«Нарушения чтения и письма у детей с ОВЗ и методы их устранения на уроках и вовнеурочное время».
методическая разработка (6 класс) на тему
«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, высказывания и понимания».
Л.С. Выгодский
Наряду с патологией устной речи существуют нарушения письменной речи. Это нарушения письма и чтения.
Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Чтобы контролировать своё письмо, ребёнок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат станицы Старолеушковской
«Нарушения чтения и письма у детей с ОВЗ и методы их устранения на уроках и вовнеурочное время».
Учитель – логопед: О.В. Онипченко
«Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, высказывания и понимания».
Л.С. Выгодский
Наряду с патологией устной речи существуют нарушения письменной речи. Это нарушения письма и чтения.
Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Чтобы контролировать своё письмо, ребёнок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.
Паталогию письма и чтения обозначают следующими терминами (медицинские) ДИСГРАФИЯ (от греческого dis- приставка, означающая расстройство, grapho – пишу) – специфическое нарушение письма; стойкое нарушение чтения называется ДИСЛЕКСИЕЙ. (3й слайд)
В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико – фонематического и лексико – грамматического. Для подготовки таких детей к обучению письменной речи необходимы систематические, в течение ряда лет, занятия по формированию их устной речи. Кроме, того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребёнок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласовании, . . .
Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень её сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико – грамматических сторон, звукороизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин ДИСГРАФИИ и ДИСЛЕКСИИ.
ДИСЛЕКСИЯ. У у/о школьников наблюдаются следующие виды дислексий: (4й слайд таблица)
1. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ дислексия больше относится к начальной школе 2й – 3й класс: нарушения чтения, связаны с надоразвитием слуховой дифференциации – фонем, т.е. с неточным различением звуков речи; с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в побуквенном чтении, искажение звуков структуры слова (вставки, пропуски, перестановки звуков).
При фонематической дислексии у большинства учащихся отмечается существенное недоразвитие устной речи ( полиморфное нарушение звукопроизношения, ограниченный словарный запас, неправильное использование грамматических форм). Это учащиеся Любансен И., Любансен Ирина, Кадук Л., Запорожец С.
2. Аграмматическая дислексия вызывается недоразвитием грамматических обобщений и проявляется в искажениях и заменах определённых морфем. А.Д. обнаруживается на более поздних этапах формирования навыка чтения (на этапе, переходном от аналетических к синтетическим приёмам чтения), когда в процессе чтения большую роль начинает играть смысловая догадка. Основываясь на нечётких представлениях о грамматических связях слов, на неверной смысловой догадке, У.О. школьники часто искажают в процессе чтения окончания, суффиксы, префексы) перебижал – «прибежал». Это учащиеся Ровный К, Васильев Д., Добробаба М., Гусин Д.
3. Сематическая дислексия (механическое чтение) – нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении. У учащихся с сематическим нарушением чтения недостаточно сформирована способность синтезировать, восстанавливать в своём представлении разделённые на слоги слова.
Трудности понимания читаемого определяются и нечёткостью представлений о синтаксических связях между словами в предложении. В этом случае понимание читаемого предложения неточно, оно не соответствует содержанию прочитанного. Это учащиеся Елгашина В., Елгашина Н., Зетрина Т., Борисова Е.
4. Оптическая дислексия связана с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико - пространственных представлений. У этих уч-ся наблюдаются неточности срисовывания и конструирования: а) упрощение фигур, уменьшение количества элементов; б) неправильное пространственное расположение линий по сравнению с образцом В процессе овладения чтением у этих учащихся отмечаются трудности в усвоении грамматически сходных букв, их смешения и замены при чтении (т-г, д-л, в-з, р-ь, х-к, ж-к ) Это учащийся Желябовский Руслан.
5. Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв, в недифференцированных заменах букв при чтении, что объясняется трудностями установления связей между звуком и буквой. Уч-ся не запоминают, какая буква соответствует тому или иному звуку. Это уч-ся Дрофа М., Винда Ж., Веретянкин Александр.
Мнестическая дислексия наблюдается у уч-ся с более сложным диагнозом (У.О. умеренной степени F.71). (5й слайд)
Поскольку коррекция чтения не происходит без коррекции письма, то на этом я остановлюсь чуть позже.
