внеклассное занятие "Жить - добро творить"
план-конспект занятия (6 класс)

Папушникова Лариса Германовна

Занятие на тему «Жить – добро творить» было посвящено прекрасному качеству человека – доброте. Строилось занятие в соответствии с дидактическими принципами обучения в коррекционной школе, среди которых приоритетными были научность, доступность, последовательность и занимательность. Проводилось оно в форме игры «Интеллектуальный слалом «Жить – добро творить». Тип занятия – обобщение и закрепление полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеклассное занятие162.06 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальный слалом «Жить – добро творить»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о доброте, как о ценном,

            неотъемлемом качестве человека.

Задачи:

Обучающая:

  1. Уточнить и расширить знания детей о доброте, как достоинстве человека.

Коррекционно-развивающие:

  1. Корригировать зрительное восприятие через просмотр слайдов презентации.
  2. Расширять и активизировать словарь посредством словарной работы.
  3. Развивать диалогическую речь при ответах на вопросы в процессе беседы.
  4. Корригировать и развивать интонационную сторону речи при работе со стихотворениями.
  5. Развивать умение сравнивать, функции анализа, синтеза и обобщения в процессе работы над теоретическим материалом о таком качестве человека, как доброта.
  6. Развивать мышление учащихся, связную речь, зрительную и слуховую память, произвольное внимание через выполнение работы по карточкам.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в командах.
  2. Воспитывать доброту, уважение к окружающим.
  3. Воспитывать чувство сострадания, человеколюбия.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись «Фанфары»; видеоролики: «Если можешь помочь – помоги», релаксация «Добро» (музыка «Одинокий пастух»; раздаточный материал: «Расшифруй тему», «Разгадай ребусы», «Реши кроссворд», «Филворд добрых слов», «Вы нам – мы вам», «Слово потерялось», «Найди добрые слова»; материал для индивидуальной работы: картинки для создания коллажа «Добро».

Форма проведения: игровая

Словарь: интеллектуальный, слалом

Участники:  группа учащихся 6, 7 классов

Ход занятия:

I. Организационный  момент.

Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте их поприветствуем.     Слайд 2

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваются: «Доброе утро»

- Доброе утро и солнцу и птицам

- Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Слайд 3 Хорошего вам настроения и успехов. Пусть наше занятие принесёт радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

II. Введение в тему.

Человек - существо играющее. Игра сопровождает нас на протяжении всей жизни. Спортивные игры тренируют тело, а для тренировки ума существуют интеллектуальные игры.

Знания - это сила. Ведь умный способен ответить на любой вопрос и найти выход из любого положения. А чтобы быть сильным, нужно развивать свой ум - читать книги, расширять свой кругозор, участвовать в интеллектуальных играх.

Сегодня мы с вами проведем соревнование — “Интеллектуальный слалом”. Слайд 4

Словарная работа:  Интеллектуальный  Слайд 5

образовано от слова интеллект Слайд 5

(повторяют слово: Николай Чурин, Даниил Хаустов, Павел Шаманский)

- Объясните, пожалуйста, значение слова интеллект?

Интеллект  это умение мыслить.

Словарная работа:  с л а л о м   Слайд 5 

- Объясните, пожалуйста, значение слова слалом?

Слайд 5

По Ожегову значение слова Слалом:

Скоростное движение по заданному извилистому маршруту (пути).

Давайте, ребята, покажем, умеем ли мы с вами мыслить и сможем ли обойти все препятствия на нашем извилистом пути.

Наша игра, ребята, командная. Разрешите представить команды, которые примут участие в сегодняшнем соревновании:

команда «Мыслители» и  команда «Весёлые и находчивые».

Наш интеллектуальный слалом потребует от вас  смекалки, находчивости, глубоких знаний.

Спуск с горной вершины, будет происходить по этапам.

Задача спортсменов: успешно пройти нелёгкий путь и добраться до финиша.

Представляю вам судью нашего соревнования: ____________________.

Представление команд

Воспитатель:          А сейчас вам предстоит представить свою команду.

