
- Я вот тебе скажу рифму, тебя как зовут?
- Меня зовут… Федя.
Дядька говорит:
Если ты Федя,
То поймай в лесу медведя.
На медведе поезжай,
А с моей лошади слезай!
- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.
Дядька говорит:
Если ты Степан,
Садись на ероплан,
На ероплане и летай,
А с моей лошади слезай!
- Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а… Силантий.
Дядька говорит:
Если ты Силантий,
То с моей лошади слезантий.
- Что ты, дяденька, такого и слова нет – «слезантий».
- Хотя и нет, все равно слезай!
Шишу и пришлось слезть с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везет на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.
Игра «Найди рифмы»
ЦЕЛИ: научить детей выделять из текста рифмующиеся слова, сравнивая их.Беседа по сказке: Понравилась вам сказка? Почему Шиша дядя попросил с телеги слезть? Понравились ли стихи Шиша доброму человеку? А вам? Какое правило надо соблюдать при стихосложении? Ребята, найдите в тексте рифмующиеся слова. (Дети находят в тексте рифмующиеся слова и называют их.)
Афоризмы и цитаты о поэзии и поэтах
Плоды поэзии растут лишь весной; холодная и печальная старость создана только для здравого смысла. Ф. Вольтер
Определениям поэзии
Спокон веков потерян счет,
она сечет сердца, как лезвие,
а кровь у автора течет. И. Губерман
Поэзия - нет дела бесполезней
в житейской деловитой круговерти,
но все, что не исполнено поэзии,
бесследно исчезает после смерти. И. Губерман
Поэзия не в форме мыслей, а в самих мыслях. В. Гюго
Поэзия - это не просто изреченная мысль. Это песнь кровоточащей раны или же улыбающихся губ. Д. Джебран
Поэзия - это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря. Д. Джебран
Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта. Ф. Достоевский.
Поэзия есть игра чувства, в которую рассудок вносит систему. И. Кант
Поэзия - музыка слов. Т. Фуллер
Поэзия по своей природе загадочна и не раскрывается первому встречному. Сократ
Поэт - это человек, раскрывающий перед всеми свою душу. Акутагава Рюноскэ
Любой человек поэт, когда он любит. Платон
Все люди в сердце своем поэты. Р. Эмерсон
Но сила поэта
не только в этом,
что, вас
вспоминая,
в грядущем икнут.
Нет!
И сегодня
рифма поэта -
ласка
и лозунг,
и штык,
и кнут. В. В. Маяковский ***
- Поэзия
- вся! -
езда в незнаемое.
Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды. В. В. Маяковский
...стихи - совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом и разменивать его на мелочи, пользоваться им для пустяков - грешно и стыдно...
В. Я. Брюсов
Поэтический талант дает многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляем сильной мыслью. Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты. Только культура ума делает возможной культуру духа. Поэт, умственные интересы которого ограничены, роковым образом обречен на скудость и однообразие тем, и вместо бесконечности мировых путей пред ним всегда будут лишь тропки его маленького садика.
Прославим поэтов, у которых один бог - красиво сказанное, бесстрашное слово правды, вот кто бог для них - навсегда! М. Горький
Как много поэтов думают, что они оказали услугу родине, воспевая героизм, самоотвержение, жертву! Но если они верили в них лишь устами, а не сердцем, если они видели в них лишь весело звучащие слова, а не суровую и трудную действительность, если они искали в них свой личный успех, а не благо других, - они унизили героизм, самоотверженность и жертву, а не послужили им. Виртуозы чувства, которые слушают самих себя и поют в чаянии рукоплесканий, пагубны, ибо они приучают душу к внутренней лжи. Р. Роллан
Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже становимся поэтами, как он. А. Франс
- Игры для уроков русского языка
«Помоги Незнайке сочинить стихи»
Сочиним стихи на рифмы Незнайки: голодный – холодный, ватрушка – подушка, речка – овечка. Варианты детей:
В день осенний и холодный,
Пёс бродил совсем голодный.
Мама испекла ватрушки
Пышные, как подушки.
На лужайке возле речки
Ели травку две овечки.
После сочинения двустиший, как правило, появляется желание продолжить свой стих. В итоге получаются весёлые стихи.
Загадки на договаривание «Доскажи словечко»
На дне реки усатый сом
Сладко спит и видит … (сон)
На осину Костя влез,
С высоты он видит … (лес)
Густо на грядке,
Сидим по порядку.
Кочаны зелёные
Не сорвать без хруста.
Вы узнали меня?
Я зовусь … (капуста)
«Чистоговорки»
Предлагаются любые слоги, на которые дети придумывают рифмы. Варианты бываюи умные, удачные, бывают смешные и глупые.
Ло-ло-ло – на улице тепло,
Лу-лу-лу – стол стоит в углу,
Ул-ул-ул – в углу стоит стул,
Оль-оль-оль – мы купили соль.
«Придумаем рифму к слову»
Олень – лень, пень, день, тюлень…
Орех – смех, всех, грех, тех…
Клён – лён, бульон…
Игра «Цепная рифма»
Цель: научить детей отвечать словом, созвучным с названным; научить чувствовать ритм, рифму.
Ребята, давайте скорее играть.
