Подготовка к олимпиадам на уроке и во внеурочной деятельности.
статья по математике на тему
Выявление способных детей, систематическая работа по их дальнейшему развитию задача не только учителя, но и общества в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовка к олимпиадам на уроке и во внеурочной деятельности.
Талантливые люди всегда играли большую роль в развитии общества. Внимание к способным людям в последнее столетие многократно возросло. Это связано как с научно-техническим прогрессом, так и с осознанием того факта, что от талантливых людей во многом зависят успехи государства в настоящем и будущем.
Поиск способных детей, оказание им помощи, их дополнительное обучение-задача не только учителей, но и общества в целом. Должна быть создана система выявления одаренных детей и обеспечения наиболее благоприятных условий для их развития.
Что такое одаренность? Существует несколько определений.
Одаренность - индивидуальное сочетание способностей, от которых зависит успешность деятельности.
Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений.
Одаренные дети обладают следующими чертами:
Быстротой и точностью выполнения умственных операций, сформированностью навыков логического мышления, развитым творческим мышлением и воображением.
Сравнение определений одаренности и обучаемости показывает, что указанными способностями, качествами , обеспечивающими успехи в учебной деятельности, обладают и наиболее обучаемые учащиеся. При этом одаренным детям присущ «особый тип обучаемости». Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Классификация одаренности:
- Общую и специальную
- Спортивную, интеллектуальную, академическую, художественную, лидерскую, творческую
- Актуальную и потенциальную
- Явную и скрытую
- Раннюю и позднюю
Нас больше всего интересует интеллектуальная и академическая.
Как же выявить одаренного ребенка? Есть два основных способа: с помощью специальных тестов или с помощью олимпиад.
Многие психологи и педагоги в системе работы с одаренными детьми особую роль отводят олимпиадам, рассматривая их как форму, так и средство диагностики. Проявлять гибкость ума, перебирать различные варианты решения, использовать интуицию.
Успехи на математических олимпиадах – это одно из проявлений математических способностей и математического развития. Олимпиады позволяют выделить одаренных детей, однако не всех, так как при решении олимпиадных задач надо проявить, кроме способностей, волевые качества и изобретательность, что не совсем обязательно для успехов в математике.
Можно выделить несколько направлений работы с одаренными детьми:
- Создание специальных классов, специальных школ.
Особенно это актуально для тех населенных пунктов, где есть несколько общеобразовательных учебных заведений. Пора меньше думать о престиже учебного заведения, а больше задумываться о будущем ученика. Почему школа, в которой есть несколько математически одаренных детей, но нет классов с углубленным изучением математики, более слабые учителя по сравнению с другими школами, не заинтересованы в переходе этих детей в школу, где открылся класс с углубленным изучением математики? Одна из причин- боязнь остаться без хороших учеников, являющихся призерами олимпиад, за которых учителя получают премии, награды. А ученик? Он не растет, так как наставник не может ему дать больше знаний.
- Индивидуальная работа с математически одаренными детьми.
Подобная работа может проводиться и в обычных классах. Необходим учет индивидуальных особенностей одаренных учеников, пристальное внимание к ним на каждом уроке. Для этого следует проводить индивидуальную работу с такими учащимися, формировать для них соответствующие домашние задания.
- Массовая внеклассная работа по математике.
Для того чтобы учителю в 5 классе было легче организовать данную работу, необходимо чтобы учитель начальных классов учил детей решать нестандартные задачи.
- Внешкольная работа.
Для этого использовать ресурсы дома пионеров, высших учебных заведений.
- Сборы одаренных детей.
В каникулярное время можно проводить кратковременные сборы одаренных детей, организовывать мини-семинары, погружения в школе.
- Наставничество.
Работа с одаренными детьми доступна не каждому педагогу. Необходимо прикреплять таких детей к кураторам, в качестве которых могут выступать как отдельные, так и преподаватели вузов. Желательно, чтобы группы учащихся, способных к изучению математики, состояли из 5-8 человек. Это поможет руководителю уделить достаточное внимание каждому ученику.
Как упоминалось ранее, первым шагом для выявления одаренных и способных к изучению математики детей является проведение школьных математических олимпиад. Основными целями школьной олимпиады традиционно являются:
- расширение кругозора учащихся
- развитие интереса к изучению математики
- выявление способных и математически одаренных учащихся для участия в районных (городских) олимпиадах и для организации индивидуальной работы с ними, для участия их в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников
- формирование мотивации к систематическим занятиям математикой в кружках, на элективах, факультативах и спецкурсах
- повышение качества математического образования
Ничто так не развивает у учащихся к математике, как участие в различных математических соревнованиях: олимпиадах, регатах, боях, математических драках и тд.
