«Исследовательская деятельность на уроках русского языка» Выполнила: Юркевич Валентина Анатольевна Содержание Введение ……………………………………………………………………… 3 Глава 1. Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка как средство подготовки к олимпиадам и конкурсам. 1.1. Роль олимпиад и конкурсов в образовательном процессе…………4 - 10 1.2. Роль и место исследовательской работы при подготовке к олимпиадам и конкурсам……………………………………………………………………..11 - 20 Глава 2. Задания исследовательского характера на уроках русского языка…………………………………………………………………………….. 21- 31 Заключение……………………………………………………………….32 - 34 Приложение………………………………………………………………….. 35
О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учеников под руководством учителя над собственным их языком Л.В.Щерба Введение Тема дипломной работы «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка как средство подготовки к олимпиадам и конкурсам» на сегодняшний день является актуальной. В системе общего образования среди всех учебных дисциплин русский язык имеет важнейшее значение. Успехи по всем предметам находятся в зависимости от успехов по русскому языку: вместе с родным языком ребенок усваивает множество понятий и воззрений на предметы, постигает огромное количество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Таким образом, применение эффективных технологий обучения русскому языку не только актуализирует знания, но и развивает языковую личность. Одной из таких эффективных технологий является исследовательская работа как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету. Кроме этого, исследовательскую деятельность следует отнести к современным инновационным и эффективным методам обучения, которые способствуют развитию творческого мышления, коммуникативной и культурологической компетенций, что очень важно при подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам.
Глава 1. Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка как средство подготовки к олимпиадам и конкурсам. - Роль олимпиад и конкурсов в образовательном процессе (цели, задачи, функции).
Современные требования к организации обучения школьников согласно Концепции модернизации российского образования нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей, выдвигают задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых. Нынешнему поколению, растущему в условиях стремительных перемен, жить придётся в совершенно ином обществе, динамически изменяющемся, поэтому важнейшей становится проблема подготовки молодёжи самостоятельно действовать, принимать решения, не потеряв при этом своей личностной самобытности, нравственных начал, способности к самопознанию и самореализации. Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников, занимает, на наш взгляд, участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах. Главная их задача, по нашему мнению, заключается в повышении интереса учащихся к изучению школьных дисциплин и выявлению талантливых учащихся. Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Они организуются во всех районах и городах страны. Почему возникает необходимость участия в олимпиадном движении и введение его в систему обучения и воспитания? У нашей молодёжи ощущается нехватка патриотизма, гордости за свою школу, город, страну, ответственности перед собой и обществом. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в деле воспитания молодых людей: ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие, патриотизм. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников. Участие школьников в заочных олимпиадах разных уровней имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей, и для учителей: - дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
- привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
- многие олимпиады, например, Меташкола, «Русский медвежонок» проходят в том же тестовом формате, что и ОГЭ и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
- каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить «плюсом» при поступлении в ВУЗ.
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний». Соревнования олимпиады решают более широкий круг задач, выполняя присущие только им функции, от реализации которых зависит решение актуальнейших задач современного образования: - переориентация образования на запросы личности, его индивидуализацию, превращение в средство жизненного и профессионального самоопределения, самореализации, самовыражения и самоутверждения личности подрастающего поколения, что придаст ей социальную устойчивость, обеспечит адаптацию в динамично меняющихся социально-экономических условиях, сохранит здоровье и будет способствовать улучшению качества среды обитания в условиях современного экологического кризиса;
- развитие общей культуры подрастающего поколения посредством формирования у школьников научных форм системного мышления, которое станет основой для творческого подхода к собственной деятельности;
- обеспечение условий для практической реализации триады «воспитание — просвещение — образование» на основе личного опыта творческой познавательной деятельности;
- повышение креативности образования, переориентация процесса обучения на теоретические способности учащихся, что сделает эффективной их подготовку к жизни в различных образовательных средах, то есть сделает образование развивающим;
- переориентация процесса обучения на превращение знаний в инструмент творческого освоения мира, а образования — в источник процедурных знаний, знаний о том, как и где при необходимости самостоятельно получить новое знание, а затем эффективно его использовать.
Функции олимпиады: функция социализации, профориентационная, функция содержательной интеграции общего и высшего образования, конкурсная функции, мотивационная функция, коммуникативная функции, функция обеспечения совместной деятельности субъектов образования, функция обеспечения профессионального роста работников образования, инновационная функция, организационно-методическая функция, информационно-индикаторная функция, патриотическая функция (председатель РСОШ, ректор МГУ, академик В. А. Садовничий отмечает высокую значимость олимпиад школьников как инструмента укрепления интеллектуальной конкурентоспособности России), эстетическая функция, игровая функция. Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Современное общество нуждается в одарённых, креативно мыслящих, творчески относящихся к своей профессии людях, потому что именно они являются носителями духовности и культуры. Задача современной школы состоит в том, чтобы талант, способности ребёнка реализовались. Как сделать так, чтобы дети с высоким потенциалом смогли почувствовать свою значимость, реализовать свой талант? Необходимо выстроить систему обучения, позволяющую одаренному ребенку проявлять свои способности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности. Необходимо вовремя выявить детей с повышенными способностями, создать ситуацию успеха для таких учащихся. При этом важно различать исследовательский, творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка. В зависимости от того, какой потенциал в нём заложен, следует выстраивать систему работы. На современном этапе в образовании все больше утверждается деятельностный компетентностный подход, сущность которого заключается в том, чтобы сделать ученика активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - это главная цель педагога в работе с учениками. Знаю → могу применить →владею способами применения (знаю как применить) → имею своё отношение - эта логическая цепочка определяет развитие олимпиадных детей. Олимпиады - это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности. Олимпиады и конкурсы являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогают готовить учащихся к жизни в современных условиях, и прежде всего – в условиях конкуренции. Сегодня по результатам участия в Олимпиадах оценивают качество образования в школе, муниципальном районе, городе, стране. Победа учащегося на Олимпиадах федерального уровня является достаточным основанием для зачисления в вузы без экзаменов и считается важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов. Организация работы по подготовке учащихся к участию в олимпиадах различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой для школьного образования, так как именно олимпиады являются одним из важнейших показателей результативности творческой работы учителя и учащихся. Необходимо проанализировать возможности УМК по русскому языку в 5-9 классах. Часто авторы предлагают задания повышенной трудности, так называемые «олимпиадные» или творческие задания. Игнорировать их ни в коем случае нельзя. Также необходимо приобрести, изучить и систематизировать дидактический материал по подготовке к олимпиаде по русскому языку, в том числе и электронные ресурсы. На основе изученного материала создаётся собственный банк олимпиадных заданий – дидактический материал, предусматривающий дифференцированный подход при подготовке к олимпиаде. Этот банк периодически будет пополняться как собственным, авторским материалом, так и из опыта работы педагогического сообщества. (Приложение 1, 2). Сегодня Всероссийская олимпиада школьников не только традиционное испытание, участие в котором обучающиеся выбирают сами, но и эффективный инструмент, необходимый образовательному процессу средних образовательных учреждений для достижения тех результатов, которые отражены в концепции федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения. Те качества молодого человека, которые позволят ему быть успешным в современной жизни, ныне определяются обществом такими характеристиками личности, как целеустремленность, настойчивость, коммуникабельность, самостоятельность, активность, ответственность и нравственность. То есть, основными качествами выпускника современной школы являются умение ставить цель и добиваться ее, умение общаться, адаптироваться к ситуации, ориентироваться в мире, самостоятельно добывать и применять знания, умение заботиться о себе и о других, быть нравственным человеком и т. д. Как подготовить современной школе таких выпускников? И именно сегодня особенно актуальным оказывается такое событие, как Всероссийская олимпиада школьников. Олимпиаду можно рассматривать с двух точек зрения одновременно: как средство достижения метапредметных образовательных результатов и как своеобразный мониторинг достижения таких результатов. И в этом ее уникальность. Известно, что под метапредметными результатами обучения понимаются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные и регулятивные. Под «универсальными учебными действиями» (далее УУД) понимается совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включающая организацию этого процесса. Сегодня многие педагоги подчеркивают практически полное соответствие тех УУД, которые необходимо формировать у школьников согласно ФГОС и тех умений и навыков, которые развиваются в результате исследовательской деятельности ребенка, на всех ее этапах. В таких условиях происходит актуализация и развитие прежде всего коммуникативных и регулятивных метапредметных сфер личности ребенка. Ведь такие УУД, как умения доносить свою позицию, оценку, точку зрения, умения высказывать свою точку зрения (в монологе или диалоге), учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства и обосновывая собственное мнение, самостоятельно критично оценивать свою точку зрения; умения предотвращения и преодоления конфликтов, уважительное отношение к позиции другого, умения взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций – необходимы современному школьнику, входящему во взрослую жизнь. - Роль и место исследовательской работы в процессе подготовки учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах.