Разные будем слова подбирать!
Любые слова говорите, ладно?
Но только такие, чтоб вышло… (складно).
- Какие слова, сходные по звучанию, можно подобрать к слову птичка?
- Синичка, невеличка, певичка.
- Зайка?
- Зазнайка, незнайка, побегайка, попрыгайка, убегайка.
- К слову кошка?
- Ложка, плошка, лукошко, гармошка, мошка, картошка, окошко, ножка, сережка, матрешка.
- К слову мышка?
- Шишка, пышка, топтыжка.
- К слову рак?
- Мак, бак, лак, как.
Другой вариант игры «Цепная рифма»
Учитель бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным.
Печка – овечка, речка.
Птичка – синичка.
Сорока – белобока.
Зайка – побегайка.
«Придумай стихотворение по данному началу»
Предлагается первая и вторая строчка любого детского стихотворения, например, А. Барто:
Была зима за окнами,
Там бушевал мороз.
Задание: продолжите ещё несколько строк. Варианты детей:
Вдруг на стекле за окнами
Расцвёл букетик роз!
Сидели птички стайками
На веточках берёз.
Вариант А. Барто: У нас на подоконнике
Лимон зелёный рос!
«Сочини по рифмами»
«Найди пару»
ЦЕЛЬ: научить детей сопоставлять слова, сходные и различные по звукоритмической структуре;
Педагог: Соедините слова двух столбиков так, чтобы получилась рифма.
Опушка -Трава
Дрова -Гребешок
Елочка - Змейка
Петушок- Иголочка
Лисичка - Белобока
Зайчишка -Василек
Сорока- Сестричка
Цветок- Синичка
Птичка - Козёл
Осёл – Трусишка
Кошка -Избушка
Лейка - Ложка
Игра « Доскажи словечко»
Учитель называет первую строчку, дети – вторую, и так чередуясь.
Где ты, белочка, гуляла?
….. (Я орешки собирала.)
Быстро белочка скакала,
….( Все орешки растеряла.)
Ты кого, ежик, нашел?
….. ( Я к вам белочку привел.)
Мы вчера в лесу играли,
….. ( Гриб огромный увидали.)
В стороне стоял грибок,
…. (Еж найти его не смог.)
Как у маленькой ежинки
…. ( Стали рваными ботинки.)
А у нашей белочки
…. (Чистые тарелочки.)
«Мы – поэты»
ЦЕЛЬ: научить детей составлять четверостишия, в которых содержится целый рассказ.
Педагог
Учитель говорит Параске:
«Какие ты читала сказки?»
Параска думает: «Ой-ой,
Я не читала ни одной!»
А сзади кто-то шепчет:
«Репка!»
Параска завопила: «Кепка!»
Сегодня мы с вами тоже будем придумывать смешные стихи. Про что или про кого вы хотите сочинить? (про кошку) Варианты детей: Кошка села на окошко. Кошка увидела мошку. Взяла кошка лукошко и отправилась за картошкой. Села кошка на окошко и свесила ножки. Сложила кошка все ложки в лукошко.
Совет: Самое главное не оставлять слова детей без внимания. И к каждому слову придумать рифму.
«Истории в рифму»
ЦЕЛИ: нау чить детей составлять простые стишки.
Дружок за забором и смотрит несмело,
Как ловко приятель орудует… (мелом).
Дружка тревожит мысль одна
Увидят ли они… (слона).
Когда играть устанет Мишка
Пусть в ворота встанет…(мышка).
Все утро искали, искали, пока
Обнаружили новую миску… (Дружка).
Игра «Буриме»
Эта популярная игра основана на спонтанном сочинение стихов по заданным рифмам, часто они смешные, весёлые, юмористические. Можно дать задание по группам: каждой группе – свои рифмы, можно разным группам – одни и те же рифмы, тогда будет возможность сравнить стихи, выделить лучшее, отредактировать менее удачные.
1 группа – кружка- подружка – лягушка – частушка
2 группа – конь – гармонь – огонь – ладонь
3 группа – человек – век – снег - бег
- Игры для уроков литературы
«Изображаем и выражаем по данным рифмам»
С данными словами сочинить стихотворные тексты с использованием разных средств изобразительности.
- Доска – тоска, домой – ногой.
- Дуб – зуб, молоко – далеко.
- Дрова – трава, картошка – окошко
Игра "Соревнование с писателем"
На доске написано стихотворение А.Фета с пропуском эпитетов. Задание: Введите эпитеты, которые помогут увидеть картину. Посоревнуйтесь с поэтом.
Обсуждение предлагаемых учащимися эпитетов.
(Чудная) картина,
Как ты мне родна:
(Белая) равнина,
(Полная) луна.
Свет небес (высоких),
И (блестящий) снег,
И саней (далеких)
(Одинокий) бег.
Можно использовать любое стихотворение, начинать с более знакомых, постепенно усложняя произведения.
Игра «Умение подмечать сходство – это признак таланта»
Известный всем итальянский художник Леонардо да Винчи рассматривал пятна сырости на стенах домов. Одни были похожи на животных, другие - на людей, третьи - на разные предметы. А кому не приходилось в детстве играть в подобную игру, изучая узоры на обоях, замерзших окнах... Знаете ли вы, что с точки зрения Аристотеля, умение подмечать сходство - это признак таланта.
