Организация проектных дней
учебно-методическое пособие
Цель проектных дней: совершенствование образовательно-развивающего пространства школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnyh_dney.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектных дней
Цель проектных дней: совершенствование образовательно-развивающего пространства школы.
Задачи:
Развитие инициативы и ответственности учащихся, их активной жизненной позиции, развитие способности к изменению себя и среды, развитие опыта эмоционально-оценочного отношения к миру
Формирование и развитие навыков самоорганизации обучающихся с целью решения учебных задач, умений приобретать знания самостоятельно
Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве, работать с разными источниками информации, критически осмысливать и перерабатывать информацию, вычленять главное, сопоставлять разные подходы, структурировать текст
Формирование и развитие компетентности выявлять познавательные и жизненные проблемы, решать их на основе имеющихся знаний
Научить обучающихся делать выбор проблемы, выбор типа проекта и выбор уровня и глубины изучения материала на основе потребностей, интересов и возможностей, личностного опыта ученика
Подходы к организации проектных дней.
- Проектная деятельность - развивающая образовательная ситуация, совместная деятельность учителя и ученика, возможно участие родителей, специалистов и социальных партнёров
- Роль учителя – организатор, консультант, тьютор в интерактивном взаимодействии
- Даёт направления и обеспечивает технологиями для активного взаимодействия в рамках информационно-образовательного пространства
- Осуществляет информационно-методическую поддержку в процессе самоконтроля и самооценки деятельности ученика в его продвижении
- Ученики могут создавать групповые, коллективные, парные или индивидуальные проекты.
- Индивидуальные или парные проекты выбирают дети с высокой учебной мотивацией, развитыми информационными и коммуникативными умениями, хорошим уровнем самоорганизации. Эти дети имеют сформированные познавательные интересы и потребности, умело ориентируются в информационном пространстве, умеют приобретать знания самостоятельно, используют свои знания для решения познавательных и жизненных проблем.
- Групповые и коллективные проекты стоит выбирать ученикам, которые нуждаются в пошаговом информационно-методическом сопровождении учителя, умеют работать в коллективе при активном взаимодействии с информационно-образовательной средой.
- Определиться с типом проекта – монопредметный или межпредметный, учебный или социальный.
- Определиться с видом проекта – исследовательский, информационный (поисковый), игровой (ролевой), практико-ориентированный (прикладной), творческий.
- Игровой, творческий и практико-ориентированный проекты лучше создавать группой или коллективом, в том числе детьми разного возраста.
- Исследовательский, информационный лучше создавать индивидуально или парой.
Проектная деятельность строится от «результата»:
Цель—план---действия----контроль---рефлексия
Хотеть- уметь----выявлять----анализировать----решать проблему
Цель- это проектируемый результат
Этапы работы в первый проектный день
Название этапа | Цель - результат |
Мотивация на проектную деятельность | Дать понимание, что проектная деятельность – это способ для саморазвития и самовыражения, форма самообразования и самоорганизации |
Актуализация понятия «Проект». Виды, типы проектов. | Создать условия для формирования ответственного выбора |
Технология создания проекта. Деловая игра. | Создать игровую учебную игру, в ходе которой ученик поймёт сложный путь создания проекта |
Выбор темы. Создание «Банка идей». Мозговой штурм. | Создать ситуацию. Чтобы ученик осознал свои потребности, увидел поле своих возможностей и определился со своими интересами |
Проектная деятельность состоит из пяти основных этапов
Название этапа | Содержание деятельности |
Поисковый | Определение темы, поиск и анализ проблемы, постановка цели-результата, выдвижение гипотез |
Аналитический | Поиск и анализ информации по теме, проблеме, поиск и анализ вариантов решения проблем, планирование деятельности поэтапно |
Практический | Выполнение запланированных действий, проверка гипотезы, техническая стадия – проведение эксперимента. мониторинг качества выполненных задач |
Презентационный | Подготовка презентации проекта |
Контрольный | Анализ результатов руководителем проекта, самоконтроль и самооценка |
В ходе работы над проектом реализуются все 4 блока УУД (универсальных учебных действий)
Вид УУД | Конкретные умения |
Личностные | Действия по самоопределению, действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, ориентация в социальных ролях |
Регулятивные | Самоорганизация учебной деятельности (умение ставить цели учебной деятельности, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности, вносить коррективы, давать самооценку и контролировать свою деятельность) |
Познавательные | Умение учиться, общеучебные умения, логические действия, умение ставить проблемы, выдвигать гипотезы, самостоятельно проводить исследования, владение основами рефлексивного чтения, умение работать с разными источниками информации |
Коммуникативные | Умение формулировать собственное мнение, координировать своё мнение с позициями своих партнёров, работать в сотрудничестве с другими людьми, умение грамотно вести диалог, участвовать в дискуссии. Публично представлять результаты своей деятельности и другое. |
Последовательность работы над проектом
(примерные схемы)
Технологический проект
1-й этап. Разработка проекта | ||
Для чего и кому нужен проект? | 1. Сделать подарок. 2. Подготовиться к празднику. 3. Что-то другое… | |
Что будем делать? |
| |
Как делать? |
| |
2-й этап. Выполнение проекта | ||
Воплощаем замысел |
| |
3-й этап. Защита проекта | ||
Что делали и как? |
|
Информационный проект
1-й этап. Разработка проекта | ||
Для чего и кому нужен проект? | 1. Выступить перед школьниками. 2. Выступить перед взрослыми. 3. Что-то другое… | |
Что будем делать? |
| |
Как делать? |
| |
2-й этап. Выполнение проекта | ||
Воплощаем замысел |
| |
3-й этап. Защита проекта | ||
Что делали и как? |
|
Примерные темы проектов
- Мир техники и искусства
- Волшебный мир космоса.
