Внеклассное мероприятие для 10-11 классов "Когда Добро творит Зло?"
классный час по теме

Судакова Елена Владимировна

 

Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель экологии МОУ СОШ № 8,

Котова Е. В.

Внеклассное мероприятие  для 10 - 11 класса

«Когда добро творит зло?»

 

Цели и задачи:

1.      Обсудить с учащимися понятия «добро» и «зло».

2.      Познакомить с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни.

3.      Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

4.      Воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.

5.      Привить основы нравственного поведения.

Форма проведения: дискуссия.

Оформление и оборудование:

1.      Эпиграф к классному часу.

2.      Запись песни «Твори добро» (Шура).

3.      Фрагмент мультфильма «Просто так».

4.      Компьютерная презентация «Когда добро творит зло».

Участники: учащиеся 10-11 класса.

Подготовительная работа:

1.      Проведена работа по обработке материала, опубликованного в газетах и журналах.

2.      Подбор пословиц, поговорок и притч, соответствующих теме классного часа.

3.      Поиск мультфильма на соответствующую тему.

Подготовительная работа:

1.      Приветствие. Целеполагание.   

2.      Понятия «добро» и «зло».  

3.      Народная мудрость.

4.      Пословицы недаром молвятся…

5.      Заключение. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

1.             Приветствие. Целеполагание.

2.             Учитель. Добрый день. Сегодня наше мероприятие пройдёт в форме диспута, а обсудим мы извечную тему «Добро и зло», поговорим о таких известных всем понятиях, как «добро» и «зло» о том, как они проявляются в личности человека и в окружающей жизни. И постараемся ответить на главный вопрос «Когда же добро творит зло?»

Эпиграфом к теме нашего мероприятия я выбрала известное стихотворение Омара Хайяма:  

Не зли других и сам не злись,

Мы в этом мире тленном  гости.

А если, что не так – смирись,

Будь в обращении попроще.

Холодной думай головой,

Ведь в мире всё закономерно:

Зло, сотворённое тобой,

К  тебе вернётся непременно!

3.    Понятия «добро» и «зло».  

Добро и зло – это два нравственных понятия сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это главные, основные понятия морали.

Кто может ответить на вопрос, что такое мораль и для чего она нужна?

Слово мораль пришло к нам из французского языка (morale – нравственность), а во Францию это слово пришло из Древнего Рима, но само понятие о морали, т.е. определенные правила поведения человека среди людей, существовало задолго до появления слова мораль.

У меня такой вопрос: Как Вы понимаете понятия: Добро и Зло? Где и как они проявляются?

Добро – это:

        то, что служит сохранению и развитию жизни;

        все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу.

А все, что вредит этому - называют зло.

Высшее проявление добра – мир и любовь (к Родине, к матери, другим близким и далеким людям, к живым и мертвым, к делу, природе и т.д.) Высшее проявление зла – война, убийство.

3.    Народная мудрость.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет.

О чем говорит это поверье?

О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого ему необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.

Учитель. Добру противостоит зло.  

Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому, что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души.  

Как вы понимаете слова: "Добро должно быть с кулаками"?

Послушайте стихотворение С. Куняева с таким же названием.

Добро должно быть с кулаками, 
Добро суровым быть должно,
 
Чтобы летела шерсть клоками
 
Со всех, кто лезет на добро.
 
Добро – не жалость и не слабость,
 
Добром дробят замки оков.
 
Добро не слякоть и не святость,
 
Не отпущение грехов.
 
И смысл истории – в конечном,
 
В добротном действии одном:
 
Спокойно вышибать коленом
 
Не уступающих добром!

 

Изменилось ли ваше мнение о выражении «Добро должно быть с кулаками»?

Почему это необходимо?

Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

В народе бытует  мнение  «За добро платят злом».

В чем его смысл?  

Послушайте притчу «Как иногда за добро платят злом»

Однажды змея ползла через лес. Вдруг прямо на неё  упало дерево. Змея изворачивалась и крутилась, изворачивалась и крутилась, но как бы она не старалась, всё было бесполезно. Тем временем дровосек, который жил неподалёку, решил нарубить дров. Он взял свой топор и отправился в лес, где и увидел змею, придавленную деревом. Змея ему и говорит: 
- Добрый человек, пожалуйста, освободи меня! Откати это дерево, которое придавило меня к земле!
 
Человек отвечает ей:

- Нет, я не сделаю этого, потому что тогда ты меня съешь!

Змея опять: 
- Поверь мне, я не съем тебя!
 
А человек своё:
 - Я тебе не верю. 
Но змея так долго упрашивала его, что человек пожалел её и откатил дерево прочь. Змея выползла и, так как весь день ничего не ела и была очень голодна, сказала человеку:
 
- Добрый человек, я умираю с голода и поэтому сейчас съем тебя!
 
- Что? Ты хочешь съесть меня, но я же освободил тебя?
 
- Да. Разве ты не знаешь, что за добро платят злом?
 
- Вот так дела! – сказал человек сердито.
 
А змея опять:
 
- Ты думаешь, я не права?
 
- Конечно, не права!
 
- Ну, хорошо, – сказала змея. – Тогда позови сюда каких-нибудь животных, и мы их спросим. Ты увидишь, что они ответят.
 
Человек пошёл искать животных  и привёл оленя, лошадь, пуму и волка. Змея стала спрашивать их одного за другим:
 
- Скажи-ка, пума, правда, что за добро платят злом?
 
- Да, – ответила пума.
 