Давайте проверим насколько мы талантливы. (раздать по два листочка с названиями разных предметов) У каждого на парте по два листочка, на каждом из них написано слово. Значения этих слов не связаны между собой по смыслу. Ваша задача - придумать, чем похожи эти на первый взгляд непохожие понятия. Что между ними общего? (Например: 1.Люди. 2. Планеты.- Люди подобны планетам: нет похожих друг на друга.)
Облака – барашки, цветы – звёзды, смородина – глаза и др.
«Исследователи»
Ребята, у каждой группы своё стихотворение. Вам нужно будет исследовать своё стихотворение, определить в нем рифму и изобразить её с помощью цветовых пятен.
1 группа.
БОТАНИКА.
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в чьи – то штаны,
В волчий хвост или в заячью грудь
И в далекий отправится путь.
(В. Берестов)
2 группа
УТЕС.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса- великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
(М. Лермонтов)
3 группа
Кусты в серебряных сережках
Стоят, глядят по сторонам,
Где русый дождь на тонких ножках
Пробежал дорогу нам.
А дождь свернулся за речку круто,
В луга, и там исчез из глаз…
И грянул птичий хор, как будто
Он поджидал лишь только нас!
(Н. Рыленков)
- Проверяем работу.
- Прочитайте стихотворение. (1 группа, 2 группа, 3 группа)
- Как расположена рифма? (на каждой строчке, через строку, через две строчки)
- Как расположены одинаковые по цвету пятна на рисунке? (парами)
- Как называется рифма? (парная)
- Что происходит с кругами, которые я нарисовала? (перекрещиваются).
- Как называется рифма? (перекрестная)
- Соедините название оставшейся рифмы и цветовой рисунок.
- Как называется последняя рифма?
« Творческая мастерская»
Учитель: Переведите прозаическую речь в стихотворную. Это отрывки из стихотворений В.Берестова. Рифмующиеся слова выделены курсивом:
Задание 1
Он тянет и тянет руку над партою.
Неужто никто и не взглянет на него?
Не нужно отметок в журнал и в дневник,
Довольно того, что он проник в тайну.
Чтоб чудо свершилось, решилась задача…
Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!
- Звучит правильный вариант:
Он руку над партою тянет и тянет.
Неужто никто на него и не взглянет?
Не нужно отметок в журнал и в дневник,
Довольно того, что он в тайну проник.
Чтоб чудо свершилось, задача решилась…
Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!
Задание 2
Кому двенадцать лет, тот в детский сад
Ходил тысячелетия назад.
Об этом самом золотом детстве
Он вспоминает чуть не со стыдом.
Скорей его забыть! Ведь оно
Пятно в геройской биографии.
- Звучит правильный вариант:
Кому двенадцать лет, тот в детский сад
Ходил тысячелетия назад.
Об этом самом детстве золотом
Он вспоминает чуть не со стыдом.
Скорей его забыть! Ведь оно
В геройской биографии пятно.
Задание 3
- А в этом стихотворении рифмующиеся слова не выделены. Найдите их и восстановите стихотворение:
Вот девчонка с отцом собирает грибы.
Прохожу мимо них и гляжу молодцом,
И молчу… А не худо бы спросить,
Как мне выбраться нынче отсюда.
- Звучит правильный вариант:
Вот девчонка грибы собирает с отцом.
Прохожу мимо них и гляжу молодцом,
И молчу… А спросить бы не худо,
Как мне выбраться нынче отсюда.
«Познакомим Незнайку со стопой»
Для начала вспомним небезызвестного поэта Цветика из Солнечного города. Как он поучал Незнайку, захотевшего стать поэтом. «Как писать стихи? Надо чтобы были смысл и рифма. Вот и весь секрет». Чего-то тут не хватает, друзья мои! Не так ли? Точно! О ритме НИ СЛОВА. Ну, для Цветика это было, как дышать. Ритм подразумевался изначально, как основа стихотворной речи, вышедшей из песенной традиции. Смею думать, что сначала люди научились ритму, а уж потом, с течением времени, эффект эха подсказал им, что концы ритмических строк можно рифмовать, и звучание при этом станет ещё лучше. То есть первые стихи были БЕЛЫМИ. В них были только СМЫСЛ и РИТМ, а рифмы вовсе НЕ БЫЛО.
А что же Незнайка? Про смысл ему было всё понятно, а что такое рифма он спросил у Цветика.
- Это надо чтобы слова кончались одинаково.
- А! Понятно. «ПалКА-селёдКА».
- Это не рифма!
- Почему?
- Надо чтобы слова были похожи: «палка-галка», «печка-свечка».
А что значит «похожи»? А то и значит, что ритмически слова должны подпадать под единую схему.
Незнайка сразу интуитивно понял, что такое ритм, послушав стих самого Цветика:
«Я по/эт! Зо/вусь я/ Цветик.
От ме/ня вам/ всем при/ветик!»
1о 1о 1о 1о
1о 1о 1о 1о
И вот, пожалуйста! Чистый, незамутнённый ХОРЕЙ.
Ага! Вот и появились первые термины.
Объясним их, не откладывая в «долгий ящик».
