Подготовка к олимпиадам на уроке и во внеурочной деятельности
элективный курс (10 класс)
Талантливые люди всегда играли большую роль в развитии общества. Внимание к способным людям в последнее столетие многократно возросло. Это связано как с научно-техническим прогрессом, так и с осознанием того факта, что от талантливых людей во многом зависят успехи государства в настоящем и будущем. Должна быть создана система выявления одаренных детей и обеспечения наиболее благоприятных условий для их развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к олимпиадам | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к олимпиадам на уроке и во внеурочной деятельности.
Талантливые люди всегда играли большую роль в развитии общества. Внимание к способным людям в последнее столетие многократно возросло. Это связано как с научно-техническим прогрессом, так и с осознанием того факта, что от талантливых людей во многом зависят успехи государства в настоящем и будущем.
Поиск способных студентов, оказание им помощи, их дополнительное обучение-задача не только преподавателей, но и общества в целом. Должна быть создана система выявления одаренных детей и обеспечения наиболее благоприятных условий для их развития.
Что такое одаренность? Существует несколько определений.
Одаренность - индивидуальное сочетание способностей, от которых зависит успешность деятельности.
Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений.
Одаренные дети обладают следующими чертами:
Быстротой и точностью выполнения умственных операций, сформированностью навыков логического мышления, развитым творческим мышлением и воображением.
Сравнение определений одаренности и обучаемости показывает, что указанными способностями, качествами , обеспечивающими успехи в учебной деятельности, обладают и наиболее обучаемые учащиеся. При этом одаренным детям присущ «особый тип обучаемости». Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Классификация одаренности:
- Общую и специальную
- Спортивную, интеллектуальную, академическую, художественную, лидерскую, творческую
- Актуальную и потенциальную
- Явную и скрытую
- Раннюю и позднюю
Нас больше всего интересует интеллектуальная и академическая.
Как же выявить одаренного ребенка? Есть два основных способа: с помощью специальных тестов или с помощью олимпиад.
Многие психологи и педагоги в системе работы с одаренными детьми особую роль отводят олимпиадам, рассматривая их как форму, так и средство диагностики. Проявлять гибкость ума, перебирать различные варианты решения, использовать интуицию.
Успехи на математических олимпиадах – это одно из проявлений математических способностей и математического развития. Олимпиады позволяют выделить одаренных детей, однако не всех, так как при решении олимпиадных задач надо проявить, кроме способностей, волевые качества и изобретательность, что не совсем обязательно для успехов в математике.
Можно выделить несколько направлений работы с одаренными детьми:
- Создание специальных классов, специальных школ.
Особенно это актуально для тех населенных пунктов, где есть несколько общеобразовательных учебных заведений. Пора меньше думать о престиже учебного заведения, а больше задумываться о будущем ученика. Почему школа, в которой есть несколько математически одаренных детей, но нет классов с углубленным изучением математики, более слабые учителя по сравнению с другими школами, не заинтересованы в переходе этих детей в школу, где открылся класс с углубленным изучением математики? Одна из причин- боязнь остаться без хороших учеников, являющихся призерами олимпиад, за которых учителя получают премии, награды. А ученик? Он не растет, так как наставник не может ему дать больше знаний.
- Индивидуальная работа с математически одаренными детьми.
Подобная работа может проводиться и в обычных классах. Необходим учет индивидуальных особенностей одаренных учеников, пристальное внимание к ним на каждом уроке. Для этого следует проводить индивидуальную работу с такими учащимися, формировать для них соответствующие домашние задания.
- Массовая внеклассная работа по математике.
Для того чтобы учителю в 5 классе было легче организовать данную работу, необходимо чтобы учитель начальных классов учил детей решать нестандартные задачи.
- Внешкольная работа.
Для этого использовать ресурсы дома пионеров, высших учебных заведений.
- Сборы одаренных детей.
В каникулярное время можно проводить кратковременные сборы одаренных детей, организовывать мини-семинары, погружения в школе.
- Наставничество.
Работа с одаренными детьми доступна не каждому педагогу. Необходимо прикреплять таких детей к кураторам, в качестве которых могут выступать как отдельные, так и преподаватели вузов. Желательно, чтобы группы учащихся, способных к изучению математики, состояли из 5-8 человек. Это поможет руководителю уделить достаточное внимание каждому ученику.