- А ты, лошадь, не думаешь ли, что за добро платят злом?
 
- Да, – ответила лошадь.
 
- Братец олень, платят ли за добро злом?
 
- Да, – ответил олень.
 
Когда человек услышал, что сказали все эти животные, он и вправду испугался. Оставался только волк, и змея повернулась к нему:
 
- Братец волк, платят ли за добро злом?
 
И волк отвечает:
 
- Я не знаю, как  всё произошло и говоришь ли ты правду. А потому не могу сказать, должна ли ты съесть этого человека. Ложись туда, где ты была, и тогда увидим.
Все животные согласились с волком. Змея легла, а человек накатил поверх неё дерево. И волк сказал:
 
- А теперь, змея, оставайся там!
 
Человек поблагодарил волка и говорит:
 
- Теперь, братец волк, пойдём со мной домой, я отплачу тебе, дам пару цыплят.
 
- Нет, не пойду к тебе. Принеси цыплят мне завтра сюда, в лес.
 
Человек вернулся домой, рассказал всё жене, рассказал, что обещал волку цыплят. Но его жена сильно рассердилась и велела, чтобы он вместо цыплят положил в мешок собак, которые кусают за уши.
 И так как человек не хотел спорить с женой, он сделал так, как она сказала. На следующий день он положил в мешок собак и отправился в лес. 
Волк уже ждал его.
 
- Братец волк, я принёс тебе цыплят!
 
- Спасибо! – ответил волк.
 
Тогда человек развязал мешок, и оттуда выпрыгнули собаки – те, что кусают за уши. Собаки вцепились в волка и отгрызли ему оба уха. Наконец, волку удалось вырваться. И он убежал в чащу леса, ворча:
 
- Змея была права: за добро надо платить злом.

Учитель.  Сейчас часто можно услышать, что зло одолело добро, что каждый живет сам по себе, не вникая в проблемы других. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славились.

Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера.  Делать добро – это душевная потребность для русских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей.

4.  Пословицы недаром молвятся…

Вот поэтому, сегодня вполне оправдано обращение к таким извечным нравственным категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».

«От добра – добра не ищут» или «Не делай добра – не получишь зла».

Ваши мнения  по – поводу этих  высказываний.

По этому поводу можно сказать следующее: делай добро так, чтоб твоя левая рука не знала, что делает правая. Хотя иногда очень хочется, чтоб твой добрый поступок по отношению к кому-нибудь заметили и оценили.

(музыкальный фрагмент в исполнении Шуры)

А что вы можете сказать по поводу следующего высказывания «Ни одно доброе дело не останется безнаказанным».

Нужно делать добро из-за того, что хочется его сделать, а не из-за ожидания ответного добра. Если не хочется, то и не надо делать. А если хочется и вы делаете, то тот, кому добро сделано ничего не должен, вы этого сами захотели.

Существует еще одно высказывание «Благими намерениями выстлана дорога в ад».

Такие разные трактовки выражают один общий смысл: «От добра – добра не ищут, от овса кони не рыщут».

В Индонезии, у жителей острова Бали, существует стародавний обычай: молодого мужчину подвергают торжественному посвящению – обряду. Старейший селения или племени подходит и слегка проводит по его зубам напильником, как бы сглаживая, притупляя их. По убеждению балийцев, это делается для того, чтобы душа и деяния его были добрыми. Пусть он будет мягок и сердечен с окружающими. И пусть, когда у него родятся дети, они также будут детьми человека, а не зверя, добрыми людьми.

Учитель.  И напоследок обсудим несколько примеров:

     Вспомним ещё одну древнюю притчу. Однажды Бог встретил Человека и сказал ему: «Проси у меня все что хочешь, только помни, что твоему соседу я дам вдвое больше». Человек надолго задумался, а потом сказал: «Господи, выколи мне один глаз».

Как вы оцениваете моральную позицию этого человека?

     У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

Объясните это высказывание с точки зрения морали.

5.  Подведение итогов.

Помните:
Добро – это то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. 
Зло – это то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

А закончим мы наше мероприятие мультфильмом «Просто так».

( мультфильма «Просто так»)

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Помните, что желание делать добро и бескорыстно помогать  другим – отличительная черта русского человека.  До свидания, будьте добры друг к другу.

Будьте добры к окружающим, и они вам ответят тем же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Матери "Милые, добрые, нежные".

Мероприятие направленно на воспитание у детей чувства любви и уважения к родным и близким людям, гордости за своих матерей, укрепление дружеских отношений между учащимися и их родителями....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Матери "Милые, добрые, нежные".

Мероприятие направлено на воспитание у детей чувства любви и уважения к родным и близким людям, гордости за своих матерей, укрепление дружеских  отношений между учащимися и их родителями....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Матери "Милые, добрые, нежные".

Мероприятие направлено на воспитание у детей чувства любви и уважения у родным и близким людям, гордости за своих матерей, укрепление дружеских отношений между учащимися и их родителями....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Спешите делать добро»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Спешите делать добро» может быть использована для проведения внеклассных мероприятий и классных часов.Основные цели :1. Активизация творческог...

Внеклассное мероприятие в 7 классе. "Урок добра."

Воспитательный  час в 7 классе. "Урок добра."...

Конспект внеклассного мероприятия для 1 класса "Дорогою добра" . Презентация к занятию.

Конспект  внеклассного мероприятия« Дорогою добра» Цель – формирование доброты и милосердия, правильных представлений об общечеловеческой ценности «доброта». Задачи:·...