СТОПА – слово происходит из тех давних времён, когда певцы и декламаторы отбивали ритм ногой, вернее, стопой ноги.
Основой СТОПЫ является ИКТ – ударный слог, на который приходился удар стопы и в переводе ИКТ и обозначает, собственно, «удар». Обозначим его – 1.
Безударный слог, соответственно, обозначим как – о.
СТОПА , следовательно, состоит из одного ударного и нескольких безударных слогов.
Причём, если в музыке такт всегда начинается с ударной ноты, то в поэзии это не так. ИКТ может находиться и в начале, и в конце, и в середине стопы.
Такая вот формула вырисовывается: ХОРЕЙ = 10
«Продолжаем стихи Незнайки»
Возьмём строчку Незнайки: «Я поэт! Зовусь Незнайка…» Каждый из вас должен подставить вместо слова «Незнайка» своё имя и продолжить двустишие. Они должны быть с юмором, не бойтесь посмеяться над собой. Вот что получилось у самого Незнайки:
Я поэт! Зовусь Незнайка.
От меня вам балалайка.
Я поэт! Зовусь Незнайка.
Ты стихи мои узнай-ка!
Варианты детей:
Я поэт! Зовусь я Юра.
А стихи пишу я сдуру.
Я поэт! Зовусь я Боря.
Быть поэтом это - горе.
Я поэт! Зовусь я Настя.
Быть поэтом это - счастье.
Я поэт! Зовусь я Света.
Вся я соткана из света.
Я поэт! Зовусь Маришка.
Почитать люблю я книжки.
Я поэт! Зовусь Виталий.
Я вам дам и йод, и калий.
Я поэт! Зовусь я Вика.
Доведу я всех до тика.
«Собери центон»
Справка: центон от лат. cento - одежда или одеяло из лоскутков – юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» - отрывков разных стихов одного или нескольких авторов. Для начала показать образец центона (более простой вариант). Далее можно давать задания: составить центон из известных произведений поэтов.
Однажды в студеную зимнюю пору
Гусей крикливых караван тянулся к югу
Случилось соловью на шум их прилететь
И песню ранюю запел
В лазури жаворонок звонкий
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
Обычно к центонам даётся задание: определить из каких стихотворений данные строки.
(Ответ: Н. Некрасов «Крестьянские дети», А. Пушкин «Евгений Онегин», И. Крылов «Квартет», В. Жуковский «Жаворонок», А. Пушкин «Осень»)
Вот пример центона, собранного в основном из первых строк стихов Пушкина для 9 кл.:
Во глубине сибирских руд
Горит восток зарёю новой.
Не пой красавица при мне,
Подруга дней моих суровых.
Прощай свободная стихия,
Гусей крикливых караван…
Мороз и солнце! День чудесный!
Храни меня мой талисман!
- Дополнительная образовательная программа «Проба пера».
Работа по развитию поэтических способностей не ограничивается уроками словесности. Ребята, увлеченные поэзией, имеющие поэтический дар, языковое чутьё с удовольствием занимаются в кружке дополнительного образования «Проба пера». Данная разработанная программа является результатом многолетнего опыта работы по данной теме и апробирована в моей педагогической деятельности.
Дополнительная образовательная программа
«Проба пера»
Поводом для разработки данной программы послужило отсутствие программы по развитию поэтических способностей учащихся в современной системе дополнительного образования школьников. Она очень востребована: в школе немало детей, интересующихся поэзией, склонных к сочинению стихов, к литературному творчеству вообще. Занятия по предлагаемой программе служат не только развитию поэтических способностей, но способствуют становлению личности ребенка в целом.
Пояснительная записка
В условиях, происходящих в нашей стране, в период социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей.
Программа дополнительного образования «Проба пера» опирается на программу «Одаренные дети» (1996 - 2010 г.) и обновленную программу "Одаренные дети", рассчитанную на 2011-2015 годы, призвана реализовать основные положения Декларации прав ребёнка, Закона РФ «Об образовании», направленного на развитие ребёнка, Федеральную целевую программу «Дети России», Национальную образовательную инициативу "Наша новая школа». Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач.
Образовательное учреждение должно стремиться создать условия для развития индивидуальности каждого школьника, выявления талантливых, одаренных детей, выработать у них желание быть любознательными, развивать способности, стремиться к творческой деятельности.
Программа « Проба пера» реализуется в свободное от основной учебной нагрузки время, носит гуманистический и эстетический характер, соблюдает приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Содержание программы направлено на творческое развитие личности, отражение возрастных потребностей ребенка, мотивацию к творчеству, стимулирование поэтических способностей.
У подростков существуют проблемы принятия себя как ценности, укрепления веры в себя и в свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, осознания своего жизненного пути и роли своего «я» на этом пути. В наше время всё больше появляется активных, предприимчивых людей, главным образом в экономической сфере. Отношения в обществе более ориентированы на извлечение материальной выгоды, в духовной же области наблюдается своеобразный вакуум, снижение интереса к истинно высокому искусству, что отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их духовного облика. Выход из этого положения видится в более активном привлечении школьников к получению знаний в системе дополнительного образования.
