Урок благотворительности " Кто добро творит, того бог благодарит"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме

Анашкина Эльвира Адольфовна

 

 Урок проводится с целью познакомить детей с  историей возникновения благотворительности и меценатства. Задача учителя:  развить у учащихся такие качества, как доброта и милосердие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_urok_blagotvoritelnosti.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Анашкина Эльвира Адольфовна

учитель обществознания

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кашпирская средняя общеобразовательная школа

Самарской области, Приволжского района

2009 г.

Урок благотворительности

« Кто добро творит, того бог благодарит»

Задачи:

  • Познакомить детей с  историей возникновения благотворительности и меценатства;
  • Развивать у учащихся такие качества, как доброта и милосердие.

Возраст учащихся: 12-13 лет

Оборудование кабинета:

Кабинет, в котором проводится урок, оформлен:

  • плакатом с изображением яркого солнца со словами В.Гюго « Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»; 

  • выставкой книг и рисунков;
  • высказываниями о доброте и добрых делах;

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

В.О. Ключевский

«Каждому нужно оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь».

Цицерон

«Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером».

Сенека

«Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать».

Аристотель

«Доброе - это прекрасное в действии».

Жан Жак Руссо

  • портретами меценатов и благотворителей;
  • табличками с пословицами и поговорками о доброте.

Для проведения урока также понадобится магнитофон.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

- Ребята, сегодня на уроке мы узнаем, что такое благотворительность, в чем смысл благотворительности?

2. Беседа

- Кто из вас знает, что такое благотворительность?  (ответы детей)

-Когда она возникла? (ответы детей)

-Кто занимался и занимается благотворительностью? (ответы детей)

         Идеи благотворительности не новы для России, первые упоминания о благотворительной деятельности относятся к 10 веку. Но до сих пор эта тема остается актуальной, острой, востребованной.

- Как вы думаете, ребята. Почему?

- Кому из вас известны фамилии и имена благотворителей? (ответы детей)

Методические рекомендации:

Краткая характеристика понятия « благотворительность».

            Благотворительность - это тот вид деятельности, который изначально определяется как добровольный.

            БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (напр., защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

        Помогать материально, это самый простой вид помощи. Он не требует ни затрат времени, ни организационных усилий. Человек просто расстается с некоторой, не очень значительной для него суммой денег и все.

         Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год - дату крещения Руси.

         МЕЦЕНАТ. Богатый покровитель наук и искусств, материально их поддерживающий (чаще всего, безвозмездно).

Меценаты:

- Борис Годунов в 1601 году закупил хлеб для голодающих Москвы. Сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам.

- Первые Романовы и Петр I

Первый русский царь из династии Романовых, Михаил Федорович, поручил патриаршему приказу открытие « сиротских домов».

В царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомолы, юродивые, странники.

Устройству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял много внимания и великий реформатор России  Петр I

Императрица Екатерина II занималась благотворительностью. Организовала училища, сиротские дома, больницы.

В наше время существуют российские благотворительные фонды, специализирующиеся в разных сферах:

  • поддержка научных, учебных проектов,
  • семей погибших военнослужащих,
  •  помощь детским домам, больницам и т.д.

 - Ребята, как вы думаете, какими качествами должны обладать меценаты?

- Что вы понимаете под словом «доброта»?

***

Учитель:  Понятие « доброта» в толковом словаре С.И. Ожегова объясняется так:

« Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим».

Учитель: Некоторые люди считают, что меценатам ничего не стоит сделать доброе дело, мол, у них много денег. Но я считаю, что добрые дела это не только денежные пожертвования.

- Как вы думаете, какими еще могут быть добрые дела? (ответы детей)

- А какие добрые дела сделали вы? (ответы детей)

Методические рекомендации.

Рассказ о благотворительности в Приволжском районе (на примере жизни Самариных).

Учитель: Ребята, очень много пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость.

- Какие пословицы и поговорки о доброте и добрых делах вы знаете?

1. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

  1. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
  2. Не хвались серебром, а хвались добром.
  3. Кто добро творит, того бог отблагодарит.
  4. Добрые умирают, да дела их живут.
  5. Худо тому, кто добра не творит никому.
  6. Доброе дело питает и душу и тело.
  7. Делай другим добро - будешь и сам без беды.
  8. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  9.  За добрые дела добром платят.

3.  Игра «Волшебный цветок добра»

Учитель: Ребята, я приглашаю вас поиграть.

- Встаньте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чем я буду рассказывать.

- В моих руках ларец. В нем находятся волшебные зернышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зернышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.

Методические комментарии:

Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладет в них невидимое зернышко.

Учитель:

- А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зернышко посадите его внутрь себя.

- Теперь это зернышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастет в ваших душах и сердцах.

- Но не забывайте об одном условии – оно прорастет только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.

- Нарисуйте в своем воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь себя, в свое сердечко.

- Вас овевает теплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

- Ребята, а теперь откройте глаза.

4.  Подведение итогов.

Давайте с вами подумаем и зададим себе вопросы:

  1. Кому может быть нужна наша помощь?
  2. Кому не хватает нашей доброты и участия?
  3. Чем мы можем помочь другим людям?
  4. Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придете домой?

- Спешите делать добрые дела, ребята. И пусть вашим попутчиком в добром деле станет песенка «Идем дорогою добра».

Музыкальная часть:

Звучит песенка « Идем дорогою добра», сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок добра "Твори добро на всей Земли..."

Сценарий классного часа "Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо..."А у вас, получается, жить так, чтобы не было потом стыдно? Творить добро и ограждать близких и неблизких от сво...

Урок-благотворительность "Давайте людям делать добро"

Разработка урока "Давайте делать людям добро"...

УРОК БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 15 – 18 ЛЕТ ТЕМА: «Добра связующая нить…» (Благотворительность в нашем городе: история и современность)

Цельпопуляризация среди молодежи идей благотворительности,  милосердия, меценатства;Задачи:развивать умения самостоятельного аналитического поиска информации и публичного выступления;формир...

Эссе на тему "Кто добро творит, того бог благословит"

Выполнила работу ученица 9 класса  МКОУ СОШ с. Комаровка Володина РегинаРуководитель: Степанова Ольга Владимировна учитель истории...

Буклет к весенней недели добра "Твори добро"

laquo;Весенняя неделя добра» проходит в рамках Всероссийской добровольческой акции «Весенняя неделя добра-2015» в регионах России.     Весенняя...

Благотворительная акция "Добрые сердца"

В муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Алуштинского региона с 18 по 28 декабря 2015 года прошли благотворительные ярмарки под девизом «Добрые сердца». Эта акция проводится в целях фо...