За чёткое представление команда получает – 5 баллов. Слайд 6

Командир: команда

Все вместе:  «Мыслители» 

Командир:  Девиз:

Все вместе: Мы будем мыслить, убеждать,

  Идя к финалу, побеждать.

Слайд 6

Командир: команда  

Все вместе:  «Весёлые и находчивые» 

Командир:  Девиз:

Все вместе: Мы веселые ребята

И не любим мы скучать.

Постараемся сегодня

Всех при спуске обогнать.

III. Работа по теме занятия:

Ход игры.

Воспитатель:  Церемония представления команд закончена, и перед началом слалома я объявляю РАЗМИНКУ.

Разминка «Расшифруй тему».  Слайд 7

Данный конкурс определит тему нашего интеллектуального слалома.

Задание: даны геометрические фигуры с буквами (б, ж, о, в, т, и, д, ь, р) и пустые фигуры, которые определят тему игры.

ваша задача: разгадать шифр темы за 1 минуту.

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ: Слайд 7

                                                      -          


        .

Да, тема нашего интеллектуального слалома «ЖИТЬ-ДОБРО ТВОРИТЬ». Слайд 8

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.

1 уч-ся: Слайд 8

Слово это серьёзное, 
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень важно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.

2 уч-ся:

Это качество
В сердце у многих живёт
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
ВСЕ вместе:  Сердец…доброта.

- Что же такое доброта? (ответы детей)

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Ребята, а теперь скажите своими словами, что такое доброта?

(не обижать друг друга, помогать, выручать, заботиться о животных, помогать родителям, уважительно относиться к инвалидам, защищать слабого)

- Каким делает человека доброта? Слайд 9

(Ответы детей: Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.)

- А что такое  зло?

(Зло противоположное добру – дурное, плохое, беда, несчастье.)

- Каким делает человека зло?  Слайд 10

(Зло делает человека грубым, агрессивным, жестоким, злым. С таким человеком не хочется ни дружить, ни общаться.)

Воспитатель: Знанием о добре и зле человек оценивает как свои поступки, так и поступки других людей. Благодаря этому, они могут поддерживать добрые отношения друг с другом, запрещать и предотвращать ссоры, насилие, жестокость.

Да,  ребята, вовсе неслучайно наша игра посвящена именно доброте. Ведь мы с вами являемся членами большого человеческого общества, где каждый из нас на протяжении всей своей жизни оставляет в нем свои следы, которые зависят от ваших поступков, от вашего отношения к окружающим… И к большому сожалению, наше сегодняшнее общество загрязнено равнодушным отношением к людям, безжалостным отношением к беззащитным животным, к природе…

Слайд 11 И только доброта способна очистить и спасти наш мир!

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Итак, интеллектуальный слалом «ЖИТЬ -ДОБРО ТВОРИТЬ» начинается:

Воспитатель:  первый  этап «Разгадай-ка!» Слайд 12

Задание: Сейчас каждая команда должна разгадать ребусы.

На выполнение задания даётся 2 мин. За каждый правильный ответ - 1 балл. (Ответы сдаются судье)

Проверка задания: Слайд 12

http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3973000/3972873-c0bcdc82dd2f8616.jpg  (доброта)

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0467/00022746-ab7ee12b/hello_html_259fe81.jpg (друг)

http://f.mypage.ru/599ff312c43477161361222972b7c695_ebd537e9ea2f8c0e65d811546276d779.jpg (улыбка) 

Этап второй «Цветик-разноцветик» Слайд 13

        Перед вами необычный цветок – цветик-разноцветик. (прикреплён на доске)

Сейчас один из игроков команд выберет три лепестка определённого цвета: (игроки выходят к доске) команда «Мыслители»:– лепестки тёплых тонов, а  команда «Весёлые и находчивые» – лепестки холодных тонов. (выбирают)

Лепестки содержат следующие задания: Слайд 13

1. «Реши кроссворд и найди  ключевое слово»:

2. Слайд 13 «Филворд добрых слов»: здесь вы должны найти четыре добрых слова.

3. Слайд 13 «Вы – нам, мы - вам», где одна команда зачитывает ситуацию, другая решает её и наоборот.