Отечественные авторы рассматривали и рассматривают проблему активизации исследовательской деятельности в обучении с разных точек зрения: с позиции психолого-педагогических аспектов (В.В. Давыдов, А.И. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); с позиции активизации учения (М.А. Данилов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и др.); с точки зрения общих проблем педагогической деятельности (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский и др.); с позиции отдельных аспектов методики русского языка (Т.В. Напольнова разработала систему заданий поискового характера в целях активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке; Л.А. Тростенцова разработала содержание лабораторных работ, активизирующих самостоятельную деятельность учащихся; И.В. Галлингер разработала систему работы со справочной лингвистической литературой и др.). Такое событие как олимпиада, становится необходимой помощью образовательному процессу, настоящим подспорьем, которое существует параллельно процессу обучения, но может являться пластичным модулем, встраивающимся в этот процесс. Подготовка к олимпиаде может стать занимательными страницами обучения для всех детей, она может быть построена в форме игры по станциям, брейн-ринга, изготовления плакатов и подготовки газеты с интересными фактами и пр. Это особенно актуально в рамках формирования у школьников познавательных и коммуникативных УУД, таких как: ориентирование в системе имеющихся знаний, осуществление поиска необходимой информации из разных источников, преобразование информации на основе выделения смысловых единиц, осуществление сопоставления, сравнения, обобщения, классификации знаний, определяет развитие способности устанавливать причинно-следственные связи, умений формулировать учебную задачу на перспективу на основе анализа проблемной ситуации, умение адаптироваться и ориентироваться в новой образовательной среде, понимать суждение, не похожее на собственную точку зрения (в данном случае, автора текста задания), понимать, оценивать, интерпретировать информацию, данную в явном и неявном виде и пр. Особую роль в достижении планируемых метапредметных образовательных результатов обучения играет исследовательская работа. Это целая «практическая школа» в образовательном процессе. Сегодня многие педагоги подчеркивают практически полное соответствие тех УУД, которые необходимо формировать у школьников согласно ФГОС и тех умений и навыков, которые развиваются в результате исследовательской деятельности ребенка, на всех ее этапах. В таких условиях происходит актуализация и развитие прежде всего коммуникативных и регулятивных метапредметных сфер личности ребенка. Ведь такие УУД, как умения доносить свою позицию, оценку, точку зрения, умения высказывать свою точку зрения (в монологе или диалоге), учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства и обосновывая собственное мнение, самостоятельно критично оценивать свою точку зрения; умения предотвращения и преодоления конфликтов, в случае несогласия с оппонентом, проверяющим работу, уважительное отношение к позиции другого, умения взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций – необходимы современному школьнику, входящему во взрослую жизнь. Включение исследовательской деятельности в образовательный процесс позволяет не только значительно расширить у школьников диапазон знаний, сформировать умение анализировать и сопоставлять, моделировать возможные пути решения ситуации, но и ведет к возрастанию познавательного интереса, умению работать с источниками информации. Одновременно с этим изменяются и личностные характеристики ученика: происходит формирование адекватной самооценки, воспитывается умение доказательно отстаивать собственную позицию. Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, включает внутрипредметные и междисциплинарные связи. Исследовательская деятельность в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея использования исследовательского подхода была впервые выдвинута во второй половине ХVIII века, однако более 100 лет понадобилось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом. Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В педагогической литературе также используются другие названия этого метода – эвристический, лабораторно-эвристический, метод лабораторных уроков, метод эвристического исследования, естественнонаучный, опытно-испытательный, исследовательский принцип и др. Исследовательская деятельность в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Можно выделить основные задачи исследовательской деятельности в обучении: - формирование глубоких, прочных и действенных знаний, а также расширение кругозора в предметных областях; - развитие интеллектуальной сферы личности, формирование умений и навыков обучения, способствование формированию научного мировоззрения; - воспитание познавательного интереса, создание положительной мотивации учения и образования, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; - развитие познавательной активности и самостоятельности, развитие творческих задатков. Исследовательская деятельность позволяет наделить школьника необходимыми знаниями и умениями для освоения постоянно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Для формирования этих навыков используются различные формы организации работы с обучающимися: урочная и внеурочная. В урочной деятельности применимы такие ее виды, как урок-исследование, урок-практикум, лабораторная работа, исследовательский проект, лингвистический эксперимент, экскурсия. Внеурочная деятельность в зависимости от мотивации обучающихся может быть представлена как массовая (конференции, экскурсии, предметные недели), групповая (научное общество, групповые занятия и занятия по выбору), индивидуальная (проект, домашний эксперимент, консультации, лабораторные работы). Сочетание всех этих форм в учебном процессе позволяет каждому ученику проявить свои способности. Выделим основные направления исследовательской работы в школе: - обучение учащихся работе с научной литературой;
- формирование культуры научного исследования;
- подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, олимпиад;
- включение в исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с их выявленными научными интересами.
Результатами исследовательской работы станут: - развитие интеллектуальных способностей учащихся;
- развитие творческого мышления;
- расширение кругозора учащихся;
- повышение интереса к русскому языку;
- развитие позитивных межличностных отношений между участниками образовательного процесса;
- воспитание бережного отношения к языку.
Исследовательская деятельность в обучении русскому языку оказывает прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей языка. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования. Внеурочная деятельность приобретает для учащихся новый смысл: не просто развлечения, а новые открытия. Активизировать познавательный интерес школьников помогает разработанный дидактический материал: рабочие карты на печатной основе, раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью интерактивной доски. Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ. Итак, по мнению многих учителей русского языка, одной из эффективных форм обучения, формирующих личность учащегося, является исследовательская деятельность, то есть целенаправленная, в целом самостоятельная работа, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностной или социально значимой проблемы. Все это позволяет строить процесс обучения русскому языку исходя из интересов учащихся. Исследовательская деятельность учитывает потребности, потенциал и склонности школьника, активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его индивидуальные особенности и влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, коммуникативность, адаптивность. Таким образом, исследовательская деятельность на уроках русского языка отвечает основным требованиям, предъявляющим обществом к обучению в школе. При этом исследовательская деятельность представляется обязательной составляющей функциональности среднего образования. Функциональность образования – это целостная совокупность свойств и результатов учебной, учебно-исследовательской, научно-исследовательской, воспитательной деятельности субъектов образования, характеризующих успешность реализации социальных функций на конкретном этапе развития общества. Основной целью при организации исследовательской работы в процессе обучения русскому языку является формирование у школьников компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества. При этом можно выделить следующие функции исследовательской работы: - образовательная: вовлечение учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность. В процессе исследования сформировать определенные знания, умения по профильному предмету, при этом привлекая самостоятельность и инициативность учащихся;
- развивающая: обучение эффективной работе с имеющейся информацией, развитие поисковой активности; развитие и мобилизации творческих способностей и личного потенциала учеников;
- воспитательная: способствовать социализации личности по следующим составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.
Отличительная особенность исследовательского обучения состоит в том, что в нем делается большой упор на планирование деятельности и на самостоятельность деятельности ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего – выполнения самого проекта. Естественно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель выступает в роли консультанта и помощника, школьники – в роли активных участников процесса проектирования. Исследовательская деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Исследовательские методы дают простор для самостоятельности и творческой инициативы учащихся и учителя, подразумевает их сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то ему будет гораздо легче адаптироваться в дальнейшей жизни, он правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость ориентироваться в большом потоке информации – обязательное требование, предъявляемое жизнью современному человеку. И в современных условиях учитель должен сделать все возможное, чтобы учащийся испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Учащийся, получая обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы действий в незнакомых ситуациях или новые способы при решении поставленных проблем. Именно этому способствует исследовательская деятельность. Умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемом тексте информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль – все это чрезвычайно важно не только для ученика-исследователя, но и для любого современного образованного человека. В результате исследовательской деятельности от класса к классу у школьников развивается мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, приобретаются навыки работы с первоисточниками, дети учатся составлять разные типы конспектов (селективные, смешанные, монографические, сводные или обзорные), разные типы рефератов (классификационные, познавательные, исследовательские), учатся пользоваться разными видами чтения. При этом развитие речевых способностей учащихся (как устных, так и письменных) остается одной из главных задач на уроках русского языка. Исследовательская деятельность связана с творчеством и порождает качественно новое, отличное от уже существующего. Творческая деятельность учащихся – это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для ученика, в результате чего рождается нечто новое в виде знаний, умений, проявлений личности. При практической реализации исследовательских методов в обучении русскому языку используются разнообразные формы учебной работы: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками. В процессе выполнения исследований по русскому языку у учащихся развивается самостоятельность, формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, художественной, справочной литературой, словарями. Исследовательская деятельность характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. Поскольку исследовательская работа даёт учащимся возможность выражать свои собственные идеи, для учителя важно не слишком явно контролировать и регламентировать деятельность школьников, желательно поощрять их самостоятельность и креативность. Большинство исследовательских проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые исследования выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие – целый урок. Исследовательская деятельность предполагает наличие проблемы. Проблемность означает, что учащиеся используют русский язык для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата и новыми способами его достижения. Исследовательские задачи заставляют думать, и ученик обучается, думая, рассуждая. В исследовательской деятельности учитель не должен вести ученика «за руку» к ответу, а сообща искать решение. Педагогическая система страдает от того обстоятельства, что большинство педагогов считает себя знающими единственно правильные ответы на все вопросы и обязанными их передать незнающим, забывая, что чужая правда трудно становится своей (например, восприятие художественного текста предполагает субъективность в его оценке). Поиск же совместной правды создает как раз такую ситуацию, при которой ученик добытые в совместной деятельности с учителем знания принимает для себя как истинные». В результате исследовательской деятельности должна произойти переориентация коммуникативной модели «учитель – деятель»/«ученик – объект деятельности» на другую: «ученик – главный субъект деятельности»/«учитель – организатор деятельности ученика»; организация диалогических отношений: «ученик – текст», «ученик – автор произведения», «ученик – учитель» с целью создания учеником предусмотренного исследовательскими задачами продукта речевой и мыслительной деятельности по заданной проблематике. Исследовательская деятельность затрагивает личность ученика и вовлекает в учебный процесс его чувства и эмоции, делает активным действующим лицом в учебном процессе, учит работать самостоятельно (осуществлять поиск информации, систематизацию информации и проводить исследование), обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, предусматривает разнообразные формы работы, которые стимулируют творчество учеников, предполагает работу в коллективе сверстников и взаимодействие со старшими. Исследовательская деятельность учащихся позволяет реализовать их творческий потенциал, даёт им стимул к дальнейшему развитию и самообразованию, повышает интерес к изучению русского языка и других предметов, помогает в выборе профессии. В своей повседневной деятельности я опираюсь не только на достижения передовых педагогических технологий, труды ученых, учителей - новаторов, но и на личный опыт преподавания предмета. Поставив перед собой вопросы не только чему и как учить, но и как учить результативно, пришла к выводу, что необходимо искать дополнительные средства, стимулирующие развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся. Учебный процесс рассматривается мной с позиции самостоятельной деятельности ученика. Формирование исследовательской компетенции ученика видится в усвоении им норм языка на основе знаний, в овладении школьниками научными методами познания по русскому языку (наблюдение, проведение лабораторных работ, имеющих самостоятельный исследовательский характер). Для этого я веду работу по формированию исследовательских умений и навыков. Создание исследовательской атмосферы урока позволяет развивать творческие способности личности. Активизация исследовательской деятельности учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Возможности для организации учебно-исследовательской деятельности школьников представляет урок, на котором используются педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения. Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок - лаборатория, урок - творческий отчет, урок «удивительное рядом», урок-рассказ о писателе, урок-защита исследовательских проектов, урок открытых мыслей и т.д. Домашнее задание может сочетать в себе все перечисленные виды, и позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени. Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации учебно-исследовательской деятельности (Приложение)
Глава 2. Задания исследовательского характера на уроках русского языка. Исследовательский метод сделали основным в советской школе 20-х годов прошлого века, однако обнаружилась бессистемность полученных знаний, метод был «осужден» постановлением ЦК ВКП(б) 1931 года и вытеснен из школьной практики. Психолого-педагогические исследования, которые проводились в 60–70-х годах XX века, показали, что интерес к обучению у школьников падает, и главные причины этого – перегрузка памяти, необходимость сухого, неэмоционального воспроизведения информации, отрицательные эмоции (страх перед оценками и учителем), однообразие уроков. Как преодолеть эти факторы? Есть два пути: 1) работать над содержанием учебного материала, сделать его более интересным, занимательным; 2) организовать учебный процесс так, чтобы он давал удовлетворение от творческой и самостоятельной учебной деятельности, формировал внутренние побуждения к учению, вызывал радостные переживания от овладения знаниями. Известный лингвист Лев Владимирович Щерба в 1904 году говорил, имея в виду преподавание фонетики: «О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учеников под руководством учителя над собственным их языком». Самостоятельные наблюдения, за которыми должны последовать выводы, – это, по сути дела, исследование. Одним из условий, позволяющих воспитывать у школьников жажду знаний и стремление к открытиям, является развитие потребности в поисковой активности. Первоначальным этапом готовности учеников к данному виду деятельности становятся чувство удивления и желание принять нестандартный вопрос. Задача же учителя — в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, общение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени. Пробудить интерес учащихся к исследовательской деятельности можно средствами уроков русского языка. При этом урок может быть подчинен полностью исследовательской деятельности или содержать ее элементы. Исследованием под руководством учителя может заниматься весь класс или отдельные ученики, а также задания такого характера можно планировать как на уроке, так и в качестве домашней работы. Чтобы удовлетворить потребности детей в познании, включаю в урок сведения из истории развития языка, работаем с дополнительной литературой, со словарями, оформляем уголок русского языка, ребята с удовольствием готовят сообщения, собирают информацию по интересующим вопросам, подбирают книги, пишут рефераты. Со своими находками и открытиями ребята выступают перед одноклассниками, учащимися младших, а иногда и старших классов. Так рефераты «История слова «Фамилия», «Речевой этикет как правила речевого общения», «Казнить нельзя помиловать» (роль знаков препинания в русском языке) и другие были представлены для учащихся 5-7 классов, а также на внутришкольной конференции. Приобретенные знания на такой основе обычно оказываются прочными и служат надежной базой для дальнейшего развития ученика. Мои ученики ежегодно помогают проводить предметные недели и сами участвуют в них. Активно откликаются ребята на участие в конкурсах сочинений, рефератов. Все это способствует успешности учеников в овладении знаниями и подготовке их к дальнейшему образованию, а методы и формы работы, позволяют развивать навыки исследовательской деятельности, поддерживать одаренных учащихся развивать их индивидуальные и творческие способности. Таким образом, выработанная в процессе система работы позволяет мне разрешить возникшие противоречия между целями традиционной педагогики, ориентированной на передачу знаний, с теми целями, которые ставит перед собой ученик, способный достичь высоких результатов обучения, самостоятельно приобрести полезные практические навыки, самореализоваться; между базовым уровнем знаний, умений и навыков и современными требованиями, предъявляемыми к личности. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по русскому языку эти задачи конкретизируются: на старшей ступени школы сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей ее полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, <...> самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов». Здесь перечислены основные этапы учебно-исследовательской работы учащихся, которая сейчас активно внедряется в практику школьного обучения. Основной особенностью, отличающей исследования от других видов учебной деятельности, является их результат — новая информация, которую можно формализовать в виде классификации, закономерности, понятия или ответа на поставленный вначале проблемный вопрос (подтверждение или опровержение гипотезы). Принято отличать собственно исследование, направленное на открытие объективно нового знания, от учебного исследования, которое средствами научного познания приводит учащегося к субъективному открытию знания, полученного учеными ранее. Если индивидуальная исследовательская работа учащихся по языкознанию вполне может соответствовать принципам собственно исследования, то исследовательское обучение на уроках разумно строить на заданиях учебно-исследовательского характера. В преподавании школьного предмета «русский язык» можно отрабатывать такие этапы исследовательской деятельности, как постановка проблемы, сбор языкового материала, анализ существующих в литературе способов описания и методов анализа материала, собственно анализ материала (первоисточника). Эти четыре этапа в реальном исследовательском и учебно-исследовательском процессе иногда стоят в ином порядке, но всегда предшествуют тому обнаружению новой информации, которое происходит на стадии формулировки выводов. Исследовательские задания моделируют исследовательскую деятельность, но не обязательно включают все ее этапы. 1. Сбор языкового материала Чтобы определиться со спецификой исследовательских заданий, рассмотрим сначала задания, построенные исключительно на сборе материала. Задание. Какие слова появились в русском языке в последние 2—3 года? Сюда же отнесем задания, предполагающие анализ собранного материала способом, освоенным учащимися ранее. Задание. Подберите несколько слов разных частей речи, основа которых состоит из приставки, корня и одного суффикса. Запишите их в три группы: слова приставочного способа словообразования, слова суффиксального способа словообразования и слова приставочно-суффиксального способа словообразования. Сбор языкового материала в заданиях этого типа выступает как средство закрепления знаний и умений и не ведет к обнаружению новой информации и имеет лишь весьма опосредованное отношение к исследовательской деятельности. Но такого рода задания полезны и увлекательны. Чтобы обеспечить выход на новую информацию, задание должно быть проблемным, то есть допускающим различные версии. Задание. «В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы. Задание. «В русских словах приставка не может стоять после корня». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы. Задание. «В русском слове не может быть два одинаковых суффикса». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы. Целью поиска языковых фактов в заданиях этого типа является ответ на проблемный вопрос. 2. Анализ способов описания В старших классах весьма уместны задания, предполагающие анализ ошибочных интерпретаций и выявляющие проблему. Задание. В одном из школьных учебников по русскому языку даны следующие примеры, иллюстрирующие основные способы словообразования имени существительного и прилагательного. Имя существительное: Приставочный— безоблачность. Суффиксальный- орешник. Приставочно-суффиксальный— подосиновик. Сложение— паровоз. Имя прилагательное: Приставочный— досрочный. Суффиксальный- серебряный. Приставочно-суффиксальный — безымянный. Сложение — прошлогодний. Найдите ошибочные примеры и подберите к этим способам словообразования более удачные иллюстрации. Проблемный вопрос. Показатель инфинитива -ть — это формообразующий суффикс или окончание? Почему? Задание. Каковы морфологические признаки слов один, три, десять, тысяча, миллион ? К какой части речи они относятся? Почему возможны различные ответы на этот вопрос? Задание. Каковы морфологические признаки слов мы, наш, любой, где-то? К какой части речи они относятся? Почему возможны различные ответы на этот вопрос? 3. Анализ языкового материала Почти все упражнения при традиционном обучении русскому языку так или иначе связаны с анализом языкового материала: текста, предложения, слова — и служат по преимуществу целям закрепления. Такого рода закрепительные упражнения являются неотъемлемой частью любого обучения, в том числе проблемного и исследовательского, но не составляют суть последних. Отличительной чертой именно исследовательских заданий по анализу материала является выход на новую информацию. Поэтому думается, что исследовательские задания здесь более уместны не на стадии закрепления, а на стадии введения новой темы, то есть они предшествуют объяснению нового материала или проблемной беседе. Задания по анализу материала, выявляющие определенную закономерность Задание. Запишите примеры: Неплохо не плохо небольшой не красный недруг не друг В чем разница в значении частицы НЕ и приставки НЕ-? Задания по анализу материала, выводящие классификацию. Задание. Запишите примеры слов, образованных сложением сокращенных основ (аббревиацией): СНГ, МГУ, МАИ, вуз, ЦУМ, подлодка, стенгазета, совхоз, Минфин. Сколько типов аббревиатур можно выделить? Задания по анализу материала, вводящие новое понятие, способ интерпретации. Задание. Запишите словоформы: Гора, горы, гор. Укажите, в какой форме стоит слово. Как мы узнаем о форме слова? Аналогично можно построить введение понятия, например, нулевой связки. Задание. Запишите предложение: Мой брат — студент. Найдите грамматическую основу предложения. Есть ли у какого-либо слова в этом предложении грамматическое значение времени и наклонения? Обсудив с учащимися критерии определения грамматического рода на примерах типа Ну и шляпа же он! и Моя мама — повар, можно дать задание, обнаруживающее недостаточность трехчленной классификации существительных по признаку грамматического рода. Задание. Определите, к какому грамматическому роду относятся слова: сирота, умница; ножницы, штаны, сливки; ребята, девчата, перила, брызги. Ко всем теоретическим темам, подаваемым средствами исследовательского обучения, возможны закрепительные упражнения, по структуре аналогичные тем заданиям, которые вводили новую тему. Например: Задание. Охарактеризуйте по одушевленности слова сливки, молоко, тюфяк, существо, матрешка, покойник, туз, ферзь, молодежь. Такие