Подготовка к олимпиадам на уроке и во внеурочной деятельности
элективный курс (10 класс)

Вяземская Алла Владимировна

Талантливые люди всегда играли большую роль в развитии общества. Внимание к способным людям в последнее столетие многократно возросло. Это связано как с научно-техническим прогрессом, так и с осознанием того факта, что от талантливых людей во многом зависят успехи государства в настоящем и будущем.  Должна быть создана система выявления одаренных детей и обеспечения наиболее  благоприятных условий для их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Подготовка к олимпиадам19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к олимпиадам на уроке и во внеурочной деятельности.

Талантливые люди всегда играли большую роль в развитии общества. Внимание к способным людям в последнее столетие многократно возросло. Это связано как с научно-техническим прогрессом, так и с осознанием того факта, что от талантливых людей во многом зависят успехи государства в настоящем и будущем.

Поиск способных студентов, оказание им помощи, их дополнительное обучение-задача не только преподавателей, но и общества в целом. Должна быть создана система выявления одаренных детей и обеспечения наиболее  благоприятных условий для их развития.

Что такое одаренность? Существует несколько определений.

Одаренность - индивидуальное сочетание способностей, от которых зависит успешность деятельности.

Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений.

Одаренные дети обладают следующими чертами:

Быстротой и  точностью выполнения умственных операций, сформированностью навыков логического мышления, развитым творческим мышлением и воображением.

Сравнение определений одаренности и обучаемости показывает, что указанными способностями, качествами , обеспечивающими успехи в учебной деятельности, обладают и наиболее обучаемые учащиеся. При этом одаренным детям присущ «особый тип обучаемости». Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний,  представлений и умений.

Классификация одаренности:

  1. Общую и специальную
  2. Спортивную, интеллектуальную, академическую, художественную, лидерскую, творческую
  3. Актуальную и потенциальную
  4. Явную и скрытую
  5. Раннюю и позднюю

Нас больше всего интересует интеллектуальная и академическая.

Как же выявить одаренного ребенка? Есть два основных способа: с помощью специальных тестов или с помощью олимпиад.

Многие психологи и педагоги в системе работы с одаренными детьми особую роль отводят олимпиадам, рассматривая их как форму, так и средство диагностики.  Проявлять гибкость ума, перебирать различные варианты решения, использовать интуицию.

Успехи на математических олимпиадах – это одно из проявлений математических способностей и математического развития. Олимпиады позволяют выделить одаренных детей, однако не всех, так как при решении олимпиадных задач надо проявить, кроме способностей, волевые качества и изобретательность, что не совсем обязательно для успехов в математике.

Можно выделить несколько направлений работы с одаренными детьми:

  1. Создание специальных классов, специальных школ.

Особенно это актуально для тех населенных пунктов, где есть несколько общеобразовательных учебных заведений. Пора меньше думать о престиже учебного заведения, а больше задумываться о будущем ученика. Почему школа, в которой есть несколько математически одаренных детей, но нет классов с углубленным изучением математики, более слабые учителя по сравнению с другими школами, не заинтересованы в переходе этих детей в школу, где открылся класс с углубленным изучением математики? Одна из причин- боязнь остаться без хороших учеников, являющихся призерами олимпиад, за которых учителя получают премии, награды. А ученик? Он не растет, так как наставник не может ему дать больше знаний.

  1. Индивидуальная работа с математически одаренными детьми.

   Подобная работа может проводиться и в обычных классах. Необходим учет индивидуальных особенностей одаренных учеников, пристальное внимание к ним на каждом уроке. Для этого следует проводить индивидуальную работу с такими учащимися, формировать для них соответствующие домашние задания.

  1. Массовая внеклассная работа по математике.

Для того  чтобы учителю в 5 классе было легче организовать данную работу, необходимо  чтобы учитель начальных классов учил детей решать нестандартные задачи.

  1. Внешкольная работа.

Для этого использовать ресурсы дома пионеров, высших учебных заведений.

  1. Сборы одаренных детей.

В каникулярное время можно проводить кратковременные сборы одаренных детей, организовывать мини-семинары, погружения в школе.

  1. Наставничество.

Работа с одаренными детьми доступна не каждому педагогу. Необходимо прикреплять таких детей к кураторам, в качестве которых могут выступать как отдельные, так и преподаватели вузов. Желательно, чтобы группы учащихся, способных к изучению математики, состояли из 5-8 человек. Это поможет руководителю уделить достаточное внимание каждому ученику.