Программа «Проба пера» направлена на выявление творческих качеств личности и закрепление интереса к поэзии. Программа предполагает развитие детей, склонных к литературному творчеству, пишущих стихи или желающих научиться этому мастерству. Конечно, не каждому суждено стать настоящим поэтом (здесь еще необходима высокая природная одаренность), но никому не запрещается писать стихи для себя, для того, чтобы выразить свои мысли и чувства, поделиться ими с близкими и друзьями. Очень часто начинающим стихотворцам не хватает элементарных знаний о строении стиха, которые они могут получить на занятиях кружка.
Кружок любителей поэзии способствует приобретению детьми авторской смелости. Не секрет, что очень часто одаренные в литературном отношении дети стесняются представить свои произведения широкой аудитории, испытывают робость, обладают неоправданно заниженной самооценкой. На занятиях кружка дети познакомятся с азами актёрского мастерства и будут совершенствовать чтение поэтических произведений перед аудиторией. Знания и умения, полученные ребенком на кружке по данной программе, позволяют ему более уверенно чувствовать себя на уроках литературы, способствуют развитию познавательного интереса к искусству слова, позволят заниматься самостоятельным творчеством.
Программа соответствует современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, систематичность, результативность), в формах и методах обучения: дифференциация обучения, аудиторные занятия и индивидуальные консультации, сочинительство в группах, конкурсы, заочные экскурсии в мастерскую поэта, встреча со школьными и местными поэтами. Практическим результатом реализации программы является издание школьного сборника стихов юных поэтов «Проба пера», участие детей в школьных, районных, республиканских и всероссийских конкурсах. Наиболее талантливые дети будут печататься в районной газете «Светлый путь», в районных поэтических сборниках «Проба пера».
Программа рассчитана на два года обучения. Первый год обучения предназначен для учащихся 5-6 классов, а на второй год учащиеся продолжат заниматься по программе для 7-8 классов.
Цель программы:
- создание условий, обеспечивающих выявление и раскрытие поэтических способностей учащихся, навыков стихотворчества;
- развитие творческих способностей учащихся;
- углубление теоретических знаний по системе стихосложения;
- формирование творческой личности школьника, читательских качеств;
- развитие образной речи, навыков анализа стихотворного текста;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на художественное слово;
- формирование умений использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании;
Максимальное раскрытие творческих способностей, талантов ребенка, подготовка его к любой творческой деятельности, выбранной им в будущем, осуществляется путем активного участия в поэтических конкурсах различных уровней, публикаций в школьных, районных, республиканских изданиях. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность школьников.
Задачи программы
Обучающие:
- Научить использовать на практике знания об основах стихосложения.
- Обучить приемам работы с поэтическим текстом.
- Обучение пониманию и эстетическому восприятию поэтического
- произведения.
- Познакомить с правилами публичного выступления, выразительного чтения.
Развивающие:
- Развитие творческих способностей личности, умения фантазировать.
- Дальнейшее формирование и последующее развитие навыков сочинительства.
- Формирование умения анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы.
- Развитие общей культуры личности учащихся, расширение кругозора.
Воспитательные:
- Объединение детей и подростков на основе их увлечения поэзией.
- Формирование активной гражданской позиции, чувства ответственности перед коллективом, дисциплинированности.
- Воспитание гуманизма.
- Социализация личности ребенка через включение в различные виды социальных отношений в обучении, творческой деятельности.
- Воспитание активности способных и одарённых школьников к участию в школьных, районных, республиканских конкурсах творческих работ, олимпиадах.
Реализация программы даёт возможность научиться навыкам стихосложения. Это не только дар, данный немногим, а умения и навыки, которые можно выработать. Результатом реализации проекта является развитие у учащихся поэтического дара, способностей, развитие творческой личности при создании необходимых условий для творчества:
- Организация целенаправленной деятельности ученика на уроках и на кружковых занятиях.
- Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: его способностей, интересов, особенностей стиля.
- Знакомство с теоретическими вопросами стихосложения.
- Комплексное и системное использование методов и приемов.
Структура программы включает 2 части:
- « Проба пера» для 5-6 кл.
- « Проба пера» для 7-8кл.
Режим занятий: по 1 ч. в неделю для 5-6 кл., 1 ч. в неделю для 7-8 кл.;
По освоению программы ученики 5-6 классов должны:
знать:
- Что такое рифма, виды рифм;
- Особенности ритма, языка поэзии;
- Мелодию стихотворной строки;
- Что такое пословица; внутренняя рифма в пословице.
- Что такое лимерик, правила построения лимериков;
- Особенности построения поэтического текста;
- Что такое частушка, особенности построения частушек;
уметь:
- Различать поэтический текст от прозаического;
- Сочинять небольшие стихотворения;
- Сочинять загадки;
- Выразительно читать стихи;
- Находить рифму в стихотворении;
- Находить внутреннюю рифму в пословице;
- Определять виды изобразительно-выразительных средств языка: эпитеты, метафору, сравнение;
- Определять жанры поэзии: скороговорки, загадки, частушки;
- Анализировать поэтические тексты;
- Оформлять стенгазету;
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
«Проба пера» для 5-6 кл.