На выполнение первых двух заданий даётся 6 минут. 

За каждое правильно и быстро выполненное задание команда получает по 5 баллов.

 ПРОВЕРКА ЗАДАНИЙ: 

1. Слайд 14 «Реши кроссворд и найди  ключевое слово».

К

Р

У

А

Л

П

С

С

П

Ы

Р

О

П

Д

О

Б

Р

О

Т

А

Р

Д

К

А

Щ

А

С

У

А

А

Д

Е

И

Г

Р

О

Н

Б

О

С

И

О

К

Т

Е

Ь

1.Он  в беде не бросит? (Друг)

2.Как называется предмет, который дарят? одарок)
3.От неё станет всем теплей
(Улыбка) 
4.Какое чувство появляется при получении подарка?
(Радость)
5.Когда нас бранят за шалости, мы просим…
(Прощение)
6. Назовите всё красивое и прекрасное одним словом?
(Красота)
7.Назвать волшебное слово, которое говорят при выполнении просьбы?
(Спасибо)

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: 

д

о

б

р

о

т

а

2. Слайд 15 «Филворд добрых слов». Вы, ребята, должны были найти четыре добрых слова:

У

Л

Ы

Д

Р

  Д

О

Б

Ы

У

Д

Б

К

А

Ж

Р

Р

О

Ь

Б

У

Г

Т

А

А

1. Улыбка

2. Доброта

3.Дружба

4.Друг

3. Слайд 16 «Вы – нам, мы - вам».

Воспитатель:  Добро, ребята,  разнообразно. Давайте с вами обсудим  несколько ситуаций и придём к общему их решению.

(Команды по очереди зачитывают друг другу ситуации)

1 ситуация: «Мыслители» читают «Весёлым и находчивым»; 

Слайд 16 1. Ваш друг заболел , не ходит в школу, как вы поступите? 

(Друга  нужно навещать; рассказать о жизни в школе; принести ему задание, объяснить и помочь выполнить его; постараться поднять больному настроение).

2 ситуация: «Весёлые и находчивые» читают «Мыслителям»;

Слайд 16 2.Вы идёте мимо и видите, что  дерутся два малыша. Ваши  действия? (нужно разобраться в конфликте, постараться их  помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступить).

3 ситуация: «Мыслители» читают «Весёлым и находчивым»;

Слайд 17 3. Часто ли в нашей  группе ребята  оскорбляют друг друга и как к этому надо относиться? 

(Иногда оскорбляют. Нам не нравится такое поведение. Нужно постараться  объяснить, что это не красиво и очень обидно, тому, кого оскорбили).

4 ситуация: «Весёлые и находчивые» читают «Мыслителям».

Слайд 17 4. Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: «Можно мне с вами поиграть?» Антон ответил: «Ты будешь должен за это свою булочку». Прав ли Антон? 

(Антон неправ. В  такой же ситуации он может оказаться сам. Ему бы не понравилось такое условие, потому что играть  нужно со всеми ребятами.)

А теперь немного отдохнём.   

Релаксация «Добро» мелодия «Одинокий пастух»  (пауза) Слайд 19

  Закройте глаза. Представьте, что вы держите цветок добра, этот цветок Добра у вас в ладонях. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Вы кончиками  пальцев чувствуете его тепло и добро, они становятся все сильнее и сильнее, они проникают в вас и растекаются теплой волной по вашему телу. Добро струится по каждой клеточке вашего тела и попадает прямо в сердце!  Мысленно поместите всё добро этого цветка в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Всё плохое растворяется, уходит из ваших сердец. У вас появляются новые силы: силы добра, здоровья, счастья, любви и радости. Вас обдувает тёплый ласковый ветерок.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете!

Откройте глаза, посмотрите друг на друга и пошлите друг другу добрые мысли.

Третий  этап «Слово потерялось» Слайд 20

В народе всегда к доброте относились по- особому. Это качество ценилось во все времена. Люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Много пословиц сложено о доброте.

 ЗАДАНИЕ: в конвертах находятся пословицы, в которых потерялось слово. Восстановите пословицы с помощью слов для справок, которые даны после пословиц.