Как упоминалось ранее, первым шагом для выявления одаренных и способных к изучению математики детей является проведение школьных математических олимпиад. Основными целями школьной олимпиады традиционно являются:

  1. расширение кругозора учащихся
  2. развитие интереса к изучению математики
  3. выявление способных и математически одаренных учащихся для участия в районных (городских) олимпиадах и для организации индивидуальной работы с ними, для участия их в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников
  4. формирование мотивации к систематическим занятиям математикой в кружках, на элективах, факультативах и спецкурсах
  5. повышение качества математического образования

Ничто так не развивает у учащихся к математике, как участие в различных математических соревнованиях: олимпиадах, регатах, боях, математических драках и тд.

Можно выделить формы внеурочной работы :

  1. математический кружок
  2. факультатив
  3. конкурсы, викторины
  4. математические олимпиады
  5. математические дискуссии
  6. неделя математики
  7. школьная и классная математическая печать
  8. изготовление математических моделей
  9. математические экскурсии

Указанные формы часто пересекаются, поэтому трудно провести между ними четкие границы.

Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе уроков, ограниченных рамками учебного времени и программы это не удается сделать с достаточной полнотой.

Вывод:

  1. По возможности проводить диагностику одаренности в начальной школе и начинать систематическую работу с этими детьми.

Сейчас в школе есть внеурочная деятельность , где ребята по желанию занимаются после уроков по математике, русскому языку.

  1. В СПО необходимо продолжать эту работу с желающими студентами на уроке и во внеурочной деятельности.

На уроке  этим детям давать индивидуальные задания. Разбирать все задачи от «Мудрой совы».  Задавать дополнительно на дом.

Олимпиадные ребята в идеале должны знать учебную программу на год вперед. Бывает, что дети, которые не проявили себя в школе раскрывают математические способности в техникуме при систематической работе.

  1. Постоянно заниматься вне уроков, каждую неделю минимум один раз. Очень полезно привлекать специалистов, которые знают углубленно определенную тему, возможно вузовских преподавателей.
  2. Работа на образовательных платформах Учи.ру, Якласс и др. Электронная школа «Знаника» - проводят конкурсы и олимпиады, в том числе бесплатные.
  3. Участие студентов в выездных школах с погружением. «Перспектива», при СФУ и др.
  4.  Участие в олимпиадах различного уровня, в том числе межвузовских(Бельчонок, СВОШ, Саммат, Ломоносов, Покори Воробьевы горы, турнир Ломоносова, Звезда и др.) Перечень олимпиад, утвержденных министерством образования
  5. Перед олимпиадой полезно проводить погружение на 7-10 дней, занимаясь только подготовкой к ней.
  6. При подготовке к олимпиадам не просто прорешивать , а разбирать задания по темам
  7. Разбирать задания их архива перечневых межвузовских олимпиад  за прошлые годы
  8.  Очень значима поддержка со стороны родителей ( эмоциональная, материальная и др.)

Всегда надо учитывать реальные возможности студента. Можно много заниматься на уроках и во внеурочной деятельности, но не всегда надо ждать сразу высоких результатов и побед.

Главное, чтобы студенты убедились в том, что напряженная умственная работа может доставить много радости и удовольствия от процесса решения и от побед в олимпиадах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии и вовнеурочной деятельности как результат применения технологии развивающего обучения

Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учи­телем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник ...

«Нарушения чтения и письма у детей с ОВЗ и методы их устранения на уроках и вовнеурочное время».

«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, высказывания и понимания»....

Программа внеурочной деятельности "Задачи для подготовки к олимпиадам по математике для учащихся 6 классов"

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение...

Подготовка к олимпиадам на уроке и во внеурочной деятельности.

Выявление способных детей, систематическая работа по их дальнейшему развитию задача не только учителя, но и общества в целом....

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Подготовка к олимпиаде по русскому языку для учащихся 7 классов

Данный материал предоставлен для подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку...

Из опыта работы: "Подготовка к олимпиадам через уроки занимательной математики"

Перед учителями, занимающимися с сильными школьниками, встаёт вопрос как подготовить школьников к олимпиадам или к «серьёзной» математике. Некоторые думают, что надо прорешивать задачи пос...

«Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка как средство подготовки к олимпиадам и конкурсам»

Тема работы «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка как средство подготовки к олимпиадам и конкурсам» на сегодняшний день является актуальной.В системе общего ...