Как упоминалось ранее, первым шагом для выявления одаренных и способных к изучению математики детей является проведение школьных математических олимпиад. Основными целями школьной олимпиады традиционно являются:
- расширение кругозора учащихся
- развитие интереса к изучению математики
- выявление способных и математически одаренных учащихся для участия в районных (городских) олимпиадах и для организации индивидуальной работы с ними, для участия их в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников
- формирование мотивации к систематическим занятиям математикой в кружках, на элективах, факультативах и спецкурсах
- повышение качества математического образования
Ничто так не развивает у учащихся к математике, как участие в различных математических соревнованиях: олимпиадах, регатах, боях, математических драках и тд.
Можно выделить формы внеурочной работы :
- математический кружок
- факультатив
- конкурсы, викторины
- математические олимпиады
- математические дискуссии
- неделя математики
- школьная и классная математическая печать
- изготовление математических моделей
- математические экскурсии
Указанные формы часто пересекаются, поэтому трудно провести между ними четкие границы.
Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе уроков, ограниченных рамками учебного времени и программы это не удается сделать с достаточной полнотой.
Вывод:
- По возможности проводить диагностику одаренности в начальной школе и начинать систематическую работу с этими детьми.
Сейчас в школе есть внеурочная деятельность , где ребята по желанию занимаются после уроков по математике, русскому языку.
- В СПО необходимо продолжать эту работу с желающими студентами на уроке и во внеурочной деятельности.
На уроке этим детям давать индивидуальные задания. Разбирать все задачи от «Мудрой совы». Задавать дополнительно на дом.
Олимпиадные ребята в идеале должны знать учебную программу на год вперед. Бывает, что дети, которые не проявили себя в школе раскрывают математические способности в техникуме при систематической работе.
- Постоянно заниматься вне уроков, каждую неделю минимум один раз. Очень полезно привлекать специалистов, которые знают углубленно определенную тему, возможно вузовских преподавателей.
- Работа на образовательных платформах Учи.ру, Якласс и др. Электронная школа «Знаника» - проводят конкурсы и олимпиады, в том числе бесплатные.
- Участие студентов в выездных школах с погружением. «Перспектива», при СФУ и др.
- Участие в олимпиадах различного уровня, в том числе межвузовских(Бельчонок, СВОШ, Саммат, Ломоносов, Покори Воробьевы горы, турнир Ломоносова, Звезда и др.) Перечень олимпиад, утвержденных министерством образования
- Перед олимпиадой полезно проводить погружение на 7-10 дней, занимаясь только подготовкой к ней.
- При подготовке к олимпиадам не просто прорешивать , а разбирать задания по темам
- Разбирать задания их архива перечневых межвузовских олимпиад за прошлые годы
- Очень значима поддержка со стороны родителей ( эмоциональная, материальная и др.)
Всегда надо учитывать реальные возможности студента. Можно много заниматься на уроках и во внеурочной деятельности, но не всегда надо ждать сразу высоких результатов и побед.
Главное, чтобы студенты убедились в том, что напряженная умственная работа может доставить много радости и удовольствия от процесса решения и от побед в олимпиадах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии и вовнеурочной деятельности как результат применения технологии развивающего обучения
Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учителем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник ...
«Нарушения чтения и письма у детей с ОВЗ и методы их устранения на уроках и вовнеурочное время».
«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, высказывания и понимания»....
Программа внеурочной деятельности "Задачи для подготовки к олимпиадам по математике для учащихся 6 классов"
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение...
Подготовка к олимпиадам на уроке и во внеурочной деятельности.
Выявление способных детей, систематическая работа по их дальнейшему развитию задача не только учителя, но и общества в целом....
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Подготовка к олимпиаде по русскому языку для учащихся 7 классов
Данный материал предоставлен для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку...
Из опыта работы: "Подготовка к олимпиадам через уроки занимательной математики"
Перед учителями, занимающимися с сильными школьниками, встаёт вопрос как подготовить школьников к олимпиадам или к «серьёзной» математике. Некоторые думают, что надо прорешивать задачи пос...
«Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка как средство подготовки к олимпиадам и конкурсам»
Тема работы «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка как средство подготовки к олимпиадам и конкурсам» на сегодняшний день является актуальной.В системе общего ...