При переходе к письменной речи звуковое оформление языка сменяется графическим. В связи с этим изменяются и усложняются механизмы речи: В совместную аналитико – синтетическую деятельность слухо – речевого и речедвигательного анализатора. Деятельность последнего выражается в анализе и синтезе зрительных впечатлений от воспринимаемого текста при особо организованных для этого движений глаз. Во время письма присоединяются ещё тонкие движения пишущей руки.
Овладение письменной речью требует обучения, последовательного осознания всего процесса. Для говорящего уч-ся на первом плане стоит содержание его речи, а уч-ся, которому нужно написать слово.
Существует классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определённых операций процесса письма.
После обследования выявилось, что у уч-ся нашей школы диагностируются следующие виды дисграфий: (6й слайд)
1. Артикуляторно – акустическая дисграфия, во многом сходна с выделенной дисгрофией на почве расстройств устной речи. Уч-ся пишет так как произносит. В основе её лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, уч-ся отражает своё дефектное произношение на письме. (7й слайд – диктанта)
2. Акустическая дисграфия (дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания) дифференциации фонем.
Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты, входящие в их состав (ч-т, ч-щ, ц-т, ц-с). Этот вид дис-ии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения диф-ии твёрдых и мягких согласных («писмо», «лубит», «лижа»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, ( о-и лес-«лис»). (8й слайд – диктанта)
3. Дисграфия на почве нарушений различных форм языкового анализа и синтеза.В основе её лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитием языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. В следствии этого особенно распространёнными при этом виде дисграфии будут искажения звуко – буквенной структуры слова.
Наиболее хар-ны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (ДИКТАНТ – «ДИКАТ», ШКОЛА – «КОЛА»); пропуски гласных (СОБАКА – «СБАКА», ДОМА – «ДМА»); перестановки букв ( ТРОПА «ПРОПА», ОКНО «КОНО»); добавления букв (ТАСКАЛИ – «ТАСАКАЛИ»); пропуски, добавления, перестановка слогов (КОМНАТА – «КОТА», СТАКАН – «КАТА»). (9й слайд – диктанта)
4. Аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
В связной письменной речи у уч-ся выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.
На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префексов, суффиксов (захлестнула – «нахлестнула», козлята – «козлёнки»); изменении падежных окончаний (над столом – «на столом»); изменении падежа местоимений (около него – «около ним»); числа сущ. («дети бежит»); нарушением согласования («бела дома»); отмечаются также нарушения синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении. (10й слайд – диктанта)
5. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений в заменах и искажениях букв на письме.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш, э-е). (11й слайд – диктанта)
Педоставляю вашему вниманию виды кор. Работы по устранению нарушений чтения и письма: слайды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у уч-ся сущ. тесная взаимосвязь.
Поэтому для устранения нарушений необходима единая система кор. воздействия. В подтверждении этогоположения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга.
Поэтому логопедическое воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы обследования нарушений чтения и письма у детей
Чтение и письмо с точки зрения нейропсихологииЗадачи диагностикиОбзор методики Фотековой, Ахутиной...
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
Статья "Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста" дает ответы - на что же необходимо обратить внимание родителям (воспитателям)! Здесь же выбраны типичные ошибки обу...
Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
Основные задачи по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа ...
Роль коррекции нарушений чтения и письма у детей специальных коррекционных классов IV вида.
Одна из главных задач в начальной школе - обучение ребенка грамотному письму. Речь является важнейшим фактором в развитии личности и возникает на почве познания окружающего мира. Развитие ...
Консультация для родителей первоклассников "Предупреждение нарушения чтения и письма у детей младшего школьного возраста".
Учитель-логопед предлагает родителям назвать причины трудностей при обучении в школе (слайд№2-3). Далее логопед приводит примеры письменных ошибок, подкреплённые фрагментами письменных работ учащихся...
Статья "Коррекционная работа по предупреждению и исправлению нарушения чтения и письма у детей с отклонением в развитии"
Коррекционная работа в специальной коррекционной школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталых школьников. На основании методических рекомендаций и...
Профилактика нарушений чтения и письма у детей с ТНР
Проблема подготовки детей к овладению навыками построения письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике. Дети с различными нарушениями...