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Беседы о поэзии. | 7 |
2 | Жанры поэзии. | 7 |
3 | Изобразительно-выразительные средства языка. | 3 |
4 | Выразительное чтение. | 2 |
5 | Практическая работа. | 8 |
Всего: | 27 ч. |
Учебно-тематический план ««Проба пера»
(1ч. в неделю, всего 27 ч.)
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Стихотворения – это стихийные творения! Волшебные свойства поэзии. Чем отличаются стихи от прозы? Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» гл. «Как Незнайка сочинял стихи». | 1 |
2-3 | «Рифма – это когда звук над звуком плывёт…» Виды рифмы. А. Пушкин «Рифма». | 2 |
4 | Законы и язык поэзии. Игра «Буриме». Рассказ Б. Шергина «Рифмы». Словарь рифм. | 1 |
5 | Чтение и анализ гл. «Высокая поэзия Шарика» из книги «Дядя Фёдор, пёс и кот». Редактируем стихи Шарика. | 1 |
6 | «Красота поэзии рождается из красоты самой жизни». Ритм. | 1 |
7 | Стихотворные загадки. Сочиняем загадки. | 1 |
8 | Мелодия стиха. Романсы на стихи известных поэтов (А. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева, М. Лермонтова) | 1 |
9 | Учимся мастерству чтения поэтических произведений. Логическое ударение. Пауза. Интонация. | 1 |
10 | Практическая работа «Учимся мастерству чтения». | 1 |
11 | Пословица. Внутренняя рифма в пословице. | 1 |
12 | К. Бальмонт «Как я пишу стихи». Игра «Продолжи по началу». | 1 |
13 | «Без воображения нет соображения"( Альберт Эйнштейн). Игра «Веселые рифмы». | 1 |
14 | «По тропам русского языка». Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет. Постоянные эпитеты. Олицетворение. | 1 |
15 | Скороговорки и чистоговорки. Игры со скороговорками. | 1 |
16 | Лимерик. Правила написания лимериков. | 1 |
17 | Сравнение. Сравнения в загадках. Игра «Придумай сравнение». | 1 |
18 | Практическая работа. Анализ стихотворений о природе С. Есенина, С. Никитина, Ф. Тютчева, А. Фета. | 1 |
19 | Метафора. Виды метафор. Игра «Подбери метафору». | 1 |
20-21 | Встреча в поэтической гостиной. ( Встреча с поэтами-старшеклассниками.) | 2 |
2 22-23 | Частушка. Школьные частушки. Пробуем себя в частушках. | 2 |
24-25 | Выпуск стенгазеты «Рифмоплёты». | 2 |
26-27 | Конкурс «Я – поэт!» | 2 |
Всего: | 27 ч. |
По освоению программы ученики 7-8 классов должны:
знать:
- Особенности ритма, языка поэзии;
- Виды стихосложения, силлабо-тоническое стихосложение, двусложный размер стиха, трёхсложный размер стиха;
- Виды стиха, белый стих, вольный стих, верлибр, акростих, месостих, телестих и др. виды стиха;
- Что такое строфа, виды строф;
- Особенности актёрского мастерства;
- Что такое рифмовка, способы рифмовки: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик, рубаи, моноритм, панторифма, "4+4", "3+3";
- Особенности построения поэтического текста;
- Что такое звукопись, аллитерация, ассонанс;
- местных поэтов А. Павиля и А. Егорова;
уметь:
- Держаться на сцене;
- Сочинять стихотворения;
- Определять размер стиха;
- Выразительно читать стихи;
- Находить рифму в стихотворении;
- Составлять центон;
- Определять виды изобразительно-выразительных средств языка: развёрнутая метафора, перифраз, гротеск, анафора, эпифора, параллелизм, парцелляция, градация;
- Определять виды стиха: палиндромон, шарада, логогриф, гетерограмма, центон;
- Анализировать поэтические тексты;
- Оформлять стенгазету;
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
«Проба пера» для 7-8 кл.
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Изобразительно-выразительные средства языка. | 3 |
2 | Стихосложение. | 11 |
3 | Актёрское мастерство. | 1 |
4 | Встреча с поэтами. | 2 |
5 | Практическая работа. | 10 |
Всего: | 27 ч. |
Учебно-тематический план «Проба пера» для 7-8 кл.
(1ч. в неделю, всего 27 ч.)