упражнения, являясь неотъемлемой частью исследовательского обучения, сами по себе не являются исследовательскими. Мы рассмотрели различные варианты исследовательских упражнений, моделирующих исследование в виде, свернутом до трех этапов, но можно предложить учащимся упражнения, которые будут более полно моделировать цикл исследовательской деятельности; например, разработать исследовательские задания по сбору языкового материала с последующим его анализом и выходом на проблему. Задание. Подберите и выпишите на листок 7 слов, наиболее сложных для словообразовательного разбора. В классе эти слова будет разбирать сосед по парте. После самопроверки пара выбирает из своих 14 слов 5 наиболее сложных и неоднозначных и обменивается новым списком с другой парой. Самопроверка. Все случаи, в которых четверка не достигла консенсуса, выписываются на доску. С большой вероятностью выявленный проблемный материал будет выводить на некоторые из следующих тем: морфонологические чередования, опрощение, непродуктивные и уникальные аффиксы, наложение морфем, различия в этимологической и синхронистической словообразовательной интерпретации, усечение производящей основы как сопровождающий процесс, связанные корни. Таким образом, анализ материала ведет к выявлению проблемного поля. Способ решения возникших проблем будет зависеть от учителя и возможностей учащихся (объяснение, проблемная беседа, исследование). Одну из выявленных таким образом проблем можно попытаться решить и оформить как индивидуальную или групповую исследовательскую работу. На любую из этих проблем можно прицельно натолкнуть учащихся, частично подобрав необходимый материал. Задание. Сделайте морфемный разбор слов розоватый и коричневатый. Подберите несколько слов с таким же по значению суффиксом. Сделайте их морфемный разбор. Сформулируйте проблему и предложите пути ее решения. При обучении детей технологии исследования в методической копилке учителя должен быть набор интересных игр для развития интеллектуального потенциала исследовательских способностей учащихся. Предложенные ниже игры можно проводить с учениками начальной школы, и со старшеклассниками. (Приложение) Игра «Поиск темы». Исследовать можно все! Предложите ученикам поискать темы для исследований в самых разных областях. Дети предлагают темы, а затем жюри или сами участники определяют самую интересную из них. Для начала учитель может сам предложить несколько тем. (Приложение 3) Ищем цитаты, или «Составление инструкций». При написании исследовательских работ ученики используют высказывания известных ученых. Находить нужные высказывания на заданную тему поможет задание: составить инструкцию или памятку. Тема — любая, например, «Как дружить», «Как относиться к математике», «Как стать исследователем» («Как сделать открытие») и др. Инструкция, или памятка, должна состоять из высказываний великих людей, пословиц, крылатых выражений с указанием источника. Памятку для начинающего исследователя можно назвать «Кладезь мудрости» (Приложение 4) Сравниваем. Очень важно для исследователя умение сравнивать и делать выводы. Предложим как пример для сравнения двух персонажей, известных всем: «Сравнительная характеристика Деда Мороза и Санта-Клауса». Предложенные игры развивают способности детей, вносят разнообразие в проведение занятий с членами школьного научного общества, а также готовят учеников к осознанию того, какую важную роль в жизни и учебе играет творчество. В заключение необходимо заметить, что с точки зрения русских традиций университетского филологического образования в заданиях мало оригинального. Вместе с тем эти традиции, во многом утраченные школой в XX веке и как бы открываемые сейчас заново, в школьной практике пока представлены недостаточно. Я убеждена, что исследовательское обучение (т.е. обучение, направленное не столько на знание фактов, сколько на видение причинно-следственных связей, на развитие мышления) способно компенсировать негативные последствия перехода на тестовую форму итоговой аттестации. В исследовательском обучении усвоение теоретической темы становится не самоцелью, а средством развития логического мышления, умения добывать информацию при помощи анализа материала и сопоставления имеющихся мнений. Именно это умение будет востребовано в жизни любого из учащихся, тогда как содержание большей части школьных курсов не будет использоваться в полноте и забудется. В нашей школе осуществляется расширенное обучение детей по отдельным областям знания, организуются факультативы, спецкурсы, элективные курсы, кружки, а также научные общества учащихся по различным предметам. В нашей школе существует Научное общество . Оно объединяет учеников 1 - 11 классов, склонных к исследовательской работе и имеющих нестандартное мышление. Члены научного общества под руководством учителя проводят исследовательскую работу, это позволяет не развивать личность вообще, а развивать ее на конкретном материале. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка, по которой происходит этот процесс, выглядит так: потребность — мотив — цель — действие — рефлексия (самоанализ собственной деятельности). Руководитель учит на семинарах детей оформлять рефераты и доклады по теме, вместе с учащимися подбирает литературу, проводит консультации, учит детей владению методикой эксперимента. При организации деятельности учащихся в научном обществе учитель переходит с позиций носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика, создает ситуацию успеха, разрабатывает с учеником «самостоятельное открытие» закономерности, вызывающее положительные эмоции. В начале года ученики выбирают определенную тему для исследовательской работы в течение года. Затем учащиеся появившуюся гипотезу воплощают в проект, занимается решением проблемы, поставленной перед ними, воплощают проведенные исследования в законченную работу. Таким образом, дети, выбирая «узкую» тему, проводят глубокое исследование ее и в конце учебного года защищают полученные результаты на общешкольной научной конференции. При этом выбор тем исследования происходят по желанию учащихся, но при условии практической значимости, наличии литературы, возможности многопланового исследования темы. Очень важно, чтобы на заключительном этапе при подведении итогов ученик видел новые проблемы, вытекающие из проведенного исследования, что может служить темой нового исследования, тем самым будет обеспечиваться непрерывное развитие личности. "Если в конце исследования не видно начала следующего - значит исследование не доведено до конца" (Д.С. Лихачев). Итогом этой работы является научно-практическая конференция, которая служит площадкой для защиты собственных проектов. Выступления докладчиков сопровождается показом видеозаписей, слайдов, музыкальным сопровождением и др. Жюри - учителя, ученики, родители, гости - оценивают логику изложения, самостоятельность суждений, оригинальность, творческий подход, ораторское искусство, умение заинтересовать аудиторию. По итогам защиты проектов лучшие работы выдвигаются на другие конференции, проводимые в районе, городе, области. Так в этом году мои ученики работают над исследовательскими работами: «История буквы Ё», «История возникновения фамилий», «Парадная или подъезд, кура или курица?» Проектно-исследовательская деятельность учеников развивает самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей, формирует навыки планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции. Таким образом, исследовательский проект - первый научный труд ученика. Навыки, полученные в работе над ним, помогут ученикам успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию. Вместе с тем преподавание русского языка не может состоять из исследовательских заданий исключительно. Необходимо внедрять элементы исследовательской деятельности в преподавание русского языка, сочетая их с элементами проблемного, творческого и репродуктивного обучения.
Заключение Олимпиада – одна из наиболее массовых форм урочной и внеклассной работы по предмету, позволяющая системно и непрерывно осуществлять проверку знаний по русскому языку в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор школьника, выявить лучшего – победителя олимпиады, помочь подготовить ученика к жизни в условиях конкуренции. Совместная работа учителей русского языка, администрации школы, учеников и родителей должна быть направлена на выявление, обучение, развитие, стимулирование одаренных детей в масштабах школы, района и республики. От этого во многом зависит успешность реализации данного проекта в отдельно взятом учреждении. С окончанием реализации проекта работа с одарёнными детьми не заканчивается. Необходимо и дальше искать оптимальные пути реализации творческого и интеллектуального потенциала учащихся. Выводы 1.Исследовательскую работу следует начинать с пятого класса. Для меня одним из показателей одаренности является уровень познавательной активности на уроках русского языка и литературы: если ученик при ответе планирует использовать или уже использует материал, который не включается в программу, т.е. обучающийся хочет глубже проработать вопрос. И тогда начинается продуманная учителем работа для активизации познавательных потребностей - создание творческого образовательного пространства (планирование на каждый урок, так как нужно задействовать интеллектуальный и творческий потенциал ребенка): -подготовка дополнительной информации по изучаемой теме; -использование альтернативных путей поиска информации: знакомство с теоретическим материалом, представленным в электронных учебниках, энциклопедиях, справочниках; поиск и подбор необходимой информации через Интернет; - виртуальные экскурсии; -создание проблемной ситуации, при обсуждении которой обучающиеся выдвигают гипотезы; -синтез информации (через таблицы, схемы); -работа в роли руководителя группы или учителя. Таким образом, многие учащиеся, сами того не замечая, становятся активными участниками уроков-исследований. Создание ситуаций проявления творческого потенциала одаренной личности на уроках уже предполагает продолжение работы по теме. Выявляются дети, желающие работать и исследовать во внеурочное время. 2. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное – исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. А открывать новое будем чуть позже. 3. При выполнении исследовательской работы вместе с детьми мы следуем традиционному плану. 4. Очень важно дать ребенку внимание, не забыть отметить каждое его достижение, поощрить к дальнейшим шагам в творческой работе-вот задача учителя. Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою успешность в этом процессе. Это зависит от учителя, его умения организовать деятельность ученика и признание её ценности для окружающих, для сверстников. 5. Критерием успеха работы является: - достигнут конечный результат, что способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли;
- результат работы может быть использован другими;
- информация о работе широко распространена (с результатами своей деятельности обучающийся возвращается не только в свой класс, но и выступает на параллели, выходит в социум (начальная школа, родители, библиотеки, ДТЮ).
- получено удовольствие от своей деятельности (ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания).
8. Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ имеет глубокий воспитательный характер. 9. Особое внимание нужно уделить важной роли личностных отношений учителя и одаренного ученика. Учитель становится для учащегося авторитетом. Итак, мы отмечаем только позитивные результаты исследовательской деятельности, начатой на уроках. В этом я вижу практическую значимость своей работы, которую в дальнейшем буду пополнять новыми примерами.
|