Можно выделить формы внеурочной работы :
- математический кружок
- факультатив
- конкурсы, викторины
- математические олимпиады
- математические дискуссии
- неделя математики
- школьная и классная математическая печать
- изготовление математических моделей
- математические экскурсии
Указанные формы часто пересекаются, поэтому трудно провести между ними четкие границы.
Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе уроков, ограниченных рамками учебного времени и программы это не удается сделать с достаточной полнотой.
Вывод:
- По возможности проводить диагностику одаренности в начальной школе и начинать систематическую работу с этими детьми.
Сейчас в нашей начальной школе есть внеурочная деятельность «Интеллектика», где ребята по желанию занимаются после уроков по математике, русскому языку.
- В 5 классе необходимо продолжать эту работу с желающими детьми на уроке и во внеурочной деятельности.
На уроке этим детям давать индивидуальные задания. Разбирать все задачи от «Мудрой совы». Задавать дополнительно на дом.
Олимпиадные ребята в идеале должны знать учебную программу на год вперед. Бывает, что дети, которые не проявили себя в начальной школе раскрывают математические способности в 5 классе при систематической работе.
- Постоянно заниматься вне уроков, каждую неделю минимум один раз. Очень полезно привлекать специалистов, которые знают углубленно определенную тему, возможно вузовских преподавателей.
- Работа на образовательных платформах Учи.ру, Якласс и др. Электронная школа «Знаника» - проводят конкурсы и олимпиады, в том числе бесплатные.
- Участие ребят в выездных школах с погружением. «Перспектива», при СФУ и др.
- Участие в олимпиадах различного уровня, в том числе межвузовских(Бельчонок, СВОШ, Саммат, Ломоносов, Покори Воробьевы горы, турнир Ломоносова, Звезда и др.) Перечень олимпиад, утвержденных министерством образования
- Перед олимпиадой полезно проводить погружение на 7-10 дней, занимаясь только подготовкой к ней.
- При подготовке к олимпиадам не просто прорешивать , а разбирать задания по темам
- Разбирать задания их архива перечневых межвузовских олимпиад за прошлые годы
- Очень значима поддержка со стороны родителей ( эмоциональная, материальная и др.)
Всегда надо учитывать реальные возможности ребенка. Можно много заниматься на уроках и во внеурочной деятельности, но не всегда надо ждать сразу высоких результатов и побед.
Главное, чтобы дети убедились в том, что напряженная умственная работа может доставить много радости и удовольствия от процесса решения и от побед в олимпиадах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение одаренности Одарённость – это системное, развивающиеся в течении жизни качества психики, которые определяют возможность достижения ч еловеком более высоких результатов по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок – это личность, которая выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений
Классификация одарённости Одарённость Общая и специальная Явная и скрытая Ранняя и поздняя Актуальная и потенциальная Спортивная, интеллектуальная, академическая, художественная, лидерская, творческая
Направления работы с одарёнными детьми Создание специальных классов, школ Индивидуальная работа с математически одарёнными детьми Массовая внеклассная работа по математике Внешкольная работа Сборы (выездные школы и сессии) для одарённых детей Наставничество
Цели школьных олимпиад Расширение кругозора учащихся Развитие интереса к изучению математики Выявление способных и одарённых учащихся для участия в олимпиадах различного уровня Формирование мотивации к систематическим занятиям Повышение качества математического образования
Формы внеурочной работы Математический кружок Факультатив Математические олимпиады Конкурсы, викторины, квизы , квесты и т.п. Математические дискуссии Математические экскурсии Неделя математики Школьная и классная математическая печать Изготовление математических моделей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к профессиональному самоопределению воспитанников школы-интерната в системе уроков технологии и внеурочной деятельности.
Материал выступления на научно-практической конференции "Предпрофильная подготовка - путь самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе"....
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
«Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс, при подготовке и проведении уроков и занятий внеурочной деятельности» (из опыта работы)
«Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс, при подготовке и проведении уроков и занятий внеурочной деятельности» (из опыта работы)...
Система подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по химии на уроках и во внеурочной деятельности.
В статье рассмотрены эффективные метожы и формы, которые использует автор, при подготовке учащихся к ЕГЭ....
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Подготовка по географии по материалам ОГЭ 9класс(внеурочная деятельность)
Рабочая программа по внеурочной деятельности.Подготовка к экзамену по географии по материалам ОГЭ...
Подготовка к олимпиадам на уроке и во внеурочной деятельности
Талантливые люди всегда играли большую роль в развитии общества. Внимание к способным людям в последнее столетие многократно возросло. Это связано как с научно-техническим прогрессом, так и с осознани...