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Повторение знаний о поэзии. Игры с рифмами. Стихи о поэзии: А. Ахматова, Н. Заболоцкий, В. Маяковский. | 1 |
2 | Актёрское мастерство. Умение держаться на сцене. Учимся выступать перед публикой. | 1 |
3 | «Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить…» (А. Пушкин) Виды стихосложения. Силлабо-тоническое стихосложение. Двусложный размер стиха. | 1 |
4 | Практическая работа «Учимся определять размер стиха». | 1 |
5 | «Путешествие в замок Трёхсложников».Трёхсложный размер стиха. | 1 |
6 | Практическая работа «Учимся определять размер стиха». | 1 |
7 | Виды стиха. Белый стих. Вольный стих. Верлибр. | 1 |
8-9 | Виды стиха. Акростих, месостих, телестих и другие «игры» с графикой. | 2 |
10 | Практическая работа «Виды стиха». | 1 |
11 | Изобразительно-выразительные средства языка. (Тропы).Развёрнутая метафора. Перифраз. Гротеск. | 1 |
12 | Изобразительно-выразительные средства языка. (Фигуры). Анафора, эпифора, параллелизм, парцелляция, градация. | 1 |
13-14 | Практическая работа «Определи тропы и фигуры». | 2 |
15 | Стихи для любимой мамы. ( Посвящается Дню матери). | 1 |
16-17 | Выпуск сборника «Планета детства». | 2 |
18 | Центон. «Собираем» центоны. | 1 |
19 | Палиндромон, шарада, логогриф, гетерограмма. Поиграем? | 1 |
20 | «Скажи погромче слово «гром»…. Звукопись. Аллитерация. Ассонанс. | 1 |
21-22 | Встреча с местными поэтами А. Павилем и А. Егоровым. «Секреты творчества». | 2 |
23-24 | Строфа. Виды строф. | 2 |
25 | Рифмовка. Способы рифмовки. (Октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик, рубаи, монорим, панторифма, "4+4", "3+3") | 1 |
26-27 | Литературная гостиная «Проба пера». Чтение лучших стихотворений школьных поэтов. | 2 |
Всего: | 27 ч. |
Литература
- Журнал «Русский язык и литература для школьников» №1, 2004 г.
- Журнал «Русский язык и литература для школьников» №6, 2005 г.
- Журнал «Русский язык и литература для школьников» №3, 2007 г.
- Журнал «Русский язык и литература для школьников» №4, 2008 г.
- Журнал «Учитель Башкортостана» № 10, 2008 г.
- Журнал «Начальная школа» № 5, 2007 г.
- Научно-образовательный электронный журнал «Академиан» № 2, 2011 г.
- Интернет-ресурсы: портал «Русские рифмы».
- Интернет-ресурсы: портал «Изобразительно-выразительные средства языка».
- Примеры занятий для кружка «Проба пера»
Тема: Лимерик. Правила написания лимериков.
Цель: познакомить со стихотворным жанром «лимерик», с правилами рифмовки лимерика, с сюжетом лимериков;
Лимерик -- особая стихотворная форма, состоящая из единственной 5-строчной строфы и налагающая довольно жесткие ограничения на схему рифмовки, метрику и сюжет.
Изначально лимерики писались на английском языке (само это слово возникло по имени ирландского города Лимерик), но по мере проникновения их в Россию выяснилось, что русский язык приспособлен для этих стихов ничуть не хуже. Вначале появились переводы на русский, позже - и оригинальные произведения.
Схема рифмовки лимерика
Схема рифмовки задана раз и навсегда: А-А-Б-Б-А . Можно, конечно, использовать и другую схему, но тогда это будет не лимерик, а просто стихотворение из пяти строк.
Запомнить способ рифмовки помогает данный рисунок.
Метрика лимерика
Лимерик всегда пишется только трехсложными размерами. Первая, вторая и пятая строки всегда имеют по три стопы и по-русски чаще всего исполняются в 3-стопном анапесте:
а-а-А-а-а-А-а-а-А(-а-а)
Возможен и 3-стопный амфибрахий:
а-А-а-а-А-а-а-А(-а-а)
Наконец, 3-стопный дактиль более редок, но тоже встречается:
А-а-а-А-а-а-А(-а-а)
3-я и 4-я строки всегда содержат только по две стопы:
2-стопный анапест: а-а-А-а-а-А(-а-а)
2-стопный амфибрахий: а-А-а-а-А(-а-а)
2-стопный дактиль: А-а-а-А(-а-а)
Вообще говоря, англоязычная поэзия не слишком строго требует единообразия, и, следуя этой традиции, в русских лимериках нередко тоже допускается некоторое смешение размеров (например, первая, вторая и пятая строки писаны дактилем, а третья и четвертая -- анапестом и т.п.), а также пропуск безударных слогов, особенно в начале строки.
Сюжет лимерика
В лимериках обычно описывается некое происшествие, случившееся с кем-то где-то. Обязательным условием при этом является комизм происходящего, причем юмор обычно понимается в английском стиле, некая чудаковатость, парадоксальность, ирония -- все это весьма ценится. В традиционных, классических лимериках в первой же строке определяется герой (джентльмен, старик, леди и т.д.), обычно характеризуемый словами "некий", "юный", "пожилой" и т.п., и задается место его нахождения (первоначально это было какое-то место в Англии, Шотландии, Ирландии, но впоследствии география лимериков расширилась, так что ныне вполне допустимы, скажем, Москва, Айова или Австралия).
Как-то леди я видел, чей нос
До земли очень быстро дорос
Чтобы как-то шагать
Ей пришлось нанимать
Двух служанок – носить этот нос.
Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался,
От души восхищался:
«До чего ж эта дама приятная!»
Важно отметить, что в классическом лимерике последняя, пятая строка традиционно представляет собой видоизмененную первую, оканчиваясь на то же слово (обычно это место действия).
Дальнейшим развитием лимерика явилась видоизмененная форма (рискну назвать ее нео-классической), в которой это условие не является обязательным, а кроме того, допускается более подробная информация о герое в первой строке (например, указывается его профессия).Наконец, в вольном лимерике, получившем в русском своем варианте большое распространение, столь жестких ограничений на порядок изложения вообще нет, так что в качестве героев могут выступать литературные персонажи, исторические личности, животные и т.д.
Но одно условие остается все равно: лимерик обязан быть забавным!
Тема: Двусложные и трехсложные стихотворные размеры
Цели урока:
- формирование знаний стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте;
- развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы;
- воспитание любви к родному языку, чувства гордости за его богатство и многообразие.
Ход занятия
I. ОРГ. МОМЕНТ.
II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Слово учителя.
Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.
Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых - безударные слоги.
Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.
(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ , тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:
дактиль _/ _ _ , амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить:-
так говорит Автор в романе Пушкина "Евгений Онегин" о своем герое - Евгении. Что же, получается, Онегин был совсем глуп, что не мог запомнить таких простых вещей? Или учителя плохо объясняли?
Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?
Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова. Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.
Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН [2]
Да, непростое словечко!
"И что же делать с этим словом?" - спросите вы.
А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.
Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.
ХЯ
ДАмАн
2. Определение стихотворных размеров
А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
1. ХОРЕЙ
Вспомним
ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч
_/_ _/_ _/ _ _/
_/_ _/_ _/ _ _/
Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х - ХОРЕЙ)
ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.
Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба "Зелёная лампа" придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:
Хорей _/_ (вОды)
Хор хореем распевает:
Раз - удар, два - пропускает, -
Третий, пятый слог - ударный,
Безударен каждый парный.
Чтоб услышать ритм хорея,
Повторяй в уме скорее :
"Воды - воды - воды лей", -
Получается хорей.
Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.
Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) - первый кирпичик.
2) ЯМБ
Вспомним снова "Евгения Онегина".
Итак, уважаемый Автор, говорите, "не мог он ямба от хорея" отличить? А подставим-ка мы вторую букву к первой!
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
(А.С.Пушкин)
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.
Любители поэзии из школьного клуба "Зелёная лампа" придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.
Ямб _ _/ (вода)
В России ямбами поэты
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог - там "ударять".
Поможет выявить нам ямб
Повтор: "ВодА - водА- водА,
ВодА - водА - водА - водА", -
Звучит так ямба ритм всегда.
Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.
Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) - второй кирпичик.
Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.
Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).
1. ДАКТИЛЬ
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
(М.Ю. Лермонтов)
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль)
ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).
Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:
Дактиль _/ _ _ (золото)
Дактиль - он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.
Ключик для дактиля слово литое
Как ключик, Тартилы оно золотое.
"Золото - золото", - вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете.
2) АМФИБРАХИЙ
Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам):
На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
(М.Ю. Лермонтов)
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:
Амфибрахий _ _/ _ (железо)
Второй из трёхсложных размер - амфибрахий.
Здесь в каждой стопе ударение в центре.
Ударные слоги в кольце безударных
Укрыты от зноя, дождя и от ветра.
Секрет амфибрахия в слове "железо",
Оно нам не менее злата полезно.
"Железо - железо", - подряд повторяйте,
И вы без труда амфибрахий узнаете.
3. АНАПЕСТ
И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
(А. Блок)
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.
Анапест _ _ _/ (серебро)
А анапест - последний трёхсложный размер,
И здесь слог каждый третий ударный в стопе,
Он, как зеркало, дактиль он наоборот,
Он протяжные песни обычно поёт.
Ритм анапеста нам помогает узнать
Колокольчика нежный серебряный звон.
"Серебро - серебро", - надо вам повторять,
Чтоб анапест услышать за тем серебром.
В. ВЫВОД. ДОМИК-ПИРАМИДКА
ХЯ
ДАмАн
А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.
У нас есть "два этажа". Верхний - это два слога, один из которых ударный. Нижний - это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти "этажи" называются стопами.
Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:
ТУча мглОю нЕбо крОет..
Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники...
Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:
На сЕвере дИком стоИт одинОко
Ан - последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных...
Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"?
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ТЕСТ с использованием перфокарт. Перфокарты на 8 вопросов с 4 вариантами ответов.
Задание: поставить крестик в окошечке, соответствующем варианту ответа:
а - хорей; б - ямб; в - дактиль; г - амфибрахий; если ответ "анапест" - все окошечки в строчке остаются пустыми.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу...
С холоду щёки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! (Дактиль)
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (Ямб)
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)
(Комментирование ответов.)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Повторить темы "Двусложные размеры стиха", "Трёхсложные размеры стиха".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся в урочное и внеурочное время
Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».«Интернет пришел в школы России, а ...
"Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время"
С 2004 года в школе я веду детское творческое общество "Литературный альманах". Накоплен большой опыт, хочется поделиться! данный доклад был представлен на районных педчтениях....
Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время
В данной статье рассказывается о способах развития творчесих способностей учащихся в урочное и внеурочное время....
Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время
Из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся...
Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время
Из опыта работы по развитию творческих способностей учащихся...
Опыт работы по теме: «Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе».
Опыт работы по теме:«Развитие интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся в урочное и внеурочное время – один из факторов успеха образовательного процесса в профильной школе»....
Рабочая программа педагога по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся в урочное и внеурочное время
Работа учителя по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся сегодня стала неотъемлимой частью профессиональной деятельности педагога. Проводить эту работу в системе позволяет программа ...