На задание даётся 2 мин., а за каждую пословицу - 1 балл.

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ: Слайд 20

1. Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.

2. Худо жить без ласкового слова.

3. Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

4. Красота до вечера, а доброта  — навек.
5. Доброе слово лечит, а злое калечит.

Слова для справок: плохое, злое, навек, плачет, ласкового

Четвёртый  этап Противоположное слово» Слайд 21

ЗАДАНИЕ: КАЖДЫЙ ИГРОК КОМАНДЫ (ПО ЦЕПОЧКЕ) ДОЛЖЕН БЫСТРО НАЗВАТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВО ТОМУ СЛОВУ, КОТОРОЕ Я НАЗОВУ.

Например: грусть  - радость 

За каждое правильно названное  слово – 1 балл.

(Каждая команда встает, и дети по очереди называют противоположное слово)

 «Мыслители»                                         «Веселые и находчивые»

Враг - друг,                                                  Зло – добро

Плохо – хорошо,                                           Жестокость – ласка

Грубость – вежливость,                                 Война - мир
Предательство -
преданность                         Ложь - правда

Молодцы!

        Вот мы с вами и добрались до ФИНИША.

ФИНИШ «Найди добрые слова» Слайд 22

Задание: составьте пять слов из данных слогов: Слайд 22

На это задание вам даётся 2 мин., за каждое слово 1 балл.

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ: 

- Какие слова у вас получились? 

каждая команда зачитывает составленные слова, а затем выполненное задание передаёт судье.

Слайд 22  СЛОВА: добрый, враг, мир, друг, злой.

Слайд 23  Вот и заканчивается наше соревнование. Вы хорошо потрудились. Скоро наша судейская комиссия подведёт итоги и назовет победителей

1 уч-ся:        Слайд 23 

Немало встречается злого,

В любой человеческой судьбе,

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.  

2 уч-ся:

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти.

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

3 уч-ся:

Нет доброго слова важнее

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.        

4 уч-ся:

Если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

5 уч-ся:

Твори добро, нет большей радости.

И жизнью жертвуй и спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Слово судье.

Подведение итогов игры, вручение медалей Слайд 23(фанфары)  (золотой и серебряной) командам.

Слайд 24 В сегодняшней борьбе, ребята,  вам помогала, конечно же, взаимовыручка, доброе отношение друг к другу. И мне хочется пожелать вам успехов в ваших добрых делах, поступках.

1 уч-ся:  Давайте поклоняться доброте, 

Давайте с думой жить о доброте,

             Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля – добра.

2 уч-ся: Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету

             Под этим вечно неспокойным небом,

Вместе: Давайте воевать за доброту!

Слайд 25 Звучит видеоклип Надежды Кадышевой

«Если можешь помочь – Помоги»

Воспитатель: Слайд 26

Перед тем, как нам расстаться

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам:

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Если добрым вырос ты

Злыднем быть не пробуй

Не стесняйся доброты

А стесняйся злобы!

Слайд 27 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок благотворительности " Кто добро творит, того бог благодарит"

Урок проводится с целью познакомить детей с  историей возникновения благотворительности и меценатства. Задача учителя:  развить у учащихся такие качества, как доброта и милосерди...

Урок добра "Твори добро на всей Земли..."

Сценарий классного часа "Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо..."А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от сво...

Творящий добро творит жизнь

В методической разработке внеклассного мероприятия для второго класса "Творящий добро творит жизнь" педагог., опираясь на примеры Священной истории и библии, ведет диалогическое общение с обучающимися...

Листовка "Добро творить спеши, мой друг!"

Листовка "Добро творить спеши, мой друг!"...

Разработка классного часа "Когда добро творит зло"

Открытый классный час в 10 классе  «Когда добро творит зло?» Цели и задачи:Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в о...

Внеклассное мероприятие для 10-11 классов "Когда Добро творит Зло?"

Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежн...

Буклет к весенней недели добра "Твори добро"

laquo;Весенняя неделя добра» проходит в рамках Всероссийской добровольческой акции «Весенняя неделя добра-2015» в регионах России.     Весенняя...