- Космонавты рисуют космос (например, творчество Леонова).
- Лунный город.
- Компьютеры в моём доме.
- Компьютеры вокруг нас (в магазине, аптеке, на автозаводе, в метро и т.п.).
- Человек поднялся в воздух.
- Я изобретатель (разработка или доработка несложного доступного объекта, том числе технического).
- Художник и будущее.
- Ателье «Дюймовочка» (разработка необычных костюмов, использование необычных материалов).
- Сказка подводного мира.
- Что подсказала природа мастеру, художнику.
- Культура древнего жилища (крестьянской избы, юрты, чума, иглу и др.).
И другие.
II. Мир профессий
- Кем работают мои родные.
- Профессии моего рода.
- Кем я хочу быть?
- Опасные профессии.
- Добрые профессии.
- Сладкие профессии.
- Строгие профессии.
- Музыкальные профессии.
- Людям каких профессий нужны краски?
- Поэты о труде крестьянина.
- Кто делает города (села, деревни) красивыми?
- Что произойдёт, если исчезнет профессия …(название профессии)?
- Есть ли в профессии хлебороба (или другой) красота и поэзия.
- История моей рубашки (брюк, носков, репродукции, …)
И другие.
III. Из истории техники и технологий
- История пуговицы (лампочки, кисточки, красок и т.п.).
- История происхождения любого предмета из детского окружения.
- Какие бывают часы? (о декоративном оформлении или о видах часов)
- История телевизора (радио, видео)
И другие.
IV. Великие изобретатели и ученые
- Тульский мастер Левша.
- О чём мечтал К.Э. Циолковский.
- С.П. Королёв и освоение космоса.
- Кто изобрёл радио?
- Кто изобрёл компьютер? И т.п.
- Великие произведения и изобретения Леонардо да Винчи.
- Открытия М. Ломоносова.
- Архитекторы, создавшие исторический облик моего города.
- Изобретения Архимеда в нашем доме и в современной технике.
И другие.
V. Праздники и традиции
- Традиции мастерства (об истории местных ремёсел, производств).
- Бабушкин сундучок (истории семейных реликвий).
- История нашего Кремля (городской крепости).
- Исторические здания моего города.
- Исторический костюм (костюмы разных эпох, народные костюмы).
- День рождения в нашем классе.
- Новогодняя мастерская.
- День защитника Отечества.
- 8 Марта.
- Масленица.
- День Победы.
И другие.
VI. Социальные проекты1
Направления деятельности:
- Спектакли для малышей.
- Шефская помощь малышам (дом малютки, детский дом).
- Участие в праздниках детских садов.
- Посильная помощь старикам, инвалидам, живущим по соседству.
- Подготовка и проведение праздников для пенсионеров и инвалидов (изготовление подарков, концерты).
- Участие в благоустройстве территории школы, жилых дворов.
И другие.
Журнал проектной работы.__________________________________________________
(ФИО ученика)
Этапы работы над проектом
I Погружение в проект. | |||||||
Готовый продукт. | Деятельность | Куратор | Дата выполнения. | Отметка о выполнении. | |||
Ученика | Учителя | ||||||
1.Рассмотреть темы предоставленные учителями – предметниками. Выбрать. | + | + | |||||
2. Сформулировать проблему | + | + | |||||
3. Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. | + | + | |||||
4. Сформировать сюжетную ситуацию | + | + | |||||
5. Определить цель и задачи проекта | + | + | |||||
6. Планирование деятельности по реализации проекта. | + | + | |||||
7. Определить формы будущего продукта | + | + | |||||
II Организация и осуществление деятельности. | |||||||
| + | ||||||
| + | ||||||
| + | ||||||
| + | ||||||
| + | ||||||
| + | ||||||
На этом этапе деятельность учителя носит консультативный характер. | |||||||
III Презентация продукта. | |||||||
| + | + | |||||
| + | + | |||||
| + | + | |||||
| + |
Учитель:
Куратор:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«1000 Олимпийских искр знаний» (единый олимпийский урок, посвящённый празднованию 1000 дней до игр зимней олимпиады 2014 )
Цели урока: познакомить с историей Олимпийских игр, Олимпийскими символами и традициями.развивать познавательный интерес к олимпийским играм.воспитывать патриотизм, гражда...
Сценарий мероприятия "200 дней и ночей Сталинграда"
Сценарий мерпориятия, посвященного Сталинградской битве....
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.
Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....
Сценарий школьного праздника, посвященного Дню защитника отечества "С давних пор до наших дней"
Каждый год 23 февраля наша страна отмечает День Защитника Отечества. В нашей школе был создан экспедиционный отряд «Навигатор» - который занимается историей нашего Отечества, нашего города...
От Коперника до наших дней
Презентация к уроку содержит не только учебный, но и дополнительный материал. "Карандаш" показывает обязательность записи в тетради данного пункта. К сожалению, не могу загружать все видеофрагмен...
История моды от Древнего Египта до наших дней
Во всех странах света и во все эпохи мода и её бесчисленные изменения играли большую роль в жизни человечества, они отражали всю нашу жизнь – экономику, культуру и даже политику....
Сценарий внеклассного мероприятия " Во имя тех священных дней"
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы....